Музыкально-познавательное занятие "Прогулка в космосе"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Киселева Елена Александровна

В ознаменовании первого полёта человека в космос (1961 г) в России установлена отмечаемая дата - День космонавтики 12 апреля .

Космос заполнен "океаном" электромагнитных волн самых разных частот. «Голоса» планет странным образом совпадают со звуками, которые издает человеческое тело – биение сердца и дыхание – и которые окружают нас в природе. Прослушать звуки планет можно по ссылке http://www.astrotime.ru/sound_universe.html

На  музыкальных занятиях дети научились исполнять звуки планет на различных инструментах (фортепиано, колокольчики, металлофон звуки планеты Земля; барабан, ксилофон-звезда Пульсар). Использовали и  нетрадиционные инструменты: пустые пластиковые бутылки, коробки из под соков, пластиковые трубки (имитировали звуки Сатурна). 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №2 «Булжамуур» г.Улан-Удэ*

Прогулка в космосе

Музыкально-познавательное занятие для подготовительной группы

Киселева Е.А. музыкальный руководитель

12.04.2016


Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в самовыражении. 

Программные задачи:

Образовательные:

1.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

2.Развивать интерес к науке, исследованиям.

3.Познакомить с основными понятиями астрономии

4.Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладения основными движениями).

Развивающие:

2.Развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки

3.Развивать умение правильно выполнять движения в соответствии с текстом

4.Рзвивать чувство ритма

5. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного

6.Формировать у детей правильную артикуляцию и ясное произношение слов.

Оздоровительные:

1.Продолжать упражнять детей в ходьбе по кругу по одному, парами, следить за осанкой; развивать умение переключаться с одного вида движения на другой.

Воспитательные:  

1.Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе сверстников.

2.Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к героям нашей страны.

Методы:

Игровой, наглядный, практический, творческий.

Приемы: провокация в среде, беседа, индивидуальная, групповая форма работы.

Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование, музыкальный центр, тематическое оформление зала, первый спутник Земли.

Ход занятия

  1. Водная часть

В зале  расположена «провокация в среде»- макет первого спутника Земли, изготовленный заранее одним из ребенком.

Исполняется Попевка «Здравствуйте»

Программные задачи: Петь выразительно, протягивая гласные звуки, точно интонировать, расширять певческий диапазон.

Муз.рук: (рассматривая оформление и «провокацию»)

-Ребята, а что это у нас за декорации сегодня в зале? Кто знает, что это такое?

(ответы детей)

Слайд 2.Первый спутник Земли

 -Первый спутник Земли, был запущен 4 октября 1957 года. Реакция мировой общественности на это событие была бурной. Люди на разных континентах выходили ночью из своих домов, смотрели на небо и видели, как среди привычных неподвижных звезд, одна движется. 

Слайд 3.Космическое пространство

-Наше ночное небо очень разнообразно. Многие люди, глядя на звёздное небо ясной ночью не понимают, как можно увидеть там какой-то смысл, что-то разглядеть и дать ещё этому всему название. 

Слайд 4. Памятник создателям первого искусственного спутника земли

-В Москве есть памятник создателям первого искусственного спутника земли. Он находится у станции метро Рижская. Скульптура представляет собой рабочего, поднявшего в руке первый искусственный спутник Земли.

II. Основная часть

- Ребята, а вы хотите побывать в космосе? Я предлагаю вам совершить прогулку в космос.

Фонопедическое упражнение «Ракета»

-Наш экипаж к полету готов. Внимание, займите свои места.
Проверим, все ли системы космического корабля работают.

Пристегнули ремни –                        Показываем жестом «пристегнули как в

                                                                                   автомобиле»
Проверяем топливо –                        
Педагог предлагает произнести звук «ш-ш-ш…»,. Открываем и закрываем люки. –       Делаем glissando на звук (а от C 1 октав до С 2 

                                                                                       октавы), рукой показываем «открываем»,  

                                                                              «закрываем»  
Проверяем радио –                           Произносим короткие и длинные звуки (у).

Проверяем связь-                                    Педагог раздает детям пластиковые стаканчики и

                                                                             говорим, приложив к губам:

                                                                                 «Прием, прием, Космос, это Земля и т.д.», 
–  Включаем мотор. –                       
Произносим  звук (р) и вращаем кулачками.

-Вот мы и в космосе. Посмотрите на наше ночное небо.

Слайд 5. Звездное небо

-Наше ночное небо очень разнообразно.

-Звёзды, которые кажутся нам маленькими точками, на самом деле по размерам во много раз превышают Землю. В зависимости от температуры они могут светиться разными цветами (голубым, жёлтым, красным).

Звёзды группируются в огромные массы, называемые галактиками. 

Слайд 6. Созвездие Лебедь

-Находится созвездие Лебедь в северном полушарии небесной сферы. Его яркие звёзды расположены в виде креста, который вытянут вдоль Млечного пути.

Слайд 7. Созвездия

-В мифологии лебедь неразрывно связан с Орфеем. Это певец и музыкант, поэтому, рядом на небе, расположено созвездие – Лира.

