«Формирование основ музыкальной культуры дошкольников»
консультация по музыке (средняя группа)

Лазарева Анастасия Алексеевна

Разви«Формирование основ музыкальной культуры дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_muzykalnoy_kultury_doshkolnikov.docx20.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Формирование основ музыкальной культуры дошкольников»

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная

отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального

искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и

способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о

красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия

(эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений,

желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность.

Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной

деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной

деятельности, музыкально-игровой деятельности), с опорой на развитие эстетических

эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной

культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт

деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее

развитие человека.

Слушанье музыки – целенаправленный процесс восприятия и осознания музыкального

произведения. Музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на

всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим

переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.

Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она

выполняет социальную воспитательную функцию. Издавна музыка признавалась

важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.

Современные научные исследования свидетельствуют о

том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее

развитие: формируется эмоциональная

сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и

в жизни. Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на

самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для

последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает

влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже формирует его вкусы и интересы.

Музыкальные шедевры формируют у ребенка представления о красоте, эталоны

красоты, основы эстетического вкуса.

В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются

первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и

искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему

интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной,

эстетической культуры ребенка – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая

реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

При этом весьма существенно, что ценностные ориентации личности можно воспитать

только на восприятии истинных ценностей и постоянных их оценках ребенком.

Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок

привыкает к языку интонации народной, классической музыки, постигает

«интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.

Впервые рассмотрение всего комплекса качеств, связанных с музыкальным развитием

дошкольника через призму понятия «музыкальная культура дошкольника»

предпринято О.П. Радыновой. В ее трактовке музыкальная культура дошкольника –

это «интегративное личностное качество, формирующееся в процессе

систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе

эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального

искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления

интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной

деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания –

эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об

идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное

отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и

творческой активности»

Таким образом, формирование основ музыкальной культуры ребенка предполагает

целенаправленную работу:

-По развитию музыкальности ребенка

-По формированию умений и навыков в разных видах музыкальной деятельности

-По формированию музыкальных интересов, предпосылок вкуса, оценочного

отношения как компонентов музыкального сознания

-По формированию ценностного отношения к музыке.

Перечень произведений для слушанья музыки в средней группе.

  1. муз. А. Гречанинова- «Колыбельная»
  2. муз. Л. Шульгина,- «Марш»
  3.  муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока-«Зайчик»
  4. муз. П. Чайковского-«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»
  5. муз. П. Чайковского-«Мама»
  6. «Музыкальный ящик» (из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова)
  7. муз. С. Рахманинова-«Итальянская полька»
  8. муз. М. Глинки-«Жаворонок»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников

"Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Осново...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИМузыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественног...

Статья на тему "Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников"

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников...

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Восприятие музыки в разнообразных формах и видах музыкальной деятельности способствует развитию в ребенке творческого начала, образного мышления (неординарность, пластичность, фантазия, ассоциации). В...

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культу...