ДИССЕМИНАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
статья по музыке на тему

Лаврентьева Олеся Николаевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АВТОР СТАТЬИ: О.Н. Лаврентьева, музыкальный руководитель
МДОАУ  ЦРР- д/с «Фантазия», г. Пыть-Ях ХМАО- Югра

Современные приемы и методы работы музыкального руководителя дошкольного учреждения

Дошкольный возраст представляет собой уникальный период развития человека, в основе которого, по словам А.Д. Андреевой, лежат механизмы формирования первичного социального опыта и социальной ориентации, рефлекторной регуляции и подражания с последующим развитием нормативной регуляции, эмоциональной идентификации, творческой деятельности, рефлексии, оценки, контроля [2, с. 6]. При этом для ребенка дошкольного возраста характерно преимущественно образное мышление с опорой на свой, пусть пока и небольшой, прошлый опыт. Как справедливо отмечает Г.А. Урунтаева, оперирование образами делает мышление дошкольника внеситуативным, позволяющим выходить за границы восприятия той или иной конкретной ситуации, что серьезно обогащает область познания. Одновременно в процессе взросления у ребенка складываются все более тесные корреляции мышления с речью, что ведет к стремительному развитию логического и творческого мышления, любознательности [5, с. 136].

Соответственно, общее развитие дошкольника в значительной мере зависит от того, насколько грамотно и органично будет организован процесс его вхождения в коммуникационную среду, в том числе в условиях дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ). В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) модернизация и инновационное развитие дошкольного образования предполагает превращение каждого дошкольного учреждения в центр «творчества и информации» [1].

Активный переход с репродуктивной на личностно-ориентированную модель взаимодействия требует от педагогов поиска и внедрения инновационных педагогических технологий во всех направлениях дошкольного воспитания и обучения, включая музыкальное. Подчеркнем, что музыка, отражающая отношение человека ко всему, что происходит вокруг него в его внутреннем мире, занимает особое место в воспитании детей-дошкольников. Детская музыкальная деятельность в рамках начального музыкального воспитания выступает и необходимым условием, и  средством усвоения ребенком социальных отношений во всем их многообразии и сложности.

Применение музыкальным руководителем инновационных методов и приемов, техник и технологий, на наш взгляд, позволяет решить целый ряд задач, отвечающих насущным потребностям детей дошкольного возраста: 1) способствовать развитию их природной музыкальности; 2) обеспечивать возможность максимально проявлять свои индивидуальные способности при общении с музыкой; 3) создавать условия для спонтанных творческих проявлений; 4) формировать базу для эмоционально-психического развития и самопознания.

Среди главных принципов, которых музыкальному руководителю следует придерживаться в работе, можно выделить: 1) обязательный учет индивидуальных – возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных – особенностей и потребностей каждого ребенка; 2) позиционирование себя как равноправного партнера,  который умеет интересно играть, придумывает и организует игры; 3) сочетание в ходе занятий детской самостоятельности с подчинением своих действий общеустановленным правилам.

Реализация новых подходов к музыкальному воспитанию дошкольников невозможна без внедрения инновационных методов работы, к которым М.В. Сидорова, например, относит [3]:

  1. Метод вариативности, ориентированный на практическое воплощение эмоционально комфортных условий раскрытия творческого потенциала детей, развитие интереса к разным видам искусства с приобщением к их лучшим образцам, обогащение музыкальных впечатлений и формирование элементарных музыкальных навыков. Основой реализации метода вариативности в детском саду могут стать интегрированные занятия, предполагающих синтез различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, хореография, театр) и дающие детям четкое представление об их специфике. Отличительной особенностью данного вида занятий является необычная форма их организации, когда педагог не формально, а очень точно и продуманно объединяет разные виды художественной деятельности, чередует их, находит общие и отличительные черты в произведениях каждого вида искусства, по-своему передающих определенный музыкальный образ. На сегодняшний день  в области музыкального воспитания существует несколько эффективных авторских программ (программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, программа «Элементарное музицирование» Т.Э. Тютюнниковой, методика К. Орфа, программа «Синтез» Т.Г. Рубан и К.В. Тарасовой), которые позволяют музыкальному руководителю разнообразить средства и способы познания воспитанниками всей глубины музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя). К примеру, методика Т.А. Тютюнниковой «Элементарное музицирование» предполагает сочетание ритмодекламации,  игры на детских музыкальных инструментах и танцевальных движений. Элементарные стихотворения, читаемые с использованием приема ритмодекламации, одновременно воспитывают у детей чувство ритма, координацию движений, слаженность группового действия, а также развивают способности к свободной импровизации и самовыражению. Естественный и логичный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает подобные занятия очень увлекательными и динамичными, а регулярная смена деятельности эффективно препятствует утомлению.
  2. Метод проектирования, обеспечивающий синтез полученных знаний и умений, направленный на развитие не только индивидуальных творческих способностей, но и устойчивых коммуникативных навыков. Наряду с этим, проектная работа формирует у детей исследовательские умения и познавательный интерес. В трактовке Н.Ф. Яковлевой проект выступает как ограниченная во времени совокупность мероприятий, направленных на решение поставленной проблемы и достижение определенной цели путем решения связанных с целью задач [6, с. 14]. На проектных музыкальных занятиях дети совместно открывают для себя и друг друга новые знания, учатся связывать обучение с жизнью, развивают свои нравственные и коммуникативные качества.

