Коррекционно-музыкальное занятие "Подготовка корабля" из цикла занятий "Путешествие на остров Чувств"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Гольдшмидт Ольга Юрьевна

Открытый показ коррекционно-музыкального зантия "Подготовка корабля"  из цикла  занятий "Путешествие на остров Чувств". В занятие входят разработки авторских музыкльно-дидактических игр на развитие чувства метроритма, межполушарных взаимодейтсвий, мелкой моторики, внимания и продолжительности певческого дыхания. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цикл музыкально-коррекционных занятий

«Путешествие на остров Чувств»

Открытый показ занятия № 1 «Подготовка корабля»

Под музыку песни «Все мы моряки» музыка Л.Лядова входят дети подготовительного возраста   и встают в полукруг.

Музыкальный руководитель поет: «Здравствуйте, ребята!»

Дети: «Здравствуйте!»

Поют вместе: «Здравствуйте, гости!»

Гости: «Здравствуйте!»

М.Р. Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо /показывает  
        письмо/. Вот послушайте  /читает/

«Дорогие, ребята!

Пишут вам жители острова Чувств. У нас стряслась беда. Пересох фонтан Радости. Радость покинула наш остров, люди перестали улыбаться, стали ссориться и даже драться. Помогите нам!

                      С уважением жители острова Чувств!»

Воспитатель. Ребята, вы поняли, что случилось? /ответ детей/ Согласны помочь?..... Не забоитесь?.... Тогда на чем будем добираться до острова?

Дети…….на корабле!

Воспитатель. Хорошо, но как мы отправимся на корабле, когда его у нас нет?

Дети. Давайте его построим!

Звучит музыка «А ну-ка, песню нам пропой весёлый ветер»  

музыка И. Дунаевского

Дети строят корабль из модулей, стульев.

Воспитатель. Корабль, готов?

Дети. Да!

Воспитатель /выкладывает три таблички с надписями: «Смелый»,                
                 «Победа», «Полный вперед!»/
 Ребята, посмотрите, здесь что-то  
                  написано. Прочитайте!            

                                   /дети читают, воспитатель им помогает/

Воспитатель. Как вы думаете, что могут обозначать эти слова, эти надписи?

                         Дети отвечают……название корабля.

Конечно, вам нужно выбрать название корабля и мы  
                        отправимся в путешествие. Выбирайте!      
         
Дети выбирают название и вешают на корабль. 

Музыкальное сопровождение «А ну-ка, песню нам пропой веселый ветер»

Воспитатель. Очень хорошо! Корабль готов, название выбрали, а как вы
                       думаете, какой характер должен быть у матроса? ….                      
                       Вы, правильно думаете!  Он сильный, храбрый, мужественный,

                       внимательный, отважный, смелый, весёлый. Если мы                  
                      отправляемся с вами в путешествие, давайте проверим свои
                      силы, а заодно и потренируемся работать с канатом.

                                 Аттракцион «Перетяни канат»

     Музыкальное сопровождение  «Яблочко» русская народная музыка

Воспитатель. Хорошо потренировались. А какими вы бываете веселыми,
                     можете показать?

                                              Громче музыка играет

                                              Всех на  танец приглашает.

         Танец «Чижик – Пыжик»  коммуникативный танец

                           Музыка русская народная, слова Н.Усачева

Молодцы, вы все сильные и весёлые, поэтому достойны стать моряками на нашем корабле. Проходите, надевайте форму.

Дети под марш проходят, надевают воротники и  бескозырки и садятся на корабль.

Воспитатель. Моряки, кто сможет ответить, как называется головной убор
                     моряка?

Дети отвечают: бескозырка.

Воспитатель. Правильно, бескозырка!  Посмотрите  сюда…/держит в одной                     
           
руке  бескозырку, другой показывает ленточку/, что это у бескозырки?

Дети. Ленточки.

Воспитатель. Я хочу рассказать вам, что ленточки на бескозырках были не всегда. Когда-то матросы носили на голове неудобные широкополые шляпы.

Во время сильного ветра шляпы подвязывались шарфами. Эти шарфы морякам дарили жены, матери, невесты, сёстры. Много лет прошло, шляпы превратились в бескозырки, а шарфы – в ленточки. Вот такая история.

