«ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ РИТМИКОЙ С УЧЕТОМ АНАТОМИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ»
статья по музыке

Чумак Татьяна Викторовна

Детский организм ребёнка необходимо укреплять во время его  роста. И занятия ритмикой как раз способны решить многие физиологические задачи, наряду с с психологическими и интеллектуальными. Организуя занятия ритмикой, следует учитывать анатомно- физиологические особенности детей. Поэтому уместно будет проанализировать детский организм каждого периода взросления ребёнка дошкольного возраста. Отмечаю в статье особое значение развития основных  двигательных рефлексов и органов дыхания, тем самым определяя основные требования к организации ритмических занятий: дозировка физической нагрузки на ребёнка в соответствии с  его возрастными особенностями и использование во время занятий дыхательной гимнастики.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ РИТМИКОЙ С УЧЕТОМ АНАТОМИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

                 С древности движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье физическое и духовное. Возникновению системы ритмического воспитания мы обязаны швейцарскому педагогу и композитору Э. Жак Далькрозу.

Основа ритмики - музыка, а движения используются как средство более глубокого их восприятия и понимания. Через движения ребенок ярче и эмоциональнее воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности (лад, темп, динамика, ритм, регистр, строение музыкальной речи). Занятия ритмикой помогут успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений.

Целью ритмики является формирование у детей навыков хореографической пластики, музыкального ритма, развитие их творческих способностей, умение воплощать музыкально - двигательный образ.

                На занятиях постоянно уделяется внимание технике исполнения: прямая спина, ходьба с правильным положением стопы, легкость в беге, гибкость корпуса. Ритмика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе.

                Важное значение для музыкально - ритмического воспитания имеет правильный подбор музыкальных произведений. На практических занятиях дети приучаются к сотворчеству, у них развивается ассоциативная память, внимание, творческие способности.

               Занятие ритмикой вводит детей дошкольного возраста в большой и удивительный мир хореографического искусства, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями хореографии. Регулярные занятия помогут детям влиться в громадный мир музыки от классики до современных стилей и попытаться проявить себя посредством пластики, близкой детям дошкольного возраста. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению.

              Организуя занятия ритмикой. следует учитывать следующие анатомо-физиологические        особенности дошкольников. Период развития ребенка от 3 до 6 лет принято называть дошкольным. В эти годы продолжается его физическое развитие и совершенствование умственных способностей. Дети дошкольного возраста растут быстро. Постепенно теряя округлость, присущую раннему возрасту, это позволяет формировать гибкость и грациозность движений в танце. С 3 до 6 лет их рост увеличивается в среднем на 28 - 30 см, причем этот процесс идет неравномерно. 3 - 5 - летний ребенок подрастает за год примерно на 4 - 6 см. В 6 лет рост значительно убыстряется: за год ребенок прибавляет 8-10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме. Это обстоятельство следует учитывать в парных танцах, при подборе репертуара и дозировании нагрузок.

                У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6 - 7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук - более чем на 2,5 раза, а длина ног - более чем в 3 раза. Начиная с 5 лет, более активно растет грудная клетка, особенно у мальчиков.

                Развитие скелета в этом возрасте еще не закончено, в нем остается много хрящевой ткани, что делает возможным дальнейший рост, но в то же время обусловливает мягкость, податливость костей: под влиянием слишком большой и неравномерной нагрузки они могут легко деформироваться. Поэтому родители должны внимательно следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел и двигался. Соблюдение этих несложных требований        поможет избежать таких нежелательных явлений,        как нарушение осанки и плоскостопие. Причиной изменения осанки и возникновения плоскостопия может стать и избыточный вес. Лишние килограммы затрудняют деятельность сердечно - сосудистой системы. Поэтому важно обращать внимание и следить за весом ребенка, который так же, как и рост, является показателем его физического развития. При нормальном развитии с 3 до 6 лет вес увеличивается на 8 - 10 кг, причем так же неравномерно, как и рост.

                Педагогу, занимающемуся с детьми ритмической гимнастикой следует знать антропометрические показатели всех детей в группе и имеющиеся отклонения в физическом развитии. Количественные и качественные изменения в организме малышей протекают одновременно, но по интенсивности они не всегда совпадают: часто при усиленном совершенствовании функций организма затормаживается рост.

               Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У малышей сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6 - 7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Одновременно из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

               По развитию основных движений (бега, прыжков, метания) и физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации движений) можно судить о совершенствовании не только костно-мышечного аппарата, но и центральной нервной системы. К 6 - 7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения это следует учитывать при организации занятий и организации детского коллектива, чтобы избежать проблем с дисциплиной и переутомлением. Дети, имеющие проблемы с концентрацией внимания, могут заниматься музыкально-ритмическими движениями на специальных занятиях с группой, но им не рекомендованы занятия ритмикой или танцами в танцевальной студии.

             Богатство и разнообразие получаемой словесной и наглядной информации становится мощным стимулом для нервно-психического развития ребенка. Его жизненный опыт расширяется. Все больше развивается речь, постепенно увеличивается словарный запас. В разговорах ребенок пользуется сложными фразами и предложениями, любит слушать чтение взрослых, легко запоминает стихи. В этом возрасте определяются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети очень восприимчивы, однако их навыки непрочны и легко разрушаются.

             Деятельность сердечно - сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Их сосуды значительно шире, чем у взрослых, и ток крови совершается по ним свободнее, легко удовлетворяя повышенную потребность тканей в снабжении кровью. Физические упражнения прекрасно тренируют сердечно - сосудистую систему: улучшается регуляция сердечной деятельности, работа сердца становится более экономичной. Особенности работы сердечно-сосудистой системы и характер заболеваний, если таковые имеются дают право педагогу дозировать нагрузку для разных детей, по темпу, времени и менять корректировать репертуар. Имеется целый ряд заболеваний, не позволяющих детям заниматься танцами.

