Рабочая программа детского объединения по вокальной деятельности
рабочая программа по музыке

Лужкова Елена Александровна

В данном документе представлена рабочая программа детского объединения "Музыкальная шкатулка" по вокальной деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение Губкинского городского округа «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Принята на заседании педагогического совета от__________________

протокол №_________                    


УТВЕРЖДАЮ                                      Директор МБУ Губкинского городского округа  «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»  ______________Е.В.Толмачёва

Рабочая программа

«Музыкальная шкатулка»

(вокальная деятельность)

Возраст учащихся – 7-18 лет                                                                                                                                                    Срок реализации – 1 год

Автор-составитель:                                                                                                                                                    Лужкова Елена Александровна,                                                                                                                                                    музыкальный руководитель

г. Губкин 2019 г.

Содержание

1. Пояснительная записка……………………….……………..…………………3

2. Требования к уровню подготовки обучающихся…………………………....7

3. Календарно-тематический план …………………………...………………….7

4. Содержание программы ……………………………….…………….............11

5. Средства контроля ………………………………...………………………….15

6. Учебно-методические средства обучения …………………………….…….15

7.Приложение…………..…………..…………..………………………………...16

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей школьного возраста предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть школьника полноценным, всесторонне развитым. В зависимости от социального положения семьи, родители стараются отдать своих детей в те или иные кружки, по их мнению, наиболее полноценно раскрывающие способности ребёнка. Однако, не у всех родителей есть такая возможность. Именно поэтому, данная программа разработана для занятий по социокультурной и досуговой деятельности воспитанников школьного возраста в области «Художественно-эстетическое развитие» в МБУ Губкинского городского округа «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и включает в себя два основных вида деятельности:

  • Вокальная;
  • Хореографическая;

При осуществлении полноценного творческого развития ребенка, оба вида деятельности неразрывно связаны друг с другом.

Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному дополнительному образованию и современных образовательных технологий.

В основе программы лежит идея использования потенциала вокальной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников центра.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Нормативно-правовые документы

- Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

- Письма Министерства образования и науки России 11 декабря 2006 Г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки Российской Федерации (от 18.11.2015 г. № 09 – 3242);

- Образовательной программы учреждения;

- Учебного плана учреждения;

- Положения о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе;

- Положения; о рабочей дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе;

- Постановления Правительства Белгородской обл. от 28.10.2013 N 431-пп «Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 – 2020 годы».

Актуальность

Актуальность данной программы заключается в активизации процесса формирования нравственных начал у ребёнка через работу в качестве самодеятельного исполнителя и активного зрителя. Это в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребёнка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.

Структура программы

В программе выделено два типа задач:

  • Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка.
  • Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием вокальных, хореографических навыков, навыков артистизма и сценических воплощений.

Целью программы является:

  • обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к вокальному и хореографическому искусству;
  • Формирование духовно богатой, гуманистически ориентированной, развитой, творческой личности;
  • Научить детей владеть выразительными средствами танца, способствовать их физическому развитию, совершенствованию общей и эстетической культуры;
  • развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
  • Обучить детей вокальным навыкам;
  • Обучить базовым элементам танца.

Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
  • Привить навыки сценического поведения.

Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;
  • Развить музыкальные способности детей;
  • Развивать речевую культуру;
  • Развитие творческой и двигательной активности.

Основные формы организации работы:

  • Индивидуальные занятия;
  • Занятия по подгруппам;
  • Групповые занятия;
  • Праздники;
  • Концерты.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

1. Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

2. Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

3. Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

4. Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Методы работы:

1. Метод-демонстрация (прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример);

2. Словесный метод (беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач);

3. Метод разучивания (по элементам, по частям, в целом виде);

4. Метод анализа (все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчеркивать лучшие моменты выступления).

Сроки реализации программы:

Срок реализации 1 год. Занятия проводятся в группе детей 7-18 лет, состав участников группы – переменный с участием детей с ОВЗ, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Форма обучения – очная.

