Программа вокального кружка "Колокольчик"
рабочая программа по музыке (младшая, средняя группа)

Игумнова Александра Анатольевна

Годовой план вокального кружка в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhkovoy_plan.doc118 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №84 «СНЕГУРОЧКА» ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ГОРОДА УЛАН-УДЭ

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

 Детский сад№84

 «Снегурочка»

Г. Е. Кравчук

Программа вокального кружка

«Колокольчик».

Музыкальный руководитель

Игумнова Александра Анатольевна

Улан-Удэ

2018

Актуальность

     Пение тесно связано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствуют развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.

   

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка.

    В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обозначена необходимость формирования такой базовой национальной ценности как «искусство и литература» являющейся частью системы нравственных ценностей, развивающей красоту, гармонию, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие.

     В соответствии с ФГОС, художественно - эстетическое развитие  предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, становление эстетического отношения к фольклору; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

     

       Обучение пению имеет целью выработать у детей дошкольного возраста вокально-хоровые навыки. В данной программе учитываются музыкальные способности детей, их развитие и возраст. Отсутствие разноуровневых программ по предмету вокал ставит педагога в сложное положение, так как они продиктованы необходимостью удовлетворить меняющиеся социокультурные, образовательные потребности детей и их родителей. Программа должна обеспечить условия для самореализации детей и позволить более успешно решить данную проблему, такую актуальную сегодня. Возникает необходимость в дифференцированном подходе ведения групповых занятий.

    Кружок «Колокольчик» имеет художественно – эстетическую направленность, является авторской, при разработке программы использована методическое  пособие  М. А. Картушиной  «Вокально – хоровая работа в детском саду». Набор в объединение  ведётся на принципах добровольности, с учётом интересов детей и социального заказа родителей на основе анкетных данных.

Практическая значимость

Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению некоторых дефектов речи. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат, развивает приятный тембр голоса. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки.

     Вокал относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребёнка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений.

Цель программы:  формирование эстетической культуры дошкольника;

развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи программы:

Образовательные – овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

- знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;

Развивающие – развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;

- развитие голосового аппарата;

- развитие артистических качеств;

Воспитательные - воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения гармоничного звучания в процессе исполнения;

- воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

Отличительной особенностью программы является обучение детей хоровому пению с дошкольного возраста. Возраст детей 4 – 7 лет, дети средней, старшей и подготовительной к школе группы, проявившие свои способности в музыкальном развитии.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

В младшей и средней группе дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 4-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон
  • хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
  • тембровыми подгруппами
  • при включении в хор солистов
  • пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,
  • активная концертная деятельность детей,
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
  • звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Программа включает подразделы:

  • восприятие музыки;
  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество;
  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению,  осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

Структура занятия.

1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

  • споем песню с полузакрытым ртом;
  • слоговое пение («ля», «бом» и др.);
  • хорошо выговаривать согласные в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
  • настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
  • обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
  • использовать элементы дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется акапельно);
  • образные упражнения;
  • вопросы;
  • оценка качества исполнение песни

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.

Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

 

 ДИАГНОСТИКА  УРОВНЯ  РАЗВИТИЯ  ПЕВЧЕСКИХ  УМЕНИЙ

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/б

0

н

с

в

1.

Качественное исполнение знакомых песен.

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3.

Умение импровизировать

4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

5.

Навыки выразительной дикции

0 - не справляется с заданием

н (низкий) - справляется с помощью педагога

с  (средний) - справляется с частичной помощью педагога

в (высокий) - справляется самостоятельно

Календарно-тематический план

Месяц

занятия

Тема

Программное содержание.

                                             О к т я б р ь

1.

Знакомство с группой. Постановка корпуса, танцевальный шаг, построения, необходимые для организации занятий. Комплекс общеразвивающих упражнений.

Создать благоприятный эмоциональный фон для плодотворной творческой работы. Объяснять детям основные требования по безопасному поведению во время занятий. Развивать чувство ритма, внимание, память, совершенствовать умение выполнять различные виды ходьбы.

2.

«Симпатичные девчонки»

Игра «Ручеёк»

Этюд с цветами

Формировать вокальные навыки, учить брать певческое дыхание, развивать умение петь под фонограмму.

Знакомить с элементами народного танца.

Совершенствовать исполнение под музыку основных видов ходьбы, согласовывать движения с текстом и музыкой.

3.

Танцевально-ритмическая композиция

«Весёлые дети»

«Ква-ква» муз. А Варламова.

Развивать чувство ритма, умение сочетать движения с музыкой. Учить выполнять «ковырялочку» с притопом, совершенствовать исполнение различных видов шагов и упражнений в паре. Воспитывать внимательное отношение друг к другу.

Учить чисто интонировать мелодию песни, работать над чётким произношением, простукивать ритмический рисунок песни, используя шумовые инструменты.

           Н о я б р ь

1.

2.

3.

4.

Танец с колокольчиками (муз.Ларионова .СД)

«Пригласи меня, папа, на вальс» муз. Л. Олифировой.

Коммуникативная игра «Здравствуйте»

Повторение разученных ранее танцевально-ритмических композиций.

«Морозята» танец с сапожками.

«Пригласи меня, папа, на вальс»

Развивать чувство ритма, координацию движений, плавность, пластичность движений рук. Способствовать самовыражению в движении

Расширение певческого репертуара, развитие диапазона, умение владеть своим голосом. Развивать эмоциональную сферу воспитанников.

Активизировать и развивать творческие способности.

Развивать умение создавать пластический образ, способности к импровизации. Способствовать самостоятельности в исполнении разученных танцевально-ритмических композиций.

