Конспект организованной образовательной деятельности для старшей группы на тему: «Сказочный образ Бабы-Яги»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Гафарова Гузалия Шарипяновна

Дать представление о художественном образе Бабы-Яги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnyy_obraz_baby_yagi.docx20.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект организованной    образовательной деятельности для

старшей группы

на тему: «Сказочный образ Бабы Яги»

Музыкальный руководитель:

Гафарова Г.Ш.

Цель: формировать представление о художественном образе Бабы Яги.

Задачи:

- учить определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги посредством восприятия произведений изобразительного и музыкального искусства;

- учить различать средства музыкальной и изобразительной выразительности на примере образа Бабы Яги;

-  учить сравнивать музыкальные и изобразительные произведения с похожими названиями, находить черты сходства и различия;

-  формировать умение выражать характер сказочного образа в продуктивной деятельности: через игру на музыкальных инструментах, двигательную импровизацию, изобразительную деятельность;

-  развивать мышление, воображение и творческие способности.

Материалы: художественные произведения: «Руслан и Людмила» (А. Пушкин), «Народные русские сказки» (А. Афанасьев); музыкальные произведения: «Сказочка» (А. Прокофьев); «Баба Яга (П. Чайковский, А. Лядов); «Избушка на курьих ножках» (М. Мусоргский); изобразительные: «Избушка на курьих ножках», «Баба Яга» (В. Васнецов); клубок, портрет композиторов и художников, краски, карандаши, альбомная бумага, музыкальные инструменты.

Дети входят в зал под песню  «В мире много сказок»

Воспитатель по изодеятельности. Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

Дети. Клубок.

Воспитатель по изодеятельности. Скажите, для чего в русских народных сказках использовался клубок?

Дети. Чтобы показать правильную дорогу, не заблудиться.

Воспитатель по изодеятельности. Правильно, давайте, и мы попросим показать нам верную дорогу. Катись-катись, клубок, покажи нам дорогу. (Клубок катится к столу, на котором лежит книга с красивой обложкой.) Посмотрите, какая красивая книга. В ней, наверное, живут сказки. Ребята, а вы любите сказки?

Дети. Да!

Воспитатель по изодеятельности. Когда я была маленькой, я тоже любила сказки. Сказки придумывались русским народом давным-давно. Из поколения в поколение люди передавали их друг другу. А вы знаете, как они их передавали?

Дети. Люди рассказывали их своим детям, а дети — своим детям, а позже сказки стали печатать в книгах, а теперь снимаются  фильмы и мультфильмы.

Воспитатель по изодеятельности. Правильно, а еще сказки можно писать стихами. Послушайте отрывок из сказки А. Пушкина «Руслан и Людмила». (Читает под музыку М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках». Демонстрирует иллюстрацию картины «Избушка на курьих ножках» В. Васнецова.) Посмотрите ребята, сказку можно написать не только в прозе, стихах, изобразить в мультфильмах, но и представить в произведениях живописи. Эта картина называется «Избушка на курьих ножках», a написал ее уже известный нам художник В. Васнецов. Какое настроение хотел передать нам художник? Дети отвечают.

Художник передал страшное, настороженное и в какой-то степени нереальное, сказочное настроение. А давайте посмотрим, как художник добился этого. Какой лес изображен на картине?

Дети отвечают.

Я согласна, избушку окружает густой дремучий лес. Деревья повалены. Даже нигде листик не шелохнется, птица не пропоет, зверь не пробежит. Этот лес сразу создает настроение настороженности. А какие краски использовал художник? Как он передал сказочность, необычность избушки?

Дети отвечают.

Ребята, как вы думаете, кто живет в этой избушке?

Дети. Баба Яга.

Воспитатель по изодеятельности. Какой характер у Бабы Яги описывается в русских народных сказках?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. Ребята, сказочный образ можно передать и в музыке. К образу Бабы Яги обращались разные композиторы. Послушайте пьесу Петра  Ильича Чайковского «Баба Яга».

Дети слушают пьесу.

Музыкальный руководитель:  Какая была музыка и как в ней изображена Баба Яга?

Дети: Музыка тревожная, стремительная, пугающая Баба яга злая, страшная.

Музыкальный руководитель: Композитор Петр Ильич Чайковский пытался передать злой, неприятный образ. В начале музыки можно понять, что она еле идет, ковыляет. Как вы думаете, что у нее в руках?

Дети: Метла.

Музыкальный руководитель: А во второй части Баба Яга ворчит, что-то замышляет, колдует. В третьей — появляются резкие звуки. Баба Яга улетает, поднимается все выше и выше. На чем она может подняться высоко вверх?

Дети: Ступа.

