Музыкально-дидактические игры, старший возраст.
картотека по музыке (старшая группа) на тему

Ремхе Елена Владимировна

Музыкально-дидактические игры, старший возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starshiy_vozrast.doc50 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры на ритм, старшая группа

 «Слушай и повтори».

Ход игры: Дети свободно располагаются на ковре, у каждого в руках музыкальный инструмент. Педагог проигрывает на ложках или на ксилофоне простой ритмический рисунок, предлагает детям повторить его. Ведущим может быть ребенок.

«Песня гриба».

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Эхо» и дает установку на запоминание ритма и пропевание слов в тексте. У каждого ребенка в руках музыкальный инструмент.

 Текст песни: Дождь идет… дождь идет,

 Дождь грибной… дождь грибной.

 Я расту… я расту

 Под сосной… под сосной.

 Лес притих…. Лес притих

 Под дождем… под дождем.

 Еж сидит… еж сидит

Под кустом … под кустом.

 «По какому предмету стучу? »

Цель: Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровай и ритмический слух.

 Ход игры: На столе за ширмой лежат деревянные палочки, треугольник, коробочки с горохом. Дается установка на восприятие шумовых звуков.

 Надо музыку послушать, инструменты подобрать.

 Их звучание запомнить и по тембру различать.

 Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шуман, «Сарабанда» А. Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперы «Орфей в аду».

 При повторном слушании музыкальных пьес дети сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, втряхиванием коробочек, ударами в треугольники. Шумовое звучание соответствует характеру музыкальных произведений.

«Передай ритм».

Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.

 Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.

 «Музыкальные стульчики».

Цель: Развивать творческую активность детей, их слуховую память, учить точно, воспроизводить ритмический рисунок.

 Ход игры: Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.

«Барабанщики».

Цель: Развивать творческую активность детей, слуховую память, чувство ритма.

 Ход игры: Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлапывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают барабан. Он идет впереди колонны и играет на барабане.

«С кем дружит зайчонок? »

Цель: Формировать у детей слуховые ощущения фразы, ее начало и окончание. Сохранять темп движений на протяжении всей игры, развивать чувство ритма.

 Ход игры: Дети стоят в кругу лицом друг к другу (в руках у детей музыкальные инструменты). Педагог держит зайчонка в руках и со словами идет по кругу с внешней стороны.

 Зайка – верный, добрый друг, к нам пришел играть он в круг.

 С кем он дружит, назовите, никого не пропустите.

 В конце первого предложения педагог останавливается напротив кого-нибудь из детей и лапкой зайчонка дотрагивается до одного игрока. Остальные называют его имя (например, «с Сашей»). Ребенок отстукивает на инструменте ритм, дети его повторяют. На второе предложение по кругу с игрушкой идет «Саша» и лапкой зайчонка дотрагивается до одного из игроков. Дети называют имя этого участника игры и т. д.

«Какая бывает зима».

Цель: Развивать творческую активность детей, учить передавать на музыкальном инструменте простой ритмический рисунок, одновременно пропевая слова.

 Ход игры: В центре круга на детском стуле стоит игрушечный слон и колокольчик. Взявшись за руки, дети двигаются по кругу со словами:

 Слон совсем не знает, какой зима бывает.

 К кому колокольчик придет, тот ответ слону дает.

 Ребенок, остановившись напротив слона, берет колокольчик и передает ее по кругу на сильную долю музыкального произведения в четырехдольном размере и умеренном темпе. При этом он пропевает приметы зимы, например, «снежная, холодная, белая и т. д. », одновременно играя на колокольчике.

 Разучивание игры начинается с подготовительного упражнения на развитие метра, в дальнейшем – перейти к пропеванию признаков существительного.

 «Ритмический оркестр».

Цель: Формирование у детей способности к объединению различных видов деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах). Основываясь на полученные ранее знания.

 Ход игры: Педагог разбивает детей на 4 равные подгруппы (по 4-6 человек, каждая их которых образует сторону квадрата. В руках у каждой группы однородные ударные инструменты (1-я – бубны, 2-я – ложки, 3-я – маракасы, 4-я – трещотки). В центре квадрата из подгрупп стоит дирижер.

 Все дети исполняют песню «Андрей-воробей». По указанию дирижера, обращенному к какой-либо подгруппе детей, она исполняет данную фразу песни и играет на музыкальных инструментах. Усложнять игру можно ускорением темпа, а также использованием одновременного звучания всего оркестра.

 Педагог должен обратить внимание на то, чтобы пение детей было протяжным, спокойным. При сочетании пения с игрой, игра не должна заглушать пение. В качестве дирижера сначала выступает педагог, а потом любой ребенок по желанию.

«Шаг и бег».

Цель: Дать детям представление долгих и коротких звуках.

 Ход игры: Педагог дает детям прослушать марш и предлагает определить, что удобнее всего делать под эту музыку. После ответа детей педагог предлагает им прослушать под эту же музыку, произнося слово «шаг-шаг-шаг». Детям предлагается повторить то же самое, заменив «шаг» более удобным слогом «та». Далее педагог демонстрирует детям графическое изображение слога «та».

