Инструментарий для проведения мониторинга художественно-эстетического развития "Музыка"
методическая разработка по музыке на тему

Гончаренко Дина Юрьевна

Диагностические карты для проведения мониторинга музыкального развития детей дошкольного возраста

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 №37 «КОЛОКОЛЬЧИК»

 

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (МУЗЫКА) ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила:

       Д.Ю. Гончаренко,

музыкальный руководитель

г.Сургут

МОНИТОРИНГ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «МУЗЫКА»

 ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-4 года)  

ВОСПРИЯТИЕ

Цель

Методика проведения

Уровни музыкального развития ребенка

Баллы

Оборудование

1.Выявить умение ребенка эмоционально отзываться на музыку контрастного харак-тера (плясовая – колыбельная)

Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и наблюдает за его эмоциональными проявлениями;

Предлагает выбрать соответствующую настроению картинку

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Картинки

2.Выявить умение ребенка слышать и различать двух-частную музыку.

Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и просит ребенка рассказать, как звучала музыка.

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Картинки с изображением мишки и зайчика

3.Определить умение ребенка различать высокие и низкие звуки в пределах октавы.

Педагог говорит ребенку, что сегодня утром, он слышал, как птичка мама разговаривала со своим сыночком. Вот так пела птичка мама (играет), а вот так ей отвечал сыночек (играет). Послушай и скажи, кто сейчас поет (играет низкий – высокий- низкий).

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Дидактическая игра «Птичка-мама и птенчик», металлофон.

ПЕНИЕ

4 .Выявить умение ребенка петь без напряжения в одном темпе со всеми, передавая характер песни

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню вместе с другими детьми

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

5. Выявить умение ребенка менять движения на смену  двухчастной музыки.

Педагог исполняет произведение 2х частной формы и предлагает ребенку  подвигаться в соответствии с характером.

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

7.Выявить умение ребенка ритмично маршировать и выполнять простейшие плясовые движения (притопы, хлопки, прямой галоп)

Педагог предлагает ребенку прослушать музыку, затем снова исполняет произведение и предлагает ребенку пошагать, выполнить притопы, ритмичные хлопки.

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

8. Выявить умение ребенка ориентироваться в пространстве (двигаться в хороводе, в парах)

Педагог исполняет произведение и предлагает детям подвигаться в хороводе и парами.

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО и ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

9.Определить умение передавать метрическую пульсацию  музыки на детских музыкальных инструментах  

Педагог предлагает ребенку послушать музыкальное произведение, а затем исполнить на бубне (барабане, погремушках) музыку вместе.

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Барабан, бубен, погремушки

10. Выявить умение ребенка проявлять инициативу и самостоятельность при выборе способов действий для передачи того или иного образа

Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку изобразить тот или иной образ.

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Картинки с изображением образа или игрушки

МОНИТОРИНГ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «МУЗЫКА»

 ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет)  

ВОСПРИЯТИЕ

Цель

Методика проведения

Уровни музыкального развития ребенка

Баллы

Оборудование

1. Выявить умение ребенка эмоцио-нально отзываться на музыку разного характера

Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и наблюдает за его эмоциональными проявлениями;

предлагает выбрать карточку с соответствующим выражением лица

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Дидактическая игра «Весело-грустно»

2. Выявить умение ребенка узнавать знакомые песни по мелодии, проявление музыкальной памяти

Педагог предлагает ребенку прослушать знакомую мелодию песни в исполнении на фортепиано, при затруднении напеть ее без слов или обратить внимание на иллюстрации, связанные с образом знакомых песен

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Фортепиано

Картинки  и иллюстрации к песням, карточки с изображением образов

3.Определить умение ребенка различать высокие и низкие звуки в пределах сексты, септимы

Педагог говорит ребенку, что сегодня утром, он слышал, как птичка мама разговаривала со своим сыночком. Вот так пела птичка мама (играет), а вот так ей отвечал сыночек (играет). Послушай и скажи, кто сейчас поет (играет низкий – высокий- низкий).

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Дидактическая игра «Птица-мама и птенчик»

ПЕНИЕ

4.Выявить умение ребенка петь без напряжения

Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Иллюстрации к песне

5. Выявить умение ребенка слышать вступление, начинать петь со взрослым и самостоятельно

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Иллюстрации к песне

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

6. Выявить умение ребенка менять движения в соответствии с формой и характером музыки

Педагог исполняет произведение 2х частной формы и предлагает ребенку подвигаться.

