Хотите научить ребёнка читать? Развивайте чувство ритма!
статья

Ульянова Светлана Леонтьевна

В статье рассматриваются современные исследования, доказывающие связь музыкально-ритмического развития с обучением (в частности, чтению), а также некоторые упражнения для раннего развития у детей чувства ритма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие чувства ритма87.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ХОТИТЕ  НАУЧИТЬ  РЕБЁНКА ЧИТАТЬ?

РАЗВИВАЙТЕ  ЧУВСТВО  РИТМА!

 «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать эту благодать на себе, тем лучше для них…»

В.Г. Белинский

В последние несколько десятков лет перед педагогами и родителями всё острее встаёт проблема обучения детей чтению. Дети в большинстве своём не хотят читать. Почему? Причин этому несколько. Это и  перегруженность  обилием информации, и отсутствие свободного времени, и просто неумение читать. А ведь «… вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась» (А. Герцен).

В арсенале педагогов присутствует  много инструментов, способствующих более высокой  обучаемости детей, в том числе чтению. В последнее время различными институтами проводятся научные исследования с целью решения этой задачи.

Уже много лет учёные спорят о силе воздействия музыки Моцарта на обучаемость детей. Термин «Эффект Моцарта» впервые был введён отоларингологом Альфредом Томатисом, который использовал произведения композитора в своей работе.

 В 1993 году Фрэнсис Роше, Гордон Шоу и Кэтрин Ки также проводили похожие исследования и выяснили, что музыка Моцарта оказывает стимулирующий эффект на работу головного мозга. Правда, он сохраняется лишь в течение 15 минут. И если физиологическое воздействие музыки является и по сей день предметом для дискуссий, то влияние её на настроение и концентрацию бесспорно!

Исследователи из лаборатории слуха и неврологии Северо-Западного университета в США под руководством профессора Нины Краус смогли установить непосредственную связь между присущим человеку умением следовать определенному ритму и его слуховыми способностями. Их исследование было опубликовано в журнале The Journal of Neuroscience в 2018 году. Ранее эта же лаборатория успешно занималась поиском взаимосвязей между чтением и чувством ритма.  Профессор и ее коллеги изучали зависимость между умением удерживать ритм и реакцией головного мозга. Как оказалось, ритмичные движения под музыку приводят к согласованной работе тех частей мозга, которые отвечают за слух и речь. Таким образом, умение удерживать ритм облегчает обучение чтению!

Как утверждает профессор Краус, результат исследования был предсказуем  по причине взаимосвязи в мозге человека областей, отвечающих за механическую и визуально-слуховую реакцию на раздражители. Поэтому задачи, требующие одновременного задействования обоих этих центров, приводят к их совместной работе. По мнению исследователей, наибольшая взаимосвязь между ритмом и речью проявляется в музыке, где необходимо сочетать эти элементы в относительно равных пропорциях. Поэтому музыкантов ученые называют наиболее приспособленными к слуховому восприятию информации. «Ритм, по сути, является частью музыки и языка. И вполне возможно, что музыкальное образование с акцентом на развитие ритмических навыков, упражнения слуховой системы приводят к развитию ассоциации  «звук-значение», которое так необходимо в обучении чтению. Когда вы научили мозг эффективно реагировать на звуки, он продолжает это делать, даже когда занятия музыкой прекратились», - считает профессор.

Джон Иверсен  (доктор психологии, нейробиолог и музыкант,  изучающий  способность мозга создавать музыку) считает: проведенное исследование - это еще одно доказательство того, что музыкальные способности улучшают активность в «немузыкальных» сферах мозговой деятельности. А именно: способствуют развитию речи и слуховому восприятию (Источник: babyreporter.eu).

Так что же это – чувство ритма?

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. В нашей жизни все подчинено ритму - смена времен года, приливы и отливы, наступление дня и ночи. Физиология  человека также пронизана ритмом: биение сердца, дыхание, работа желудочно-кишечного тракта, бодрствование и сон.

Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма как нельзя лучше способствуют, помимо всего прочего, еще и оздоровлению детей. Следовательно, игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у детей). Однако, по утверждению исследователей, музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности.

