Конспект мастер класса- « Шумовое оформление сказок и рассказов»
учебно-методический материал по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Алешина Людмила Анатольевна
У современных детей есть проблемы со слуховой памятью, вниманием, фантазией . Озвучивая сказки, дети открывают для себя мир музыки, получают представления о свойствах звуков (звучании, громкости, продолжительности, высоты, тембра, акцента, ритма, темпа, различают красоту звучания различных шумовых инструментов). У детей развивается музыкальное качество слуха, ритма , движения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс « Шумовое оформление сказок и рассказов » Музыкального руководителя высшей категории Людмилы Анатольевны Алёшиной МБДОУ-детский сад «Радуга» Р.п.Лысые Горы, Саратовской области 2017 год

Слайд 2

Цель : создать условия для оказания помощи педагогам в приобретении практических приёмов для организации шумового оформления сказок и рассказов с детьми дошкольного возраста

Слайд 3

Что такое шум? Шум — беспорядочные колебания различной физической природы. « Википедия — свободная энциклопедия»

Слайд 4

Проблема Шум, беспорядочный и не имеющий точно определённой высоты, разрушает нервную систему, от шума звенит в ушах, от шумной музыки искажается восприятие музыкального произведения ,шум не даёт сосредоточиться

Слайд 5

Шумовые звуки - треск, дребезжание, скрип, шелест, крик и т. д - эти звуки не имеют точно определённой высоты, а вот шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

Слайд 8

Обучая игре на музыкальных инструментах, в выигрыше остаются шумовые инструменты, так как освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении на инструментах со сложной гармонией. Детям, поэтому, удаётся почти сразу начинать играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

Слайд 9

Интернет ресурсы: 1.http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2014/12/16/skazki-shumelki 2.https://yandex.ru/videoD1%82%D1%8B&noreask=1&path=wizard 3.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D0%BC

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                       МБДОУ- детский сад « Радуга», р.п. Лысые Горы, Лысогорского района, Саратовской области

Конспект мастер класса-

« Шумовое оформление сказок и рассказов»

Подготовила:

музыкальный  руководитель

высшей квалификационной категории

Людмила Анатольевна Алёшина    

р.п. Лысые Горы

2018  

Тема: « Шумовое оформление сказок и рассказов»

Ведущая образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (раздел « Музыка»). С учётом интеграции областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Физическое развитие».

       Цель:  создать условия для  оказания  помощи педагогам

в приобретении  практических приёмов для организации  шумового    оформления сказок и рассказов с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

 формировать при совместном музицирование воспитанника  и взрослого навыки  общения, сотрудничества и сотворчества («социально-коммуникативное развитие»);

развивать  представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (звучании, громкости, продолжительности, высоты, тембра, акцента, ритма, темпа)  ( «Познавательное развитие»);

воспитывать желание самовыражаться  -   не только слушать, но и слышать, сопереживать персонажам  художественного произведения   (« Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие»);

создать условия, обеспечивающие  эмоциональное благополучие («Физическое развитие»).

Виды деятельности:

игровая (творческая игра на музыкальных шумовых инструментах),

музыкальная (восприятие, исполнительство- игра на детских шумовых инструментах, творчество)

коммуникативная (беседа, свободное общение педагогов и музыкального руководителя, диалоги),

познавательно- исследовательская (замещение  шума звуком музыкального инструмента),

восприятие художественной литературы   (ситуативный разговор).                                                                                                     Формы организации: практикоориентированность, имитационная форма.

 Формы реализации видов деятельности:  восприятие,  исполнительство, музыкальное творчество.                                                                                         Методы и приёмы: для  педагогов мастер- класса, на котором демонстрируются методы и приёмы эффективной работы с воспитанниками: наглядный,  слуховой, словесный, объяснительно – иллюстративный, игровой,  творческий, поисково- исследовательский, метод практической деятельности ознакомление с художественной литературой; вопросы к педагогам, дискуссия по результатам занятия; слайдовая и видеопрезентация

Результат: шумовое оформление сказки  поможет  педагогам обеспечить в игровой форме разностороннее развитие детей.

Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, проектор, шумовые музыкальные инструменты: барабаны; металлофоны; ксилофоны; треугольники; колокольчики; деревянные ложки; рубель,  платки; полотенца; бутылочки; целлофан; карандаши; расчёски; яйца из киндер-сюрприза с крупой ,ложка в стакане; дощечки.

Предварительная работа: подготовлена  презентация: « Шумовое оформление сказок и рассказов» , подготовка и создание ЭОР «Сказка о мышонке Пик» по сказке  телерадиопрограммы « Мироздание» - « Православие детям» , консультации: « Зачем нужны детские звучащие игрушки и музыкально- шумовые инструменты», «Организация музицирования на детских шумовых инструментах».

