"Роль детского музыкального творчества в развитии одарённости"
статья (подготовительная группа)

Доклад для педсовета "Роль детского музыкального творчества в развитии одарённости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад23.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

№ 6 «Ягодка» Тутаевского муниципального района

        Роль детского музыкального творчества

в развитии одаренности

        Подготовила и провела музыкальный руководитель

высшей категории Коновалова Ирина Ивановна

2018 г.

     В Российской Федерации дошкольное образование с 2013 года официально признанно полноценным уровнем непрерывного общего образования.

     ФГОС дошкольного образования предусматривает как обновление содержания образования, так и реализацию комплексного подхода в развитии личности ребенка, в том числе и одаренного, поддержке субъективной позиции детей в разных видах деятельности. В дошкольном возрасте музыка как наиболее эмоциональное и непосредственно переживаемое искусство становится одной из первых художественных форм выражения ребенком своей индивидуальности и ярких способностей.

     Как показывают многочисленные исследования отечественных ученых (Л. А. Венгера, Н. А. Ветлугиной, М. А. Кононенко, Я. А. Пономарева, К. В. Тарасовой, Ю. А. Цагарелли, О. П. Радыновой и других деятелей), особенностью музыкальной одаренности является наличие особой восприимчивости ребенка к музыке и повышенной музыкальной впечатлительности. Чем младше ребенок, тем он более восприимчив к звучащему миру. В 2-3 года, например, дети узнают мелодии, отличаются быстрым запоминанием музыки. С 4-5 лет наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте. В педагогике музыкального воспитания детей субъективность ребенка старшего дошкольного возраста принято рассматривать в контексте перехода от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности. Одаренные дети способны всецело сконцентрироваться на музыкальных занятиях.

     Одним из важных аспектов в развитии одаренной личности ребенка является детское музыкальное творчество, которое находит выражение во всех видах музыкально-художественной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах (импровизация, экспериментирование со звуками), музыкальной игре. Как отмечает О. П. Радынова «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность. Однако критериями успешности детского творчества следует считать наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощение».

     Н. А. Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она указывает на то, что ребенок в творческой деятельности выявляет свое понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.

     По мнению А. Г. Гогоберидзе особенности детского музыкального творчества заключаются в относительной новизне продукта творчества; в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребенка, его способностей, склонностей, ценностей.

     Мы обращаемся к названным характеристикам, так как именно эти составляющие отличают творчество детей от творчества взрослых. Следовательно, всё это позволяет говорить о правомерности распространения понятия творчества на деятельность ребенка, ограничив словом «детское» и отметив условный характер его применения.

     Важным условием жизнетворчества музыкально одаренных детей дошкольного возраста является грамотная организация музыкально-творческой деятельности в зоне ближайшего развития, что в свою очередь способствует психическому развитию, переходящее в саморазвитие, а в дальнейшем в самореализацию.

     Рассмотрим особенности организации музыкально-творческой деятельности одаренных детей. Высокая познавательная мотивация и творческая активность ребенка выражаются в максимальной открытости для действенного включения в творческие продуктивные процессы, что составляет основу развития специальных способностей. Вследствие чего, нужно создавать среду, наполненную звуками, цветами, формами, предметами и материалом (в том числе, и музыкально-дидактическим), обеспечивающими детское музыкальное творчество в избранном поле ребенка. Организуя музыкальное детское творчество одаренного ребенка в избранном поле (или нескольких избранных полях), важно понимать, что качество детского творчества может быть не высоким, но сама деятельность должна быть обязательно эмоционально окрашена, значима для ребенка. В детском музыкальном творчестве важна не цель – важен сам процесс, обеспечивающий смелость идей и выбора средств, свободу действий, нахождение новых вариантов решения творческих заданий.  

   Считаю необходимым отметить, что главный зритель малыша - это всё же родители, которые так же должны развивать в нем талант, водить ребёнка на концерты, в театр, в цирк, настраивать малыша на его выступления и говорить ему, что он молодец, выступил очень хорошо, что им приятно видеть его на сцене.  Но не заставлять ребёнка выступать без  его желания, помнить, что он личность со своим характером и желаниями. Важно, чтоб родитель интересовался способностями ребёнка в разной деятельности: как он поёт, как слышит и чувствует ритм, настроение музыки; обращал внимание на то, как  малыш двигается под музыку, как читает стихи и исполняет роли. Дети рождаются с определёнными задатками, нужно только их вовремя заметить и развить из способностей талант.

     На успешность проявления детского музыкального творчества, кроме индивидуальных особенностей (это ярко выраженные музыкально-творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, неординарность мышления, восприятия и воображения, вера в собственные силы) влияют и социальные факторы, а именно: способность к общению, эмпатия, осознание других как ценность, учет духовно-нравственных ценностей общества, которые могут стимулировать или, наоборот, тормозить процесс творческого развития одаренной личности ребенка.

     Следовательно, у одаренных детей дошкольного возраста необходимо развивать коллективную музыкально-творческую деятельность, которая на последующих этапах развития личности будет постепенно переходить в индивидуальную. В коллективном детском музыкальном творчестве взаимодействие педагога и ребенка, детей друг с другом объединено диалогом. Обратная связь является обязательным условием взаимодействия ребенка и взрослого, ее анализ дает педагогу возможность правильно строить взаимодействие с дошкольником, изменять характер общения с ним, включать его в разные виды музыкально-художественного творчества и гармонично вести к созданию индивидуального музыкально-творческого продукта.

     Продуктами детского музыкального творчества одаренного ребенка может выступать его отношение к творчеству, осознание себя как личности, собственное отношение и адекватность выразительно-изобразительных средств воплощения образа, представленного в песне, танце, игре.

     Существенными показателями качества личного музыкально-творческого продукта одаренного ребенка в детском музыкальном творчестве являются:

- Индивидуальность стиля музыкально-творческого продукта, которая проявляется в оригинальности характера выражения своего отношения к образу, творческому процессу и результату;

- Нахождение креативных средств реализации творческого замысла в музыкально-художественной деятельности, сочинительстве, импровизации, танце, игре, разыгрывании музыкально-театральных сюжетов и т.д.;

 - направленность личного творческого продукта на созидание.

       Таким образом, творческий потенциал, заложенный в ребенке от рождения, проявляется и развивается в раннем и дошкольном возрасте. И чем одареннее ребенок, тем выше его творческий потенциал. Грамотно выстроенная музыкально-художественная деятельность дает дошкольникам широкие возможности для проявления и развития музыкальной одаренности в детском музыкальном творчестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ГРУППЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Статья из опыта работы, раскрывающая подходы к оснащению развивающей среды группы для самостоятельного музицирования детей в свободной деятельности....

"Детское музыкальное творчество. Музыкально - ритмическое творчество."

1. Теоретические основы и задачи музыкально - ритмического воспитания...

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 3. Технология развития музыкального творчества

Тема 1: Развитие песенного творчества детей Тема 2: Музыкально-ритмическое творчество дошкольниковТема 3: Творчество в игре на музыкальных инструментахПрактическая работаИтоговый тест 5 дисциплин...

Презентация. Роль детских музыкальных инструментов в музыкальном развитии дошкольников.

Роль детских музыкальных инструментов в музыкальном развитии дошкольников....