Конспект НОД "Знакомство с инструментами русского оркестра" старшая группа
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Елена Васильевна Пучкова

---

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_muzykalnogo_zanyatiya.docx512.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Надежда»

Конспект НОД по музыкальному развитию  детей в старшей группе

Знакомство с инструментами русского оркестра

Выполнила Пучкова Елена Васильевна

Музыкальный руководитель

Пензенская область Мокшанский район

с.Рамзай

Конспект НОД по музыкальному развитию детей в старшей группе

Знакомство с инструментами русского оркестра

Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.

Задачи:

образовательные:

* познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов.

*формировать представления детей о народной музыке и народных инструментах;

развивающие:

* развивать эмоциональную отзывчивость;

* развивать чувство ритма;

* формировать певческий голос и выразительность движений.

воспитательные:

* воспитывать любовь и интерес к русской народной музыке.

* вызвать у детей желание слушать инструментальную музыку.

Материалы и оборудование:

2 короба, музыкальные инструменты, фрагмент мультфильма «Русские потешки» 1969г., ноутбук, проектор, экран, иллюстрации, медали.

Ход занятия:

Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, образуют круг.

Муз. рук.: Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! И хочу приветствовать вас такой песенкой.

(поет) Доброе утро, улыбнись скорее,

           И сегодня весь день будет веселее.

           С добрым утром, ушки!

           С добрым утром, щечки!

           С добрым утром, ножки, и ещё ладошки!

Муз.рук. предлагает детям спеть эту попевку вместе.

Муз. рук.: - Ребята, сегодня вас ждет много нового и интересного, но сначала попробуйте отгадать загадку:

Расскажу тебе, дружок, в древние века

Дунул тихий ветерок в трубку тростника.

Человек услышал вдруг, мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный….(инструмент.)

Муз. рук.: - Ребята, а вы хотите узнать интересную историю о том, как родились русские народные инструменты? (Да) Ну тогда садитесь и слушайте внимательно. Посмотрите, какая красивая коробка у меня в руках. Но что же это, коробка пустая! Куда же пропали все инструменты?

(Звучит русская хороводная песня «Во поле береза стояла»)

Муз. рук. - Вы слышите музыку? Это же звучат наши утерянные инструменты, а исполняют они русскую народную песню.

- Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Как красиво звучат русские народные инструменты. Я обещала вам рассказать про русские народные инструменты. Но для этого нам надо отправиться в одно место. Беритесь за руки, я поведу вас извилистыми тропками.

(Музыкальный руководитель заводит с детьми хоровод. Дети двигаются по кругу, змейкой, по диагонали, останавливаются перед экраном)

Слайд №1 - лес

Муз. рук. - Ребята, мы оказались в лесу. Садитесь на поляну как вам удобно. Давайте прислушаемся.

Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает из сада…
Чуткая музыка всюду живет-
В шелесте трав,
В шуме дубрав,
Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода-
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!

А вы знаете, что именно здесь, в лесу, родина народных инструментов? Ведь человек всегда старался прислушиваться к звукам природы и подражать им.

Слайд №2 -  акация 

– Посмотрите, на акации висят плоды, они качаются на ветру, а в стручках семена. Когда стручки засохнут, если их потрясти, семена в них начинают греметь. Люди заметили, что этот звук успокаивает младенцев, и придумали игрушку. Так появился музыкальный инструмент, который называется погремушка. (показ картинки)

-  Погремушка – это шумовой инструмент. Как вы думаете почему? (Ответы детей) Правильно, давайте послушаем, как звучит погремушка (ЗВУК)

Слайд №3 – ветер в лесу

- Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга, с треском ломаться на ветру. Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент трещотку. (показ картинки)

 - Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем как звучит трещотка (ЗВУК)

Слайд №4 – дятел на дереве

 - А вот дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент, который называется деревянные ложки (показ картинки)

-Деревянные ложки – это ударный инструмент. А как вы думаете, почему ложки относятся к ударным инструментам? (Ответы детей) В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют. Давайте послушаем, как звучат ложки. (ЗВУК)

Слайд №5 – берег реки, камыш

 - Мы вышли на берег реки. Слышите, ветер гудит в стеблях камыша. Если срезать этот стебелёк и подуть в него, то получится музыкальный инструмент, подумал человек, и смастерил духовой музыкальный инструмент, и назвал его – свирель, такое нежное у него звучание. (показ картинки+ЗВУК) А потом ещё немного подумал человек и сделал другой духовой инструмент – рожок. (показ картинки+ЗВУК)

- Как вы считаете, почему свирель и рожок относятся к духовым инструментам? (Ответы детей)

Слайд №6

 - А вот на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. (Звук) «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли (показ картинки)

- Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами. Ребята, балалайка стала музыкальным символом нашей страны. Послушайте, как она звучит. (ЗВУК)

    - Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными.