Обучение проходит с сентября по май.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год. Продолжительность занятия - 45 минут.

Учитывая временное пребывание детей в учреждении, возможно включение в группу и выход из нее ребенка на любом этапе реализации программы.

Педагог при необходимости может изменять и дополнять содержание программы.

Каждое занятие строится по схеме:

- певческая установка;

- дыхательная гимнастика;

- речевые упражнения;

- распевание;

- работа над произведениями;

- анализ занятия. 

2. Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате обучения воспитанники должны усвоить понятия о культуре поведения во время занятий и выступлений, а так же овладеть навыками:

- правильной певческой посадки и установки;

- мягкой атаки звука;

- чистого интонирования мелодии;

- чёткого произношения текста;

- пения в хоре несложных песен в унисон с сопровождением.

3. Календарно-тематический план.

Дата проведения

Разделы и темы

Количество

часов

Цели и задачи

По плану

По факту

02.09.

2019

1.

Вводное занятие.

1

Проведение инструктажа по технике безопасности. Правила поведения во время занятий.

Вокально-хоровая работа.

09.09.

2019

2.

Родной край.

1

Певческая установка. Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни.

16.09.

2019

3.

Родной край.

1

Работа над исполнением песни. Работа над дикцией.

23.09.

2019

4.

Родной край.

1

Дыхательные и артикуляционные упражнения. Разучивание песни.

30.09.

2019

5.

Родной край.

1

Сценическая отработка номера.

07.10.

2019

6.

Золотая осень.

1

Певческая установка. Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни.

14.10.

2019

7.

Золотая осень.

1

Работа над дикцией. Вокальные упражнения. Разучивание песни.

21.10.

2019

8.

Золотая осень.

1

Дыхательные и артикуляционные упражнения. Работа над исполнением песни.

28.10.

2019

9.

Золотая осень.

1

Звуковедение. Сценическая отработка номера.

11.11.

2019

10.

Золотая осень.

1

Звуковедение. Сценическая отработка номера.

18.11.

2019

11.

Зимушка-зима.

1

Певческая установка. Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни.

25.11.

2019

12.

Зимушка-зима.

1

Певческая установка. Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни.

02.12.

2019

13.

Зимушка-зима.

1

Работа над дикцией. Вокальные упражнения. Разучивание песни.

09.12.

2019

14.

Зимушка-зима.

1

Артикуляционные упражнения. Работа над песнями.

16.12.

2019

15.

Зимушка-зима.

1

Вокальные упражнения. Выразительное исполнение песни.

23.12.

2019

16.

Зимушка-зима.

1

Работа над дикцией. Выразительное исполнение песни.

30.12.

2019

17.

Зимушка-зима.

1

Сценическая отработка номера.

13.01.

2020

18.

Юные патриоты.

1

Певческая установка. Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни.

20.01.

2020

19.

Юные патриоты.

1

Работа над дикцией. Вокальные упражнения. Разучивание песни.

27.01.

2020

20.

Юные патриоты.

1

Вокальные упражнения. Выразительное исполнение песни.

03.02.

2020

21.

Юные патриоты.

1

Звуковедение. Сценическая отработка номера.

10.02.

2020

22.

Весенний первый праздник.

1

Певческая установка. Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни.

17.02.

2020

23.

Весенний первый праздник.

1

Работа над дикцией. Вокальные упражнения. Разучивание, выразительное исполнение песни.

02.03.

2020

24.

Весенний первый праздник.

1

Звуковедение. Сценическая отработка номера.

16.03.

2020

25.

Пасхальные чудеса.

1

Певческая установка. Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни.

23.03.

2020

26.

Пасхальные чудеса.

1

Работа над дикцией. Вокальные упражнения. Разучивание песни. Выразительное исполнение песни.

30.03.

2020

27.

Пасхальные чудеса.

1

Звуковедение. Сценическая отработка номера.

