Проект по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза
учебно-методический материал по музыке по теме

Проект  по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников

Музыкальное занятие с использованием системы Э. Жака-Далькроза

Автор-составитель: Петросян Наталия Ивановна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 143»

Тема: «Путешествие в волшебный мир балета».

            Характерные танцы из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Актуальность:

Давно известно, что музыка вызывает у людей ответную мышечную реакцию. На это естественное природное свойство обратил внимание швейцарский музыкант и педагог Э. Жак-Далькроз. Взяв за основу идею Платона о воспитании души и тела через синтез музыки и движения, он создал свою уникальную систему музыкально-ритмического воспитания. В её основу положено понятие ритма как универсального начала, творящего и организующего жизнь во всех её проявлениях и формах.

Одной из задач музыкального руководителя является организация танцевально-ритмической деятельности детей, а использование системы Э. Жака-Далькроза в развитии ритмических способностей, умений и навыков делает возможным превращение музыкальных занятий в занятия, способствующие  воспитанию музыкального вкуса и эмоционально-ценностному отношению к искусству.

Танцевально-ритмическая деятельность способствует укреплению здоровья дошкольников. Систематические занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы, органов кровообращения, дыхания, а также устраняет психологические комплексы.

Цель: Раскрыть значение образовательного потенциала системы Э. Жака-Далькроза в решении задач музыкального воспитания и организации танцевально-ритмической деятельности на музыкальных занятиях в детском саду.

Задачи:

  1. Проанализировать различную научно-методическую, психолого-педагогическую и специальную музыкальную литературу для разработки методики организации танцевально-ритмической деятельности на музыкальных занятиях.
  2. Изучить методику организации танцевально-ритмической деятельности на музыкальных занятиях с учётом возрастных особенностей дошкольников.
  3. Разработать практические рекомендации использования системы Э. Жака-Далькроза в организации танцевально-ритмической деятельности на музыкальных занятиях.

Гипотеза:

Методика организации танцевально-ритмической деятельности на музыкальных занятиях будет успешной, если:

  • учитываются возрастные особенности детей дошкольного возраста;
  • использование системы Э. Жака-Далькроза направленно на решение комплекса задач:
  • активизации восприятия музыки через движение;
  • развития музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и др.);
  • развития творческой активности (воображения, фантазии, импровизации);
  • развития коммуникативности (чувства партнёра, ансамбля, свободы общения, культуры поведения).

Принципы:

  • Принцип доступности и индивидуализации.
  • Принцип последовательности и систематичности.
  • Принцип постепенного повышения требований.
  • Принцип сознательности и активности.
  • Принцип повторяемости материала.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип положительной оценки деятельности.
  • Целостности.

Методы:

  • Словесный.
  • Наглядный.
  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Концентрический.
  • Соблюдения последовательности заданий.
  • Поисково-творческий.
  • Сопоставления и противоречия.
  • Игровой.
  • Импровизационный.

Результат:

Дети могут достигнуть:

  • обогащения духовного мира, отражённого в разных видах искусства;
  • расширения музыкального кругозора (тезауруса);
  • развития навыков танцевально-ритмической деятельности, как индивидуальной, так и коллективной;
  • приобретения навыков понимания музыкального содержания и музыкального языка;
  • развития координации движений, их метроритмическую организованность;
  • развитие импровизационных способностей, эмоциональной отзывчивости и артистичности.

Оборудование: проектор, ноутбук, фортепиано, кастаньеты, атрибуты для испанского и арабского костюмов, гирлянды цветов, фрагменты записи балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», детские музыкальные инструменты: треугольник, кастаньеты, маракасы, румбы, колокольчики, карандаши и листки бумаги для рисования.

Предварительная работа: знакомство с творчеством П.И. Чайковского, знакомство с сюжетом балета «Щелкунчик», занятия пластической импровизации, подготовка презентации. Разучивание песни «Где живут сказки» А. Ермолова и игры «Подвижные орнаменты».

Роли для детей: танцоры испанского и арабского танцев, «цветы».

Атрибуты и костюмы: испанские и арабские костюмы, гирлянды цветов, музыкальные инструменты.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал под музыку «Марша» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Музыкальный руководитель: - Здравствуйте, ребята.

Дети: - Здравствуйте.

Музыкальный руководитель: - Вам знакома эта музыка?

Дети: - Да, это «Марш».

Музыкальный руководитель: - Куда ведёт нас этот марш?

Дети: - В театр! В балет! В балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Музыкальный руководитель: - Молодцы. А кто мне скажет, что характерно для марша?

Дети: - Чёткий ритм, под эту музыку хочется маршировать.

Музыкальный руководитель: А какие ещё жанры вы знаете?

Дети: - Танец и песня.

Музыкальный руководитель: - Скажите мне, пожалуйста, когда танцуют люди?

Дети: - Люди танцуют когда им весело, когда они отдыхают. Люди танцуют в театре.

Музыкальный руководитель: - А как вы думаете, почему танцы такие разные?

Дети: - Они выражают разное настроение. Их танцуют разные народы.

Музыкальный руководитель: - Сегодня я приглашаю вас в Конфетенбург – сказочный город сластей из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Ворота в этом городе из миндального печения, луга – из леденцов, реки – из лимонада, а деревья – из шоколада и цукатов.

Показ презентации.