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

 3

2

1

7.  Выявить умение ребенка выполнять танцевальные движения: пружинку, подскоки, кружение, координировать свои движения с партнером: движения парами по кругу, кружение в парах

Педагог исполняет произведение и предлагает детям выполнить движения по одному и в парах

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

 3

2

1

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

8. Выявить умение ребенка проявлять инициативу и самостоятельность при выборе способов действий для передачи того или иного игрового образа.

Педагог исполняет произведение и просит ребенка изобразить тот или иной образ.

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Картинки с изображением образа или игрушки

9. Выявить умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне

Педагог  предлагает ребенку прослушать ритмический рисунок и исполнить его на ударном инструменте самостоятельно и в небольшом ансамбле

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Деревянные ложки, погремушки, барабан, металлофон

10.Выявить умение различать тембры отдельных музыкальных инструментов

Предлагается прослушать в аудиозаписи звучание гармони, скрипки, балалайки, пианино, звучащие за ширмой инструменты: барабан, бубны, ложки, колокольчики

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Картинки с изображением музыкальных инструментов, дидактическая игра «Угадай, на чем играю»

МОНИТОРИНГ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «МУЗЫКА»

 ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет)  

ВОСПРИЯТИЕ

Цель

Методика проведения

Уровни музыкального развития ребенка

Баллы

Оборудование

1. Выявить умение детей определять музыкальный жанр (танец,  песня,  марш)

Педагог предлагает ребенку прослушать произведения и определить их жанр – выбрать соответствующую картинку из игры

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Дидактическая игра «Что делают в домике?»

2.Выявить умение ребенка различать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка)

Педагог предлагает ребенку прослушать отрывки музыкальных  произведений и выбрать соответствующие картинки из «Музыкального магазина»

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Дидактическая игра «Музыкальный магазин»

3.Проявление музыкальной памяти – узнавание музыкального произведения

по вступлению,

по мелодии

Педагог предлагает ребенку прослушать вступление произведения или мелодию знакомой песни в исполнении на фортепиано, металлофоне и узнать знакомую музыку. При затруднении – выбрать из трех картинок одну, соответствующую характеру данного произведения

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Аудиозаписи, фортепиано, металлофон,

картинки  и иллюстрации к пьесам и песням

4. Выявить умение ребенка различать звуки по высоте (в пределах квинты), направление движения мелодии (вверх-вниз)

а)Педагог проигрывает мелодию на металлофоне или фортепиано, предлагает ребенку определить, куда решил идти ежик по лесенке (вверх или вниз)

б)Проигрываются звуки в пределах квинты – ребенок определяет, на какой ветке поет птичка – верхней или нижней

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Дидактическая игра «Лесенка», металлофон, фортепиано, игрушка-ежик, птичка, елочка

ПЕНИЕ

5.Выявить умение ребенка петь без напряжения, напевно; своевременно начинать и заканчивать пение в сопровождении музыкального инструмента

Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Иллюстрации к песне

6. Определить, владеет ли ребенок хорошей дикцией и правильным дыханием

Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песню

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

7. Выявить  умение ребенка выразительно и ритмично двигаться в соответствии с ха-рактером музыки, регистром, динамикой

Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться в соответствии с характером.

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

8.Выявить умение ребенка реагировать на смену частей музыкального произведения, фраз, ориентироваться в пространстве

Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

9. Выявить владеет ли ребенок достаточным для своего возраста объемом танцевальных движений

Звучит танцевальная музыка, педагог предлагает ребенку выполнить танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

 МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

10. Выявить умение ребенка действовать не подражая другим с воображаемым предметом, инсценируя песни, хороводы, придумывая движения к знакомым песням

Педагог предлагает ребенку  придумать и показать движения с воображаемым предметом (цветком, платочком, воздушным шариком и т.д.); придумать движения к знакомым песням

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Атрибуты: цветы, платочки, шарики и т.д.

