Консультация для педагогов
консультация по музыке на тему

Фокша София Сергеевна

Музыкально-дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdi.docx20.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Музыкально-дидактические игры»

Что такое музыкально-дидактическая игра? Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей слово и действия.

Задачи:

- развивать чувства ритма, слухового восприятия, внимания, память;

- формировать умение детей передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать по изображению ритмического рисунка ту или иную мелодию;

- воспитывать самостоятельность, усидчивость, интерес к музыке.

Актуальность. Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувств ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятияхМузыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивает у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально – дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Игры для развития тембрового слуха

Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов, голоса и т.д.

 - Подумай и отгадай

Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка  

Ход игры. Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева, Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.

 Музыкальная лесенка

 - Вверх! Вниз!

Цель: Учить слышать направление движения музыки, показывать его жестом руки и на музыкальной лесенке.

Игровой материал: Музыкальная лесенка из пяти ступеней (из любого конструктора), металлофон, мелкие игрушки, соответствующие размеру лесенки.

Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне песенку «Лесенка»:

Вот иду я вверх!

Вот иду я вниз!

Затем показывает игрушку и ведёт её по лесенке вверх, напевая: Вот иду я вверх! Затем ведёт игрушку вниз, напевая: Вот иду я вниз! Затем предлагает поводить игрушку кому-то из детей. Воспитатель поёт, ребёнок ведёт игрушку. Слова можно изменять, соответственно изменяя темп и характер движения игрушки по лесенке: «Вот бегу я вверх! Вот бегу я вниз!», «Вот скачу я вверх! Вот скачу я вниз!». Затем отрывок песенки исполняется на металлофоне без слов. Ребёнок должен понять, куда вести игрушку, вверх или вниз. Остальные дети  оценивают правильность выполнения задания.

-  «Шум или музыка»

Игра на развитие тембрового слуха

Цель: Научить различать музыкальные и шумовые звуки.

Ход игры: Воспитатель:   Все на свете дети знают,

                                           Звуки разные бывают:

                                           Листопада тихий шёпот,

                                           Самолёта громкий рокот

                                           Гул машины во дворе,

                                           Лай собаки в конуре.

                                           Это звуки шумовые,

                                           Только есть ещё другие.

                                           Не шуршания, не стуки –

                                           МУЗЫКАЛЬНЫЕ есть звуки

Музыкальный руководитель предлагает прослушать и отгадать: шум или музыку слышат дети. Если дети слышат шумы природы – они топают ногами. Если музыку – хлопают.

 - «Определи инструмент».(ст. возраст)

Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.

Демонстрационный материал: два комплекта музыкальных инструментов.

Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые музыкальные инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребёнок правильно выполнил музыкальное задание, то все дети хлопают, и этот ребёнок сам становится ведущим, если ошибся, то слушает новое задание.

 - Игра на развитие слухового внимания и силы звука

- «Тихо – громко - очень громко»

Цель: Учиться слышать изменение громкости звучания и отмечать это в движении.

Игровой материал: Бубен

Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на ковре, повернувшись лицом к воспитателю. Воспитатель стучит в бубен тихо, затем громко, затем – очень громко. В соответствии с громкостью звучания дети выполняют условные движения. На тихое звучание стучат пальчиком о пальчик. На громкое звучание хлопают в ладоши. На очень громкое звучание топают ногами. В качестве образного сравнения можно предложить детям тихое звучание бубна называть «Лёгким дождиком», громкое звучание «Сильным ливнем», Очень громкое звучание «Грозой».

Примечание: Если дети не могут самостоятельно оценить силу звука им следует на первых этапах подсказывать: «Пошёл лёгкий дождик», «Полил сильный ливень», Началась гроза!». Впоследствии дети сами научатся «подсказывать» себе. А затем выполнять задание без подсказки.

Есть ещё вариант «Тихо, громко и найдём» (муз.рук-ль прячет игрушку и с помощью громкости-подсказки ребёнок её находит)

- «Музыкальные диалоги, или парные жужжалочки»

Цель: Воспитание ценностного отношения к творческим проявлениям партнера по игре. Развитие способности различать оттенки настроений и выражать это в импровизационном пении.