«В музыке ритм - пульсация, свидетельствующая о жизни» (А. Рубинштейн). По словам А. Артоболевской, ритму не столько учат, сколько им «заражают». Ощутить, почувствовать ритм помогает сама музыка, которую слышит ребенок. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

О важности развития ритмического чувства у детей в разные годы писали Э. Ж. Далькроз, создатель и распространитель системы ритмического восприятия, К.  Орф, основатель системы тембрового ритмического воспитания на основе звучащих жестов (притопов, хлопков, щелчков), отечественные педагоги и исследователи  Н. Г. Александрова, Т. С. Бабаджан,  Н. А. Метлов, А. Н. Ветлугина, Ю. А. Двоскина и др.

Как ритм связан со слухом?

Отличие  чувства ритма от всех остальных чувств - это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, — это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха. Если существует понятие «врождённый слух», насколько корректно употреблять понятие «врождённый ритм»? Во-первых, когда музыканты говорят о «врождённом слухе», то подразумевают музыкальный дар - абсолютный слух человека, который способствует различению высотности и тембра звуков со стопроцентной точностью. Во-вторых, если человек обретает чувство ритма, ещё не родившись, разве может быть оно «неврождённым»? Оно может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала. Конечно же, в детском возрасте развить чувство ритма легче, но и взрослому человеку тоже это под силу.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Чувство ритма развивается ещё в материнской утробе, когда эмбрион всем телом ощущает биение материнского сердца. Сразу после рождения малыша старайтесь больше разговаривать с ним. Песенки, стишки, потешки, которые произносит мама во время ежедневных занятий с малышом, - всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма».

Зарядка или массаж с потешкой (Источник: nii-evrika.ru).

Регулярно делайте с малышом зарядку или массаж, напевая весёлую потешку и выполняя действия в такт. Например, после пробуждения говорите ему эти простые слова:

«Мы проснулись, мы проснулись!» На слове «мы» разводим ручки ребёнка в стороны, а на слове «проснулись» скрещиваем их на груди.

«Сладко, сладко потянулись!» На словах «сладко, сладко» ручки тоже разводим и скрещиваем, а на слове «потянулись» поднимаем их вверх.

«Маме с папой улыбнулись!» Улыбаемся малышу.

Такими  потешками рекомендуется сопровождать все режимные моменты. Это, помимо развития ритмического чувства, вызывает у ребёнка положительные эмоции.

        После полугода ребёнок уже сам может выполнять ритмические упражнения. У малыша в достаточном количестве должны быть погремушки, молоточки, разнообразные звучащие предметы (палочки, крышки от кастрюль и пр.)

        Когда ваш малыш достигнет года и уже свободно передвигается по дому, включаем в занятия ритмичную ходьбу. Маршируйте вместе с ребёнком, стоя к нему лицом и держа за руки, при этом рассказывая ему стихотворения. Также включайте для прослушивания больше музыкальных произведений. Пусть это будут не только детские песни, но и классика – Чайковский, Моцарт, Гайдн и др.

В возрасте двух – трёх лет ребёнок уже стремится подражать вам и другим людям. Тогда покажите ему пример ритмического подражания.

Повторяй за мной

Вы задаёте ритм одним способом, а ребёнок повторяет за вами другим способом. Например, вы хлопаете в ладоши, а малыш топает ножкой, вы стучите в барабан, а малыш — в бубен:

Вы:                 Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,    хлоп-хлоп-хлоп.

Малыш:         Топ-топ-топ-топ,       топ-топ-топ.

Подобные занятия по развитию чувства ритма повышают шансы малыша достичь успехов в музыке.

Усложняем упражнения, основанные на стихотворениях, песенках и движениях.

Маршируем активнее

Задача малыша — маршировать под ритм, который вы будете ему задавать. При этом выделяйте голосом определённые слова, слыша которые, ребёнок должен топнуть сильнее. Начинайте медленно, постепенно наращивая темп. Например:

РАЗ, два, ТРИ, четыре

Затем начните считать по-другому:

РАЗ, ДВА, три, четыре…

Или так:

Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ…

После того, как малыш начнёт легко справляться с заданием, предложите ему маршировать под ритмичную музыку. 3–4 минуты в день вполне достаточно.

