Конспект непрерывной образовательной деятельности «Приключение кота Рыжика»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Лапина Галина Анатольевна

Конспект, презентация и самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.zanyatie.odt28.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 25 «МАЯЧОК»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

«Приключение кота Рыжика»

Подготовил и провела:

музыкальный руководитель

Лапина Галина Анатольевна

Музыкальное занятие «Приключении кота Рыжика»

Цель: развитие ритмико — интонационных способностей у детей посредством сочетания движения, слова и музыки.

Задачи:

Образовательные:

  • обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение;
  • формировать восприятие и различение ритмической пульсации в хлопках в речевых и музыкально-ритмических играх;

  • с помощью дыхательной гимнастики, песенка - распевки, музыкотерапии, динамических и музыкально-ритмических упражнений укреплять физическое и психическое здоровье;

Развивающие:

  • развивать чувство ритма, упражнять в ритмичном выполнении знакомых музыкально-ритмичных движений;

  • совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка с помощью артикуляционной гимнастики;

  • соотносить движение с текстом в речевых и музыкальных играх, самомассаж;

Воспитательные:

  • подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры мимикой, движениями, интонацией;

  • способствовать снятию двигательной скованности детей.

Ход занятие:

Вход детей (под музыку дети входят в зал).

Музыкальный руководитель: Сегодня такая замечательная погода. Так и хочется пожелать всем доброго утра.

Песенка - распевка с оздоровительным массажем «Просыпайся!».

Ладошки, просыпайтесь, похлопайте скорей! ( хлопают)

Ножки, просыпайтесь, спляшите веселей! ( выставляют ножку на пяточку)

Ушки мы разбудим, лобик разотрем, ( трем ушки и лобик)

Носиком пошмыгаем и песенку споем:

«Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро всем, всем,всем!»

Муз.рук: Замечательно, а теперь мы с Вами споем нашу любимую песенку «Про солнышко» (открывает ноты и видит пустые листы с дырками).

Что случилось с нотами? И откуда взялись эти дырки? Ребята вы не знаете?

(ответы детей).

Похоже, что ноты съели мыши. Что же делать? (задумывается) Придумала!!!

Нужно позвонить в музыкальное бюро.

Звоню по телефону:

- Алло! Справочное? Помогите!

Нам помощника пришлите!

Надо нотки нам найти,

Чтоб занятие провести.

Голос из телефонной трубки (голос за «кадром»)

- Мы сейчас кота пришлём.

Муз.рук: Вот спасибо! Очень ждем!

Про кота игру мы знаем

И сейчас в неё сыграем!

Речевая игра-диалог «Тра-та-та» (модель Т. Тютюнниковой)

Дети встают по всему залу парами, рассказывают потешку, сопровождая движениями: покачивания головой, изображение полосок у кота, длинных усов, кисточек на ушах. На слова последней строчки дети обнимаются и поворачиваются к зрителям, выставив ногу на пятку.

Девочки: Тра-та-та! Тра-та-та!

                  Вышла кошка за кота!

Мальчики: За кота-котовича?

Девочки: За Петра Петровича!

Вместе: Он усат, полосат,

                В ушах кисточки висят.

                Ну, не кот, а просто клад!

Кот Рыжик:

Мяу-Мяу! Да, я такой!

Я просто клад для всех ребят!

Мяу! Всем привет, друзья!

Как же рад вас видеть я!

Воспитатель: Какой красивый котик! Как тебя зовут?

Кот Рыжик: Песенку Вы про меня слушайте скорее

                       И, конечно, подпевайте «Мяу» веселее!

Песня «Рыжий кот»

Воспитатель: Рыжик, помоги нам, где же нам нотки найти? Наши нотки съели мыши!

Кот Рыжик: Все мыши живут в Мышином королевстве. А правит там королева Мышильда – злая и коварная.

Воспитатель: Но мы не знаем дороги. Как же в это королевство попасть?

Кот Рыжик: Только настоящие коты могут найти мышь. А я ведь – супер-кот! Вперед, мои друзья!

Выполняем динамическое упражнение «Внимание»

Воспитатель: Ребята, смотрите, впереди домик! Рыжик, это уже Мышиное королевство?

Кот Рыжик: (принюхивается) Нет! Здесь мышами не пахнет. Прислушайтесь, в домике кто-то песенку поёт.

Звучит вступление к «Частушкам», из домика выходят гномик Мажор и гномик Минор.

Частушки:

Гномик мажор: В домике Мажор живёт,

                             Звонко песенки поёт –

                             Добрые, мажорные.

                             Весёлые, задорные!

Дети: А Минор к реке пошёл,

           Песню грустную завел:

Гномик минор:  - Ох! Река проворная.

                               Ох! Судьба минорная!

Муз.рук.: Ребята, это же братцы-гномики: Мажор и Минор!

Гномик минор: Как вы сюда попали?

Гномик мажор: Вы что-то потеряли?

Воспитатель: Мы ищем мышиное королевство. Мыши украли наши нотки. А ребята так любят петь, танцевать и под музыку играть.