06.04.

2020

28.

Никто не забыт, ничто не забыто.

1

Певческая установка. Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни.

13.04.

2020

29.

Никто не забыт, ничто не забыто.

1

Работа над дикцией. Вокальные упражнения. Разучивание песни.

20.04.

2020

30.

Никто не забыт, ничто не забыто.

1

Вокальные упражнения. Выразительное исполнение песни.

27.04.

2020

31.

Никто не забыт, ничто не забыто.

1

Звуковедение. Сценическая отработка номера.

18.05.

2020

32.

Здравствуй, лето.

1

Жанровое разнообразие музыки. Повторение выученных песен.

25.05.

2020

33.

Здравствуй, лето.

1

Жанровое разнообразие музыки. Повторение выученных песен.

4. Содержание программы.

1. Вводное занятие. Проведение инструктажа по технике безопасности. Правила поведения во время занятий.

Вокально-хоровая работа

2. Родной край. Певческая установка. Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни.

3.  Родной край. Работа над исполнением песни. Работа над дикцией.

4. Родной край. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Разучивание песни.

5. Родной край.  Сценическая отработка номера.

6. Золотая осень. Певческая установка. Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни.

7. Золотая осень. Работа над дикцией. Вокальные упражнения. Разучивание песни.

8. Золотая осень. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Работа над исполнением песни.

9.  Золотая осень. Звуковедение. Сценическая отработка номера.

10. Золотая осень. Звуковедение. Сценическая отработка номера.        

11. Зимушка-зима. Певческая установка. Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни.

12. Зимушка-зима. Певческая установка. Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни.

13. Зимушка-зима.  Работа над дикцией. Вокальные упражнения. Разучивание песни.

14. Зимушка-зима.  Артикуляционные упражнения. Работа над песнями.

15. Зимушка-зима. Вокальные упражнения. Выразительное исполнение песни.

16. Зимушка-зима. Работа над дикцией. Выразительное исполнение песни.

17. Зимушка-зима. Сценическая отработка номера.

18. Юные патриоты. Певческая установка. Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни.

19. Юные патриоты. Работа над дикцией. Вокальные упражнения. Разучивание песни.

20. Юные патриоты. Вокальные упражнения. Выразительное исполнение песни.

21. Юные патриоты. Звуковедение. Сценическая отработка номера.

22. Весенний первый праздник. Певческая установка. Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни.

23. Весенний первый праздник. Работа над дикцией. Вокальные упражнения. Разучивание, выразительное исполнение песни.

24. Весенний первый праздник. Звуковедение. Сценическая отработка номера.

25. Пасхальные чудеса. Певческая установка. Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни.

26. Пасхальные чудеса. Работа над дикцией. Вокальные упражнения. Разучивание песни.

27. Пасхальные чудеса. Звуковедение. Сценическая отработка номера.

28. Никто не забыт, ничто не забыто. Певческая установка. Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни.

29. Никто не забыт, ничто не забыто. Работа над дикцией. Вокальные упражнения. Разучивание песни.

30. Никто не забыт, ничто не забыто. Вокальные упражнения. Выразительное исполнение песни.

31. Никто не забыт, ничто не забыто. Звуковедение. Сценическая отработка номера.

32. Здравствуй, лето. Жанровое разнообразие музыки. Повторение выученных песен.

33. Здравствуй, лето. Жанровое разнообразие музыки. Повторение выученных песен.

Вокально-хоровая работа

Певческая установка.

Одним из первоначальных этапов в обучении является певческая установка.

Формирование у учащихся навыков правильной певческой установки: прямое положение корпуса, руки свободно вдоль тела, голова в ровном положении, а так же навыков правильной певческой посадки: сидеть на краю стула, спина ровная, ноги стоят на полу под прямым углом (общее состояние – активное) достигаются постепенно в процессе занятий.

Дыхание.