Е.Н. Ташкинова, в свою очередь, отмечает, что в основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. При этом из множества современных приемов автор выделяет [4]:

  1. Музицирование с использованием так называемых примарных детских музыкальных инструментов. Особое внимание здесь уделяется наиболее простым и доступным для детей дошкольного возраста шумовым инструментам. Кроме того, в современной методической науке и практике все большее распространение получает исследование звука и познание детьми мира через звук в результате применения разнообразных бытовых предметов. Общение детей с примарными инструментами развивает музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия и ассоциативность.
  2. Коммуникативные танцы-игры. Вовлеченность ребенка в процесс музицирования во многом зависит от степени эмоционально-психического раскрепощения в группе. Здесь незаменимыми помощниками выступают именно коммуникативные танцы, которые дают ощущение музыкальной динамики и темпа, стимулируют развитие ловкости, реакции, точности воспитывают у детей ансамблевую слаженность, способность как взаимодействовать между собой по сценарию игры, так и проявлять определенную самостоятельность в танцевально-игровых действиях.
  3. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые). Их ценность в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они, по сути, являются первым опытом исполнительского артистизма, где характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Например, игра «Хор рук» подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих – «дирижеров». Эта форма направлена на развитие координации, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

Таким образом, использование современных приемов и методов работы музыкального руководителя ДОУ ведет к познанию детьми собственной личности и окружающего мира в процессе естественного, игрового общения с музыкой, причем обучающие задачи в данном случае носят второстепенный характер, преобладающими выступают задачи воспитания и развития, как это предусмотрено ФГОС ДО.

Список использованных источников

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 21.09.2018).
  2. Андреева, А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях / А.Д. Андреева // Вестник Мининского университета. – 2014. – №2. – С. 5-20.
  3. Сидорова, М.В. Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения [Электронный ресурс] / М.В. Сидорова // Мультиурок. – 2017. – URL: https://multiurok.ru/ (дата обращения: 21.09.2018).
  4. Ташкинова, Е.Н. Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО [Электронный ресурс] / Е.Н. Ташкинова // Совушка. – 2016. – №3 (5). – URL: http://kssovushka.ru/ (дата обращения: 21.09.2018).
  5. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2015. – 368 с.
  6. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие / Н.Ф. Яковлева. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.



Предварительный просмотр:

«Детский шумовой оркестр»- основные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста.

        Стремясь отвечать актуальным запросам общества и подстраиваясь к реальным потребностям учащихся, современная музыкально-педагогическая практика все чаще обращается  к формам творческого музыкального общения, которые представляют особую ценность и интерес. У ребенка существует эстетическая потребность в эмоционально – двигательном самовыражении, которым психологическая наука считает музыкально – творческую деятельность. А творческое музицирование – игра в Детском шумовом оркестре – это первозданный метод приобщения ребенка к музыке. Поэтому возникла идея создания Детского шумового оркестра на отделении  РЭР в «Детской школе искусств».

        Игра на детских музыкальных инструментах весьма плодотворна для музыкального развития детей. Об этом говорили многие педагоги – музыканты (Б. Асафьев, Н. Ветлугина, Карл Орф и другие). Особенно важной игра в оркестре является для детей, которые в будущем желают освоить какой-либо профессиональный музыкальный инструмент.

        В процессе музицирования дети развивают не только многие стороны музыкального слуха (такие как чувство ритма, тембровый, динамический, звуковысотный слух), но и приобретают навык игры в ансамбле, развивают память, внимательность, обогащают словарь музыкально-слуховых впечатлений, реализуют в доступной форме свой творческий потенциал.

        Для создания шумового оркестра в школе необходимо иметь инструменты различных тембров, как звуковысотные, так и с неопределенной высотой звучания. Инструменты шумового оркестра можно условно разделить на несколько тембровых групп:

Шуршашие: маракасы, тамбурины, румбы.

Ударные: бубны, барабаны.

Металлические звенящие: треугольники, металлофоны.

Деревянные стучащие: тон-блок, кастаньеты, ксилофоны.

        Для уроков выбирается ярко образный, доступный для восприятия дошкольников музыкальный репертуар только из классических произведений. Ведь наша задача – не только развить музыкальные данные ребенка, но и сформировать музыкальный вкус дошкольников. К примеру, в программу шумового оркестра входят произведения Моцарта, Штрауса, Рахманинова, Глинки, Шостаковича, Грига и других композиторов.

        Программа, по которой занимаются в нашей школе, рассчитана на детей от 4-7 лет. Занятия проводятся один раз в неделю в групповой форме.

Каждое занятие имеет свой четкий алгоритм, строгую структуру:

Песня – приветствие.

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.

Повторение разученного ранее произведения, отработка сложных моментов (ритмических особенностей, приемов звукоизвлечения).

Разучивание новой пьесы.

Подвижная игра (игры с инструментами, игры на развитие творческой фантазии и другие)

Музыкальная импровизация.

Песня – прощание.

        Некоторые пункты из разделов занятия являются обязательными для каждого занятия, как, например, песня – приветствие, песня – прощание, игра музыкальных произведений, подвижная игра. Некоторые виды деятельности включаются эпизодически, такие как пальчиковые игры и музыкальная импровизация, в зависимости от конкретных целей каждого занятия.

Песня – приветствие, начало занятия. Дети здороваются в песенной форме с педагогом, другими детьми, музыкальными инструментами, простукивают на инструменте либо звучащими жестами ритм своего имени, заданных фраз, либо импровизируют под аккомпанемент на выбранном инструменте. Данная часть занятия направлена прежде всего на создание непринужденной атмосферы в классе, необходимой для эмоционального раскрепощения детей, а также в доступной для детей форме происходит развитие ритмического слуха, вокальных навыков и навыка творческой импровизации.