Поведем итоги: корабль построен, название есть, моряки готовы к плаванию. Настало время проверить работу главного двигателя и узнать поплывет  корабль или нет?

Матросы, проверить работу двигателя!

Дети. Есть, проверить! /рука к  голове (отдать честь)

                Дети под марш проходят  и встают в круг. Коррекционные упражнения проводит музыкальный руководитель

Упражнение «Море»  Э.Мошковской

Цель: развитие внимания, метроритма, чувства сильной доли,
                         межполушарных взаимодействий.

Приемы:

  • читая стихотворение, выполняют хлопки в ладоши и по коленям, отмечая сильные и слабые доли. Сильные доли в ладоши, слабые доли по коленям;
  • читая стихотворение, выполняют хлопки по телу, чередуя руки: упражнение «Счет». Начинают движение с правой руки /смотреть  описание на сайте/.                    
                                   Море, я к тебе бегу!

                                          Я уже на берегу!

                                          Я бегу к твоей волне,

                                          А волна бежит ко мне!

Воспитатель. Главный  двигатель работает исправно!

Музыкальный руководитель. А я предлагаю проверить работу насосов.        

                               Для этого нужно сесть в круг /все садятся/.

Упражнение «Волшебный круг» - передача предмета по кругу.

Дети самостоятельно  берут предмет (киндер) из корзины и передают корзину следующему ребёнку по кругу.

Цель: развитие внимания, метроритма, чувства сильной доли,
         межполушарных взаимодействий и тонкой моторики рук.

Музыкальный руководитель. Подняли правую руку, положили на плечо
       сидящего рядом соседа. Говорим слова: «У тебя я беру».    
       Приготовились! Начали!

/Использую прием для закрепления ориентировки относительно своего тела, закрепляем знание правой руки. Аналогично закрепляем знание левой руки/.

Приёмы:

  • читая стихотворение, передавать правой рукой, предмет по кругу

/ хорошо работает насос, передающий масло в главный двигатель;

  • читая стихотворение, передавать левой рукой, предмет по кругу 

/ хорошо работает насос, передающий жидкое топливо  в главный двигатель;

  • читая стихотворение, передавать предмет, чередуя руки,

/ хорошо работает насос, передающий охлажденную воду  в главный двигатель.

Воспитатель. Насосы работают исправно! Задраить иллюминаторы!

Дети. Есть! Задраить!

Воспитатель. Чтобы вода не просочилась, и корабль не пошел на дно.

Под марш дети проходят за столы, садятся друг против друга

/столы приготовлены заранее, перед каждым ребёнком лежит корабль и 8 фишек, расположенных в два ряда/.

Музыкально-дидактическая игра «Пароход» 

                                                                                  автор Гольдшмидт О.Ю.

Цель: развитие метроритма, межполушарных взаимодействий, тонкой моторики рук, ориентировки в пространстве, координации речи, музыки и движения.

          Плыл по морю чемодан, F:\Новая папка (3)\фото гор.площ\DSC01195.JPG

          В чемодане плыл диван,

          А в диване спрятан слон,

           Кто не верит, выйди – вон!/  

                   считалка

Приёмы:

  • взяли в руки пробки-ножки, (читая стихотворение, отмечаем пульсацию – сильные и слабые доли);
  • показали правую руку, закрываем иллюминаторы правой рукой;
  • показали левую руку, открываем иллюминаторы девой рукой;
  • закрываем иллюминаторы, чередуя действие то правой, то левой руки.

Все задания выполняются под музыку. Смотреть видео ролик «Пароход»

Воспитатель. Молодцы, матросы, задраили все иллюминаторы!

                        Последнее испытание корабля, нужно проверить гудок.

Дети проходят к стульям (центр пения), берут «Мышку»/маленький киндр с длинным хвостиком, пособие на выработку протяженности дыхания.DSC02961

Упражнение «Гудок» авторское пособие

/взять в левую руку коробочку, правой рукой взять нить около крышки, петь звук ровно столько, насколько хватит нити (руку, держа нить, опускать вниз).