 Звучит аудиозапись с музыкой для легкого бега, и педагог предлагает детям определить, что удобнее всего делать под музыку. После ответа педагог предлагает детям пробежать на носочках, говоря слово «бег-бег-бег». Детям предлагается повторить то же самое, заменив неудобное слово «бег» на короткие слоги «ти-ти». Затем педагог демонстрирует детям графическое изображение слога «ти-ти».

 Примечание: Графические обозначения звуков по длительности по усмотрению педагога. Музыкальные фрагменты в аудиозаписи должны звучать не более 30 с. Движения шагом и бегом можно заменить хлопками, шлепками или притопами.

«Имена и ритмы».

Цель: Развитие у детей чувства ритма.

 Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть, стараясь выполнять все, что будет предложено. Педагог: «Сколько слогов в имени Клим? (Сколько раз открывается рот, столько и слогов, правильно) Если слоги заменить хлопками, сколько хлопков придется на имя Клим? Конечно, один. А сколько слогов в имени Оля? Верно, два. Какой слог в имени Оля ударный, а какой безударный? (Для того, чтобы определить ударный, пропойте имя, сразу догадаетесь, потому что ударный слог всегда будет долее протяжным.) Разумеется, ударный слог в слове Оля – первый. Какой же хлопок должен быть сильнее, если первый слог ударный? Да, первый хлопок соответствует ударному слогу и поэтому должен быть сильнее, чем второй.

 Давайте заменим хлопки в записи вот такими значками-черточками (показывает обозначение долгого и короткого звуков) ».

 Педагог предлагает детям прохлопать и пропеть имя Оля, Наташа. Затем детям предлагается пропеть и прохлопать свое имя, найти графическое обозначение, подходящее к его имени.

«Прогулка».

Цель: Развитие чувства ритма.

 Ход игры: Дети рассаживаются вокруг взрослого, у каждого из них муз. молоточки.

 «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», - взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, - продолжает педагог. Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так! » Частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю», - педагог вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок. Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождик. Сначала это были маленькие редкие капельки, а потом начался сильный ливень» - педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. «Испугались ребята, побежали домой».

 Примечание: Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки, металлофон или ксилофон.

«Веселый паровозик».

Цель: закреплять у детей знания о длительности звуков.

 Демонстрационный материал: паровозик с вагончиками, в каждом окошечке изображен ребенок. Окна прорезаны по контуру справа, слева, внизу и по верхнему сгибу отгибаются вверх. Открывается изображение ноты по длительности (целая, половинная, четвертная, восьмая) .

 Ход игры: Педагог: Вот – смотрите паровоз, он вагончики повез.

 Путь у него дальний, ведь поезд музыкальный.

 Вызванный ребенок открывает любое окошко, показывает ноту, называет ее и пропевает. Все дети повторяют задание. Или все поют попевку, называя имя ребенка, который будет выполнять задание. «Ноту Катенька везет, Свою песенку поет». Названный ребенок открывает выбранное им окошко, определяет и называет по длительности. Все отхлапывают и пропевают на слоги «ля» длительности нот.

«Сладкое дерево».

Цель: Закреплять знания детей о длительности звука.

 Демонстрационный материал: Фланелеграф; игровое поле с изображением дерева, к веткам прикреплены на веревочках «конфеты», на обратной стороне которых изображены ноты различной длительности.

 Ход игры: Педагог: На большой зеленой ветке – музыкальные конфетки.

 Как конфетку повернешь – звук чудесный пропоешь.

 Вызванный ребенок поворачивает «конфетку» и называет длительность ноты, затем все ее пропевают на слоги «ля».

 Педагог: Посмотрите, наша детки, - это сладкие конфетки.

 Дети отхлапывают ритмический рисунок попевки, отстукивают на металлофоне и выкладывают его полосками на карточках.

«Сосульки».

Цель: Развивать слуховую память, тембровый, ритмический слух.

 Ход игры: Дети делятся на три группы по 4-5 человек в каждой.

 Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап».

 Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап-кап-кап».

 Третья группа – на счет шестнадцатыми: движения пальчиками вверх-вниз, произносят слова «кап-кап-кап-кап».

 Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы соединяются.

 Примечание: Можно использовать музыкальное сопровождение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально- дидактические игры Старший возраст

Музыкально- дидактические игрыСтарший возраст...

Перспективное планирование музыкально – дидактических игр для старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование музыкально – дидактических игр для старшего дошкольного возраста...

Картотека Музыкально-дидактических игр для старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений на развитие чувства ритма, речи, мышления, внимания....

"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...

Музыкально-дидактические игры старший возраст

Музыкально-дидактические игры старший возраст...

Картотека музыкально-дидактических игр для старшего возраста

Музыкально-дидактические игры для старшего возраста на развитие тембрового слуха....