«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной  музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»
проект по музыке (младшая группа)

Сенченко Елена Юрьевна

  Продолжительность проекта: долгосрочный сентябрь 2018 - май 2019 г.г.

Вид проекта: педагогический с детьми младшей группы.

Участники проекта: музыкальный руководитель, младшие дошкольники, родители, педагоги.

По характеру контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме.

Ожидаемый результат: положительная динамика развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста и как следствие

развитие более общих способностей: творческого воображения, внимания, вдохновения, творческой свободы.

Сведения об авторе: Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Сенченко Е. Ю.


Актуальность:  О необходимости создания музыкальной развивающей среды на протяжении многих лет писали такие специалисты, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, Н.А. Метлов и другие. Анализ современных программ воспитания, обучения и развития, таких как «Радуга» Т.Н. Дороновой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, «Гармония» К.В. Тарасовой, «Школа 2100…», курс «Синтез искусств» О.А. Куревиной показал, что все они подразумевают организацию музыкальной развивающей среды ДОУ, как необходимое условие развития музыкальных способностей детей. Б.М. Теплов подчёркивает, что в процессе развития комплекса специальных, музыкальных способностей неизбежно происходит развитие и более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (и не только в ней).

Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая свобода, чувство природы. В процессе развития эти способности трансформируются в личностные качества уверенного в себе, успешного человека.    

Проблема: Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами. Теоретически, работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строится следующим образом: знакомство с игрой на музыкальном занятии, игра в группе под руководством воспитателя, самостоятельная детская деятельность.

На практике, однако, игра не выходит за рамки музыкального занятия. Воспитатели, не имеющие специального образования, не всегда могут оценить правильность выполнения задания детьми, не имеют возможности использовать музыкальный инструмент для исполнения музыкальных произведений. А настольно-печатные музыкально-дидактические пособия без музыкального сопровождения теряют всякий смысл.

Без развития игрового навыка переход игры в самостоятельную музыкальную деятельность невозможен. В результате, такой важный компонент как музыкально дидактическая игра выпадает из музыкальной развивающей среды группы и семьи, а музыкально-дидактические пособия теряют свою развивающую функцию.

Обоснование практической значимости: Воспитатели и родители зачастую не имеют специального музыкального образования, что создаёт определённые трудности при организации музыкально-дидактических игр в группе и в домашних условиях.

Однако современные образовательные программы обозначают роль в развитии музыкальных способностей детей воспитателей, семьи и музыкальных руководителей как равнозначную, что вызывает необходимость перехода из позиции потребителя (родители) и наблюдателя (воспитатели) в позицию полноправных участников процесса развития музыкально-сенсорных способностей.

Для этого необходимо разделить музыкально-дидактические игры на две группы.

  • 1 группа игр  - игры, применяемые музыкальными руководителями. 

  • 2 группа игр – игры, не требующие специальной музыкальной подготовки и оборудования, доступные для применения в работе воспитателями групп.

А также дать воспитателям и родителям необходимые консультации и рекомендации по организации музыкально дидактических игр в группе и дома.

Новизна работы заключается в том, что необходимо стремиться к созданию системы, при которой отсутствие специального образования воспитателей и родителей,  а также специального оборудования и пособий не являются препятствием для организации музыкально-дидактических и музыкально-сенсорных игр в группе и дома.

Такой системы, при которой воспитатели и дети получат возможность придумывать новые музыкально-дидактические и музыкально-сенсорные игры по аналогии со знакомыми, на основе приобретённого  опыта, используя при этом детские музыкальные инструменты, предметы домашнего обихода, природные объекты, игровые пособия и игрушки, составляющие предметную развивающую среду.

Цель проекта: Создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде.

Задачи проекта: 
·         Развитие музыкальных способностей детей. 
·         Создание модели взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и родителями по вопросам интегрирования музыкально-звуковой и предметно-развивающей среды и музыкальному воспитанию и развитию детей. 
·         Развитие творчества детей, родителей, воспитателей; 
·         Повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов 
·         Повышение педагогической компетентности  родителей 
·         Создание информационно – методической базы ДОУ по музыкальному воспитанию и развитию детей.