Музыкальный руководитель: А теперь послушайте, она спускается вниз, ругается, ворчит. А в конце мелодии композитор изображает исчезновение Бабы Яги. Музыка это очень ярко показывает. О Бабе Яге написал музыку и другой русский композитор — Анатолий Константинович Лядов. Он писал музыкальные картинки для исполнения оркестром. Звучит фонограмма.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, какой Баба Яга изображена в этой музыке, с каким характером?

Дети: Музыка шутливая, смешная,.

Музыкальный руководитель: В этой музыке есть оттенок юмора, смешливости. Эта музыка уже не такая страшная. А теперь давайте попробуем ее исполнить вместе с оркестром на детских музыкальных инструментах.

Дети выполняют.

Музыкальный руководитель: Понравилось вам ваше исполнение?

Дети. Да!

Музыкальный руководитель. Хороший был оркестр. Вы постарались слушать музыку, реагировали на громкость звучания, интонацию. Композитор Модест Петрович Мусоргский написал немного другую пьесу. Он назвал ее «Избушка на курьих ножках». А история создания ее была такая: композитор был на выставке у своего друга художника  Николай Дмитриевич Бартман. Этот художник нарисовал эскиз, где изображены часы в форме избушки на курьих ножках. Но эта избушка выглядит очень доброй. И вот Мусоргский решил рассказать в музыке о том, какая настоящая Баба Яга, какая она может быть, что она по-настоящему чувствует, когда ее никто не видит. А сейчас мы с вами попробуем изобразить под музыку избушку, Бабу Ягу и деревья. Слушайте внимательно музыку, она вам подскажет, когда должна появиться Баба Яга, что должны делать избушки и деревья.

Выбираются четыре избушки, четыре Бабы Яги, остальные дети деревья. Двигательная импровизация детей.

А сейчас послушайте, как сказочник А. Афанасьев описал свою Бабу Ягу: «Баба Яга вышла во двор, свистнула. Перед ней появилась ступа с пестом и помелом. Баба Яга села в ступу, выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает да как закричит: "Фу-фу, здесь русским духом пахнет! Кто здесь?"». А сейчас ответьте, пожалуйста, в каком из трех музыкальных произведений Баба Яга самая злая и страшная?

Дети :У Петра Ильича Чайковского.

Воспитатель по изодеятельности. Ребята, вы послушали и обсудили, как композиторы изобразили образ Бабы Яги. А теперь давайте вернемся к произведениям живописи. Я хочу вам показать еще одно произведение В. Васнецова — «Баба Яга». Скажите, что делает Баба Яга на этой картине? Какая она?

Дети. Злющая.

Воспитатель по изодеятельности. Как вы догадались, что она злющая?

Дети отвечают.

А как художник помог нам понять, что Баба Яга злая?

Дети отвечают.

К какому музыкальному произведению больше всего подойдет эта картина?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель:(обращает внимание на избушку)Ребята, давайте посмотрим кто же живет в этой избушке?

Танец Бабок- Ежек.

Музыкальный руководитель: А вот и сама Баба Яга выглядывает из окошка. Споемте ей песенку .

Песня про бабушку.

Музыкальный руководитель: Бабе Яге песня понравилась она стала доброй и приготовила сладости.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы сегодня много говорили об образе Бабы Яги в музыкальных произведениях и произведениях живописи, как изображали ее поэты, сказочники.

Воспитатель по изодеятельности: А теперь я предлагаю пройти в изостудию и нарисовать свой образ Бабы Яги, каким он вам запомнился и каким вы его представили.

Дети выполняют.

Ребята, давайте посмотрим, все ли сумели передать образ и характер злой Бабы Яги?

Дети отвечают.

А теперь вам домашнее задание: представьте себе, что случилось волшебство, и Баба Яга стала доброй. Нарисуйте ее в этом образе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Путешествие за сюрпризом"

Интересное, увлекательное занятие, на котором дети знакомятся с моей сказкой "Ушастик". Дети и путешествуют, и развивают речь, и занимаются творческой деятельностью....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по теме «Полевые цветы»

Конспектобразовательной деятельности в старшей группепо теме «Полевые цветы»...

" Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в сказочный мир"

Данный конспект образовательной деятельности будет интересно и полезно родителям и педагогам детей старшего дошкольного возраста по программе обучения "Развитие" Венгера...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Создадим свой театр в группе?»

Тема дня: «Создадим  свой   театр в группе?»Образовательная  область: Социально-коммуникативное развитие. Интеграция: Речевое развитие, Познавательное развитие, Художес...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Сказочное путешествие».

Конспект ООД разработан в соответствии с ФГОС.Тема: «Сказочное путешествие». (Интеграция содержания образовательной области «Познания», «Социализация», «Комму...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по формированию здорового образа жизни "Секреты здоровья".

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по формированию здорового образа жизни «Секреты здоровья».Образовательные области развития: « Социально – коммуникативное...