11. Выявить способность ребенка сыграть простую мелодию с поступенным и скачкообразным движением (от малых до больших интервалов), отметить ритмичность исполнения на шумовых музыкальных инструментах

а) Педагог предлагает ребенку спеть и  сыграть попевку на металлофоне, обращаясь за помощью к наглядному пособию «Попевки в картинках»

б) Определить ритмичность подыгрывания на шумовых музыкальных инструментах

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Металлофон, дидактическое пособие «Попевки в картинках»;

Шумовые музыкальные инструменты

МОНИТОРИНГ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «МУЗЫКА» ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет)  

ВОСПРИЯТИЕ

Цель

Методика проведения

Уровни музыкального развития ребенка

Баллы

Оборудование

1. Выявить умение детей определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, танец, песня) и инструмент, на котором оно исполняется

А) Предложить прослушать произведение и поднять выбрать соответствующую жанру карточку;

Б) Выбрать соответствующие карточки с изображением музыкальных инструментов к игре «Музыкальный магазин»

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Дидактические игры «Марш, танец, песня»;

«Три танца»

Наглядное пособие «Три кита»; дидактическая игра «Музыкальный магазин»

2.Определить умение детей различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев)

Педагог предлагает ребенку прослушать музыкальное произведение и выполнить соответствующие определенной части условные ритмические движения

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

3.Выявить проявление эмоционального отклика и внимания при слушании музыки, умение активно высказываться о музыке

Предложить прослушать произведение, следить за реакцией, вниманием, эмоциями ребенка; попросить рассказать о музыке;

Подобрать соответствующую настроению карточку из игры

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Дидактическая игра «Весело-грустно»

4.Выявить умение ребенка выделять отдельные средства выразительности музыки: темп, динамику, регистры

Предложить прослушать произведение, выбрать соответствующие карточки в играх

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Дидактические игры: «Звенящие колокольчики»,

«Медленно-быстро», «Море»

5.Определить умение ребенка слышать в музыке изобразительные моменты, узнавать характерные образы

Предложить прослушать произведение и попросить ребенка выбрать соответствующую музыкальному образу картинку

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Дидактическая игра «Узнай произведение», картинки к музыкальным произведениям

6.Выявить умение ребенка различать разнообразие музыкальных инструментов в их сольном и оркестровом звучании, по внешнему виду

Предлагается прослушать в аудиозаписи звучание музыкальных инструментов, определить звучание солирующих в оркестре, найти картинку с изображением соответствующего инструмента

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Дидактическая игра «Музыкальные загадки»

ПЕНИЕ

7. Выявить умение ребенка петь выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание)

Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Иллюстрации к песне

8. Выявить умение ребенка чисто ин-тонировать с музы-кальным сопровождением

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Иллюстрации к песне

9. Выявить умение ребенка выполнять певческую установку: сохранять правильное положение корпуса при пении, свободно артикулировать, правильно распределять дыхание

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

10. Выявить умение ребенка выразительно и ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, музыкальными образами

Педагог исполняет произведение и просит отметить в движении особенности музыкального языка: характер музыки, начало и окончание движения, акценты, музыкальные фразы и т.д.

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

11. Выявить умение ребенка передавать в движении ритмический рисунок, самостоятельно начинать движение и менять его в соответствии со сменой частей музыки

 Педагог предлагает ребенку исполнить знакомый танец или ритмическую композицию

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

12. Определить, владеет ли ребенок достаточным  для своего возраста объемом движений (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп)

Звучит танцевальная музыка, педагог предлагает ребенку выполнить танцевальные движения, называя их

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Атрибуты к танцам: шары, обручи, цветы и т.д.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

13. Выявить умение ребенка выражать самые разнообразные эмоциональные переживания и настроения в соответствии с музы-кальным образом, самостоятельно выбирать способы действий (движе-ния, походка, мимика, жест) для передачи харак-тера различных персонажей

Педагог предлагает ребенку придумать варианты образных движений в песне, игре, в хороводе

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Сюжетные картинки

14. Выявить уровень владения навыками сольного и ансамблевого музицирования.

Педагог предлагает: а) исполнить на металлофоне знакомую попевку,

б) группе детей сыграть плясовую

  • оптимальный
  • достаточный
  • низкий

3

2

1

Ударные музыкальные инструменты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические карты (мониторинг) художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Развитие музыкальности – одна из наиболее актуальных задач детей дошкольного возраста, так  как дошкольный возраст, сенситивный период для ее становления. Педагогу для успешного формирования музы...

Инструментарий для проведения мониторинга в подготовительной группе

Материал  для проведения мониторинга в подготовительной группе по программе "От рождения до школы" по пяти образовательным областямю...