Интегрированное занятие "Осеннее настроение"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

используется интеграция  искусств и интеграция образовательных областей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennee_nastroenie.docx34.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                Интегрированное занятие

                                  «Осеннее настроение»

                               Подготовительная группа

                               

                                             17 октября 2019 г.

    Цель:

 формировать представление о настроении и способах его выражения в

разных видах искусства.

 Задачи:

учить различать средства художественной выразительности, используемые

авторами для передачи настроения и находить близкие средства

выразительности в разных видах искусства: музыке, живописи, поэзии;

учить сравнивать контрастные произведения музыкального и

изобразительного искусства, близкие по тематике и содержанию;

формировать умение высказываться об эмоционально об

разном содержании музыки, картин, стихотворений;

развивать творческие способности с помощью разных видов деятельности;

воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения

музыки, живописи, поэзии различного характера.

Музыкальный руководитель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Всегда ли у вас одинаковое настроение?

А можно ли сохранить настроение, например хорошее, веселое?

 А как его можно сохранить? Как вы думаете, может ли быть настроение у    

птиц и животных? Нас с вами окружает природа. Может ли природа

вызывать у человека какое-нибудь состояние, давать ему какие-нибудь

ощущения, чувства? Когда любуешься красотой природы, испытываешь

разные чувства — восхищение, радость, легкую грусть, печаль, тоску. А

какое настроение вызывает у вас осенний день сегодня?Осень бывает

разная. Какая она бывает вначале? Да, ранняя осень вызывает у  нас радостные

чувства. Деревья раскрашиваются желтыми и красными красками. Они

переливаются на солнце. Лес становится сказочно красивым. Это золотая

осень. Сейчас я сыграю фрагмент знакомой вам песни. Какое настроение в

ней выражено? Каков характер музыки?

Исполняется первый куплет песни Г. Попатенко без слов. исполняем песню.

 Ребята, всегда ли осень бывает такой веселой, радостной? А какая осень бы

вает еще и почему?

Да, листья темнеют, опадают, оголив деревья. Все чаще льют дожди. Как  

грустно видеть, что природа увядает. Она как будто готовится к зимнему сну.

Кажется усталой и утомленной. Когда смотришь на увядающую осеннюю

природу, тебя охватывают разные чувства: истома, нежность, удивление от

сравним времена года с частями суток (относительно природы).

Если сравнивать времена года с частями суток, то весна — это утро, когда  

природа просыпается, лето — середина дня (солнечно, ясно, тепло), осень —

это сумерки, вечер, конец дня, когда природа готовится отдыхать, а зима —

это ночь, когда природа спит.

А чем еще можно выразить настроение?

Правильно, настроение можно выразить не только звуками музыки, но и

цветом.

Выберите, пожалуйста, карточки, соответствующие, как вы считаете, пере

данному вами настроению.

Почему вы выбрали такой цвет карточки?

Вы сейчас с помощью цветовой карточки (цвета) показали

настроение. А кто еще использует цвет в передаче

настроения? Правильно, художники-живописцы

используют в своих работах многоцветье красок.

Внимательно посмотрите на картины художников. (И.

Грабарь «Рябинушка» и В. Бялыницкий-Бируля «Задумчивые

дни осени».) Какая из этих картин больше подходит по на

строению к песне П. Чайковского «Осенняя

песнь».задумчивая, как и песня П. Чайковского. Давайте

придумаем название картины.

Послушайте стихи об осени и скажите, который из них подходит по

настроению к картине И. Грабаря. Почему?

Небо холодное — в тучах,

Хмуры лужайки и чащи;

Слышен в березах плакучих

Ветер, уныло гудящий...

А. Жемчужников

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная

пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И

лучезарны вечера...

Ф. Тютчев

Правильно, стихотворение Федора Тютчева пронизано светом, спокойной

радостью, волшебством так же, как и эта картина. А какая из прозвучавших

песен близка по настроению к этой картине?

Мы с вами услышали сегодня уже два музыкальных произведения. О

чем были они?

А сейчас я предлагаю вашему вниманию инструментальное произведение,

написанное специально для фортепиано. В сборнике П. Чайковского

«Времена года» столько пьес, сколько месяцев в году. И каждая имеет

название и подзаголовок. Например: апрель — «Подснежники», февраль —

«Масленица», октябрь — «Осенняя песнь». Каждую пьесу композитор

предваряет стихотворением. Перед «Осенней песнью» — отрывок из

стихотворения А. Толстого:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят...

Исполняется фрагмент.

-Какое настроение передал композитор?

 -Как передастся в музыке такое настроение?

Правильно, пьеса жалобная, задумчивая, тоскливая, затем немного  

взволнованная, беспокойная. В музыке можно услышать порывы ветра

(проигрывает 5—6-й такты), и как падают листья (проигрывает 7—8-й

такты). Мелодия звучит неторопливо, с остановками, наполненными

вздохами. Что увидел в природе композитор, чтобы написать такую

музыку?

А теперь представим себя в осеннем лесу, но не детьми, а осенними

листьями, деревьями, ветром, капельками дождя, улетающими птицами,

животными.

Дети импровизируют в движениях. Пьеса звучит в симфоническом звучании.

- Кого вы изображали.. Кто вам больше понравился и почему?

Вы заметили, что пьеса прозвучала по-другому?

Правильно, сначала мы услышали ее в звучании фортепиано, а теперь в

исполнении симфонического оркестра.

Мы сегодня говорили о настроении. В каких видах искусства и с

помощью чего можно его выразить?

( При помощи музыкальных звуков, красок, слов.)

А сейчас мы попробуем изобразить настроение, которое передает пьеса

«Осень» из никла «Времена года» итальянского композитора Антонио

Вивальди.