Повторение разученного ранее произведения. Прежде всего на занятии необходимо поддерживать непринужденную атмосферу и заинтересованность в процессе каждого ребенка, поэтому дети самостоятельно выбирают для игры тот инструмент, который им больше нравится. Но в ходе занятия инструменты нужно менять, чтобы каждый ребенок поиграл на как можно большем количестве шумовых инструментов. Специфика шумового оркестра состоит в том, что освоение инструментов не требует от детей специальной подготовки, поэтому играть в оркестре начинают сразу все дети и на всех инструментах.

Разучивание нового произведения. Разучивание новой пьесы всегда должно предваряться ее прослушиванием, а далее кратким образным анализом. Необходимо предложить детям самим придумать название новой пьесе, краткий сюжет. Также желательно показать портрет композитора, создавшего произведение, либо рассказать какую – нибудь интересную историю о нем или о произведении. Положительно зарекомендовал себя метод сказочной истории к прослушиваемому произведению (но при этом текст сказки ритмически должен соответствовать ритму мелодии). На раннем этапе занятий (в первом полугодии) педагогом подбираются более короткие, одночастные произведения. Далее форма разучиваемых пьес расширяется до двух – трехчастной.

        К примеру, процесс разучивания «Итальянской польки» Сергея Рахманинова имеет следующую сказочную основу.

        «Одним весенним, теплым днем у жука был день рождения. Но жук считал себя некрасивым, неуклюжим, стеснялся своей внешности и поэтому никого не пригласил на свой праздник. И тогда насекомые, которые жили с ним в одном лесу, решили сделать ему сюрприз и все вместе пришли к нему в гости. Чтобы было веселей, они собрали самые громкие музыкальные инструменты. Первыми к двери подошли кузнечики и начали громко стучать. Жук  не хотел открывать дверь, но комарики тонкими голосами уговорили его впустить гостей. Жук открыл дверь, и к нему домой вошли и кузнечики, и комарики, и червячки, заскакали веселые блошки. Все вместе они поиграли на музыкальных инструментах и сели пить чай».

        Тут важно предложить детям самим выбрать тембр инструмента, соответствующего персонажу и издаваемым звукам.

Первая часть

Барабан: (кузнечики стучат вдверь)

Бам, бам, бам!

Бубен: (из-за двери спрашивает жук)

Кто там?

Барабан:

Бам, бам, бам!

Бубен:

Кто там?

Треугольник: (пищат комарики)

Открывай скорей, и встречай гостей.

        Детям доставляет искреннее удовольствие не только повторять текст разученных сказочных историй, но и проигрывать их на инструментах. Но в процессе закрепления следует убедить детей произносить текст про себя, шепотом, чтобы не заглушать музыку.

        Таким образом, когда дети осваивают ритмическую структуру музыкального произведения, запоминают последовательность игры инструментов благодаря подтекстовке, начинается этап активного восприятия музыкального произведения, приносящего ребятам большую радость и гордость от осознания самостоятельной игры. Исполнять произведение дети могут как и под аккомпанирующее фортепиано, так и под фонограмму.

        Необходимо на занятии чередовать моменты статичные (игра в оркестре) с подвижными играми, в которых дети имеют возможность не только физически размяться, но и проявить свою фантазию, воображение, выносливость и ловкость.

        Немаловажное значение имеют и пальчиковые игры, так как в них не только развивается мелкая моторика пальцев, необходимая для уверенной игры на инструментах, но также память, внимание, координация движений.

        Прием импровизации под незнакомую музыку вводится обычно со второго полугодия, когда дети научены внимательно относиться к звучащей музыке, умеют подбирать наиболее соответствующие тембры инструментов и приемы звукоизвлечения.

        Все выбранные формы и методы работы на занятиях шумового оркестра направлены на формирование у дошкольников устойчивого интереса к инструментальному музицированию, качественного музыкального вкуса, творческого отношения к процессу обучения, способствуют развитию общих и музыкальных способностей.    



Предварительный просмотр:

О.Н. Лаврентьева, преподаватель
МБОУ ДОД «Детская школа искусств», г. Пыть-Ях ХМАО- Югра

«Музыка как здоровьесберегающий потенциал на занятиях по элементарному музицированию»

В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития.

Дошкольный возраст является наиболее благодатным для всестороннего развития будущей личности. В последнее время животрепещущей темой становится культура и эстетическая сторона развития человека. Именно творческие, близкие к искусству люди творят историю, создают шедевры, пишут поэмы. И пусть воспитанники группы раннего эстетического развития пока еще дети (4-7 лет), благодаря специально организованной  пространственной среде и четко скоординированной деятельности педагогов, синтезирующих все виды художественной деятельности, они создают свои собственные, порой неожиданные произведения искусства.

Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного  развития организма.

Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это в первую очередь здоровый ребёнок. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.

На основе изучения результатов исследований, был сделан вывод, что на состояние здоровья ребёнка в условиях Севера  влияют следующие факторы:

-климатогеографические: низкие температуры воздуха, недостаток солнца, биомагнитные бури, дефицит двигательной активности;

-техногенные: неблагоприятная экологическая обстановка, выбросы газа;

-биологические: ухудшение состояния здоровья женщин, неполноценное питание;

-социальные: падение уровня жизни, стрессы, низкий уровень грамотности родителей в вопросах сохранения здоровья детей, недостаточность врачебного контроля.

Дети с ослабленным здоровьем, как правило, отстают от сверстников в общем развитии, у них не сформированы навыки общения, с задержкой формируется личностный комфорт, доминируют отрицательные эмоции, психоэмоциональный статус характеризуется состоянием тревожности, патологически повышенным напряжением.