  • пропеть звук «у», «а», следить за непрерывным дыханием;
  • пропеть на победителя, кто дольше.

Исполняют песню «Все мы моряки» музыка Л.Лядова.

      Воспитатель. Полундра! Айда,  смотреть на острова!

/называет имена детей (вы будите изображать море, остальные – чайки, все дети берут шарфы)

Звучит музыка «Вальс» Ф. Шуберта

Творческое танцевальное упражнение с шарфами

Цель:  развитие творческого воображения, фантазии через свободное  

                                 движение под музыку.

Дети – «море», стоя в маленьком кругу, спинное друг к другу, фантазируют
           руками, передают изменения в музыке;

дети – «чайки», передают изменения в музыке через движения, «летают»    
           около  моря.

Воспитатель. Долгим был у вас трудовой день, пора бы отдохнуть. Все на
            кубрик (это, где спят, отдыхают  матросы).

Дети ложатся на ковер, могут закрыть глаза.

Загадки на шумы.

«Шум ручейка», «Шум дождя», «Шум моря».

Дети слушают, отгадывают.

Цель: сохранение психического здоровья ребёнка, снятие напряжения.

Музыкальный руководитель.  Молодцы, матросы! Корабль прошел все испытания и готов к путешествию. В следующий раз мы поплывем с вами к островам и будем искать на этих островах фонтан Радости. Вот вам карта, рассмотрите её внимательно и послушайте задание. Вам нужно проложить курс к острову «Чувств». Это задание выполните в группе. /Отдает детям карту/. Попрощаемся со всеми.

Дети поют: «До свидания!»

Музыкальный руководитель. До новых  встреч, друзья!          

Задачи

Образовательные

Развивать

  • чувство метроритма и межполушарные взаимодействия через упражнения «Море» и дидактическую игру «Пароход»;

  • ритмичность выполнения танцевальных движений через танец «Чижик-Пыжик»;

  • ориентировку в пространстве через коррекционные упражнения: «Море», «Пароход»,  через танец « Чижик-Пыжик»

Формировать

  • певческие навыки через упражнения «Поймай мышку», «Игра со звуком»;
  • фонематическое восприятие через отгадывание звучащих шумов (ручей, дождь, море), через слушание вальса Ф. Шуберта и определение изменений в звучании музыки

Обогащать

  • словарь детей прилагательными: смелый, отважный, мужественный, храбрый, сильный;
  • лексический словарь: корабль, бескозырка, матрос, двигатель, насос, иллюминатор, кубрик, задраить;
  • образный словарь: нежная, быстрая, медленная, плавная, напевная

Коррекционно-развивающие

Развивать:

  • творческое воображение;
  • внимание;
  • память;
  • способствовать развитию познавательного интереса

Воспитательные

  • воспитывать дружеские отношения между детьми;
  • развивать коммуникативные навыки

Самоанализ занятия «Подготовка корабля»

В группе 10 детей из них: 3 – девочки. 7 –мальчиков.

Восемь человек посещают четвертый год детский сад. Один мальчик – первый год, одна девочка  повторно посещает  подготовительную группу. Все дети имеют общее недоразвитие речи и ст.Ф.Д. Один ребёнок имеет диагноз – синдром Арнольда Каира (аномальное развитие головного мозга I степени); у одного ребенка моторная алалия, выход в псевдобульбарную дизартрию.

  • Методическая компетентность (соответствие содержания, методов и приемов целям и задачам, возрасту детей)

Все поставленные задачи соответствуют возрастным особенностям детей с ОНР. Мною были применены основные методы и приёмы: наглядный, словесный и практический, так как эти методы имеют свою специфику и способствуют повышению эффективности обучения.  Использование наглядных методов и применение наглядности в обучении детей с проблемами речи, расширяет возможность познания. Так как наглядный метод воздействует на все органы чувств,  поэтому я широко использовала наглядный материал, который доступен детям,  понятен, соответствует гигиеническим нормам, эстетичен, привлекателен.