                 Органы дыхания у дошкольников имеют характерные физиологические особенности. В результате развития дыхательной мускулатуры объем легких увеличивается. К 3-4 годам устанавливается грудной тип дыхания. Оно становится более глубоким, кровь лучше насыщается кислородом. Однако к шести годам строение легочной ткани еще не завершается. Ребенок дышит более поверхностно, чем взрослый. Положительная динамика функции дыхания в большей мере связана с влиянием физических упражнений.

              Дошкольники еще не могут сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движениями. При выполнении танцевальных и гимнастических упражнений ребенок должен дышать легко. Следует учить детей правильно дышать и следить, чтобы ребенок не задерживал дыхание на вздохе. Главное внимание необходимо обращать на выдох, он должен быть резким и акцентированным. Следует помнить о том, что приспособительные возможности дыхательной и сердечно - сосудистой систем у ребенка ниже, чем у взрослого. Поэтому физические упражнения надо строго дозировать, учитывая его возраст.

                Значительно повышается уровень произвольного управления своим поведением. Умение управлять своим поведением оказывает воздействие на внимание, память, мышление. В этой связи отдельные физические упражнения, части занятий, подвижные игры имеют конкретную цель - формирование, развитие этих свойств, в процессе двигательной деятельности.

                Учитывая вышеперечисленные особенности следует определить основные требования к организации занятий.

                Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными особенностями детей. Ни одно движение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.

Избегать        резких движений,        скручиваний в        шейном и поясничном отделах позвоночника. Резкие        повороты, скручивания        могут повредить межпозвоночные диски, играющие роль буферов.

Нельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием детей. Дети не способны сами контролировать свое состояние и ответственность за их здоровье лежит на педагоге.

Следует обращать особое внимание на        признаки физического «неблагополучия ребенка», при проявлении которых необходимо снизить нагрузку или даже прекратить на время занятие:

  • изменение цвета кожного покрова, особенно в виде резкого побледнения или покраснения, появления пятен на лице ребенка;
  • обильное потоотделение;
  • поверхностное, аритмичное дыхание через открытый рот;
  • потеря равновесия, резкая сгорбленность, неуверенная походка;
  • страх, сонливость, тоска, тусклый взгляд.

                  Дыхательным упражнениям необходимо уделить особое внимание. Вентиляция легких обеспечивает постоянство газового состава воздуха. При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, а это возможно обеспечить только путем увеличения числа дыхательных циклов в минуту и возрастанием глубины дыхания. При выполнении сравнительно легких упражнений дети нередко задерживают дыхание, поэтому правильному дыханию надо учить специально. Необходимым условием при этом является движение грудной клетки, которое осуществляется специальными мышцами. Существуют различные типы дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное, диафрагмальное и полное.

                Дыхательные упражнения направлены на координацию ротового носового дыхания, на выработку нижнегрудного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательная гимнастика выполняется в медленном темпе, спокойно, без напряжения. При обучении навыкам правильного дыхания предлагаются дыхательные упражнения в образном оформлении, чтобы детям были понятны их действия при вдохе и выдохе. Во время вдоха голова должна быть приподнята, шея выпрямлена. Если голова опущена и шея согнута, то верхние ребра, а с ними и вся грудная клетка не будут приподниматься.

              Однако во время вдоха не следует поднимать плечи, так как при этом грудная клетка не расширяется. Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что амплитуду и темп упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъемом их вверх, выдоху - упражнения в сгибании туловища вперед, приседания, сведения и опускания рук.

               Известно, что классики хореографии придавали большое значение физическим данным, которые необходимы для обучения танцу, Например, Карло Блазис в своем трактате «Полный учебник танца» (1830 г.) указывал на важное значение «выворотности», одного из непременных условий для овладения техникой танца. Он писал: «Никогда не преуспеет танцовщик, у которого ноги и верхней части слишком сближены и не обладают достаточной выворотностью: этот недостаток лишает танец главного очарования». У него же мы читаем: «Кто посвящает себя танцу, самым внимательным образом должен изучить сложение и возможности своего тела раньше, чем приступить к ознакомлению с искусством, в которой нельзя отличиться, не обладая известными данными». Таким образом, уже в те далекие от нас XVIII и начало XIX века требовались определенные профессиональные данные. Однако, (классики хореографии не оставили нам секретов, как они выявляли эти данные.

              К специфическим требованиям относятся: физические (функциональные) профессиональные данные, а также психомоторные способности. Под физическими данными подразумеваются: выворотность, шаг, подъем, гибкость и прыжок. Психомоторика включает в себя: координацию, апломб, музыкальность, чувство ритма.

             Однако эти данные не требуются для занятий ритмикой, но важны для занятий всеми видами танцевального искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация :"ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКОЙ И ХОРЕОГРАФИЕЙ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ."

Обучение танцу, особенно на начальных стадиях, связанно с большими физическими нагрузками, с необходимостью бороться с усталостью физической и нервной, поэтому желательно раздельное обучение мальчиков...

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...

Особенности построения ИОМ ребенка с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности разработки ИОМ (индивидуалього образовательного маршрута) ребенка с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Рекомендации для педагогов и родителей "Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста в воспитании и образовании".

Рекомендации для педагогов и родителей "Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста в воспитании и образовании"....

Рекомендации для педагогов и родителей "Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста в воспитании и образовании".

Рекомендации для педагогов и родителей "Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста в воспитании и образовании"....

Учет анатомо-физиологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста при проведении занятий.

Учет анатомо-физиологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста при проведении занятий....