Инновационные формы работы на музыкальных занятиях.
статья по музыке

Селиванова Юлия Васильевна

В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы музыкального руководителя в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через музыкальные квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всесторонне развитие ребёнка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igry_na_muzykalnom_zanyatii.docx17.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная квест-игра в работе с детьми с речевыми нарушениями

Речь в жизни ребёнка играет очень важную роль: овладение ею производит переворот в психической жизни малыша. Так, благодаря правильному речевому развитию, перестраиваются все психические процессы: память, мышление, восприятие. Она помогает малышу научиться управлять своим поведением, фантазировать, строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, что влияет на формирование всесторонне развитой личности. Музыкальная деятельность в детском саду непременно помогает детям овладеть речью.

Музыка – это самый эмоционально окрашенный вид искусства, благоприятно воздействующий на развитие ребёнка с самого начала его жизни. Сидя у кроватки, мама поёт колыбельную малышу, так с молоком матери ребёнок знакомится с искусством и речью одновременно, слушает голос, интонацию, мелодию. Как в речи, в музыке есть паузы, фразы, звук, интонация, темп, и даже особый письменный код - это ноты и буквы. Итак, речь и музыка неразрывно связаны.

Во время музыкальной деятельности происходит не только формирование творческих способностей и развитие эстетического вкуса, но и происходит активное речевое развитие. Хотелось бы отметить, что музыкальная деятельность для большинства детей является приятным способом обучения. Пение – один из самых благоприятных разделов музыки в работе с детьми с нарушением речи – помогает развивать дыхание, дикцию, темп речи, формирует слух и голос. Знакомство детей с музыкальными произведениями позволяет активно развивать фантазию, активизирует детей к речевой деятельности. Когда дети описывают прослушанную музыку, они наперебой готовы рассказывать о том, что может происходить под такую мелодию, фантазия детей безгранична, они придумывают героев, их поступки, действия, характер. Благодаря этому ребёнок учится создавать рассказы, строить предложения, что является неотъемлемой частью речевого развития. Рассказ педагога о музыкальных произведениях, инструментах, композиторах позволяет ребёнку обогатить словарь: и пассивный, и активный. Музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах формируют чувство ритма, ребёнок учится слышать паузы, чувствовать темп, ритм. А это, как нам известно, является составляющей и человеческой речи.

Очень важно сделать занятие не просто развивающим, но и интересным, захватывающим. Музыкальные квест-игры помогают музыкальному руководителю заинтересовать детей, и на протяжении всего занятия удерживать внимание детей, что немаловажно в развитии детей с ОНР.

Важно продумать тему игры, которой могут стать любимые мультгерои, времена года, календарные праздники, важные события в жизни сада, творчество известных композиторов. Обязательно тематика должна соответствовать возрастным особенностям детей: для малышей это может быть «Машины загадки» (по серии мультфильмов «Маша и медведь»), для детей старшего дошкольного возраста «По дороге с музыкой Чайковского» (для музыкального сопровождения использовать произведения П.И.Чайковского из цикла «Детский альбом» или «Времена года»).

Основной целью игры является развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста. Задачи будут зависеть от возраста группы, количества детей, темы квеста и подобранных произведений.

Занимательная игра-путешествие непременно сопровождается ярким наглядным материалом: лучше использовать ноутбук с видеопроектором и большим экраном или интерактивную доску. Если же это невозможно, то можно использовать распечатанные картинки, иллюстрации из книг. Яркая наглядность необходима для детей с речевыми нарушениями, так как это позволит удерживать внимание как можно дольше.

Организовывая квест-игру для детей старшего дошкольного вовзраста, мы использовали картинки, подходящие к циклу «Детский альбом» П.И.Чайковского. К каждой картинке прикладывались маленькие карточки с изображением действий (пропеть, станцевать, подыграть на ДМИ, прослушать и описать музыку).  Двигаясь по картинкам и выбирая задания, дети выполняют творческие действия. Каждый ребёнок рассказывает о том, какое задание ему выпало и что необходимо для его выполнения. Каждый дошкольник мечтает о подвигах и достижениях, увлекательные квесты помогут малышу раскрепоститься, что необходимо в развитии детей с нарушением речи, ведь именно плохо говорящий ребёнок чаще обычного бывает застенчив. Важно похвалить детей за их творчество, ведь похвала рождает стремление к старанию, желание творить и радовать окружающих своими результатами.

Регулярное проведение подобных игр-путешествий способствует сплочению детского коллектива, желанию общаться. Разнообразить можно такие игры сложностью заданий: не только индивидуальное выполнение задания, но и парное и групповое, так дети должны распределить свои обязанности и договориться о сплочённых действиях. Высшим результатом данного игрового метода является самостоятельное создание небольших музыкальных квестов в самостоятельной деятельности детей с использованием игр и пособий в игровых зонах группового помещения или организация музыкальных путешествия дома совместно с родителями.

Итак, можно сказать, что нетрадиционная форма организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями способствует не только их творческому развитию, но и активно развивает речь детей, формирует эстетический вкус, помогает детям строить взаимоотношения с окружающими, что является неотъемлемой частью нравственности. А ведь духовно-нравственное развитие и воспитание есть одна из основных целей ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и технологии музыкально- оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ

Музыкально - оздоровительная работа музыкального руководителя с детьми в ДОУ...

ДОКЛАД по теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»

ДОКЛАДпо теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»...

Презентация "Нетрадиционные формы работы на музыкальных занятиях в ДОУ.

Данная презентация познакомит вас с нетрадиционными методами работы на музыкальных занятиях в ДОУ, которые просты по сложности, но разнообразны, интересны для детей и , кроме того,  способствуют ...

Авторская работа «Музыкально-коммуникативные игры как инновационная форма работы по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста»

В программе собран комплекс музыкально-коммуникативных игр, указана возможность их использования  в ежедневной деятельности музыкального руководителя. Программа рассчитана на детей старшей, подго...

Инновационные формы и технологии музыкально оздоровительной работы музыкального руководителя Статья

Статья Инновационные формы и технологии музыкально оздоровительной работы музыкального руководителя...

Инновационные формы работы на музыкальных занятиях в ДОУ

Инновационные формы работы на музыкальных занятиях в ДОУ....

Квест-технология, как инновационная форма работы со старшими дошкольниками на музыкальных занятиях.

laquo;КВЕСТ –ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».   У.Шекспира : «Вся жизнь игра, а люди в ней актёры»Уника...