Музыкально-ритмическое движение. «Галактика»

Программные задачи: развивать умение переключаться с одного вида движения на другой в соответствии со сменой музыки. (звучит фонограмма«Тема полета» А. Рыбников. http://x-music.xyz)

- Ребята, а сейчас мы превратились в   Звезды. Мы  двигаемся, кружимся  по нашему залу как звезды в галактике, а с окончанием музыки образуем созвездия.(Лира, Ковш, Лебедь, Ящерица)

дети сцепляются за руки цепочками и замирают  различными изгибами, имитируя созвездия Звезд)

Дети садятся на стульчики.(Могут свободно сидеть на полу).

Слайд 8. Планеты

-Космос, в переводе с греческого, порядок, строй, мир-это  термин древнегреческой философии для обозначения мира как организованного и единого целого, возникшего из первородного хаоса.

 Так в нашей системе есть, по меньшей мере, 8 планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). 

Слайд 9. Ритмические формулы

-Посмотрите, какие у нас планеты. Большие и маленькие - представим, что это наши нотки - длинные и  короткие. Кто желает прохлопать  Космическую песенку.

Ритмические формулы

(чередование изображений больших и маленьких планет)

Программные задачи:

1.Проговаривать ритмические формулы (долгие  и короткие звуки)

2.Прохлопывать ритмические песенки

3.Играть на музыкальных инструментах выложенные ритмические рисунки

Слайд 10. Загадка

-Молодцы. Ну, а мы продолжаем нашу прогулку. Нам повстречалась загадка:

В небе виден желтый круг и лучи, как нити. Вертится Земля вокруг, словно на магните. Хоть пока я и не стар, но уже ученый- знаю, что-не круг, а шар, сильно раскаленный.(Солнце)

Молодцы, правильно. Солнце – самый знакомый всем людям астрономический объект. Это наша звезда, дающая нам жизнь. Множество различных объектов наполняет Солнечную систему. И все они взаимосвязаны друг с другом и одной звездой, а именно нашим Солнцем.

Слайд 11. Мы живем на планете Земля

 -А на какой планете живем мы с вами? Мы живем на планете Земля. Единственная планета, где существует сложная форма жизни.

А знаете ли вы, что в космосе нет звуков? Верно, в космосе нет воздуха, а значит нет звуков. Но космос заполнен "океаном" электромагнитных волн самых разных частот. Мы не способны воспринимать их. Наши уши электромагнитные волны регистрировать не могут. Но ученые исследовали "космические звуки», записали эти электромагнитные волны, обработали и перенесли в слышимый диапазон звуковых волн. Вот после такого преобразования мы уже сможем услышать звуки Космоса.

И сегодня мы с Вами послушаем звуки космоса. Вот так «звучит» планета Земля.(звучит фонограмма) 

Слушание музыки. Звуки планет http://www.astrotime.ru/sound_universe.html

Программные задачи:

1.Умение описывать характер мелодии.

2.Разлиать высокие и низкие, длинные и короткие звуки

-Ребята, а  что вы можете сказать о прослушанных звуках. Какие они?

Американский ученый доктор Д.Томпсон обнаружил, что «голоса» планет странным образом совпадают со звуками, которые издает человеческое тело – биение сердца и дыхание – и которые окружают нас в природе.

- Кто хочет исполнить звуки Земли на фортепиано?(по желанию дети исполняют на звуках контроктавы ритмическое биение «сердца Земли» короткими нотами (быстрая пульсация), и в 4 октаве- капли «воды» длинными нотами(медленно.)

-На каких еще можно инструментах исполнить звуки земли?(по желанию детей можно исполнить на металлофоне, ксилофоне, барабане)

Слайд 12. Звезда Пульсар

- Посмотрите. Это новая звезда Пульсар - она  вращается и издает интересные звуки. Послушайте. На что похоже?(слушаем звук Пульсара)

А теперь изобразим звук Пульсара (произносим: тк-тк-тк, вертим руками)

Слайд 13.Планета Сатурн

-В космосе большое разнообразие звуков. Послушайте звуки планеты Сатурн. И мы с вами сейчас исполним звуки Сатурна. (дуем в пустые пластиковые трубочки, коробки из под соков, пустые пластиковые бутылки, не поднося близко к губам, чем дальше, тем громче получаем звуки «ветра»)

Музыкально-ритмические движения. Оркестр шумовых инструментов. Звуки космоса.

(детям раздаются треугольник, ксилофон, металлофон барабан, трещотка, шуршащий полиэтиленовый пакет, пустые пластиковые бутылки, пакеты из под соков, свистульки и др.)

Программные задачи:

1.Самостоятельно придумывать и играть звуки космоса на шумовых инструментах различные ритмические рисунки.

2.Эмоционально откликаться.

Слайд 14 Звуки планеты Юпитер

        -Звуки Юпитера напоминают нам звуки птиц. Кто желает исполнить звуки Юпитера? (Дети исполняют звуки на русских народных свистульках, шуршат полиэтиленовыми пакетами).

