Использование информационных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Использование информационных технологий на музыкальных занятиях в детском саду. Из опыта работы музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_dou.docx22.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Петрова С.Ю., музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад №25 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Использование возможностей информационного проекта в практике работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации (из опыта работы музыкального руководителя)

        Процесс информатизации образования, происходящий в настоящее время, затронул не только школы, но и дошкольные образовательные организации. В условиях современного общества информационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей профессионализма.
        В своей педагогической деятельности в качестве музыкального руководителя детского сада я активно осваиваю и внедряю информационно-коммуникационные технологии, составной частью которых являются и мультимедиа-технологии. Мультимедиа в музыкальном образовании дошкольников — это средство, которое позволяет значительно расширять возможности предъявления и закрепления учебной информации, усиливать мотивацию ребенка, позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности детей. Использование современных мультимедийных технологий в сочетании с традиционными методами обучения в процессе музыкального развития дошкольников позволяют организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом развивался в разнообразных видах музыкальной деятельности. В данной статье я остановлюсь на рассмотрении возможностей использования мультимедийных презентаций в музыкальном образовании дошкольников.

        В своей работе я использую презентации, прежде всего, как средство наглядности. Помимо того, что мультимедийные презентации помогают превратить учебную наглядность из статической в динамическую, использование презентаций активно способствует развитию аудиовизуального восприятия. Музыкальный образ воспринимается детьми более полно и ярко в сочетании со зрительным восприятием изучаемых объектов, что позволяет быстрее и глубже усваивать предлагаемый материал.

        Цикл презентаций «Музыкальное путешествие», посвященный музыкальному искусству разных стран и народов, способствует познавательной активности ребенка-дошкольника и осознанию того, что язык музыки понятен всем жителям планеты.
        Для развития музыкально-сенсорных способностей неоценимую помощь оказывают музыкально-дидактические игры и задания, созданные, например, в программе Power Point. В ходе таких игр и заданий дети развивается чувство ритма, мелодический слух, способность различать характер и настроение музыки; развивают способность различать и воспроизводить звуки различной высоты, длительности, силы и тембра. Презентации-сказок надолго привлекают внимание дошколят и позволяют более эффективно решать задачи музыкального развития детей.

        Очень любят дошкольники и так называемые сказки-шумелки. Сказки-шумелки и подражалки — это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей. Это материал, позволяющий педагогу побуждать детей к импровизации на шумовых инструментах, имитируя те или иные звуки, издаваемые в природе и жизни человека. Использование презентаций к данным сказкам делает этот вид деятельности еще более привлекательным для детей, активизируя их внимание и творческую активность.
        Использование метода мнемотехники для быстрого разучивания стихотворений широко известен: самый часто приводимый пример мнемотехники — заучивание цветов радуги по первой букве слова (каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Так же широко известна мнемотехника запоминания цифр по мелодии: например, номера телефона.

        Использование опорных рисунков для обучения заучиванию песен увлекает детей, превращает занятие в игру. Овладение приемами работы с мнемотаблицами, значительно сокращает время обучения. Ниже приведен алгоритм разучивания текста песни по презентации-мнемотаблице:

 -  Педагог поет песню с музыкальным сопровождением. Дети определяют характер музыки, рассказывают о чем поется в песенке.

- Педагог поет песенку а’капелла, меняя слайды соответственно тексту.
-  Педагог работает со слайдами в режиме «стоп-кадр», объясняя детям значение каждой картинки.

-     Дети работают по картинкам, восстанавливая текст песни.

- Педагог вместе с детьми поет песню по картинкам, акапелла.
- Педагог и дети исполняют песню, сопровождая текст песни образными движениями (без показа картинок). Варианты исполнения: акапелла, под фонограмму, цепочкой, мальчики-девочки и т. д.

        Как мы видим, прежде всего, активизируется слуховое восприятие детей, затем проводится краткий анализ музыкального произведения, то есть дети учатся не только вслушиваться в текст, но и рассуждать о нем.

Далее идет комбинированное влияние (визуальное и аудиальное), причем пение акапелла, то есть слуховое восприятие в его, так сказать, чистом виде, где мелодия, по сути, тоже является мнемониконом — средством запоминания.

Третья и четвертая позиции дают детям возможность разобраться в значении каждой картинки, соотнести визуальный ряд с речевым.

В пятой позиции добавляется еще одна задача: соотнести звуковысотность голоса с речью и визуальным сопровождением, т. е. воспроизвести мелодию и воссоздать текст песни по картинкам.

И последний, заключительный этап — когда мы ребенка вовлекаем в активные творческие действия — придумываем вместе с детьми образные движения по тексту.
        Создание мультимедийной презентации требует определённых временных затрат, навыков работы с ПК и интернет-ресурсами. Однако, видео-партитуры для оркестра, визуальные подсказки для маленьких музыкантов при разучивании танцев и песен, видео-иллюстрации для слушания музыки, видео-тесты, конкурсные задания, викторины, дидактический материал и другие мультимедийные материалы, используемые на музыкальных занятиях, являются стимулом к развитию детской познавательной активности, повышают качество музыкального образования и воспитания каждого ребёнка и способствует личностному и профессиональному росту педагогов.
        Таким образом, использование мультимедиа-технологий в музыкальном образовании дошкольников позволяет разрабатывать современные дидактические материалы, повышает эффективность образовательного процесса, делает его более наглядным и насыщенным. Но при этом необходимо помнить, что мультимедиа-технологии — это только средство для реализации целей и задач, поставленных педагогом. Поэтому основная роль в музыкальном воспитании дошкольников всегда останется за музыкальным руководителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Использование информационных технологий на логопедических занятиях».

•Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам.Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей.Дети получают эмоциональный и познавательный ...

Использование информационных технологий на логопедических занятиях

 Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи требует специального подхода, в котором упор следует делать на те знания и навыки, которые с одной стороны, вызывают живой интерес у детей и, с ...

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Отчет по самообразованию «Применение современных информационных технологий на музыкальных занятиях».

Одним из путей модернизации в образовании является информатизация. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в кото...

Использование информационных технологий на логопедических занятиях

 Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи требует специального подхода, в котором упор следует делать на те знания и навыки, которые с одной стороны, вызывают живой интерес у детей...

Использование информационных технологий в музыкальном развитии дошкольников.

Использование информационных технологий в музыкальном развитии дошкольников....

Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....