Музыка как один из видов искусства, близка, понятна и любима детьми. Занятия музыкой могут являться одним из действенных звеньев в лечебной педагогике. Особый акцент с целью усиления терапевтического воздействия педагогами сделан на использовании метода элементарного музицирования. Его основоположником является Карл Орф. Именно совместное музицирование в синтезе хорового пения, инструментальной игры, движений создаёт благоприятную возможность для самовыражения и снятия психофизической напряжённости больного ребёнка.

К. Кениг в работе « К вопросу музыкальной терапии в лечебной педагогике» отмечал, что там, где должно быть достигнуто глубокое влияние музыки на организм, должен терапевтически действовать только музицирующий человек, как поющий, как владеющий инструментом и как воплощающий музыку в плане движения [2, с. 5].

Групповое музицирование на инструментах, предложенное К. Орфом, обеспечивает уникальную возможность без специальной музыкальной подготовки  музицировать на различных инструментах, где в основе лежит ритм - наиболее близкий природной детской сущности элемент музыки, который соединён с движением, речью, драматическим действием.

К. Орф так определял понятие «Элементарный»: «… элементарная музыка- это не музыка сама по себе; она связана с движением, танцем и словом; её нужно самому создать; в неё нужно включиться не как слушатель, а как её участник… Она не знает крупных форм архитектоники, она связана с небольшими хороводными формами, с простым видом рондо… В мелодии отправным пунктом стал для нас зов кукушки, нисходящая терция, попевка на двух ступенях, которая шаг за шагом расширялась и превращалась в звукоряд без полутонов, в мажорную пентатонику. Речевой основой стали имена, считалочки и простейшие детские песни. Это был мир доступный детям…»

[2, с. 5].

Элементарное - это изначальное. Но не примитивное. Оно в простой форме может передавать «высокое» и «значительное» и, само собой разумеется, не является искусством второго ранга. Есть музыка высокодуховная и очень простая. Музицирование - это первозданный метод приобщения человека к музыке, древнейшая, первичная музыкальная стихия. Она понятна детям как игра в кубики, и к ней ребёнок должен прикоснуться на ранней стадии развития так, как она – залог его будущего музыкального развития.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМ.

Знакомство с инструментами: шумовыми (шеркунки, свистульки), ритмическими (клавесы, бубны, барабаны, ложки, треугольник, трещотка, тарелка, колокольчик, погремушки, кастаньеты), мелодическими (дудочка, блокфлейта, штабшпили - металлофон, ксилофон); упражнения и игры, направленные на активное усвоение детских музыкальных инструментов, участие детей в создании элементарной музыки, расширение сферы моторных действий, совершенствование речи, дыхания, коммуникативных навыков.

Репертуар: «Наш дом» [8, с. 1], «Тень и тишина» [8, с. 5], «Веселые инструменты» [ 8, с. 13).

Игры со звуком, направленные на самостоятельный поиск звукоизвлечений, освоение ритмических и звуковых партитур: упражнения и игры, направленные на развитие тембрового слуха, сенсорное развитие, музыкальное творчество.

Репертуар: «Утренние звуки» [7, с. 49], «Тень и тишина» [7, с. 49)

Использование звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы): подготовительная фаза к инструментальной игре на инструментах Орф- оркестра. Эффективный вид творческой деятельности, выраженный в различных ритмических и звуковых модификациях. Их использование позволяет развивать акустическую, ритмическую, моторную, тактильную и визуальную восприимчивость. При чередовании состояний напряжения и расслабления при «телесной игре» поддерживается психическая и соматическая стабильность.

Репертуар: «Хохотальная разминка» [8, с. 79], «Скок-скок» [8, с. 63], «Чепуха» [8, с. 80).

Развитие ритма и, слуха, ансамблевого чувства-  игры импровизации с пением, звучащими жестами, инструментами.

Пальчиковые игры и игры с клавесами: речевые, песенные модели (от образа, созданного пальцами - к ролевой игре- драматизации), развивающие координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление.

Репертуар: «Рондо с палочками» [6, с. 32], «Забава с пальчиками» [2, с. 99].

Ритмическая декламация как фактор естественного упорядочения, гармонизации и нормализации состояния ребёнка. Игры и упражнения на совершенствование речи, приобретение навыков совместной инструментальной игры.

Репертуар: «Совершенно непонятно» [9, с. 12], « Веселые мыши» [9, с. 14].

Игры на коммуникативное развитие: уметь обращаться друг к другу, вести диалог, уважать противоположное мнение, уступать.

Репертуар: «Приветствие» [2, с. 71], «Бинго» [1, с. 24], «Спичка- выскочка» [2, с. 71].

Игры на эмоциональное развитие с использованием карт, мячей настроения. Идентификация инструментального звучания с настроением.

Репертуар: «Мячи настроения» [2, с. 83], « Растяпа», «Яша» [2, с. 85].

Так же активно ведется работа с родителями.  Родителям предлагаются различные формы сотрудничества, которые организуются в нескольких направлениях:

-Наглядная пропаганда;

-Совместное изготовление шумовых, музыкальных инструментов для шумового оркестра;

-Ознакомление с принципами творческого музицирования Карла Орфа;

-Ознакомление с авторской методикой использования в обучении музыке детских музыкальных инструментов;

-Родительские собрания;

-Консультации;

-Вечера вопросов и ответов;

-Совместные выступления оркестра шумовых инструментов.

Огромную роль в музыкальном развитии ребенка  играет совместное домашнее музицирование, исполнение песен, изготовление шумовых инструментов и т.д. Повышение компетентности родителей, расширение их музыкального кругозора, просвещение – без этого трудно организовать семейное музыкальное воспитание. Ежемесячно я готовлю для родителей консультации. Некоторые темы вопросов, которые освещаю, подсказывают сами родители. Многие родители ценят консультации  и семинары, поскольку здесь предоставляется много практического материала, мы вместе поём, разучиваем  игры, упражнения- сопровождая все игрой на шумовых инструментах.

