УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по музыке

Безручко Анастасия Александровна

Восприятие музыки в разнообразных формах и видах музыкальной деятельности способствует развитию в ребенке творческого начала, образного мышления (неординарность, пластичность, фантазия, ассоциации). В этой связи правомерно будет говорить о творческом, художественном, музыкальном освоении мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_formirovaniya.docx26.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является развитие музыкальной культуры ребенка. Музыкальная культура личности является важнейшим условием ее гармоничного развития. В музыке как части жизни содержится генетический код человечества, его интеллектуальный, волевой, художественный заряд, вобравший в себя всю палитру духовной и материальной культуры народов, все разнообразие облика человечества (эпохи, этносы, традиции, идеалы и др.). Восприятие музыки в разнообразных формах и видах музыкальной деятельности способствует развитию в ребенке творческого начала, образного мышления (неординарность, пластичность, фантазия, ассоциации). В этой связи правомерно будет говорить о творческом, художественном, музыкальном освоении мира.

Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки должно начинаться уже в дошкольном возрасте, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости, именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человечества. В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание у детей чувства прекрасного. Успешность формирования основ культуры, музыкального вкуса зависит от музыкальных предпочтений педагогов и родителей. Поэтому очень важно, какую музыку слышит ребенок с самого рождения. Нужно руководствоваться прекрасными произведениями искусства, которые ценились во все века.

Программной установкой новой системы музыкальных занятий в дошкольном учреждении является введение дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, расширение возможности знакомства детей с лучшими образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества. Именно освоение классического наследия является основой воспитания музыкальной культуры детей. .

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Если исходить из того, что культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура - это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой - показатель уровня этой общей культуры. Мы говорим о музыкальной культуре того или иного общества, независимо от степени его цивилизованности. Собственную музыкальную культуру имеют народности и даже племена, очень далекие от общего стиля жизни современного мира. Если у них есть песни и танцы, пусть даже самые примитивные музыкальные инструменты - все это вместе и будет их музыкальной культурой.

Понятие «музыкальная культура» довольно емкое, оно включает:

1. нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности;

2. знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение);

3. музыкальные творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.

Формирование музыкальной культуры дошкольников направлено на активизацию и развитие духовных сил ребенка при постижении им богатейшего опыта музыкального искусства. Процесс формирования музыкальной культуры дошкольников можно охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке личностно-значимого для ребенка жизненного смысла. Разнообразная музыкальная деятельность является одним из условий всестороннего развития музыкальных способностей детей. От сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством или нет.

Восприятие (слушание) музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, анализировать ее. Именно поэтому этому виду деятельности нужно уделять особое внимание.

Каждое музыкальное занятие в ДОУ начинается с построения в музыкальном зале. Здесь очень важно, какая музыка зазвучит в самые первые минуты занятия. Чаще всего - это марш. Марш бодрит, организует, мобилизует и дисциплинирует ребенка. Можно использовать марши зарубежных, русских и советских композиторов - классиков как в аудио записи так и в исполнении музыкального руководителя. С удовольствием дети заходят в музыкальный зал под марши И. Дунаевского, П. Чайковского, любят марши И. Штрауса, Ф. Шуберта, Д. Верди.

Очень важно, чтобы дети приобретали навыки и умения во всех видах музыкальной деятельности: в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, осваивали азы музыкальной грамоты, способствующие осознанному выразительному исполнению песен, плясок, игр.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - игру на музыкальных инструментах. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности, творческое начало.

Большое количество музыкальных произведений, предлагаемых для слушания, можно использовать для игры в оркестре, в пении. Например, знакомство с пьесой «Мелодия» А. Рубинштейна можно осуществить через игру на музыкальных инструментах. Обсуждая с детьми характер произведения, дети вместе с музыкальным руководителем подбирают музыкальные инструменты, которые могут украсить данную мелодию, наблюдают за ее «поведением», затем музицируют.

Следует сказать, что не только на образцах великих классиков формируется музыкальный вкус. Очень важно включать в работу народные песни, попевки, прибаутки, на примере которых ребенок впитывает национальный колорит, ощущает свои корни, что придает его дальнейшей жизни устойчивость, надежность и защищенность.

Подбирая песенный репертуар, необходимо обращать внимание на тексты песен. Вокальная, в том числе хоровая музыка представляет синтез музыки и поэзии. Работа над художественным воплощением хороших стихов в пении – богатейший источник познания новых чувств, мыслей, понятий, образов. Все это – объективные условия для накопления новых знаний, воспитания культуры ума, развития эстетического вкуса.

Творческое обучение посредством музыки кажется нам сегодня такой же актуальной задачей, как и обучение музыки как таковой. Главной целью музыкальных занятий должно стать стремление педагога раскрепостить глубинные слои внутреннего «Я», создать условия для высвобождения первичной креативности посредством музыки и движения.

Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Такое обучение может способствовать не только развитию музыкальных навыков, но и формированию здоровой психики ребенка, его эмоциональному развитию, социализации, способности к сопереживанию.

Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир. Во времена быстрых перемен, подобных нашему времени, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи. И для достижения этой цели нет лучшего средства, чем занятия музыкой, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни. Сегодня мы можем говорить о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности. Музыкальное воспитание должно рассматриваться сейчас как важная часть общего воспитания, которая не просто дает сумму навыков и знаний о музыке, но и готовит жить и действовать в этом мире.

Список использованной литературы:

  1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.,2007
  2. Дубровская Е. Ступени музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений М., 2013.
  3. Корепанова М. Теория и практика становления и развития образа «Я» дошкольника: Монография.-Волоград, 2011.
  4. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб.для учащихся пед.уч-щ по спец. 03.08 «Дошк.воспитание» / Н.А.Ветлугина, Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.; Под ред. Н.А.Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей дет.сада / О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили; Под ред. О.П.Радыновой. – М.: Просвещение: Владос, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников

"Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Осново...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИР МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИМузыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественног...

Статья на тему "Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников"

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников...

«Формирование основ музыкальной культуры дошкольников»

Разви«Формирование основ музыкальной культуры дошкольников»...

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культу...