Консультация для воспитателей «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду»
консультация по музыке

Ростовщина Елена Александровна

Консультация будет полезна воспитателям детских садов.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства.

Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, даёт детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospit_na_muz_zan.docx27.08 КБ
PDF icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.pdf540.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №  51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт- Петербурга

«Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду»

Консультация для воспитателей

Составила:

Музыкальный руководитель

Ростовщина Е.А.

г. Санкт-Петербург

2019г.

Слайд1

        Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень   велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. 

        Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, даёт детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями. 

Слайд 2

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

         

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое, нравственно-волевое)

Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Нравственно-волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах, воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе, целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.

Певческие навыки: Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

Рассмотрим роль воспитателя в процессе музыкально-художественной деятельности детей дошкольного возраста. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны понимать ее значение для всестороннего развития личности и быть ее активным проводником в жизни детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни, подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны ребенка. И направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно - воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки.

Слайд 3   Педагогу воспитателю необходимо знать:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания 

музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).  Слайд 4

9. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

10. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

11. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

12. Использовать, имеющийся у детей, музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности

13.Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий

и режимных моментов.

14. Принимать активное участие в проведении праздников,   развлечений,  музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

15. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении 

музыкального зала для праздников и развлечений.

Слайд 5,6,7   Роль воспитателя на музыкальном занятии

Наличие на музыкальном занятии двух педагогов – музыкального руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам.        

Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, когда музыкальный руководитель скован инструментом, тут обязателен показ движений воспитателем.

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:

1. поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

2. при обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)

3. направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.

4. умеет играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

5. повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.

6. повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету или диск.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

АКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ЗАВИСИТ ОТ ТРЕХ ФАКТОРОВ:

1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

3.   От программного материала: в зависимости новый или старый материал.

Слайд 7 Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться после них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкально-художественная деятельность становится любимым занятием. Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, развитию представлений об окружающем мире, речевому развитию. Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх.

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:  

1. В распевании не участвует.

2. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

3. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

4. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Музыкально-ритмические движения и игры:    

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

3. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

4. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

5. Берет одну из ролей в сюжетной игре (при разучивании игры).

6. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Слайд 8 

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

Часто допускаемы воспитателем ошибки на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом.

2. Воспитатель перебивает исполнение.

3. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

       

Слайд 9  Роль воспитателя, как ведущего на праздниках и развлечениях

       Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива. Поэтому, праздник – это общее дело! И успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Воспитатель - ведущий руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От воспитателя в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.

Основная задача воспитателя – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Воспитатель должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

Перед утренником воспитатель должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.

На утреннике воспитатель должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь воспитателя уместная шутка, вопрос к детям, или гостям.

Например: «Вы не видели, как наши малыши пляшут с платочками?»

На утреннике необходимо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает, какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят.

Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений). Необходимо научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант) т.е. встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям.

Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей.

Праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду

В презентации рассмотрены основные моменты деятельности воспитателя на муз.занятиях, праздниках. Даны рекомендации для воспитателей....

Консультация «Форма одежды детей на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду»

Консультация для родителей о форме одежды детей на музыкальныз занятиях и праздниках....

Консультация для воспитателей " Воспитатель на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду"

Консультация будет полезна воспитателям детских садов.Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий ...

Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду

Автором представлена консультация для педагогов...

Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду.

Автором представлена консультация для педагогов и родителей...

Консультация для педагогов «Роль воспитателя на физкультурных и музыкальных занятиях»

Физкультурные и музыкальные занятия – это основная форма организации физического и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Для того чтобы занятия прошли эффект...

Консультация «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду»

Консультация «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду»         Влияние музыки в развитии творческой деятельно...