В результате  практики применения здоровьесберегающих технологий, у детей отмечается сокращение, смягчение периода адаптации, улучшение двигательной активности, речевого общения, эмоционального фона, личностного комфорта, коммуникативных отношений, снижения уровня тревожности, снятие мышечного напряжения, отмечается оптимизация творческого процесса, дети с большим интересом приходят на уроки, активно участвуют в классных и школьных мероприятиях.

Список литературы

  1. Буренина А.И. Коммуникативные танцы- игры для детей: учеб. пособие.- СПб.: Изд-во «Музыкальная политра», 2004.-36 с.
  2. Голубева Н.В. Соловушка: программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). – Тюмень: Изд.- во ТГУ, 2000.- 112 с.
  3. Голубева Н.В., Каменева Т.Е. Серебряный колокольчик: программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского реабилитационного учреждения (основана на методе элементарного музицирования). – Тюмень: Изд.- во «Вектор Бук», 2002.- 44 с.
  4. Манчук В.Т. ГУНИИ медицинских проблем Севера СО РАМН [Электронный ресурс].- Режим доступа: old medicinarf.ru/2972/2973
  5. Рудина Н, Сазонова О. Программа «Урок здоровья» объедения валеологии: сборник авторских программ дополнительного образования детей.- М.: «Народное образование», 2002.- 311 с
  6. Тютюнникова Т.Э. «Веселая шарманка»: Шумовой оркестр для детей: учеб. пособие-  СПб.: Изд-во «Музыкальная политра», 2009.-88 с.
  7. Тютюнникова Т.Э. Доноткино: учеб. пособие для начального музыкального воспитания и развития-  СПб.: Изд-во «Музыкальная политра», 2011.-80 с.
  8. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: система обучения К. Орфа: учеб.  пособие. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.- 94, [2] с.
  9. Тютюнникова Т.Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» :игры с инструментами: учеб. пособие-  СПб.: Изд-во «Музыкальная политра», 2009.-24 с.



Предварительный просмотр:

О.Н. Лаврентьева, преподаватель
МБОУ ДОД «Детская школа искусств», г. Пыть-Ях ХМАО- Югра

        Инструментальное музицирование.

        В современных концепциях дошкольного музыкального воспитания можно выявит общую тенденцию- стремление к раскрытию творческого потенциала ребенка. Задача это не нова. Еще в 20- годы ее выдвинул музыкант, композитор и педагог академик Б.Асафьев.

        В своих статьях о музыкальном просвещении и образовании он писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип должен стать методически определяющим в приобщении детей к основам инструментального музицирования.

        Здесь ребенку легче всего проявить свою активность самостоятельность, это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности.

        Малыш не устает дудеть в дудочку или бить в барабан. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными. С годами желание извлекать звуки из инструмента не угасает. Кто из нас не наблюдал, как дети ведут себя в кабинете, случись им остаться без педагога? Они устремляются к инструменту, который невероятно их притягивает, и кабинет наполняется самыми немыслимыми и неожиданными звукосочетаниями. Конечно, эта импровизация хаотична, но сколько радости в глазах детей, как велико их желание фантазировать, придумывать что-то новое!

        Яркий, неподдельный интерес детей к музицированию отмечают все без исключения исследователи и педагоги работающие по этой проблеме. Интерес усиливается по мере того, как дети овладевают инструментами и начинают чувствовать себя увереннее при исполнении произведений.

        В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития. Автор программы «Играем в оркестре по слуху» М. Трубникова отмечает, что у дошкольников при индивидуальном обучении «достаточно легко может быть сформирована деятельность подбора мелодий по слуху на музыкальных инструментах». Т. Тютюнниковой создана программа элементарного музицирования по системе Карла Орфа, синтезирующая в условиях музыкально- игрового общения ритмизованные звучащие жесты, движения и мелодекламация или пение с добавлением нетрудного аккомпанемента на орфовских инструментах. Л. Меркуловой предложена программа «Оркестр в детском саду», сочетающая обучение детей игре на музыкальных инструментах с изучением нотной грамоты.

        Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание.

        Вот почему музицирование входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию.

        Как правило, инструментальное музицирование осуществляется в ансамблевой форме. Реже можно встретить детские оркестры, в состав которых входят детские музыкальные инструменты. Их выбор, как и выбор музыкальных игрушек весьма пестр и разнообразен. В работе используются различные их группы:

  • ударные без определенной высоты и звука (барабаны, бубны, тон-блоки, коробочки, буковые палочки, маракасы, румбы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);
  • ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, пианино, рояли);
  • язычковые инструменты (аккордеоны, баяны, гармоники);
  • струнные (арфы, гусли, цитры);
  • духовые многозвуковые (блок-флейты, кларнеты, саксафоны, триолы, свирели);
  • духовые однозвуковые (блок-флейты, клаксоны, трубы);
  • электромузыкальные инструменты (синтезаторы).

        Кроме того, целыми наборами представлены народные инструменты (трещотки, ложки, бубенцы, колотушки, рубель и т.д.).

        Такое разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех детей, подобрать каждому ребенку инструмент по его интересам и возможностям.