Слайд 15  Пилотируемый космический корабль. Звучит фонограмма (Увертюра «Укрощение огня» Н.Петров http://www.sovmusic.ru/download.php?fname=ukroshen  ).

-Ребята, а вы знаете, кто создает космические корабли? Конечно же, конструкторы, даже был снят фильм, посвященный первому конструктору Сергею Павловичу Королеву. А Николай Петров написал Увертюру к этому фильму «Укрощение огня». Предлагаю вам под эту энергичную музыку придумать самим сценки, движения, связанные с освоением космоса. Вы можете изображать звезды, планеты, кометы, ракеты. Космонавтов, конструкторов. Кого еще? (дети предлагают свои варианты) Поехали!…

Музыкально-ритмическое движение. «Укрощение огня»

Программные задачи: развивать умение переключаться с одного вида движения на другой в соответствии со сменой музыки, самостоятельно придумывать движения.

-Молодцы, ребята. Отличные звуки и движения вы придумали и исполнили. Вот такая интересная прогулка в Космос  у нас получилась.

 III. Заключительная часть

Слайд 16. Юрий Алексеевич Гагарин

-А кто знает, как называются люди, которые летают в космос? А кто был первым космонавтом? Да, совершенно верно. Советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток-1»  стартовал с космодрома «Байконур»  и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля 12 апреля 1961 года.

-В ознаменовании первого полёта человека в космос в России установлена отмечаемая дата - День космонавтики 12 апреля

Слайд 17 Космодром Байконур

 -Космодром Байконур- первый и крупнейший в мире, расположен на территории Казахстана. Космодром –территория, предназначенная для запуска космических аппаратов в космос.

 Слайд 18 Космодром Плесецк

-В России всего 4 космодрома. Плесецк-расположен около Архангельска, в городе Мирный.

Слайд 19 Космос

-С 2011года 12 апреля празднуется как Международный праздник- День космонавтики, более чем в 60 странах.

Интересная прогулка у нас получилась, но нам пора возвращаться.

Музыкально-ритмическое упражнение на координацию речи и движения «Полет».

Программные задачи:

1.Свободная ориентация в пространстве

2.Умение координировать движение с речью

3.Переклюаться с одного вида движения на другой

 (Звучит фонограмма «Укрощение огня» Н.Петров, дети свободно стоят по залу).

– 5,  4,  3,  2,  1!                                Поднимают руки рывками через стороны.

Вот мы в космосе летим!                 Соединяют руки в «замок».

                                                                              Бегут по кругу.

Мчит ракета быстро.

Вокруг звезд мы облетели,            Кружатся.

Выйти к звездам захотели.

В невесомости плывем                  Ходят, делая плавные движения руками.

Рядом с нашим кораблем.

Снова дальше летим,                     Бегут по кругу.

В иллюминаторы глядим.

1 – 2 – 3 – 4 – 5!                               Поднимают руки рывками через стороны

Вот и дома мы опять!                    Садятся на стульчики

Слайд 20.Мы были первыми, и так будет всегда!

Понравилось вам путешествие?  Что интересного вы запомнили? На какой планете живем мы? Кто первым полетел в космос? Когда отмечают день Космонавтики?

 -А чтобы у нас оставалось хорошее праздничное настроение, мы станцуем Звездный танец «Ладошки» (Дети встают в пары-«созвездия»)

Программные задачи: выполнять танцевальные движения (пружинка, поочередные  движения руками, ритмичные хлопки, кружение в парах), ощущать музыкальные фразы.

-На этом, я говорю вам до свидания. Спасибо за внимание!

Истоники:

http://100-faktov.ru/category/nauka/astronomiya/

 http://100-faktov.ru/100-interesnyx-faktov-o-planete-saturn/

http://www.astrotime.ru/unastr1.html

http://www.cosmos-online.ru/sounds-space.html

http://kosmos-x.net.ru/index/zvuki_kosmosa/0-75  Звуки космоса

http://www.fresher.ru/2014/03/26/7-krupnejshix-kosmodromov-mira/

http://xn--n1ao.xn--80adxhks/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-познавательное развлечение: Дружно живем, танцуем и поем

Музыкально-познавательное развлечение: Дружно живем, танцуем и поем. Для знакомства детей с культурой, музыкой и ритмом народов Поволжья (удмуртов, башкир, татар, чувашей, марийцев)....

Комплексное музыкально-познавательное занятие "Край березовый, край Есенина" , с использованием инновационных технологий

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов , а именно стихотворениями С.А.Есенина. Продолжать учить детей слушать и слышать содержание художественных и музыкальных произведений, ...

«Музыкальная лаборатория» Конспект открытого музыкально-познавательного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

Интересное музыкальное занятие, в основе которого методика Карла Орфа и образная нотная грамота....

Музыкально - познавательный проект «Знакомство с музыкальными инструментами»

Целью данного проекта является желание воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами....

Музыкально-познавательное развлечение " В прошлое музыкальных инструментов"

Дети совершили путешествие во времени и узнали о том, как совершенствовались музыкальные инструменты на протяжении разных столетий....