Гномик мажор: Ребята, а хотите с нами поиграть? Внимательно слушайте музыку и передавайте её настроение движениями, мимикой, жестами.

Активное слушание музыки «Мажор или минор?»

Под весёлую музыку дети прыгают, танцуют, смеются, а по грустную – ходят с опущенными головами, гномы гладят их по голове, как бы утешая.

Гномик минор: Дети, очень грустно мне!

                             Что-то хрумкает в спине.

                             В горле всё болит, горит,

                             Нос мой булькает, сопит.

Кот Рыжик: Не грусти, Минор! Наши дети сейчас тебя вмиг вылечат!

Дети выполняют комплекс игрового массажа «Дружок».

Дети стоят парами по всему залу.

У меня такие ручки!               Стоят спиной друг к другу, гладят свои руки.

По-смо-три!

Звонко хлопают в ладоши.    Хлопают.

Раз, два, три!

Твои ручки тоже      Поворачиваются друг к другу, гладят по ручкам друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок,   Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

У меня такие щечки!         Стоят спиной друг к другу, гладят свои щечки.

По-смо-три!

Я пощиплю их немножко.   Легко щиплют щечки.

Раз, два, три!

Твои щечки тоже      Поворачиваются, растирают щечки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок.       Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

У меня такие ушки!          Стоят спиной друг к другу, массируют мочки ушей.

По-смо-три!

Разотру их потихоньку.        Растирают уши с усилием.

Раз, два, три!

Твои ушки тоже         Поворачиваются друг к другу, теребят ушки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок,         Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

Гномик минор: Ой! Я здоров! Спасибо, ребята! Теперь я всегда буду делать эту замечательную зарядку!

Гномик мажор: Братец мой здоров опять!

Все пойдемте танцевать!

Танец «Веселая полька»

Кот Рыжик: Как с вами весело! А вы знаете, что веселье и смех продлевают жизнь? Я к Вам пришёл не с пустыми руками, а с угощением, которое не только полезное и вкусное, но и музыкальное.

Игра «Орешки»

Голос за кадром

Мышильда: Тиш-ш-е! Тиш-ш-е! Расш-ш-шумелись тут!

Воспитатель:  Кто ты такая?

Мышильда: Я великая королева Мышильда. Я терпеть не могу музыку и смех, особенно детский. Я даже прогрызла ваши ноты с песенками, чтобы было тихо. А вы опять нарушили тишину. Я сейчас вмиг превращу детей в мышей.

Двое детей в масках мышат выбегают из — за ширмы, проговаривая «Тише, мыши! Тише, мыши!

Речевая игра «Кот и мыши»

В синей ночи.                       Тихо крадутся.

Тишь, тишь.

В синей ночи  

Мышь, мышь.

Только рыжий кот не спит,  Грозят пальцем, говорят громко.

Рыжик нотки сторожит.

Рыжик глазки открывает,   Дети говорят тихо.

Рыжик спинку выгибает.   Кот выполняет движения по тексту.

Кот проснулся! Вот беда!   Дети говорят громко, ритмично хлопают в ладоши.

Разбегайтесь кто куда!

Дети бегут и садятся на стульчики. Кто их догоняет.

Мышильда: Опять расшумелись! Я вам сейчас...

Кот Рыжик: Мяу! Ничего ты больше не сделаешь, ведь наши дети могут так весело смеяться. Ребята, давайте громко-громко засмеёмся!

Дети смеются.

Мышильда: Нет! Не надо!

Кот Рыжик: Ребята, я вижу настроение у вас замечательное и никакая Мышильда нам не страшна.

Танец «Хорошее настроение».

Мышильда: Спасите! Помогите! Тише! Тише!

Кот Рыжик: Ура! Мы победили злую Мышильду!

Муз.рук.: Ребята, смотрите, это же наши нотки! Спасибо тебе, кот Рыжик! Без тебя мы никогда не нашли бы свои ноты. Теперь мы сможем спеть нашу любимую песенку.  

Исполнение песни « Солнышко»

Муз.рук: Ну, вот, ребятки, большое вам спасибо, за то, что вы были такими смелыми и активными и не испугались злой Мышильды, и спасли мои ноты!  До свидания!

Самоанализ музыкального занятия:

Тема моего занятия «Приключения Кота Рыжика»


Целью данного занятия стало: развитие ритмико — интонационных способностей у детей посредством сочетания движения, слова и музыки.

На занятии  решались следующие задачи:

Задачи:

Образовательные:

  • обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение;
  • формировать восприятие и различение ритмической пульсации в хлопках в речевых и музыкально-ритмических играх;
  • с помощью дыхательной гимнастики, песенка - распевки, музыкотерапии, динамических и музыкально-ритмических упражнений укреплять физическое и психическое здоровье;

Развивающие:

  • развивать чувство ритма, упражнять в ритмичном выполнении знакомых музыкально-ритмичных движений;
  • совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка с помощью артикуляционной гимнастики;
  • соотносить движение с текстом в речевых и музыкальных играх, самомассаж;

Воспитательные:

  • подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры мимикой, движениями, интонацией;
  • способствовать снятию двигательной скованности детей.