        Для достижения  чистого и устойчивого интонирования лучше всего подходит инструментарий, созданный австрийским композитором Карлом Орфом специально для детей. Это темперированные звуковысотные инструменты- диатонические и хроматические металлофоны и ксилофоны, блок- флейты и всевозможные безвысотные ударные, доступные и удобные для исполнения дошкольниками. Благодаря акустическому устройству, использованию ценных пород дерева и металла эти инструменты имеют не только идеально чистый звук, но и богатые по красоте тембры.

        Какими преимуществами обладают орфовские инструметы?

        Во-первых, высокое качество звука делает возможным и результативным одновременное исполнение на инструменте и пропевание отдельных мелодических оборотов, что является эффективным методическим приемом в процессе музицирования.

        Во-вторых, введение хроматических инструментов позволяет выйти за рамки привычного для детского сада репертуара, основанного на народных попевках и детских песенках.

        Среди педагогов- музыкантов, работающих с дошкольниками, не существует единого подхода к разучиванию музыкальных произведений. Одни ориентируются на цветовые, цифровые, буквенные или слоговые обозначение звуков, применение которых не имеет ничего общего с принципами развивающего обучения, но, напротив, подменяет слуховую работу недопустимым натаскиванием. Другие используют нотную грамоту. Однако усвоение нотной записи, игра по нотам весьма затруднительно для детей дошкольного возраста.

         Подбор мелодий по слуху, безусловно полезный для развития, не допускает коллективных форм разучивания, так как этот процесс происходит у каждого ребенка индивидуально. Я выбрала способ разучивания музыкального произведения с опорой на музыкально- слуховые представления детей о средствах выразительности. Отбирались лишь те средства, которые дошкольник может не только понять, но и применить в игре на инструменте.

         При отборе содержания и определения объема теоретических сведений, которые предстоит усвоить детям, исходили их возрастных возможностей. Материал старались расположить в соответствии с одним из основных принципов дидактики, предполагающим строгую последовательность и усвоении, когда новые знания опираются на уже полученные, на предыдущий опыт. С этой целью создана система упражнений на освоение за инструментом каждого из средств музыкального языка. Для детей не должно существовать упражнений, отвлеченных от живой музыки. Для этого для каждого изучаемого элемента подобран соответствующий фрагмент из какого-либо произведения классического репертуара.

        Так, например, на одном из первых уроках в начале года дети знакомятся с метрической пульсацией, воспроизводят равные, мерные шаги в движении, в простукивании. Прежде чем начать играть на инструменте, надо научиться двигаться, шагать под музыку, слышать где нужно сделать передышку, а где- остановку. Затем на металлофонах выполняется упражнение на равномерное движение на одном звуке под фрагмент «Марша». Одновременно дети знакомятся с расположением звука до на металлофонах, ксилофонах, колокольчиках и пластинах.

        При всей скромности своей партии дети активно и увлеченно участвуют в исполнении классической музыки. На простом упражнении они учатся слушать фортепианное сопровождение, игру друг друга, придерживаться общего темпа исполнения, одновременно начинать и заканчивать произведение. Все это позволяет добиться согласованности в игре, т.е. овладеть первоначальными навыками «чувства ансамбля».

         На следующем этапе переходим к произведениям, построенным на двух звуках (ми-до)- нисходящей терции- простой и естественной интонации «зова». Придумываем, пропеваем, проигрываем на инструменте попевки, двуслоговые имена, звукоподражание голосам животных и птиц. Пусть пока это всего лишь два звука, но с ними можно играть, придумывать разные комбинации. Каждому ребенку дается возможность на этом простом материале сыграть на инструменте свой собственный вариант. При этом, постигая общее, он не теряет своей индивидуальность.

         Можно сыграть и всем вместе и «настоящую», «взрослую» музыку. И вот уже дети не импровизируют, а внимательно вслушиваются в музыкальную ткань замечательного произведения «Кукушка в чаще леса» из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса. Теперь сыграть это уже знакомое детям «ку-ку» нужно не произвольно, а только в определенное время- после окончания аккордовых фраз. Партия фортепиано звучит таинственно, неуверенно, будто робкие шаги заблудившегося в чаще человека. И голос кукушки кажется приглушенным, тревожным. Таким его нужно постараться исполнить на блок-флейтах, обладающих особенным, чуть сипловатым тембром. У детей происходит эмоциональное осмысление художественно- музыкального образа.

        Параллельно идет работа над метроритмом. Дети сочиняют аккомпанемент к звучащей классической мелодии при помощи ударных инструментов без определенной высоты и звука (треугольники, бубны, тон- блоки, палочки).

         Через некоторое время переходим к следующему этапу, добавив еще один звук и получив комбинацию из трех звуков (ми-ре-до). И вновь начинаются уже знакомые игры с именами, попевками, звукоподражанием. Освоение звуков на инструментах происходит незаметно для детей. Они запоминают, где какой звук расположен, не заучивая их специально, а в играх, в своих импровизациях.

        На этих трех звуках дети знакомятся с таким ярким музыкально- выразительным средством, как «остинато», с увлечением исполняя фрагмент «Перезвон» из сюиты «Арлезианка» Ж. Бюзе. На освоенном не хитром мотиве и его многократном повторении дети постигают выразительное значение уже другого музыкального явления- динамического крещендо, которое можно, оказывается, достичь разными способами. Первый из них- самый распространенный: нужно постепенно усиливать звучание всех инструментов от пиано к форте. А можно добиться этого эффекта, подключая один за другим инструменты или их группы к общему звучанию: от пиано одного инструмента до тутти («все вместе») форте всего оркестра.  

        Важнейший этап- проработка изучаемого элемента за инструментом. Дети изучают простейшие метроритмические формулы и играют их остинато на инструменте по своему выбору.

