Научно-методическая статья для открытого педагогического конкурса "Есенинские уроки". "Приобщение детей дошкольного возраста к фольклорным традициям при знакомстве с поэзией С.А.Есенина.
статья по музыке (старшая, подготовительная группа)

В данной работе содержится конспект занятия "Сказочный образ лебедя в фольклоре и творчестве великих русских поэтов и композиторов, который можно провести в подготовительной - старшей группах детского сада, например, ко дню рождения С.А.Есенина. Музыкально-художественная часть занятия разовьет эстетический вкус ребенка, а подвижная игра создаст праздничное настроение, дети познакомятся с картинами русских художников, услышат классические музыкальные произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_esenine_.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           Мы живем и работаем на Рязанской земле – родине великого русского поэта Сергея Александровича Есенина; не раз бывали в селе Константинове, гуляли над обрывом Оки, дышали ветром есенинских просторов. Мы – его земляки – хранители его светлой памяти, его родного дома, любимых берез и тополей; его творческого наследия и старинных русских традиций, связанных с его жизнью. Знакомство с творчеством Есенина, состоявшееся в нашим раннем детстве, должно повториться теперь уже для новых поколений; пронесенную через всю жизнь любовь к его поэзии мы должны передать детям, которых воспитываем.                                              

           В стихах Есенина заключена вся жизнь русского крестьянина с ее радостями и горестями – простая и незаметная, но исполненная глубокой мудрости, основанной на вековых национальных традициях, духовности и патриотизме. Помимо огромного художественного и нравственного воздействия, стихи Есенина – настоящий кладезь фольклорных традиций, которые поэт «впитал с молоком матери».

                «…Родился я с песнями

                     В травном одеяле.

                     Зори меня вешние

                     В радугу свивали…»

           Родители наших детсадовцев нередко скрывают от малышей свои деревенские корни, стараются отгородиться от них, воспитывая детей « по – современному, без ваших глупых сказочек» ( так выразилась однажды одна из родительниц), заваливая их американизированными игрушками, гаджетами, и не утруждая себя рассказами о предках, пением колыбельных и чтением сказок на ночь. Значит, знания о фольклорных традициях, тесно связанных с воспитанием патриотизма, должны дать детям мы, педагоги ДОУ и произведения С. А. Есенина способны нам в этом помочь.

Творчество С. А. Есенина многогранно и не все его стихотворения понятны детям, поэтому необходим строгий отбор произведений, предназначенных для занятий с детьми. На первом этапе данной работы ребята знакомятся с его стихотворениями о природе, такими как «Зима», «Черемуха», «Ночь», Береза», «С добрым утром», «Поет зима – аукает», « Пороша» и другими.

Дети, слушая и разучивая стихи, учатся понимать поэзию, развивают художественное воображение и творческое начало, расширяют лексикон посредством новых для них слов и выражений, редко встречающихся в современном литературном языке. Разъясняя воспитанникам значение устаревших слов, таких как «бельма», «зыбка», «притча», «гребень», «первопуток», «серп», «овин», «булат» и других, педагог может перейти к рассказам о детстве поэта, о деревенском  быте того времени, о тяжелом крестьянском труде, о том, как воспитывали наши предки своих детей, какие праздники были на Руси, какие песни пелись, какое место в жизни русского человека занимала православная вера. Сопровождая свои рассказы музыкальными иллюстрациями демонстрируя на экране компьютера репродукции картин русских художников 18-20 веков, педагог делает материал ярким, запоминающимся и доступным для понимания, а участие детей в подвижных народных играх доставят радость и приобщат к фольклорным традициям русского народа. Дети с раннего возраста знакомятся в ДОУ с народным творчеством в виде сказок, потешек, песенок: они участвуют в фольклорных праздниках, с удовольствием надевают народные костюмы, отмечая Рождество или Пасху. Взрослея, они готовы приобрести новые знания и жизни своего народа, глубже усвоить нравственные ценности наследия предков, заключенные в поэзии Есенина.