Музыкальный руководитель: В этом городе живут куклы, но они наделены живыми человеческими чувствами. Для каждого из жителей П.И. Чайковский сочинил свою музыку и сейчас они будут танцевать для нас.

Звучит «Испанский танец «Шоколад».

Музыкальный руководитель: - Какой характер у этого танца?

Дети: - Яркий, огненный, бравурный.

Музыкальный руководитель: - Как музыка показала нам это?

Дети: - Чётким ритмом, быстрым темпом, голосом трубы.

Музыкальный руководитель: - Да, ребята, вы всё отметили правильно. Этот танец называется «Испанский танец «Шоколад». И он действительно очень темпераментный и оживлённый. А услышали ли вы щёлкающие звуки? Это звучали кастаньеты. Кастаньеты – это ударный музыкальный инструмент, его делают из дерева или пластика. Раньше его делали из тёмного палисандрового дерева, и испанцы называли этот инструмент «каштанки», так как он очень напоминал каштаны.

Музыкальный руководитель показывает кастаньеты детям.

Музыкальный руководитель: - Давайте попробуем передать в ритме и движении те эмоции и чувства, которые в нас вызвал этот танец.

Исполнение: пластическая импровизация (часть детей отстукивает метр на кастаньетах, а другая часть танцует).

Музыкальный руководитель: - А сейчас прозвучит ещё один танец. Послушайте его и скажите, в какую страну перенесла нас музыка? Можно взять карандаш и попробовать нарисовать линию.

Звучит «Арабский танец «Кофе».

Дети: - Египет, Арабские Эмираты, Индия. Линия получилась плавная, мягкая, волнообразная.

Музыкальный руководитель: - Вы верно услышали в этом танце восточные черты. А называется этот танец арабский танец «Кофе». Какие картины возникли у вас в воображении во время слушания этой музыки?

Дети: - Всё застыло в неподвижности, зной в пустыне, танец змеи…

Музыкальный руководитель: - Да Арабский танец звучит несколько монотонно, лениво, мелодия мягкая, томная, чарующая. Какие движения можно придумать для этого танца?

Показ детьми движений.

Исполнение – пластическая импровизация «Арабского танца «Кофе».

Музыкальный руководитель: Весело было на балу! Куклы танцевали Китайский танец «Чай», русский танец «Трепак», который Чайковский называл «Русский пряник» и изящный «Танец пастушков». (Показ слайдов) Но вдруг весь зал заполнили ожившие цветы. Под звуки чарующего вальса они начали свой танец. А вы что можете рассказать о вальсе?

Дети: - Это танец плавный, под него хочется кружиться, музыка очень нежная.

Музыкальный руководитель: - Этот танец танцуют в разных странах, его звучание объединяет всех гостей в кукольном королевстве. Предлагаю вам послушать и станцевать «Вальс цветов». (Дети берут цветы.) Покажите в движениях, как вы чувствуете эту музыку. А может ли песня быть танцевальной?

А. Ермолов «Где живут сказки» - вокально-хоровая работа (распевка «Бубенчики звенят»).

Музыкальный руководитель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Подвижные орнаменты».

Игра «Подвижные орнаменты» (Под музыку дети перестраиваются и формируют композиции: круги, змейку, квадрат, линии и др.)

Музыкальный руководитель: - Какие танцы мы сегодня услышали? Как музыка выражала различия в музыкальной культуре разных стран? Из какого музыкального произведения вы услышали эту музыку?

Изобразите, пожалуйста, в рисунках музыку танцев, которые вам понравились.

Использованная литература:

1. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2009. – 400 с.

2. Кандинский А.И., Орлова Е.М. Русская музыкальная литература. Вып. III. Изд. «Музыка». Ленинградское отделение 1972 г.

3. Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 80 с.

4. Ихсанова С.В. Игротепария в логопедии: психогимнастические превращения – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 95 с.

5. Незайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Гуманит. изд. уентр ВЛАДОС, 2003. – 248 с.

6. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? : кн. для учителя – 4-е изд. дораб. М.: Просвещение, 2005. – 224 с.

7. Заднепровский Г.В. Анализ музыкальных произведений: Учеб. пособ для студ. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

8. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 272 с.

9. Наша история. 100 великих имён. Еженед. изд. Вып №4, 2010. ООО «Де Агостини»

10. Шторк К. Система Далькроза / Перев. с немецкого Р. Варшавской, под ред. и с предисл. П.П. Гайдебуров. Л.: Петроград, 1924. 134 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии ТРИЗ для формирования и развития творческих, познавательных способностей старших дошкольников"

В материале рассказывается о технологии ТРИЗ, её методах и приёмах, используемых воспитателями ДОО для формирования и развития творческих, познавательных способностей у детей старшего дошкольного возр...

«Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion»

Цель мастер-класса:  Познакомить педагогов с инновационной техникой развития музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста «body percussion»  Практическая...

статья «Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion»

laquo;Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».Б.Асафьев...

«Развитие музыкальных способностей детей на музыкальных занятиях посредством информационно-коммуникационных технологий»

В этой статье я делюсь своим опытом по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Актуальность опыта моей работы  продиктована самой практикой, использование  видеопр...

Педагогический мониторинг освоения программы по развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальная азбука» на 2022-2023г.

Педагогический мониторинг освоения программы по развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальная азбука» на 2022-2023г....