Описание: Дети делятся на пары. Они могут стоять или сидеть на ковре. В руках у каждого – бумажная пчела. Педагог предлагает детям выразить в песенках – жужжалочках следующие сюжетные ситуации.

Одна пчелка жалуется, другая ее успокаивает.

Одна пчелка задает вопросы, другая ее поучает.

Одна рассказывает секрет, другая удивляется.

Пчелки ссорятся между собой.

Пчелки просят прощения друг у друга.

Пчелки веселятся и т. п.

- «Дидактическая игра «Повтори звуки»

Игровой материал: Карточки с изображением трёх бубенчиков: красный – «дан», зелёный – «дон», жёлтый – «динь»; металлофон; три больших карточки с изображением таких же бубенчиков.

Ход игры: Ведущий-педагог показывает детям большую карточку с бубенчиками и рассказывает о том, что каждый бубенчик имеет свой цвет, свою высоту и своё имя. Красный бубенчик звучит низко и поёт «Дан-дан». Зелёный бубенчик звучит повыше и поёт «Дон- дон- дон». Жёлтый бубенчик звучит высоко и поёт «Динь-динь-динь». После педагог предлагает детям спеть, как каждый бубенчик и раздаёт всем карточки с изображением бубенчиков. Воспитатель поёт и играет определённый звук на металлофоне, ребята узнают,какой из бубенчиков звучит, поют и поднимают карточки, соответствующие этому звуку.

Игра на развитие чувства ритма

Цель: Развивать у детей представление о ритме, воспроизводить ритмические рисунки, учить слышать ускорение и замедление.

- «Обезьянки»

Игровой материал: Ритмические палочки, кубики, музыкальные молоточки и пр. по числу играющих детей.

Ход игры: Жили – были обезьянки. Они очень любили играть и повторять всё, что увидят и услышат. Вот видят они, мама девочку зовёт: Ма – ша! ( дети играют ритм на палочках) Ма- шень-ка! (Повторяют ритм). Бе – ги до-мой! (повторяют ритм) и т.д. По ходу игры воспитатель может использовать различные стихи, песенки, просто слова, произнося их по-разному, задавая различный ритмический рисунок.

Лошадки

Игровой материал: Деревянные кубики, палочки, ложки, крышки от шампуней и пр.

Ход игры: Дети вместе с воспитателем повторяют потешку в быстром темпе и стучат кубиками (палочками, ложками и др):

На молоденькой лошадке

Цок-цок, цок-цок,

Цок-цок, цок-цок!

На вторую часть потешки стучат в медленном темпе:

А на старой да на кляче

Трюх-трюх-трюх,

Да в ямку – бух!

Дети приседают и падают на пол. Потешка повторяется несколько раз. Затем ребятам предлагается поскакать на молоденькой лошадке: легко и весело. Все скачут под музыку в аудиозаписи.

Рекомендуемый музыкальный материал: П. И. Чайковский «Детский альбом» «Игра в лошадки»

I вариант игры:

Матрёшки стоят на столе, звучит русская народная музыкаМузыкальныйруководитель обращается к детям: «Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли весёлые матрёшки: Дашенька, Машенька, Сашенька и Глашенька. Они очень любят весёлую музыку и хотят научиться танцевать. Хотите научить матрёшек танцевать? Тогда я возьму самую большую матрёшку, а вы возьмите себе матрёшек поменьше, и будьте внимательны. Как большая матрёшка будет танцевать, так и ваши матрёшки будут за ней повторять». Музыкальный руководитель выстукивает ритмический рисунок, а дети повторяют за ней (постепенно задание усложняется).

II вариант игры:

Ребёнок придумывает ритм, а остальные дети стараются запомнить его и повторить.

Музыкальный руководитель играет на металлофоне мелодию и предлагает ребёнку выложить ритмический рисунок на доске с помощью фишек. А другому ребёнку отстучать ритм матрёшкой по данному ритмическому рисунку.

Результативность: целенаправленная работа посредством музыкально-дидактических игр позволяет добиться положительных результатов, что приводит к развитию общей музыкальности ребёнка, развитию психических процессов, творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....


 

Комментарии

Алена Валерьевна Чегодаева

Спасибо, София Сергеевна, за полезный материал!

Романова Екатерина Евгеньевна

Спасибо за консультацию, есть чему учиться.