Актуальность: данную  тему считаю актуальной так, как, у современных детей есть проблемы со слуховой памятью, вниманием, фантазией . Озвучивая сказки, дети открывают для себя мир музыки, получают   представления о свойствах звуков (звучании, громкости, продолжительности, высоты, тембра, акцента, ритма, темпа, различают красоту звучания различных шумовых инструментов). У детей развивается музыкальное качество слуха, ритма , движения.

Ход мастер- класса

Деятельность воспитателя

Деятельность педагогов

Вводная часть (мотивация)

Здравствуйте! Уважаемые коллеги!  Приглашаю вас на мастер- класс –                        « Шумовое оформление сказок и рассказов» .

Презентация №1;Слайд№2

Цель: оказание помощи педагогам и родителям в приобретении практических приёмов для организации шумового оформления сказок, рассказов с детьми дошкольного возраста.

В процессе работы с детьми иногда  приходится сравнивать характер звучания музыки с характером поведения детей: наши дети как и музыка радостные , оживлённые, бывают возбуждённые, капризные, шумные. В музыке нет такого понятия- шумная музыка. Что же такое шум?

 Слайд№3

Шум — беспорядочные колебания различной физической природы …                                                                                                              (Википедия — свободная энциклопедия)

Слайд№4

Шум, беспорядочный и не имеющий  точно определённой высоты, разрушает нервную систему, от шума звенит в ушах, от шумной музыки искажается восприятие музыкального произведения ,шум не даёт сосредоточиться и.т.д. , что является проблемой.

Слайд №5

К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д- эти звуки не имеют точно определённой высоты, а вот шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит. 

Слайд №6

Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

Слайд №7

 К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т.д. 

Слайд№8


Обучая игре на музыкальных инструментах,  в выигрыше остаются шумовые инструменты, так как  освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении на инструментах   со сложной гармонией. Детям, поэтому, удаётся  почти сразу начинать играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

Где  же можно использовать шумовые инструменты?

Конечно, мы так и используем шумовые инструменты. Могли бы вы мне помочь в осуществлении музицирования на шумовых инструментах немного в другом направлении?

Здравствуйте!

Воспринимают информацию.

Ответы, высказывания, предположения, мнения, гипотезы.

.

Ответы педагогов

Можно использовать в оркестре, подыгрывать во время исполнения песен- вступление, проигрыши, заключение, в танцах, и.т.д.

Ответы педагогов

Основная часть

Приглашаю на практическую часть для совместной деятельности взрослого  с детьми мастер- класса.

Презентаций№2

Звучит запись шума леса на фоне пейзажа  леса, реки.

Музыкальный  руководитель:

-Мне нравится слушать, как шумят  птицы за окном,  птички радуются - щебечут,  совсем  скоро распустятся листочки и будут шуметь, как будто разговаривают  друг с другом.

Героиня из мультфильма « Маша и Медведь»

Маша: « Да разве это шум? Вот я сейчас покажу самый настоящий в мире шум»

Видео Маши, которая  играет –«шумит» на гитаре

Музыкальный руководитель:

-Нет, Маша, твой шум слушать не возможно.

Маша:

 -Интересно, а почему это мой шум хуже шума птиц и листвы?

Музыкальный руководитель:

-Да потому что шум листвы, шорох леса - музыкален, он приятен для слуха.

Маша:

 - А я, не хочу слушать шум листвы, я хочу сама шуметь.

Остановка видеопрезентации

Ну, тогда давай шуметь организованно, у нас ребята тоже любят пошуметь, хотите, научу всех вас шуметь с пользой для дела?

С пользой можно делать всё что угодно, а шум нам пригодится для                      сказки-шумелки, которая называется ««Сказка о мышонке Пик».

Обращаю внимание на музыкальные инструменты, лежащие на столах.

  Музыкальный руководитель:                                                                          -Шум  живет в любом предмете,                    Сколько их - посмотри!                                         Шум - шутник, играя с нами,                                Любит прятаться внутри.

Музыкальный руководитель:

Ну, что же,  поэкспериментируем? Попытаемся услышать «голос», который спрятался  в наших предметах?

Выберете себе предмет, которым вы бы хотели пошуметь.

На  какие действия похожи звуки барабана?

Каким инструментом можно изобразить падающие снежинки?

Как можно изобразить ветер?

Чем можно изобразить взмахи крыльями больших птиц?

Можно колокольчиками изобразить бег маленького зверька? Какими ещё инструментами, лежащими на столе вы бы изобразили бег маленького, беспомощного зверя?

Музыкальный руководитель:

Сказка нас к себе зовёт.

Видеопрезентация продолжается

«Сказка о мышонке Пик».

