Развитие выразительности образа у детей логопедических групп старшего дошкольного возраста
консультация по музыке (старшая группа) на тему

Работа над выразительностью образа – один из важнейших компонентов развития личности в целом, прежде всего это развитие и воспитание таких качеств, которые необходимы ребенку при его общении  со сверстниками и более широко – с другими людьми.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrazitelnyy_obraz.docx21.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                               Вилькоукку М. А,

                                                                                     музыкальный руководитель

                                                                                     ГБДОУ детский сад № 41

                                                                                     Колпинского района

                                                                                     Санкт-Петербурга

Развитие выразительности образа у детей логопедических групп старшего дошкольного возраста

       Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой -  самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Маленькие дети часто находятся  «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.  Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется  способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать  эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Учитывая диагнозы детей логопедических групп (моторная алалия, ОНР –1, ОНР-2, ФФНР, дизартрия),  использую на музыкальных занятиях элементы методических разработок к проведению коррекционных занятий по логопедической ритмике Г. А. Волковой, нарабатываю свой материал, а именно:

-  коррекционные упражнения (развитие тепа и ритма движений и речи, общей и тонкой моторики, мимики и пантомимики, дыхания и голоса, нормализация мышечного тонуса);

музыкально – ритмические композиции (психологическое раскрепощение, развитие .двигательных качеств, творческих способностей, пространственной организации движений);

  • коррекционные занятия

Часто у детей формируется неправильное отношение к своему дефекту, появляется нерешительность, застенчивость в поведении, недостаточная активность в общении, отсюда невыразительные движения и речь. В связи с этим, упражнения, направленные на развитие выразительности образа, стали неотъемлемой частью коррекционных занятий. Так как взаимодействие музыкального руководителя и педагогов является необходимым условием для проведения коррекционных занятий, я провожу консультации, например « О роли логопеда, музыкального руководителя  и воспитателя  на занятиях по логопедической ритмике». Особое внимание уделяю роли логопеда, так как музыкальные задачи тесно перекликаются с речевыми задачами. В связи с этим, подготовка и проведение коррекционных занятий проходит только совместно с логопедом.  Первым этапом работы стало  прослушивание музыкальных произведений. Сначала дети только слушают музыку и мои музыкальные рассказы («Мотылек» С.Майкапара,  «Баба – Яга М. Мусорского, «Вальс» Дюрана…) Постепенно мы вместе с детьми отвечали на вопросы: «Что может рассказать музыка?»,  «Какая погода на улице?»…На каждом занятии дети внимательно слушают музыку, рассказывают о ее  настроении. Я стараюсь сопоставить два различных характера музыки. Музыкальная пьеса может звучать весело, игриво, задорно, живо,   по контрасту – спокойно, мягко плавно… Постепенно, слушая музыку, дети должны представить, какой характер движений может ей соответствовать. Вместе обсуждаем возможные варианты движений под данную музыку.  В ходе работы поняла, что задачу развития выразительности образа невозможно решить, если дети не овладеют выразительным языком пантомимических движений. Первоначальное освоение пантомимических движений проходило без музыки. Ее заменяло выразительное произнесение детьми определенной фразы, которая раскрывала значение этого движения («Иди сюда»,  «До свидания»…).  Затем движение  исполняется под музыку с пропеванием слов. На следующей ступени обучения мы учим детей исполнять движение в обращении друг к другу и отвечать на него.   В занятия, вместе с логопедом, включаем элементы психогимнастики, используем пиктограммы, в состав которых входят различные геометрические фигуры.

Цель второго этапа – научить детей перевоплощаться в образы на основе творческого использования языка выразительных движений. Предложила детям некоторые этюды («Кошка» Прокофьева, «Рыжая лиса» Слонова…) Задача, стоящая перед детьми, - представить себя в определенном образе и найти соответствующую пластику. В других этюдах побуждаем детей не только к образному перевоплощению,  но и к придумыванию новых танцевальных движений. Сначала дети слушают музыкальное произведение и определяют, «про кого рассказывает музыка?», называют персонаж, его действия и движения, затем пробуют воплотить в движении то, что услышали в музыке. В работе над выразительностью образа стараюсь не навязывать зафиксированных движений, поощряю  самостоятельность, творческие находки. Использую такие игры, как «Шел по лесу Дед Мороз», «Козочки и волк», «Зайцы и охотник»… А такие этюды на развитие эмоций,как :  «Ах, как страшно и темно» … обязательно проигрываются и в группе с воспитателем в свободное от занятий время.  И каждое упражнение, независимо от того, какую цель оно преследует (развитие общей и тонкой моторики, развитие темпа и ритма движений, развитие голоса и дыхания), можно и нужно выполнить выразительно и эмоционально. «Из болота мы выходим» (развитие общей и тонкой моторики, развитие темпа и ритма движений, развитие динамики голоса), «Ах, какой воздух!» (развитие дыхания)…