        После того как дети овладевают свободной импровизацией на трехзвуковом мотиве, приступаем к разучиванию более сложного произведения: «Ната-вальс» П. Чайковского, мелодия которого если ее проанализировать, состоит в основном также из трех последовательных звуков, но сыгранных от разных нот  и в разных направлениях.  На примере вальса знакомимся с понятием «направление движения мелодии».

        Так, постепенно «цепляя» одно выразительное средство за другое, осваивая их за инструментами, дети накапливают опыт обращения с ними. Когда он достигает достаточного уровня, мы переходим к разучиванию музыкальных произведений, в основе которых лежат уже несколько знакомых детям элементов. Педагог анализирует мелодическую линию, сопровождает свой рассказ показом игры на инструменте. Такой метод не требует от детей знания нотной записи и допускает групповое, а не индивидуальное разучивание. Дети учат новые произведения очень быстро, легко запоминая последовательность элементов и контролируя слухом правильность их исполнения.

        Во время разучивания происходит осмысление эмоционально- образного строя музыкального произведения, его настроения, характер музыки. Дети знакомятся с целостными художественными образами, и вычлененными отдельными интонациями, элементами музыки в их единстве и взаимозависимости. В этой неразрывной связи целостного и дифференцированного состоит особенность и музыкального восприятия, и исполнительской деятельности.

         К середине учебного года мы разучиваем в среднем около десяти произведений классики, разумеется во фрагментах. Разнообразный репертуар составляют произведения композиторов, музыкальные образы которых близки и понятны детям. Это П.Чайковский, М. Глинка, С. Рахманинов, В. Моцарт, Л. Бетховен, И. Штраус,  Ж. Бизе, Ф. Шопен и другие. Задача педагога состоит в том, чтобы предложив ученикам простые, понятные и одновременно доступные средства музицирования, дать свободу их творческой энергии, полнее реализовать их творческий потенциал.

         Уроки в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребенок продвигается в своем музыкальном развитии. Прежде всего они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На уроках  царит атмосфера увлеченности. Эмоциональная сфера ребенка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат в исполнении симфонического оркестра. Большое удовольствие им доставляют «публичные» выступления перед родителями, зрителями, на открытых занятиях перед гостями.

        Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

        Педагог призван помочь детям войти в мир музыки, понять ее законы, приобщиться к ее таинствам. Процесс этот бесконечен, как бесконечно и безгранично все творчество. Важно его начать, дать ребенку почувствовать, что волшебный мир классической музыки может принести ему радость, стать понятным и близким.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

АВТОР СТАТЬИ: О.Н. Лаврентьева, музыкальный руководитель
МДОАУ  ЦРР- д/с «Фантазия», г. Пыть-Ях ХМАО- Югра

Современные приемы и методы работы музыкального руководителя дошкольного учреждения

Дошкольный возраст представляет собой уникальный период развития человека, в основе которого, по словам А.Д. Андреевой, лежат механизмы формирования первичного социального опыта и социальной ориентации, рефлекторной регуляции и подражания с последующим развитием нормативной регуляции, эмоциональной идентификации, творческой деятельности, рефлексии, оценки, контроля [2, с. 6]. При этом для ребенка дошкольного возраста характерно преимущественно образное мышление с опорой на свой, пусть пока и небольшой, прошлый опыт. Как справедливо отмечает Г.А. Урунтаева, оперирование образами делает мышление дошкольника внеситуативным, позволяющим выходить за границы восприятия той или иной конкретной ситуации, что серьезно обогащает область познания. Одновременно в процессе взросления у ребенка складываются все более тесные корреляции мышления с речью, что ведет к стремительному развитию логического и творческого мышления, любознательности [5, с. 136].

Соответственно, общее развитие дошкольника в значительной мере зависит от того, насколько грамотно и органично будет организован процесс его вхождения в коммуникационную среду, в том числе в условиях дошкольного образовательного учреждения (далее – ДО). В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) модернизация и инновационное развитие дошкольного образования предполагает превращение каждого дошкольного учреждения в центр «творчества и информации» [1].

Активный переход с репродуктивной на личностно-ориентированную модель взаимодействия требует от педагогов поиска и внедрения инновационных педагогических технологий во всех направлениях дошкольного воспитания и обучения, включая музыкальное. Подчеркнем, что музыка, отражающая отношение человека ко всему, что происходит вокруг него в его внутреннем мире, занимает особое место в воспитании детей-дошкольников. Детская музыкальная деятельность в рамках начального музыкального воспитания выступает и необходимым условием, и  средством усвоения ребенком социальных отношений во всем их многообразии и сложности.

Применение музыкальным руководителем инновационных методов и приемов, техник и технологий, на наш взгляд, позволяет решить целый ряд задач, отвечающих насущным потребностям детей дошкольного возраста: 1) способствовать развитию их природной музыкальности; 2) обеспечивать возможность максимально проявлять свои индивидуальные способности при общении с музыкой; 3) создавать условия для спонтанных творческих проявлений; 4) формировать базу для эмоционально-психического развития и самопознания.

Среди главных принципов, которых музыкальному руководителю следует придерживаться в работе, можно выделить: 1) обязательный учет индивидуальных – возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных – особенностей и потребностей каждого ребенка; 2) позиционирование себя как равноправного партнера,  который умеет интересно играть, придумывает и организует игры; 3) сочетание в ходе занятий детской самостоятельности с подчинением своих действий общеустановленным правилам.

