Особенности работы музыкального руководителя в дошкольном учреждении.
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Белова Татьяна Юрьевна

Этот материал будет интересен педагогам, которые решили попробовать свои силы в роли музыкального руководителя ДОУ. Это вторая часть работы, в которой представлена не теория, а опыт работы за 20 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст к презентации22.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности работы музыкального руководителя в дошкольном учреждении.

II ЧАСТЬ

Способы привлечения и удержания внимания дошкольников

Представьте, что вы сидите перед телевизором и держите в руках пульт управления. Вы включаете один канал, и, не найдя ничего интересного, переключаете дальше… Реклама. Неинтересно. Переключаете дальше. Фильм, который вы уже смотрели… Дальше. И так, пока не закончатся все каналы. А потом… по второму кругу. И не замечаете, как проходит час.

Удержать внимание людей, тем более маленьких детей, во время взаимодействия с ними непросто. Переключая каналы телевизора, мы удерживаем свое внимание очень долго. Чтобы удержать внимание детей, мы тоже можем переключать каналы, только каналы восприятия (слуховой, зрительный, тактильный). «Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь снова послушайте». При смене канала восприятия внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания. У детей 3-4 лет примерно 3-4 мин, к моменту поступления в школу – 10-12 мин, у взрослого – 20 минутЭто первый способ привлечь и удержать внимание.

Второй способ заключается в следующем. Как известно, человек забывает примерно 90% того, что он слышит, 60 % того, что видит, и лишь 10 % того, что делает. Представьте, что ваш друг рассказал о том, как он делал ремонт дома, ваш член семьи, например, муж делал ремонт дома, и вы это видели, и, наконец, вы сами делали ремонт. Что вам запомнится лучше? Степень запоминаемости сюжета зависит от степени вовлеченности в него. Отсюда следует, что в работе с детьми необходимо использовать практические методы, использовать разнообразный раздаточный материал, чтобы каждый ребенок мог повзаимодействовать с ним.

Третий способ привлечения и удержания внимания – это использование метода «вовлечение», который содержит в себе следующие приемы:

- задать вопрос, который должен быть легким, подразумевающим односложный ответ, чтобы не ввести детей в затруднение,

- допустить намеренно ошибку,

- попросить поднять руку тем, кто…(например, любит кататься на санках, зависит от темы занятия). При этом педагог может сам поднять руку в качестве примера.

- можно спросить, все ли видно с доски, может, сделать свет ярче, или наоборот, приглушить.

Таким образом, дети вовлекаются  в принятие решения, а это им, как правило, льстит.  

Четвертый способ привлечь внимание можно использовать, когда есть какой-либо раздаточный материал, например, обыкновенный лист бумаги для рисования. Вы предлагаете следующее: «Возьмите лист бумаги и поднимите над головой. Так, вижу. А у тебя нет? Вот, возьми. Или Передайте, пожалуйста, товарищу. А теперь положите его горизонтально. Так, начнем». А дальше можно говорить то, что к листу бумаги не имеет отношения, например, объяснить последовательность рисования какого-либо предмета. И никто ничего не замечает, как у хорошего фокусника.

Пятый способ привлечения внимания заключается в следующем: как известно, дети в дошкольном возрасте очень любят помогать. Как ни удивительно, к нам больше всего привязываются люди, которых мы просим о помощи. Здесь, главное, правильно произнести фразу. Не «Сделайте, пожалуйста!», а «Помогите мне, пожалуйста!» (расставить стулья, раздать листочки и т. д.). Особенно этот прием эффективен в работе с гиперактивными детьми. В этом случае, неважно, что помогает один человек, коллектив часто ощущает себя единым организмом и воспринимает это, как мы помогли.

Помогают привлечь и активизировать внимание дошкольников и следующие приемы:

- присутствие сказочного персонажа (как иллюстрации, так и переодетого взрослого);

- обыгрывание проблемной ситуации;

- опора на личный опыт детей;

- «Коробка с сюрпризом» - в начале совместной деятельности появляется коробка с сюрпризом, детям сообщается, что самые внимательные получат подарок в конце занятия. Метод очень эффективен, но использовать его надо не чаще одного раза в месяц, иначе интерес пропадает.

Шестым способом для привлечения и удержания внимания являются контрастные раздражители: интонации, паузы, темп речи, жесты, движения педагога.

Какие бы приемы ни использовал педагог в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка и может вовремя применить тот или иной способ активизации внимания.

Роль воспитателя и ведущего на утреннике

Роль ведущего очень ответственна. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.
Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки. Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям, гостям (например: Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?») На утреннике надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят. Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).
После выступления - поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним. Необходимо ведущему организованно заканчивать праздник!  Обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант) т.е. встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям.

Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).
Костюмы для праздника берутся воспитателями заблаговременно, чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Музыкальный руководитель – проверяет! Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может случится, что резинки на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и пр. 

Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей после праздника. Можно так же провести закрепляющее музыкальное занятие (оставить оформление праздника, детали костюмов, атрибуты для игр и предложить вспомнить, что им понравилось, обменяться впечатлениями. Некоторые выступления можно повторить 2-3 раза со сменой исполнителей). Можно выступить с праздничными номерами перед детьми младших групп. 

Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми. Родители – желанные гости на празднике. Родителей обязательно необходимо предупредить о том, что нужно принести сменную обувь. После утренника воспитатели предлагают родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов».

Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на педагогическом совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.

Активность воспитателя зависит от трех факторов


1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.


2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.


3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей. Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте». Необходимо (желательно!), чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей. В связи с оптимизацией здесь могут возникнуть сложности, т.к. теперь работают 3 воспитателя на 2 группы.

Работа с родителями

Связь между родителями и музыкальным руководителем, в большей степени осуществляет воспитатель, так как имеет больше возможностей встречаться с родителями каждый день. Совместно же педагоги определяют разнообразные формы работы с родителями и вносят их в свой годовой план работы. К формам работы относятся:

● Открытые музыкальные занятия. Родители имеют возможность прийти на музыкальное занятие, понаблюдать за своим ребёнком. Или родителям предлагается стать участником детского оркестра, инсценировок, танцев, исполнить вместе с детьми знакомую или спеть свою любимую песню;

● Консультации. Воспитатели и музыкальный руководитель всегда оказывают родителям необходимую консультацию и другую помощь.

 ● Родительские собрания. На них обсуждаются самые разные вопросы, связанные, например, с подготовкой к празднику, организацией совместного посещения представления, с изготовлением музыкальных игр и пособий, предназначенных для развития у детей музыкально-творческих способностей;

● Семинары-практикумы. «Домашний оркестр», «Кукольный театр в семье» и другие;

● Совместные праздники и развлечения. Многие родители всегда охотно откликаются на предложение поучаствовать в празднике. Родители – полноправные участники таких действ. Музыкальный руководитель и воспитатели обсуждают с ними план проведения праздника или развлечения, приглашают на репетиции, поручают родителям сшить необходимые костюмы, разучить стихи. Те родители, которые не принимают активного участия в подготовке и проведении праздника, могут быть задействованы в ходе мероприятия с помощью плакатов и сигнальных карточек, а также с помощью музыкальных инструментов.

● Домашнее задание. Дети вместе с родителями подбирают картинки или рисуют в «Музыкальных тетрадях», пройденные музыкальные произведения, тем самым закрепляя навыки, полученные на занятии. Домашние задания ценны тем, что совместная деятельность детей и родителей улучшает климат в семье, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребёнка в детском саду.

 ● «Уголок для родителей» создан специально для того, чтобы знакомить родителей с популярной методической литературой по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей. В нём оформляется, рекомендуемая для родителей, фонотека с аудиозаписями музыкальных произведений, а также большой выбор «Домашних игр» для развития музыкальных и творческих способностей детей.

 ● Советы для умных и заботливых родителей. Музыкальный руководитель и воспитатели дают советы на разные темы: например, «Как провести «Семейный праздник». С родителями составляется программа с сюрпризными моментами. Это могут быть: маленький концерт с участием взрослых и детей, весёлые игры, танцевальные импровизации под музыку, игра в домашнем оркестре, мини-спектакли, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок или весёлые сценки из семейной жизни. Подбирается музыка для праздника. Совет на тему: «Как организовать домашний театр». Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготовив кукол вместе с ребёнком из папье-маше, дерева, картона, ткани и т.д. Для музыкального сопровождения педагоги рекомендуют использовать аудиозаписи, детские музыкальные инструменты или инструменты- самоделки, имитирующие разные шумовые эффекты. «Как создать домашний оркестр». Совет для родителей даётся очень простой – это сделать музыкальные инструменты вместе с детьми из деревянных брусочков, пуговиц и ореховых скорлупок, прикреплённых к 10 ниткам; пластиковых футляров, жестяных банок и т.п. Ёмкости наполнить крупой, мелкими камешками, песком; жестяные коробки разного размера превратить в барабанчики. Для домашнего оркестра можно использовать  крупой, мелкими камешками, песком; жестяные коробки разного размера превратить в барабанчики. Для домашнего оркестра можно использовать деревянные или металлические ложки, погремушки, бутылки и, конечно, бубны, колокольчики, металлофоны, барабаны. Совет для родителей «Не навреди». Педагогу приходиться убеждать родителей в том, что нужно соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомились, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, поэтому детям требуется смена музыкальной деятельности, применение разных её видов, наглядности. Нужно широко использовать игровые ситуации, так как только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное образование в современной образовательной системе, особенности работы музыкального руководителя.

Методическое сообщение раскрывает новые подходы в работе музыкального руководителя в связи с реализацией ФГОС ДО. К сообщению прилагается презентация....

Особенности работы музыкального руководителя в дошкольном учреждении.

Этот материал будет интересен педагогам, которые решили попробовать свои силы в роли музыкального руководителя ДОУ. Это первая часть работы, в которой представлена не теория, а опыт работы за 20 лет....

Использование ресурсов сенсорной комнаты в деятельности музыкального руководителя современного дошкольного учреждения.

Современное дошкольное учреждение, на мой взгляд  - это, прежде всего особым образом организованная предметно-развивающая среда, способствующая формированию личности ребенка и обеспечивающая его ...

Выступление на региональном семинаре "Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности" 27.02.2018

Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощу...

Презентация "Правовое обеспечение работы музыкального руководителя в образовательном учреждении"

Презентация "Правовое обеспечение работы музыкального руководителя в образовательном учреждении"...

СТАТЬЯ "ПРАЗДНИК – ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

Праздники – особая организационная форма работы музыкального руководителя в дошкольном учреждении. Существуют традиционные и нетрадиционные виды праздников. Распространены следующие формы праздн...