 Этапы проекта

Этапы проекта

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность воспитателя

Деятельность родителей

Ожидаемые результаты

Сентябрь 2016 год

1 этап
Определение задач проекта для различных участников

Организация развития музыкальных способностей детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно0развивающей среде. Координация взаимодействия
муз. рук.-
воспитатели-
родители.

Тестирование, выявление знаний и умений в организации музыкально-дидактических игр.

Анкетирование, выявление знаний о музыкально-дидактических играх и отношения к проекту.

Модель взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и родителями по вопросам интегрирования музыкально-звуковой и предметно-развивающей среды, и музыкальному воспитанию и развитию детей

Октябрь 2016 год

2 этап
Классификация задач МР

Дифференциация задач музыкального развития детей для музыкального руководителя, воспитателей и родителей.

Знакомство с задачами музыкального развития детей

Знакомство с  задачами музыкального развития детей

Классификация музыкально-дидактических игр на специальные и общие

Ноябрь 2016 – Март 2017 год

3 этап
Интегрирование среды

Методическая работа с воспитателями

Обогащение музыкально-звуковой и предметно-развивающей среды

Обогащение музыкально-звуковой и предметно-развивающей среды в группе

Обогащение музыкально-звуковой и предметно-развивающей среды дома

Повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов
Создание информационно-методической базы ДОУ по музыкальному воспитанию и развитию детей. Интегрированная музыкально-звуковая и предметно-развивающая среда

В течении 2016 -2017  учебного года

4 этап
Внедрение музыкально-дидактических игр в воспитательно-образовательный процесс ДОУ

Педагогическое обследование детей по МР
Методическая работа с воспитателями
Консультации с родителями
Планирование и организация развития музыкальности детей на занятии
Координация планирования муз. рук. С воспитателями и родителями

Планирование и организация развития музыкальности детей в группе

Планирование и организация развития музыкальности детей дома

Обогащение музыкально-сенсорной эталонной системы ребёнка в процессе игр
Развитие творчества детей, родителей, воспитателей
Развитие музыкальных
способностей детей
Систематичность в планировании и проведении музыкально-дидактических игр

Апрель 2017 года

5 этап
Анализ и корректировка деятельности

Тестирование воспитателей
Организация и проведение «Круглого стола»
Анализ внедрения проекта в работу ДОУ

Участие в работе «Круглого стола»

Участие в работе «Круглого стола»

Презентация проекта на методическом объединении музыкальных руководителей района
 


 

Прогнозируемый результат: 
·         Обогащение  музыкально-сенсорной эталонной системы ребёнка в процессе игр. 
·         Развитие общей музыкальности детей. 
·         Создание модели взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями по вопросам интегрирования музыкально-звуковой и предметно-развивающей среды и музыкальному воспитанию и развитию детей. 
·         Повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов  
·         Создание информационно – методической базы ДОУ по музыкальному воспитанию и развитию детей. 

Предполагаемый общий результат: Процесс развития комплекса специальных, музыкальных способностей приводит к развитию более общих способностей: творческого воображения, внимания, вдохновения, творческой свободы, чувства природы. В процессе развития эти способности трансформируются в личностные качества уверенного в себе, успешного человека. 


В течении года велась планомерная работа в соответствии с поставленными задачами:

Постоянно обновлялась предметно-развивающая среда, были изготовлены наглядные пособия для ООД.

Музыкальный уголок пополнился новыми музыкальными инструментами.  
Осуществлялась подборка общих музыкально-дидактических игр для младшего,  среднего возраста, старшего возрастов. 


Была систематизирована и распечатана картотека музыкально-дидактических игр.  

 

    Изготовлены папки-передвижки и уголки для родителей «Музыкальные инструменты» 

Итоговым мероприятием проекта стал показ «Котята и цыплята» на районном методическом объединении для музыкальных руководителей города.

Каждый руководитель получил конверт с музыкально- дидактической игрой «Найди место», которую можно использовать в практической деятельности в любой возрастной группе. Можно играть в игру в группе и на прогулке без музыкального сопровождения если возникает необходимость занять детей. .

Такие же конверты были изготовлены и для воспитателей детского сада.

 

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ

Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами. Теоретически, работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строитс...

«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»

«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной  музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»...

Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель Соколова Светлана Александровна.

Музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. основное их значение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. М...

«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....