Этот раздел основывается на использовании элементов дыхательной гимнастики и ставит перед собой следующие задачи:

- приобретение навыков певческого дыхания с усвоением трех элементов: вдох, задержка, выдох;

- развитие среднереберного певческого дыхания; вдох легкий, выдох бесшумный.

Дикция и артикуляция.

Артикуляционные упражнения.

Самомассаж артикуляционного аппарата.

Упражнения для губ, упражнения для языка. Губы активные, нижняя челюсть раскрепощена.

Отработка четкого произношения согласных звуков: взрывных, шипящих. Работа над скороговорками. Сочетание четкого произношения с движениями рук, ног.

Вокальные упражнения.

Цель упражнений – выработка вокальных навыков, позволяющих овладеть певческим голосом. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков.

На первом-втором году обучения главная задача упражнений: выработка чёткого унисона, расширение диапазона, овладение основными вокально-хоровыми навыками. Упражнения исполняются как маленькие произведения с различным образным содержанием. Фортепианное сопровождение заключается в гармонической поддержке исполнения. Мелодия упражнений не дублируется. Цель сопровождения – привитие гармонического восприятия упражнений. Важную роль играет исполнение гаммы в различных вариантах. Пение простых музыкальных фраз.

Работа над произведениями.

Основа этого учебного раздела – тщательная работа над образным содержанием исполняемых произведений, которую условно можно разделить на несколько этапов:

- образное содержание;

- отработка интонационных оборотов;

- дикционные сложности;

- разучивание произведений;

- концертный вариант исполнения.

Звуковедение. Звукоизвлечение мягкое, без рывков. Ощущение округлого звука. Сочетание пения и движения рук или всего корпуса.

Ансамбль, строй. Четкий унисон. Умение слушать друг друга, не выделяя голос из общего звучания. Интонирование простейших мелодий.

Примерный репертуар для детей 7-9 лет:

1. «Дважды два – четыре» В.Шаинский, М. Пляцковский

2. «Здравствуй, детство» из к/ф «Чучело-мяучело»

3. «Зелёные ботинки» С.Гаврилов, Р.Алдонин

4. «Зимушка-зама» сл. и муз. Алексей Воинов

5. «Мурлыка» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы

6. «Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая

7. «Песенка-чудесенка»

8.  «Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин,  А.Островский

9.  «Снеженика» Я.Дубравин, М.Пляцковский

10. «Хомячок» сл и муз. Абелян Г..

11. Песни в стиле музыки разных народов: «Волшебная песенка». «Колыбельная».       «Медведи». «Танго».

12. Чичков Ю., сл. Пляцковского М. «Мой щенок».  «Песня о волшебном цветке».

13. Шаинский В., сл. Пляцковского М. «Мир похож на цветной луг». « Улыбка».

Примерный репертуар для детей 10-13 лет:

1.  «Альбом» сл. и муз. Алексей Воинов

2.  «Балалайка» Татьяна Морозова

3.  «Весна» сл. и муз. Алексей Воинов

4.  «Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы

5.  «Мамочка» В.Канищев, А.Афлятунова

6.   «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова

7.   «Мой щенок» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы

8.   «Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников

9.    «Новый год» Ал. Ермолов

10.  «Облака» Шаинский В., сл.Пляцковского М.

11.  «Письмо папе» сл.В. Яхонтова, муз.Ю.Юнкерова

12.  «Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова

13.  «Рождественская песенка»

14.  «Семь нот» сл. и муз Юрий Верижников

15.  «Серебристые снежинки»  сл. и муз.  Андрей Варламов

Примерный репертуар для детей 14-18 лет:

1.  «Дети Земли» сл. и муз. Виктор  Ударцев

2.  «Детство» сл. и муз. Татьяна Пархоменко

3.  «Журавли» сл. и муз. Людмилы Фадеевой-Мокалёвой

4.  «Новый день» сл. и муз. Александра Ермолова

5.  «Полёт» сл. и муз. Жанна Колмогорова

6. «Полярная звезда» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова

7. «Расскажите» сл. Д.Майданов, муз. Л.Кудрявцев

8. «Рождество» сл. и муз.  Андрей Варламов

9.  «Святая Россия» сл. и муз. Жанна Колмогорова

10.  «Я взрослая» сл. и муз. Татьяна Пархоменко

5. Средства контроля.