           В какой форме будет проводиться такая работа – решать самим педагогам. Музыкальным руководителям можно предложить цикл небольших презентаций, сопровождаемых беседами, которые будут демонстрироваться на музыкальных занятиях в течении достаточно долгого времени ( от 8 и более занятий ). Принцип построения таких бесед один и тот же: на фоне звучащего в записи классического музыкального произведения педагог читает одно из стихотворений С. А. Есенина, На экране – репродукции картин русских художников, подходящих по тематике. Затем педагог беседует с детьми об услышанном произведении, разъясняет непонятное, рассказывает о жизни народа ( например, о каком-либо празднике ) и предлагает сыграть в старинную русскую игру.

             Целью таких занятий является расширение кругозора детей, формирование нравственных ценностей путем приобщения их к традициям и культуре «малой родины», воспитание патриотизма.

             Перед педагогом стоят следующие задачи:

- привить детям любовь к русской поэзии,

- развить художественное воображение,

- обогатить речь детей,

- вызвать интерес к народному творчеству,

- познакомить детей с поэзией великого земляка С. А. Есенина.

Музыкально – художественная составляющая занятий разовьет эстетический вкус ребенка, а подвижная игра создаст праздничное настроение. Ниже приводится конспект одной из музыкально- поэтических бесед.

            Тема занятия: « Сказочный образ лебедя в фольклоре и творчестве великих русских поэтов и композиторов.»

             Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Вы знаете, ребята, что в русских народных сказках героями часто являются не только люди, но и звери, и птицы. Ну-ка, назовите мне зверей – героев сказок.

(Ответы детей.)

- А птиц?

(Ответы детей.)

Муз. рук: Сегодня мы поговорим с вами о красивой и гордой птице, которую на Руси ласково называли лебедушкой. У наших предков была такая поговорка: «Хозяйка, что лебедь-птица, вывела детей вереницу». Знакомо ли вам слово «вереница»?

(Ответы детей.)

Муз. рук: Это слово старинное и означает оно, что кто-то идет цепочкой, следуя друг за другом. Вереницей летят на юг перелетные птицы, вереницей мы с вами иногда входим в наш музыкальный зал. Это слово досталось нам от передков, но используется и в наше время, поэтому мы его запомним. А что означает эта пословица?

(Ответы детей.)

Правильно, ребятки. Издревле на Руси уважали и почитали матерей, у которых было много детей, целый выводок, как тогда говорили. И у птиц появлялось много птенчиков, которых они защищали и любили, совсем как ваши мамы. А теперь я прочитаю вам отрывок их стихотворения великого русского поэта, нашего земляка, Сергея Александровича Есенина, которое называется «Лебедушка». (Стихотворение приводится не полностью, без трагического конца. Звучит запись музыки К. Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных»  «Лебедь». На экране – подборка репродукций картин с изображением лебедей. Сайт Яндекс. Картинки.)

Муз. рук: Из-за леса, леса темного

            Подымалась красна зорюшка,

            Рассыпала ясной радугой

            Огоньки – лучи багровые.

            Загорались ярким пламенем

            Сосны старые, могучие,

            Наряжали сетки хвойные

            В покрывала златотканые.

            А кругом роса жемчужная

            Отливали блестки алые,

            И над озером серебряным

            Камыши, склоняясь, шепталися.

            В это утро вместе с солнышком

            Уж из тех ли темных зарослей

            Выплывала, словно зоренька,

            Белоснежная лебедушка.

         

            Позади ватагой стройною

            Подвигались лебежатушки.

            И дробилась гладь зеркальная

            На колечки изумрудные…

            И от той ли тихой заводи

            Посередь того ли озера,

            Пролегла струя далекая

            Лентой темной и широкою.

            Уплывала лебедь белая

            По ту сторону раздольную,

            Где к затону молчаливому

            Прилегла трава шелковая.

             Как и стала звать лебедушка

            Своих малых лебежатушек

            Погулять на луг пестреющий,

            Пощипать траву душистую.

        

            Выходили лебежатушки

            Теребить траву-муравушку.

            И росинки серебристые,

            Словно жемчуг, осыпалися…

        

            И гуляли детки малые

            По раздолью по широкому

            А лебедка белоснежная

            Не спуская глаз дозорила.

            Пролетал ли коршун рощею,

            Иль ползла змея равниною

            Гоготала лебедь белая,

            Созывая малых детушек.