Стихотворение  или песня в сопровождении ритмичных звуков

Вспоминаем стихотворение или песню, которые малыш знает наизусть. Пусть расскажет  или споёт, при этом издаёт звуки в такт. Например, хлопает в ладоши или ударяет в барабан. Можно использовать бубен или ксилофон. Вы можете тоже подстроиться под его исполнение и делать более слабые хлопки в ладоши в другом ритме.

Прочитайте малышу стихотворение  про ёжика и попросите его на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инструментах? Это будет звучать так:

С барабаном ходит ёжик.        Бум-бум-бум!
Целый день играет ёжик:        Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами         Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрёл случайно.        Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.                Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.        Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались        Бум-бум-бум!
И удары раздавались                Бум-бум-бум!

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок:                 Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок:         Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град:         Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:                Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра:         Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора:         Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук»  ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный взрослым.        

Капля - раз! Капля - два! Капли медленно сперва.

Стали капли ударять, капля каплю догонять.

 А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой! Побежим скорей домой!

(Источник: https://multiurok.ru, Бессолова З. С., Занимательные упражнения для развития чувства ритма у детей)

        По мере взросления детей от игр с предметами  можно переходить  к  упражнениям с карточками. Начинаем с самых простейших заданий.

 Ритмическое эхо

         Прохлопайте  ритмы имён, слов, ребёнок должен  повторить ритмический рисунок, хлопая в ладоши.  Первоначально мы учим детей подбирать и прохлопывать слова, состоящие из двух и трёх слогов, обозначая слоги кружками одинаковой величины независимо от ударения в слове.

Молоко, бабушка, поляна:

Мама, папа, цветок, банан:                        

        В дальнейшем усложняем задание: ударный слог на карточке обозначаем кружком большего размера.

Молоко:

Бабушка:

Поляна:

Мама, папа:

Цветок, банан: 

Это упражнение, по сути, является подготовительным к определению слоговой структуры слова, а также подводит к пониманию соотношения длительностей (что в дальнейшем поможет в обучении музыке).

Одно из следующих заданий – ритмизация заданных текстов. Проговорите стихотворный текст (дразнилку, считалку), одновременно сопровождая его хлопками, передавая ритмический рисунок – ребёнок должен повторить. Ритмический рисунок выкладывается на столе, прохлопывается, проигрывается на ударных инструментах. Потом предложите узнать выбранный отрывок из нескольких ритмических карточек.

Выйди, выйди, солнышко,  мы посеем    зёрнышко!

        В дальнейшем, усложняя задачу, можно предложить подобрать ритмические карточки к музыкальным темам из известных детям произведений классиков. Чтобы облегчить выполнение этого сложного задания, научите детей использовать так называемые «ритмические слоги». Обычно на долгих звуках произносят слог «ТА», на коротких – «ти». Например:

        П. И. Чайковский Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»

        ТА    ТА   ТА    ТА         ти   ти   ТА    ТА   ТА

        Людвиг В. Бетховен V симфония

        ти   ти   ти    ТА        ти   ти  ти   ТА

        

В. А.Моцарт   Рондо в турецком стиле

ти   ти   ти  ти   ТА       ти   ти  ти  ти   ТА

ти   ти   ти  ти   ти  ти  ти  ти   ти  ти   ти   ти   ТА

Изложенных выше игр и упражнений вполне достаточно для развития ритмического слуха у дошкольников. Главное в занятиях – постепенное усложнение заданий и регулярность. Если следовать этим правилам, результат не заставит себя ждать.

Так что, если вы хотите научить ребёнка читать, развивайте чувство ритма!

Рекомендуемая литература по теме:

Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребёнка». М.: Просвещение, 1968.

Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм». Санкт-Петербург 2007г.

Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей». –М., 2005.

Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1. Игры звуками:Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - дидактические игры: развиваем чувство ритма.

Музыкально - дидактические игры помогают развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки....

Развиваем чувство ритма

С помощью этой презентации вы с легкостью сможете научить дошколят длинным и коротким звукам!...

Развиваем чувство ритма, играя (Мастер класс для педагогов старшей и подготовительной группы детского сада)

Применяя стихотворный ритм с движением и музыкой, используя музыкальные инструменты, у детей развивается и совершенствуется речь, слуховое внимание, вырабатывается правильное дыхание при исполнении пе...