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью воспитанников в процессе занятий;
  • промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
  • итоговый – открытые занятия, концерты.

6. Учебно-методические средства обучения.

Основное оборудование:

-компьютер;

-музыкальный центр;

-микрофоны;

-записи фонограмм в режимах «+» и «-».

Литература:

1.  Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

2. Бугакова Т.Г. «Соотношения и связи речевой и музыкальной интонаций»: Методическое пособие / Ростов н/Д,: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2005.

3. Романова Л.В. «Школа эстрадного вокала»: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2007.

Электронные ресурсы:

1. http://www.mp3sort.com/

2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3. http://forums.minus-fanera.com/index.php

4. http://alekseev.numi.ru/

5. http://talismanst.narod.ru/

6. http://www.rodniki-studio.ru/

7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8. http://www.lastbell.ru/pesni.html

9. http://www.fonogramm.net/songs/14818

10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207

14. http://notes.tarakanov.net/

7. Приложение.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Комплекс 1 «Лесорубы».

-Идем в лес за дровами- ходьба на месте с ритмичным дыханием: носом вдох, ртом-выдох с энергичной работой рук. 0.5 мин.

-Пилим дерево- имитация пилки дров. Руки вперед, потянуться за руками- вдох, резким движением руки к себе- выдох- «ж-жик». 4-8 раз.

-Распиливаем дрова бензопилой- плавно руки вперед-вдох,  руки к себе-удлиненный максимально выдох «ж-ж-ж». 4-8 раз.

-Рубим сучья- И.п.(исходное положение): широкая стойка, кисти в «замок». Вдох-поднять руки вверх назад, прогнуться. Выдох- резкий наклон вперед, руки вниз, сказать «у-ух!», наклоняясь, расслабить спину. 6-10 раз.

-Раздуваем огонь- И.п.: сед на пятках. Сделать свободный вдох и задержать дыхание, пока это приятно. Сложить губы трубочкой и сделать 3 редких выдоха- «фу-фу-фу». 2-4 раза.

-Жарим хлеб- И.п.: сед на пятках. Вдох свободный, выдох предельно затягивается. Язык располагается так, что создает сопротивление выходящему воздуху- «ш-ш-ш». 3-4 раза.

-Идем домой- ходьба на месте с ритмичным дыханием: носом вдох, ртом-выдох с энергичной работой рук. 0,5-1мин.

Комплекс 2 «В зоопарке».

-Ослик- ходьба или бег на месте. Громко прокричать «йа», «йа». Произнесение этих звуков укрепляет связки гортани. 4-6 раз.

-Аист- И.п.:о.с.(основная стойка). Вдох-медленно поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене гордо вынести вперед, зафиксировать положение. Удерживать равновесие. Продолжительный выдох- опуская ногу и руки, сделать небольшой шаг, произнося «ш-ш-ш».6-8 раз.

-Гуси- И.п.:о.с., руки назад книзу. Вдох- поднять голову. Наклониться вперед. Прогнувшись, вытянуть шею- выдох, произнося «ш-ш-ш». 3-5 раз.

-Лошадка- И.п.:о.с., цоканье языком с изменением громкости и темпа. Имитировать  идущую и скачущую, приближающуюся  и удаляющуюся лошадку. 20-30 раз.

-Волк- И.п.: сед на пятках. На вдохе поднять голову вверх. На выдохе протяжно тянуть «у-у-у-у-у», напрягая мышцы шеи, губы сложить трубочкой. Вернуться в И.п. Пропевание звука изменять по громкости, с нарастанием и убыванием; по тембру звучания- низко или высоко.3-4раза.