Жил был мышонок по имени Пик

Целый день маленький Пик бегал туда- сюда, туда – сюда. Собирал запасы на зиму

А потом стал устраивать к зиме тёплое гнёздышко.

И вот,  наконец, с неба  стали падать красивые белые снежинки.

Они покрыли замерзшую землю пушистым белым одеялом

Шумел ветер

Мышка  спряталась в свою норку, где у неё было  много еды.

Она  грызла орешки.

Грызла зернышки.

Как то- раз, Пик захотел полакомиться сладкими корешками, а их- то у него не было.

Он решил вылезти из своей норки и поискать  своё любимое блюдо.

Вокруг было белым бело.

Вдруг хрустнула ветка,

Пик напугался, маленькие ножки побежали по насту.

Стемнело, и вдруг, над ним кто – то, как захлопает. Это Сова вылетела на охоту.

Ещё быстрее побежал Пик, а вот и домик.

«Лучше я зёрнышки погрызу, а за  корешками, весной пойду» - подумал Пик.

Маша: Как здорово и ритмично мы пошумели, сказку послушали, теперь я в лесу своим зверям тоже буду рассказывать сказки.

Музыкальный руководитель:

С помощью музыкальных инструментов мы озвучили сказку-это ещё один способ применения шумовых инструментов.

Как прекрасно, что мы слышим разные звуки. Без них нам было бы скучно. Сегодня мы попробовали  использовать шумы с пользой .

Послушайте стихотворение Андрея Усачёва « Звукарик»

Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной...
Как прекрасно слышать Звук:
Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину...
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.

Рёв слонов и мух жужжанье,
Топот, свист, мычанье, ржанье -
Звуки эти на заре,
Записал я в Звукаре.

 

Смотрят на изображение леса в презентации  и слушают аудио шум леса

Педагоги берут предметы и извлекают звуки, разными способами.

Ответы

На ходьбу или бег.

Металлофон, треугольник.

Можно подуть в бутылку

Можно

Игрушечными яйцами с крупой

Побарабанить пальчиками по барабану.(Банка из под кофе, обтянутая шариком)

Царапать барабан пальчиком (Целлофан и фантики)

Металлофон и  треугольник                   (Ключи на связке или закрепленные  к вешалке)

Колокольчики

Дуем в бутылку

Деревянные ложки (карандаши)

Рубель (расческа)

 Царапать  пластик барабана                ( Дощечку)

Сломать палочку.

Маленькие колокольчики

(Яйца из киндер-сюрприза с крупой)

Платок  (полотенце)

 Маленькие колокольчики       (Ложкой в стакане)

Заключительная часть (рефлексия)

С пользой прошёл наш мастер-класс?

Готовы ли вы к творческому применению данной идеи?

В каких произведениях можно применить шумовое оформление?

Хочу подарить всем участникам мастер-  класса диски со сказочками – шумелками, с методикой проведения данных игр, разработанными Сергеем и Екатериной Железновыми.

Уважаемые коллеги прошу ответить вас на вопросы анкеты.

Спасибо всем за сотворчество, успехов в работе.

Высказывания педагогов

Ответы педагогов

Использованные материалы и Интернет -ресурсы

1.  Железнов С.С.    С  Р   «Весть -ТДА»   2005г.

2.http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2014/12/16/skazki-shumelki      

3.https://yandex.ru/videoD1%82%D1%8B&noreask=1&path=wizard    

4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D0%BC

5. https://www.youtube.com/watch?v=b4vCIpK_xAE


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер- класса для родителей Тема: «Изготовление музыкальных шумовых инструментов»

Цель: Передача опыта музыкального руководителя по изготовлению самодельных музыкальных инструментов из бросового материала родителям.Задачи:1. Познакомить родителей с технологией изготовления музыкаль...

Конспект мастер-класса для воспитателей по нетрадиционной технике рисования «Лес полон сказок и чудес»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга      Конспект мастер-класса дл...

МАСТЕР-КЛАСС «Шумовые музыкальные инструменты своими руками»

Музицирование на детских шумовых и  музыкальных интсрументах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда являлась необходимым условием общего развития детей...

Мастер-класс: "Шумовой-музыкальный инструмент из природных материалов. Делаем "Маракаш""

Мастер-класс для педагогов по изготовлению музыкального инструмента из природных материалов....

Мастер-класс «Шумовой оркестр»

Цель: узнать и практически закрепить новые понятия по шумовым и музыкальным звукам....

Мастер-класс: шумовой инструмент "погремушка на руку"

Мастер-класс с пошаговой инструкцией создания шумового инструмента из бросовых материалов "Погремушка на руку"....

Буклет к мастер класс «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей с ОВЗ»

Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса  изготовлению самодельных музыкальных инструментов  в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....