Развивать чувство ритма.

Продолжать развивать диапазон, передавать в песенных интонациях настроение, характер музыки.

           Д е к а б р ь

1.

«Морозята» танец с сапожками.

«А-ха-ха» бел.нар. музыка

«Детская дружба»муз. Я Жабко

«Голуби» - музыкально-ритмическая игра

Развивать техничность, чувство ритма, внимание, артистизм.

Развивать чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве во время различных перестроений, учить элементы белорусского танца.

Развивать память, чувство ритма, согласованно выполнять движения в парах.

Развивать умение переключаться с одного вида движений на другое, закреплять умение сочетать движения с музыкой.

Совершенствовать умение сочетать движения с музыкой, выразительно исполнять танцевальные движения.

                Я н в а р ь

1.

2.

3.

4.

«Зеркало разбилось» - музыкально-подвижная игра

«Белые кораблики»- танцевально-ритмическая композиция с платками

«Белые кораблики»

«Волшебный бал» муз. А. Варламова

Развивать творческие способности, внимание. Тренировать быстроту реакции. Содействовать уверенности и самостоятельности в исполнении разученных танцевально-ритмических композиций.

Развивать музыкальность, образность движений, способность к импровизации, самовыражению в движении.

Развивать музыкальность, образность движений, способность к импровизации, самовыражению в движении

Расширять песенный репертуар, развивать координацию слуха и голоса, учить петь в движении, воспроизводить ритм.

  Ф е в р а л ь

1.

2.

3.

«Белые кораблики»

«Волшебный бал» муз. А. Варламова

Коммуникативная игра «Здравствуйте»

Упражнения для рук, позиции рук. Выведение ноги на носок. Лѐгкий бег с плавными движениями рук (мотылѐк)

Развивать чувство ритма, память координацию движений, формировать чувство такта, воспитывать культуру в процессе группового общения.

Знакомить с элементами менуэта, развивать умение сочинять несложные танцевальные движения, их комбинировать.

Воспитывать культурные привычки в процессе группового общения.

Развивать пластичность, музыкальность, координацию движений, творческое восприятие музыки.

М а р т

1

2.

3.

Упражнение с шарфами (махи, приставные шаги вперѐд и в стороны с одновременным круговым движениям рукой, лѐгкие подскоки со свободными махами).

Танцевально-ритмическая композиция

«Праздник » муз. А. Варламова

Танцевально-ритмическая композиция «Хлебный край!»

Развивать ловкости при выполнении движений с шарфами, координацию движений, чувство ритма.

Развивать пластичность, воображение, умение самостоятельно находить оригинальные движения для выражения характера музыки.

Совершенствовать певческие навыки: чистоту интонирования, умение пользоваться дыханием, выразительно и эмоционально исполнять песню.

Развивать координацию движений, музыкальность, выразительность. Воспитывать чувство патриотизма, гражданского самосознания.

               А п р е л ь

1.

2.

3.

Постановка корпуса, танцевальный шаг, построения, необходимые для организации занятий.

Комплекс общеразвивающих упражнений.

«Ай люли...»

Игра «весна»

Этюд с цветами

Танцевально-ритмическая композиция «Весёлые дети»

Создать благоприятный эмоциональный фон для плодотворной творческой работы. Объяснять детям основные требования по безопасному поведению во время занятий. Развивать чувство ритма, внимание, память, совершенствовать умение выполнять различные виды ходьбы.

Формировать вокальные навыки, учить брать певческое дыхание, развивать умение петь под фонограмму.

Знакомить с элементами народного танца.

Совершенствовать исполнение под музыку основных видов ходьбы, согласовывать движения с текстом и музыкой.

Развивать чувство ритма, умение сочетать движения с музыкой. Учить выполнять «ковырялочку» с притопом, совершенствовать исполнение различных видов шагов и упражнений в паре. Воспитывать внимательное отношение друг к другу


                      М а  й

1.

2.

3.

«Хлопотунья» - музыкально-подвижная игра

«Танец »- танцевально-ритмическая композиция с платками

 «Весна красна муз.

А. Варламова

Развивать творческие способности, внимание. Тренировать быстроту реакции. Содействовать уверенности и самостоятельности в исполнении разученных танцевально-ритмических композиций.

Развивать музыкальность, образность движений, способность к импровизации, самовыражению в движении.

Развивать музыкальность, образность движений, способность к импровизации, самовыражению в движении

Расширять песенный репертуар, развивать координацию слуха и голоса, учить петь в движении, воспроизводить ритм.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
  3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
  4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
  5. Веселый каблучок.  /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
  6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
  7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
  8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
  9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
  10. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
  11. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
  12.  Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  13. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
  14. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
  15. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
  16. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
  17. Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
  18. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..
  19. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
  20. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
  21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  22. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
  23. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа вокальной группы "Веселые нотки" в детском саду.

Мною разработанна рабочая программа вокальной группы в детском саду....

Программа вокального кружка "Домисолька"

Программа вокального кружка....

Программа вокально-хореографического кружка «Улыбка»

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...

ПРОГРАММА вокального кружка "Капитошки"

Программа дорабатывается в процессе работы по ней, но пока вот такой вариант......

Программа вокального кружка «Звездочки».

Музыка начинается с пения… Курт Закс (немецкий музыковед)  Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, по...

Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка"

Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка", срок реализации 2 года....

Программа "Вокально-хоровое пение в ДОУ"

Программа «Вокально-хоровое пение в детском саду» имеет художественную направленность. Программа ориентирована на создании условий для культурного самоопределения, творческой самореализации личности р...