Методы и приёмы: игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в музыку, вопросы к детям.

Вышеизложенные задачи на занятии решались в комплексе и тесной взаимосвязи. При планировании данного занятия, я постаралась учесть особенности и возможности детей, находящихся в детском саду: показать культуру слушания музыки и образного ее описания, способность и желание импровизировать танцевальные движения под музыку; любовь детей к игре, пению, валеологических распевок.

Структура занятия:
1. Приветственная  песенка с оздоровительным массажем «Просыпайся!», своеобразный психотренинг, настраивающий с первых секунд занятия на положительное восприятие происходящего.

2. Речевая игра-диалог «Тра-та-та» (Модель Т.Тютюнниковой)

3. Динамическое упражнение «Внимание»

4.Объяснение Мажора и Минора

5. Активное слушание музыки «Мажор или Минор?»

6. Игровой массаж «Дружок»

7. Музыкально-ритмические движения «Полька»

8. Игра «Орешки»

9. Речевая игра «Кот и мыши»

10. Танец «Хорошее настроение»

11.Исполнение песни «Солнышко»


По требованию ФГОС : занятие проводилось в музыкальном зале в первой половине дня, с детьми подготовительной группы. Музыкальный зал имеет все необходимое музыкально-техническое обеспечение – музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр.
Большое значение для решения задач я отвожу подбору репертуара. Главным критерием значимости любого произведения является его содержательная сторона, доступная пониманию детей. Сила эмоционального воздействия исполняемого произведения во многом зависит от того, как мы сумеем подать ее, что скажем о ней, как направим внимание детей, чтобы произведение дошло до их сердца, вызвало заинтересованность.
На занятии я использовала классическую и русскую народную музыку русских и зарубежных композиторов, использовала национально-региональный компонент.

Р.Н.П «Частушки»

Песня «Солнышко», «Рыжий кот»

музыка из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковский

музыка «Три подружки» Д. Б. Кабалевский

«Полька» автор неизвестен


Качество фонограмм и репродукций было высоким и соответствовало программным задачам и уровню развития детей. Кроме того я постаралась исполнить произведения на фортепиано хорошо, предварительно отработав их.
На занятии я реализовала следующие принципы федерального государственного образовательного стандарта:

- Принцип создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника. И чем больше хорошей музыки он будет слушать, тем отчетливее может провести грань между посредственным исполнением и высокохудожественным произведением.
- Принцип от игры – к сознательности предполагает моделирование игровой ситуации и через игру — формирование сознательного отношения к музыкальной деятельности, освоения знаний, умений и навыков. Задача педагога – научить ребенка сознательно анализировать музыкальные произведения, контролировать звучание голоса, определять его достоинства и недостатки.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении репертуара.
Использовала следующие методы и приемы:

По требованию ФГОС я старалась составить конспект и использовать наглядный материал, чтобы соответствовать современным информационно-коммуникативным технологиям.

- прием придумывания сюжета и создание игровой ситуации, здесь важным моментом является эмоциональная отзывчивость и выразительное исполнение с элементами театрализации именно на ранних этапах обучения;
- прием активного слушания музыки.
Я построила занятие так, чтобы виды деятельности (активные и пассивные) сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всего занятия.
Так пение сменилось игрой на слушание музыки ритмопластические упражнения и танцевальное творчество. Занятие получилось насыщенным разными видами деятельности. Музыкальный руководитель и воспитатель выступали в роли не только наставников, но и непосредственных участников: вместе с детьми пели, делали артикуляционную гимнастику, упражнения, играли, общались с детьми в демократичном стиле. Это позволило детям чувствовать себя наравне со взрослыми, быть соавторами происходящего.
Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Такие занятия положительно влияют на развитие музыкальных и художественных, физических способностей детей, находящихся в детском саду.

Я старалась создать у детей эмоциональное, радостное настроение с использованием сюрпризного момента. Думаю, что моим детям сегодняшнее занятие было интересным.

Считаю, что мне, удалось реализовать поставленные задачи. Соблюдала санитарно-гигиенические требования, произведено перед занятием проветривание зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Приключение под Новый год» Средняя группа

Задачи:Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов. Закреплять навык счёта в пределах 5.Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.Развивать мышление, в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Приключение в Королевстве красок»

Образовательная область «Художественное творчество», средний дошкольный возраст.  Автор: Заболотная Жанна Анатольевна, воспитатель МБДОУ д/с №21 "Аленький цветочек" город Саяногорск...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Приключения в стране Стекляндии", авторы Заболотная Ж.А., Аникина Е.В., воспитатели МБДОУ д/с №21 "Аленький цветочек" город Саяногорск

Открытое занятие было проведено для педагогов города в рамках городского методического объединения "Познаём мир вместе". В образовательной деятельности прослеживается принцип интеграции.  Образов...