Прослушивание пьесы.

-

Подумайте, какие цвета красок вы подберете, чтобы передать настроение

музыки. Давайте сначала закроем глаза и попробуем почувствовать то

настроение, которое передает композитор.

Дети рисуют цветовыми пятнами.

-Какое настроение передает в своей музыке А. Вивальди?

 -Какими цветами вы выразили это настроение?

Давайте унесем это настроение с собой.


                            Интегрированное занятие

                                   «Русская зима»

                           Подготовительная группа

                                          18 декабря 2019 г.

Задачи:

формировать целостный образ русской зимы, созданный в

произведениях живописи и музыки интегрированными сред

ствами выразительности (цвет, колорит, тембр);

закреплять знания о признаках зимы; развивать эстетическое восприятие

произведений искусства, учить эмоциональ

но откликаться на выраженное в них настроение;

формировать умение строить композицию в пейзаже, пере

давать особенности зимней природы;

обогащать словарь образными выражениями, сравнениями;

развивать творческое воображение;

воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте природы,

выраженной в произведениях искусства.

Ход занятия

-Попробуйте отгадать загадку. Как по небу с севера Плыла лебедь белая.

Плыла лебедь сытая.

Вниз кидала-сыпала

На поля, озерушки

Белый пух да перышки.

- С кем сравнивается зима? Почему?

Русский народ издавна сочинял песенки-зазимки. Послушайте одну из них.

Приходи, зима,

Приходи, красна,

С морозами трескучими,

Со снегами сыпучими,

С ветрами завьюжными,

С метелями дружными.

Почему зима, по мнению народа, красна? Какой представляется вам зима?

Что она должна принести с собой?

Кто из вас любит это время года? Почему?

Многие поэты в своих стихах создавали образ зимы. А. Пушкин описывает

ее так:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Какое настроение передает поэт, рисуя образ зимы?

Многие известные художники создавали образ зимы в своих пейзажах. Очень

любил русскую зиму художник Константин Федорович Юон, он любовался

белизной ее снежных покровов, деревьями, закутанными в мохнатый иней.

 К. Юона «Русская зима».

Что вы видите на картине? Какой стоит день? Много ли снега выпало7 

Какой изображена природа?

Вам нравится зимний наряд березок? Опишите его.

Что делают ребята? Кто еще изображен на картине?

Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о

красоте зимы, какие краски использовал?

Сочетание красок, цвета, создающее единство картины, называется

колоритом. Он передает настроение художника. Если основные цвета в

картине — красные и желтые, колорит называется теплым, если синие и

зеленые — холодным. У этой картины холодный колорит. Какой колорит у

картины К. Юона «Русская зима»?

Какое настроение вызывает эта картина у вас, что вам хочется делать, глядя

на нее?

Зиму можно изобразить и в музыкальном произведении. Композитор

создает различные картины зимы при помощи звуков. Звуки в музыке

имеют свою окраску, которая называется тембром. Окраска звука тоже

может быть светлой и темной, как и колорит картины — теплый и холодный.

В музыке светлая, радостная, яркая окраска звучания называется мажорной.

А грустная, печальная, мрачная и темная — минорной. Послушайте первую

часть из концерта «Зима» итальянского композитора Антонио Вивальди.

Звучит фонограмма.

Какая зима видится вам при звуках этой музыки? Почему?

Как об этом нам рассказывает музыка, какова она по характеру?

В этой музыке слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся,

словно волшебный зимний наряд природы. На этом фоне нежно,

задушевно поют скрипки. Музыка звучит мажорно, радостно. А каких

красок больше в этой музыке?

Посмотрите вновь на картину и представьте, какую музыку, мажорную или

минорную, вы слышите.

Как вы думаете, какую песню поют изображенные на картине дети, веселую

или грустную? Почему вы так думаете?

Давайте сравним музыкальное произведение «Зима» с картиной «Русская

зима». Похожа ли по характеру музыка композитора Вивальди на музыку

картины Юона?

А сейчас посмотрите еще раз на картину, вспомните звуки прослушанной

музыки и представьте свое изображение зимы. Какие зимние картины вы

увидели, какие звуки услышали?

Мы с вами вместе на прогулке любовались красотой зимней природы.

Празднично чистая, она не была яркой. Мы заметили множество оттенков

белого, серого, коричневого, серовато-коричневого, зеленовато-коричневого,

черного и других цветов. Кроме укутанных снегом деревьев мы видели много

кустарников, на которых замерзли отдельные ягодки. Видели снегирей,

которые, как румяные яблоки, сидели на ветках деревьев. Нарисуем зиму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе в соответствии с ФГТ Тема: "Весеннее настроение"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе в соответсвии с фгт...

Интегрированное занятие "Осеннее настроение"

занятие в подготовительной группе...

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Разноцветное настроение»

Цель: Развитие музыкальных способностей и творческой активности детей. Задачи: Обогащение словаря и развитие речи. Учить образовать двухсложные слова, подбирать прилагательные. Вызвать у детей положит...

Конспект интегрированной НОД "Радуга настроений"

Передача чувств и эмоционального состояния в мимике, движениях,  развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания....

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности в режимных моментах «Путешествие в мир настроения» с детьми второй младшей группы «Зайка»

Данная интегрированная образовательная деятельность была проведена с детьми второй младшей группы, с целью  закрепления знаний о правах и обязанностях, развития эмпатии средствами  театральн...

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности в режимных моментах «Путешествие в мир настроения» с детьми второй младшей группы «Зайка»

Данная интегрированная образовательная деятельность была проведена с детьми второй младшей группы, с целью  закрепления знаний о правах и обязанностях, развития эмпатии средствами  театральн...