Неотъемлемой частью в работе является пение с движением.  Движения, соответствующие содержанию песни, помогают быстрее запомнить текст и исполняется с большим желанием и интересом. Соответственно и движения, которые надо отработать, с любимой песней выполняются  с большим желанием и интересом. Но не все так просто. На первом этапе этой работы казалось, что песня «не звучит», дети думают только о движениях, а сама песня уходит на второй план. Помогли в этой работе такие упражнения, как «Пальчик мой», «Цап-царапки»…Параллельно, в группе, логопедом и воспитателями, проводится работа…(Расскажи стихи руками).  На сегодняшний момент дети настолько привыкли к пению с движением, что услышав новую песню, сразу включаются в движение. И не всегда надо навязывать свои действия, дети сами находят свои жесты  - очень яркие и образные. Особенно явно это выражается в песнях – играх. Например, «Баба – Яга», «Барашки и волк», «Обезьянки и тигр»…

И так, работа над выразительностью образа является неотъемлемой частью музыкальных и коррекционных занятий и имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка и нервно – психическими нарушениями.

В процессе работы у детей развиваются основные психические и познавательные процессы, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, творчество и речь. Дети раскрепощаются, их речь становится выразительнее, движения более пластичными.  На развитие творческого воображения огромное воздействие оказывает музыка. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить с помощью пластики, жеста – что опять помогает в работе над коррекцией речи.

        Стихотворный текст, в совокупности с музыкой и жестами, заучивается детьми легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп. На каждом занятии ставятся определенные задачи, которые помогают будить фантазию и воображение. Особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Это хорошо разряжает детей, дает им возможность снять эмоциональное, интеллектуальное и телесное напряжение. Дети учатся пользоваться оборотами, взглядом, мимикой  лица, словами, которые определяют выражение лица, включаются в действие с помощью движений, голоса, мимики, жеста, соединяя все это с речью.

В связи с этим, значение работы над выразительностью образа на коррекционных занятиях, трудно переоценить. Хочется добавить, что работа над выразительностью образа – один из важнейших компонентов развития личности в целом, прежде всего это развитие и воспитание таких качеств, которые необходимы ребенку при его общении  со сверстниками и более широко – с другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проделки Бабы Яги" новогодний утренник для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста

Ведущая: Дорогие наши гости, мы спешим поздравить всех.Пусть в наступающем году придут к вам радость и успех.Пусть здоровье будет крепким, вы живите до ста лет!Пусть лишь радуют вас детки. Ой, а их-то...

Викторина для детей логопедической группы (старший дошкольный возраст) на тему «Русские народные сказки» (с ответами)

Викторина для детей логопедической группы (старший дошкольный возраст) на тему «Русские народные сказки» (с ответами). Конспект может быть использован педагогами детских садов....

Протокол родительского собрания на начало учебного года в логопедической группе старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) .Особенности психофизического развития детей седьмого года жизни. Задачи воспитания и обучения.

Учитель-логопед Марина Петровна познакомила родителей с основными направлениями работы по коррекции речи в старшей подготовительной группе (от 6 до 7 лет); рассказала об особенностях речевого развития...

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) по музыкальному развитию и воспитанию для детей подготовительной группы старшего дошкольного возраста 2021года

Конспект по непосредственно образовательная деятельность (НОД) по музыкальному развитию и воспитанию для детей подготовительной группы старшего дошкольного возраста 2021года Музыкальный рук...

Конспект занятия по познавательному развитию "Любимые мультфильмы" в компенсирующей (логопедической) группе старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по познавательному развитию "Любимые мультфильмы" в компенсирующей (логопедической) группе старшего дошкольного возраста...