Комплекс 3 «Покорители космоса»

-Надеваем скафандр- И.п.:о.с. Вдох самопроизвольный. Имитация натягивания левой и правой штанины скафандра, рукавов, надевания шлема-«ш-ш-шик», застегиваем молнию- резко «вжик». Проверяем герметичность- повороты головы с выдохами в стороны, коротко «ш-ш-ш». 20-30мин.

-Полет на Луну- И.п.:о.с. сед на пятках, ладони на коленях. На выдохе тянем звук «а», медленно поднимая руки вверх (достигнуть Луны) и, не прерывая звука, опустить руки. Это упражнение укрепляет голосовые связки, достигается длительная задержка дыхания на выдохе. 2-4 раза.

-Полет к Солнцу- все так же как в «Полете на Луну», только звук громче и длиннее, т.к. Солнце намного дальше от Земли и от Луны, поэтому лететь мы будем дольше, а звук будет громче. Достигаем Солнца и возвращаемся на одном звуке. 2-4 раза.

-На планете дышится легко- упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы подставленная к лицу ладонь не ощущала струю воздуха. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, остановиться и сделать паузу(кто сколько сможет).Затем плавный выдох через нос. 3-4 раза.

-Часы(пора возвращаться)- размахивая прямыми руками( не резко) вперед-назад, в одном темпе(не быстро) и с одной интонацией произносить «тик-так» 8-10 раз.

Комплекс 4 «Эх, мороз, мороз»

-Холодно- вдыхаем свежий морозный воздух. И.п.:о.с. Вдох- плавно руки в стороны. Вдыхая, обхватить себя, сжать грудную клетку. Следить за плавным вдохом и выдохом. 4-6 раз.

-Погреемся- И.п.:о.с. Вдох- поднять плечи, на выдохе похлопать себя по плечам, сказать «у-ух-х».4-6раз.

-Конькобежец- И.п.: широкая стойка. Руки соединены за спиной. На выдохе перенести вес тела на полусогнутую ногу вправо, руки влево. Сказать «ж-ж- ж». Так же в другую сторону. Корпус слегка наклонить вперед. Вдох самопроизвольный.4-6раз.

-Лыжник- И.п.:о.с. руки полусогнуты. Имитация ходьбы на лыжах: полуприседая, делать движения руками вперед- назад. Смена рук- шумный короткий вдох носом, следующая смена-выдох- «ох». 6-8 раз.

-На санях с горы- И.п.: сед, руками обхватить колени. Встать, руки вверх- вдох, присесть- выдох, опуская руки вниз cказать «у-ух». Вернуться в И.п.3-4 раза.

-Дровосек- И.п.: широкая стойка. Свободный глубокий вдох - поднять руки вверх назад, прогнуться. Выдох- резкий наклон вперед, руки вниз, сказать «ха». Ноги не сгибать. Темп средний. 2-4 раза.

-Снежки- имитация игры в снежки. Дыхание произвольное. Брать поочередно левой и правой рукой, наклоняясь к полу, брать «снежок». В момент броска воображаемого снежка называть имя того, в кого хочешь попасть или предмета. Упражнение улучшает эмоциональное состояние.1 мин.

Комплекс 5 «Весенняя сказка»

-Снег тает- И.п.:о.с. Вдох-плавно руки поднять прямо и вверх, подняться на носки. Задержать дыхание на 2-3 сек. Выдох- медленно опускаясь, сесть, представляя себя растаявшим снегом, расслабиться и сказать- «ш-ш-ш». 2-4-раза.

-Капель- И.п. по желанию. Вдох носом, на выдохе произносить «кап-кап» в разных вариантах. С изменением громкости и темпа произнесения. Губы напряжены- «к», «п»- твердыми губами. 2-3 раза.