Стук в дверь, под музыку в зал входит парень Андрюша с коробом в руках.

Андрюша (кланяется): Здравствуйте, ребятишки,

                                Курносые девчушки, задорные мальчишки.

Муз. рук.: - Здравствуй, а ты кто?

Андрюша: - Я Андрюша весельчак – это знает, всяк!

                     С вами буду я играть и ребятам помогать!

Муз. рук.: - Ну тогда, Андрюша, мы с ребятами сейчас поприветствуем тебя русской народной попевкой. Послушай и скажи, понравилась она тебе или нет.

Муз. руководитель и дети исполняют попевку р. н. «Андрей-воробей».

Муз. рук. : - Андрюша, понравилась тебе эта попевка?

Андрюша: - Конечно, понравилась. Это ж почти про меня.

Муз. рук.: - А сейчас мы ещё раз её споем и простучим в ладоши ритм этой песни.

Андрюша: - Так даже интересней звучит!

Муз. рук.: - Андрюша, а что это за короб у тебя такой?

Андрюша:- Да вот по лесу я шел, там его я и нашел.

                Этот короб не простой, этот короб расписной

                Сказочный, красивый, а внутри с сюрпризом.

Муз. рук.: - Ой, как интересно! Андрюша, открывай скорей свой короб!

Андрюша: Открою, если отгадаете загадку.

               И шумят, и бренчат, и хлопают, и звенят.

               Расписные, яркие веселят всю ярмарку.

Дети: Музыкальные инструменты!

Андрюша: Эх, какие догадливые!

Муз. рук.: Ну-ка, ну-ка, покажи! Что-то мне этот короб очень знаком.

(Андрюша достает из короба трещотку, погремушки и ложки)

Муз. рук.: Так, это те инструменты, которые исчезли из нашей коробки, но как ты их нашел?

Андрюша: А я вышел на лесную поляну и вижу: муравьи играют на инструментах. Посмотрите, как это было…

(Дети смотрят отрывок из мультфильма «Русские потешки» 1969г)

Муз. рук : - Ребята, вам понравилось как играли муравьи? Они – настоящие лесные музыканты! А какие инструменты вы узнали? (трещотка, ложки деревянные, балалайка, гусли, рожок и т. д.) Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, на чем играю»

Андрюша: Точно! Слушайте внимательно! Если затрещит трещотка - пусть потопают ваши ножки, а если зазвенит погремушка – то потрите свои ушки. Ну, а если застучат ложки – громко хлопайте в ладошки. Всем понятна игра? Начинаем, детвора!

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Угадай, на чем играю»

      Звучит русская народная песня «Встань, пройди со мной, родная»

Муз. рук.: - Прислушайтесь! Это русская народная плясовая. Эта музыка никого не оставляет равнодушным. Ноги сами просятся в пляс.

Выходи, честной народ, в наш веселый хоровод.

Свободная пляска  Муз.рук. и дети и Андрюша весело танцуют.

Муз. рук.: - Андрюша, а что у тебя еще есть в коробе?

Андрюша: - В моём коробе ещё есть много инструментов разных. Инструменты хороши, поиграйте от души! Не сходите гости с мест, пусть играет наш оркестр.

Муз. рук.: - Ребята, а что же такое оркестр, кто мне подскажет? (ответы детей)

Муз. рук.: - А кто руководит оркестром?

Дети: - Дирижер!

Музыкальный руководитель предлагает детям выбрать понравившиеся инструменты

Муз. рук.: - Громко, сильно не стучите, инструменты берегите!

                Музыку слушайте внимательно!  В ритм попадайте обязательно!

ОРКЕСТР «Ах, вы сени».

Муз. рук. – Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось? За то, что вы теперь стали настоящими знатоками русских народных инструментов, я вам вручаю медали.

  Муз.рук. вручает детям и Андрюше медали.

 

 

 

http://edu21.cap.ru/home/3698/banners/2017/grypi/color-violin-clef-illustration-music-note-circle-33645042.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка "Веселый оркестр" старшая группа

Цели: 1. Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов.2....

Конспект интегрированного занятия: "Русская матрёшка" /старшая группа/

Посрдством обогащения знаний детей о возникновении матрёшки, развивать у детей особенности  росписи русских матрёшек,...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Педагогический проект «Инструменты русского народного оркестра» (старшая группа)

Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию....

Конспект музыкального занятия "Наш оркестр" старший возраст с использованием Квест-технологии.

В данном занятии раскрыты возможности использования Квест-технологии на музыкальных занятиях....

Конспект по теме: "Русская матрёшка" старшая группа

Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой.Закреплять умения составлять описательный рассказ....

конспект открытого музыкального занятия для старшей группы "Играем в оркестр"

Конспект открытого занятия по музыкальному воспитанию в старшей группе детского сада  в форме сюжетно- ролевой игры «Играем в оркестр»...