            Хоронились лебежатушки

            Под крыло ли материнское,

            И когда гроза скрывалася,

            Снова бегали-резвилися…

Муз. рук: Расскажите, ребята, что вы себе представили, когда слушали эти замечательные стихи?

(Ответы детей.)

Муз рук: Лебедь в представлении наших предков птица не простая, она – символ верности, любви, красоты. Недаром в старину говорили: «Красна девица идет, как лебедушка плывет…» А помните ли вы, о каких чудесах говорилось в произведении А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»?

(Ответы детей.)

Правильно, третье диво – это Царевна-Лебедь. Посмотрите, как изобразил Царевну великий русский художник Михаил Врубель на своей картине. (На экране репродукция М.Врубеля «Царевна – Лебедь.») А теперь послушаем как звучит ее тема  в симфонической картине композитора Н. Римского-Корсакова которая называется «Три чуда.» (Звучит тема Лебеди в записи.)

«Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

А сама-то величава, выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит.»

А теперь, ребята, вспомните русскую народную сказку, в названии которой говорится о лебедях.

(Ответы детей.)

Правильно, гуси-лебеди! (На экране – репродукция картины К. Васильева «Гуси-лебеди»). Посмотрите, ребята, вот и они на картине. Ее написал художник Константин Васильев и называется она «Гуси-лебеди». А сейчас мы поиграем с вами в старинную игру, в которую играли и ваши родители, бабушки и дедушки, и даже прабабушки и прадедушки. А, может быть, в нее играл и Сережа Есенин, когда был маленький. И называется она тоже Гуси-лебеди.

(Игра широко известна, но все же даю описание одного из вариантов.)

            Ход игры: Участники игры (дети) и музыкальный руководитель выбирают хозяина гусей и волка, остальные дети – гуси-лебеди. Роль хозяина на первых порах может исполнять музыкальный руководитель, а затем, когда все запомнят текст, передоверить кому-то из детей. На одной стороне зала дом, где живут хозяин и гуси-лебеди, на другой – волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, травки пощипать, затем зовет гусей:

- Гуси-гуси!

-Га-га-га!

-Есть хотите?

-Да-да-да!

-Ну, летите!

-Серый волк под горой!

-Что он делает?

-Гусей щиплет.

-Каких?

-Сереньких да беленьких!

-Гуси-лебеди, домой!

После приказа хозяина гуси «летят» к дому, волк бросается их ловить и хватает одного из детей.

Пойманный выходит из игры. Игра повторяется. Последний гусь, самый ловкий и быстрый становится волком. По окончании игры дети садятся на стульчики, педагог дает детям домашнее задание нарисовать картинку о том, что больше всего запомнилось на занятии.

            Творчество С.А.Есенина буквально пронизано фольклорными мотивами и открывает необычайный простор педагогу в выборе тем для «есенинских» занятий. Тема Родины, тема крестьянской жизни, тема животных и деревенского быта, православная тема – все они тесно связаны с народным творчеством и выбрать стихотворения, понятные детям, достаточно легко.

            В качестве музыкальных иллюстраций можно использовать музыкальные картины А. Лядова «Кикимора», «Баба Яга», «Волшебное озеро» ; цикл фортепианных пьес П, Чайковского «Времена года», отрывки из его же симфоний № 1 (части 1, 4), №4 (финал), Анданте из струнного квартета №1; симфоническую фантазию «Камаринская» М.Глинки и его увертюру из оперы «Руслан и Людмила»; знаменитые скрипичные концерты А. Вивальди «Времена года»; «Богатырскую симфонию» А.Бородина; увертюру к опере «Хованщина» М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»; отрывки из фортепианных концертов С.Рахманинова и другие классические произведения.

           Дошкольники лишь начали свое знакомство с творчеством народного поэта С. А. Есенина, поэта, которого взрастила сама народная жизнь и «рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб…», но первые детские впечатления – самые яркие, и прелесть есенинских образов останутся с детьми на всю жизнь.

           

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Кочкуровский сад «Улыбка» Пузиной Анны Павловны по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»

Целью опыта является совершенствование нравственно-эстетического воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...

Опыт работы Приобщение детей дошкольного возраста к кубанским традициям через народную куклу — скрутку.

Приобщение детей дошкольного возраста к кубанским традициям через народную куклу — скрутку....