- Подснежники распускаются- И.п.: присед, руками обхватить колени. Вдох- вставая, медленно поднять руки вверх. В стороны, зафиксировать положение, задержав дыхание. Задержка  дыхания производится в момент максимального увеличения объёма грудной клетки. Выдох- вернуться в И.п. 3-5 раз.

-Весёлая пчёлка- И.п.: по желанию. Вдох свободный. Представить, что пчёлка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. 3-4раза.

-Птицы возвращаются- И.п.:о.с. Руками имитируем полёт птиц. Руки поднять- вдох. Выдох- опустить, пропевая «гу-y-y-y». Следить за координацией движений с дыханием. 0,5-1мин.

-Медведь проснулся- и.п.: сидя за партой, «спим». Просыпаемся, вдох- руки и ноги выпрямляем, потянуться, прогнуться. Выдох- опускаем руки, произнося «р-р-р». 2-4 раза. Упражнение нормализует диафрагмальное дыхание.

-Весна пришла- И.п.:о.с. Улыбнуться, представить запахи весны. Вдох-подняться на носки, плечи вверх. На выдохе расслабиться- «ха-а-а». 2-3-раза.

ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

-Бабушкин пирожок-(упражнение способствует спокойному ненапряженному вдоху, помогает избавиться от зажатости, от поднятия плеч). Представим, что нюхаем бабушкины пирожки, надо (по знаку дирижёра) с удовольствием сделать вдох носом, затаить на миг дыхание и со звуком через рот выдохнуть.

-Морозный узор-  быстрый вдох-удивление, задержка, сложить губы трубочкой, дуем долго на стекло (можно подставить ладошку). У кого будет дольше выдох. Упражнение формирует продолжительный регулируемый выдох.

- Озвученный выдох- некоторые дети во время бесшумного выдоха незаметно «добирают» дыхание, сами того не замечая. Чтобы этого не происходило – озвучиваем выдох, например звуком «с-с-с»- за окошком ветер, или «ж-ж-ж-ж»- пчёлка и т.д. нет предела вашей фантазии.

-Колыбельная- (упражнение способствует выработке певческого дыхания, штриха легато- плавного долгого выдоха). Поём колыбельную песню, качая младенца, закрытым ртом на звук «м-м». вдох- произвольный, выдох- максимально долгий- «м/м\м/м\»-голосом вверх-вниз. Можно упражнение усложнить- выполнять на звук «а-а-а».

-Капель ( упражнение тренирует пресс. Диафрагму, способствует выработке штриха стаккато- отрывистого исполнения, твердой атаки звука). И.п.: стоя. Закрытым ртом, звук «м-м-м» на одном тоне, активно, отрывисто, как капли капают. Темп произвольный. Упражнение можно усложнить, выполняя на звук «а-а-а».

-Радуга- (упражнение на формирование представлений о фразировке). Руки сложить вместе, слева от лица. Слегка раскрыть перед началом пения(\/)-«галочка». С началом пения ладони закрыть и рисуем плавную лигу- «радугу», ведя руки в лево. Закончив фразу, ладони раскрываем. С началом новой фразы ладони опять закрываем и -движение в другую сторону. Учитель показывает всё в зеркальном положении.

-Посчитаем шарики (упражнение на развитие диапазона голоса, особенно верхних нот). Представим себе, что у нас много шариков, мы их держали за веревочку и отпустили. И вот наши шарики летят к небе все выше и выше. Давайте их посчитаем: 1,2, 3, 4,5….и т.д., но голос поднимается вслед за шарами выше и выше (кто как сможет, максимально тонко «попищать»).

- Маляр- ( упражнение на развитие диапазона голоса). Красим забор кисточкой, при этом ведем рукой и говорим «вве-е-px»- «вни-и-из», и голос ведем вслед за рукой, поднимая его то вверх, то вниз.

- Скакалка (по методике Л.Серебряной, упражнение повышенной сложности, на выработку контролируемого выдоха, твердость диафрагмы). Исполняется стоя, на одном дыхании. Усложнённый вариант- прыгая.