Реализация новых подходов к музыкальному воспитанию дошкольников невозможна без внедрения инновационных методов работы, к которым М.В. Сидорова, например, относит [3]:

  1. Метод вариативности, ориентированный на практическое воплощение эмоционально комфортных условий раскрытия творческого потенциала детей, развитие интереса к разным видам искусства с приобщением к их лучшим образцам, обогащение музыкальных впечатлений и формирование элементарных музыкальных навыков. Основой реализации метода вариативности в детском саду могут стать интегрированные занятия, предполагающих синтез различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, хореография, театр) и дающие детям четкое представление об их специфике. Отличительной особенностью данного вида занятий является необычная форма их организации, когда педагог не формально, а очень точно и продуманно объединяет разные виды художественной деятельности, чередует их, находит общие и отличительные черты в произведениях каждого вида искусства, по-своему передающих определенный музыкальный образ. На сегодняшний день  в области музыкального воспитания существует несколько эффективных авторских программ (программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, программа «Элементарное музицирование» Т.Э. Тютюнниковой, методика К. Орфа, программа «Синтез» Т.Г. Рубан и К.В. Тарасовой), которые позволяют музыкальному руководителю разнообразить средства и способы познания воспитанниками всей глубины музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя). К примеру, методика Т.А. Тютюнниковой «Элементарное музицирование» предполагает сочетание ритмодекламации,  игры на детских музыкальных инструментах и танцевальных движений. Элементарные стихотворения, читаемые с использованием приема ритмодекламации, одновременно воспитывают у детей чувство ритма, координацию движений, слаженность группового действия, а также развивают способности к свободной импровизации и самовыражению. Естественный и логичный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает подобные занятия очень увлекательными и динамичными, а регулярная смена деятельности эффективно препятствует утомлению.
  2. Метод проектирования, обеспечивающий синтез полученных знаний и умений, направленный на развитие не только индивидуальных творческих способностей, но и устойчивых коммуникативных навыков. Наряду с этим, проектная работа формирует у детей исследовательские умения и познавательный интерес. В трактовке Н.Ф. Яковлевой проект выступает как ограниченная во времени совокупность мероприятий, направленных на решение поставленной проблемы и достижение определенной цели путем решения связанных с целью задач [6, с. 14]. На проектных музыкальных занятиях дети совместно открывают для себя и друг друга новые знания, учатся связывать обучение с жизнью, развивают свои нравственные и коммуникативные качества.

Е.Н. Ташкинова, в свою очередь, отмечает, что в основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. При этом из множества современных приемов автор выделяет [4]:

  1. Музицирование с использованием так называемых примарных детских музыкальных инструментов. Особое внимание здесь уделяется наиболее простым и доступным для детей дошкольного возраста шумовым инструментам. Кроме того, в современной методической науке и практике все большее распространение получает исследование звука и познание детьми мира через звук в результате применения разнообразных бытовых предметов. Общение детей с примарными инструментами развивает музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия и ассоциативность.
  2. Коммуникативные танцы-игры. Вовлеченность ребенка в процесс музицирования во многом зависит от степени эмоционально-психического раскрепощения в группе. Здесь незаменимыми помощниками выступают именно коммуникативные танцы, которые дают ощущение музыкальной динамики и темпа, стимулируют развитие ловкости, реакции, точности воспитывают у детей ансамблевую слаженность, способность как взаимодействовать между собой по сценарию игры, так и проявлять определенную самостоятельность в танцевально-игровых действиях.
  3. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые). Их ценность в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они, по сути, являются первым опытом исполнительского артистизма, где характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Например, игра «Хор рук» подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих – «дирижеров». Эта форма направлена на развитие координации, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

Таким образом, использование современных приемов и методов работы музыкального руководителя ДО ведет к познанию детьми собственной личности и окружающего мира в процессе естественного, игрового общения с музыкой, причем обучающие задачи в данном случае носят второстепенный характер, преобладающими выступают задачи воспитания и развития, как это предусмотрено ФГОС ДО.

Список использованных источников

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 21.09.2018).
  2. Андреева, А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях / А.Д. Андреева // Вестник Мининского университета. – 2014. – №2. – С. 5-20.
  3. Сидорова, М.В. Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения [Электронный ресурс] / М.В. Сидорова // Мультиурок. – 2017. – URL: https://multiurok.ru/ (дата обращения: 21.09.2018).
  4. Ташкинова, Е.Н. Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО [Электронный ресурс] / Е.Н. Ташкинова // Совушка. – 2016. – №3 (5). – URL: http://kssovushka.ru/ (дата обращения: 21.09.2018).
  5. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2015. – 368 с.
  6. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие / Н.Ф. Яковлева. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диссеминация педагогического опыта

Одной из наиболее актуальных проблем системы образования России является проблема повышения качества и эффективности инновационной деятельности на всех ее уровнях, ступенях. Уже в самой сути понятия и...

Приказ "Осуществление диссеминации педагогического опыта"

С целью диссеминации педагогического опыта педагогов МАДОУ была утверждена творческая группа по разработке плана мероприятий....

Диссеминация педагогического опыта

Диссеминация педагогического опыта: "Развитие эмоционального мира и творческого воображения детей старшего возраста средствами театральной деятельности"....

Диссеминация педагогического опыта

Диссеминация - это процесс, направленный на то, чтобы донести результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории, это средство повышения компетентности педагога....

Диссеминация педагогического опыта

Участие в педагогических сообществах на уровне ДОО, муницыпальном, региональном и всероссийском уровне....

Диссеминация педагогического опыта

Диссеминация в педагогике – это возможность распространения/передачи положительного (передового) педагогического опыта, профессионального мастерства способ. реализации инновационных проектов, по...

Диссеминация педагогического опыта

Диссеминация в педагогике – это возможность распространения/передачи положительного (передового) педагогического опыта, профессионального мастерства способ. реализации инновационных проектов, по...