Этнокультурное образование в дошкольном образовательном учреждении.
консультация по музыке (подготовительная группа) на тему

Янбахтина Алефтина Ивановна

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Янбахтина Алефтина Ивановна,

музыкальный руководитель МКДОУ

Большетавринский детский сад №1

 – филиал Сарсинский детский сад

Красноуфимского района

Этнокультурное образование в дошкольном образовательном учреждении.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определённому этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.

Поэтому приобщение ребёнка к общечеловеческим, цивилизационным ценностям начинается с познания культуры, прежде всего, своей малой Родины.

Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.

Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:

1. Материальная культура:

- основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;

- одежда (национальный костюм), украшения;

- национальные кушанья;

- транспортные средства;

-орудия труда;

- труд с учётом его специфики.

2. Духовная культура:

- народные обычаи, обряды,праздники;

- язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);

- искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).

3. Нормативная культура:

- общечеловеческие нравственные качества;

- правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трёх направлениях:

- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.);

- эмоционально воздействие (в процессе реализации первого направления – информационного насыщения – важно вызвать отклик в душе ребёнка, «расшевелить» его чувства);

- поведенческие нормы (знания, полученные ребёнком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Задачи воспитателя, музыкального руководителя – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка в доступной форме.

Этнопедагогический подход, интегрирующий достижения аксиологического и культурологического подходов должен быть конкретизирован в принципах родиноведческого подхода (С.Я. Ромашкина) с целью повышения воздействия воспитательного потенциала на дошкольников в ДОУ.

Таким образом, изучив роль и место национальных традиций в воспитании детей старшего дошкольного возраста можно утверждать следующее:

В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, музыкального фольклора, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научится осознавать себя как носителя этой культуры, этой национальности.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, выражающая сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.

Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть своего народа.

2. Ознакомление с фольклором, его различными формами (сказками, песенками, пословицами, поговорками, хороводами и т. д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка, национальной культуры. В фольклоре сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

3. Народные праздники и традиции. Именно здесь концентрируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека в их взаимосвязанности.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

Для реализации указанных направлений можно использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста самые разнообразные средства:

- общение с представителями разных национальностей;

- устное народное творчество;

- художественную литературу;

- игру, народную игрушку и национальную куклу;

- декоративно-прикладное искусство, живопись;

- музыку;

- этнические мини-музеи.

Таким образом, условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурной являются следующие:

- взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре реализацию базовой комплексной программы);

- определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развитие ребёнка, способствующие гармонизации его личности;

- использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).

Список информационных источников

  1. Андрюхина. Л.М. Этнокультурное образование. ИРРО Екатеринбург 2003
  2. Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой. – М.: Просвещение, 1975. – 251с.
  3. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности.// Педагогика, 2005 - №3. – С. 36-43
  4. Пилюпик Н.П. Национально – региональный компонент в содержании дошкольного образования. /Народное образование. – 2004. - №4 – с. 3 – 10

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурное образование в дошкольном образовательном учреждении.

методические рекомендации для воспитателей МДОУ...

«Создание этнокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении»

Концепции развития ребенка как личности, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развит...

Планирование образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55» Энгельсского муниципального района Саратовской области во второй

Аннотация к планированию образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования составлена воспитателем.В основе Планирования лежат концептуальные положени...

Этнокультурное образование в дошкольном образовательном учреждении.

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и...