Со скакалкой я скачу, научиться я хочу

Так владеть дыханием, чтобы звук держать могло,

Чтоб всегда ритмично было и меня не подводило.

Я скачу без передышки, и в помине нет одышки.

Голос звонок, льётся ровно, и не прыгаю я словно.

Раз-два, раз-два, раз-два, раз, можно прыгать целый час.

- «Тридцать три Егорки»- (упражнение на выработку чистого унисона и долгий контролируемый выдох). Поётся на одном звуке. Перечисление Егорок- как можно дольше на выдохе, кто сколько сможет.

Как на горке, на пригорке, стоят 33 Егорки.

Раз Егорка, 2 Егорка, 3 Егорка, 4 Егорка…. и т.д. (до 33 Егорок).

- Марсианский язык ( по системе В. Емельянова). Педагог может творчески подойти к «словам» марсианского языка,  и придумать свои. Представим, что мы полетели на Марс. И встретили там марсиан, которые говорят на своем,  марсианском языке. Мы  не знаем их язык, но очень хотим научиться, поэтому отвечаем им точно так же, как они. Учитель говорит слова с вопросительной интонацией (голос вверх), а дети отвечают утвердительной интонацией (голос вниз). Упражнение способствует развитию диапазона (верхнего регистра), а также звук «у» расслабляет гортань.

Ушу?-Ушу. Уша?-Уша. Ушы?-Ушы. Усы?- Усы. Уса?- Уса.    И тд….

У-шу-жу?- У-шу-жу. У-сузу?- У-су-зу. У-са-за?- У-сы-зы?- У-сы-зы. И т.д

АРТИКУЛЯЦИОННАЯГИМНАСТИКА
       Упражнение 1.
 Ритмично покусать верхнюю губу, сдвигая ее справа налево относительно зубов. Так же – нижнюю. Втянуть щеки и закусить их изнутри, затем отпустить щеки и открыть рот (должен получиться "чмок").
       Упражнение 2. Кусать язык от кончика к корню, постепенно его высовывая, затем за боковые стороны.        
       Упражнение 3. Язык по кругу вдоль зубов – по часовой стрелке и против - 5 раз в одну сторону, 5 раз в другую, снова 5 раз в одну и 5 раз в другую.
       Упражнение 4. Поставить пальцы горизонтально на щеки, поднимать щеки, формируя "оскал".
       Упражнение 5. Улыбка (губы растянуты горизонтально) - трубочка (губы собраны и вытянуты вперед). Чередуем положения - 5- 10 раз.
       Упражнение 6. «Страшная рожа». Челюсть выдвинуть вперед.. Широко открыть рот.

Последовательно:
- оттянуть нижнюю, затем верхнюю губу, показывая зубы;
- сморщить нос;
- широко открыть глаза, поднять брови;
- язык резко высунуть вперед как можно дальше - 5 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа детского творческого объединения "Мастерилка"

Программа способствует развитию у дошкольников наблюдательности, внимания, пространственного и творческого воображения...

Рабочая программа детского творческого объединения «ВЕСЕЛАЯ ПЕТЕЛЬКА»

Рабочая программа детского творческого объединения «ВЕСЕЛАЯ ПЕТЕЛЬКА»...

Рабочая программа детского объединения "Занимательная математика"

Реализация программы «Занимательная математика» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. В процессе реализации программы и...

Рабочая программа детского объединения "Занимательная математика"

Реализация программы «Занимательная математика» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. В процессе реализации программы и...

Рабочая программа детского творческого объединения «Театральная мозайка» для детей от 6 до 7 лет.

Рабочая программа детского творческого объединения «Театральная мозайка» для детей от 6 до 7 лет....

Рабочая программа детского творческого объединения «Юные журналисты»

Рабочая программа детского творческого объединения «Юные журналисты»...