  • Нестандартность в организации и обусловленность выбора содержания

Все задания объединены одним сюжетом, т.е. представляют собой – большую игру, и состоят из мелких дидактических игр. В коррекционно-педагогической работе  придерживаюсь, мнения Н.М.Назаровой, и поэтому сочетаю наглядные методы с практическими методами. В основе предметно-практического обучения лежит специальная музыкально-дидактическая среда, которая стимулирует познавательный интерес детей с ОНР, стремление их к общению, к совместной деятельности. В ходе этой деятельности у детей развиваются навыки речевого общения, учебно-познавательной деятельности, сенсомоторный опыт.

  • Мотивация детей к деятельности и сохранение интереса в течение всего временного отрезка

На протяжении всего занятия поддерживался стойкий интерес к деятельности, так как это важно для детей логопатов:

  • письмо (от жителей острова Чувств);
  • музыкально-дидактические игры: «Море», «Пароход», «Волшебный круг»,  так как игра является методом стимулирования музыкальной деятельности и служит прекрасным средством активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышает их интерес к окружающему миру;
  • занимательные  упражнения в центре пения: «Игра со звуками», «Поймай мышку»;
  • создание ситуаций эмоциональных переживаний: перетягивание каната, слушание музыки «Вальса»

Ф. Шуберта, передача настроения музыки в движении;

  • метод поощрения, подбадривания «глаза в глаза»;
  • создание ситуации успеха – важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушениями в развитии. Это использование выученного материала: песня «Осень» и коммуникативный танец  «Чижик-Пыжик».
  • Адекватность стиля взаимодействия с детьми группы
  • демократический стиль отношения с детьми;
  • индивидуально-дифференцированный подход в обучении.

В данном занятии вы смогли наблюдать интеграцию образовательных областей:

  • познавательное развитие (рассказ о бескозырке, беседа о корабле, сенсорное развитие – развитие познавательной мотивации, познавательных действий);
  • социально-коммуникативное (построение корабля, танец «Чижик-Пыжик», коррекционно-развивающие упражнения – развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий);
  • художественно-эстетическое развитие (чтение стихов, самостоятельное придумывания танца под музыку вальса – развитие предпосылок ценностно-смыслового  восприятия  и  понимания    произведений    искусства словесного, музыкального, изобразительного; реализация самостоятельной творческой деятельности детей);
  • физическое развитие (приобретение опыта в двигательной деятельности детей связанной с выполнением упражнений,  направленных на развитие  таких физических качеств, как координация движений, крупной и мелкой моторики обеих рук:  упражнение «Море», музыкально-дидактическая игра «Пароход»,  «Волшебный круг», танец «Чижик-Пыжик»).

Общая культура

Моя речь понятна, грамотна, указания чёткие, лаконичные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной коррекционно-музыкальной деятельности в группе раннего возраста на тему: «Жучка в гости к нам пришла»

Целью коррекционно-музыкальной деятельности является:Расширять   представления о домашних животных и птицах: знать и называть корова, лошадь, петух, свинья, кошка, собака; активи...

Организация совместной коррекционно-музыкальной деятельности в группе раннего возраста на тему: «Жучка в гости к нам пришла»

Целью коррекционно-музыкальной деятельности является:Расширять   представления о домашних животных и птицах: знать и называть корова, лошадь, петух, свинья, кошка, собака; активизирова...

Конспект коррекционно-музыкального занятия в средней группе (подгруппа: дети с ЗПР)

Конспект совместного занятия учителя-дефектолога и музыкального руководителя...

Статья: “Коррекционные музыкально-игровые занятия в работе с детьми с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата”.

Дети дошкольного возраста с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата так же, как их нормально развивающиеся сверстники, эмоционально отзывчивы на музыку. Под влиянием впечатлений, вызванных музы...

Статья: “Коррекционные музыкально-игровые занятия в работе с детьми с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата”.

Дети дошкольного возраста с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата так же, как их нормально развивающиеся сверстники, эмоционально отзывчивы на музыку. Под влиянием впечатлений, вызванных музы...

Занятие "Остров чувств"

Развитие эмоциональной сферы у ребенка- одно из важнейших направлений в работе педагога-психолога....

Конспект коррекционно-музыкального досуга на тему : «Мы любим цирк» для детей старшего дошкольного возраста.

Занятие, целью которого является расширение  представления о цирке, как виде зрелищного искусства....