Тема: «Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает» КОНСПЕКТ НОД для старшей группы
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Гурьева Ольга Анатольевна

Аннотация: дать представления детям об истории происхождения колокола и колокольного звона на Руси. Познакомить с устройством колокола, колокольчиков и особенностями их звучания. Формировать умение взаимодействовать в коллективных формах музицирования. Продолжать развивать умения исполнять музыкальные произведения в ансамбле. Развивать слуховое восприятие, культуру общения, культуру слушания, чувства ритма, музыкальный и тембровый слух. Воспитывать у детей уважение к русским традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД 18.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает»

КОНСПЕКТ НОД для старшей группы

Тема: «Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает»

Образовательная область: «Познавательно-музыкальная»

Аннотация: дать представления детям об истории происхождения колокола и колокольного звона на Руси. Познакомить с устройством колокола, колокольчиков и особенностями их звучания. Формировать умение взаимодействовать в коллективных формах музицирования. Продолжать развивать умения исполнять музыкальные произведения в ансамбле. Развивать слуховое восприятие, культуру общения, культуру слушания, чувства ритма, музыкальный и тембровый слух. Воспитывать у детей уважение к русским традициям.

 Цель: Формирование познавательного интереса у дошкольников к традициям православной культуры.

Методические приёмы:

словесные: приветствие детей; загадки; рассказ; объяснение; постановка поисковых вопросов к детям; положительный анализ деятельности детей;

наглядно-слуховой: коммуникативная игра " Назови свое имя "; слушание колокольного звона; музыкально - дидактическая игра «Отгадай, какой колокольчик звучит»;

наглядно-зрительный: театрализованный этюд, показ презентации «Колокола на Руси», видеоролик «Пасхальный звон»;

художественно - практический: музыкально – дидактическая игра «Звонарь»; физическая минутка; логоритмическая игра; игра в ансамбле.

Словарная работа:

Активизация: колокольчик (из дерева, глины, металла и стекла) ; колокол: уши, плечи, туловище, язык, ударный инструмент;

Обогащение: Благовест - «благая весть», «добрая весть»; колокольня; звонарь, монах, православный храм.

Индивидуальная работа: создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование:

демонстрационный: цветок колокольчик; кукла «монах»; колокол;

наглядный: разные по величине, тембру колокольчики;

раздаточный: колокольчики; треугольники;

оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр;

Музыкальный материал: «Пасхальный звон»; песня В. Кикты «Весёлый колокольчик», отрывок из музыкального произведения Шуберта «Ave Maria».

ХОД НОД:

 Общение начинается с приветствия.

Я спешу сказать вам - здравствуйте!

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам - благости!

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам - Радости!

Удач, успехов и везенья!

Чтоб пожелать всем в зале

Хорошего настроения.

 Ребята, скажите, а цветы умеют разговаривать?

Сегодня у нас произойдет чудо, мы сможем это услышать. Попробуйте догадаться, о каком цветке пойдет речь:

Дин - дон! Дин – дон! Раздается в поле звон.

Дин – дон! Дин – дон! Как красив и нежен он!

(Достаю из сундучка цветок колокольчика) .

Колокольчик прозвенел, имя мое пропел И-ри-на Пав-лов-на. А вы дружно, вместе в раз, повторите все сейчас. Тебе колокольчик даю, твое имя услышать хочу.

Коммуникативная игра «Свое имя назови»

 Для вас у меня есть еще одна загадка, очень сложная. Подумайте и отгадайте?

Голова об шапку – бом!

И на всю округу – гром!

Кто догадался, о чем идет речь?

Ответы детей. (Достаю из сундучка колокол) .

Послушайте, как звучит колокол. (Предлагаю поиграть детям в колокол) .

Ответы детей: звонко, призывно…

 Скажите, ребята, что общего и чем похожи цветок колокольчик и колокол?

Ответ детей.

Присядьте на стульчики, я расскажу вам легенду колоколе.

Звучит Шуберт "Ave Mari"

Театрализованный этюд с куклой-марионеткой.

Много-много лет назад жил монах, это человек, который живет в монастыре и посвятил себя служению Богу. Заболел он и пошел в лес за целебными травами. Устал ходить по лесу, прилег на траву и уснул. Сквозь сон монах услышал удивительный звон (играю на колокольчике) и он почувствовал, что болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему исцелиться. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. Так получился первый колокол.

И с тех пор считается, что чудный звон колоколов радость в душах пробуждает, улучшает здоровье и отгоняет злых духов.

Физ. минутка:

Голова об шапку – бом!

И на всю округу – гром!

Бом, бом, бом, бом

Раздается всюду звон. (Звучит колокольный звон) .

Слышу колокольный звон!

Только здесь, откуда он?

Видно, вправду скоро сбудется

То, чего душа ждала:

Мне весь день сегодня чудится,

Что звонят колокола.

В небе музыка поет,

Колокол зайти зовет.

(Дети садятся на стульчики) .

Ребята, вспомните, где вы могли слышать звон колокола?

Ответы детей.

 Верно, в церкви, храме.

Этот дом – не просто дом: он красивый и с крестом.

Золотые купола, звонкие колокола!

Помолиться в этот дом ходят в трепете святом

По утрам и вечерам.

Это православный храм!

(Обратить внимание детей на собор Святой Живоначальной Троицы) .

Презентация «Колокола России»

Колокол для русского человека, всегда был голосом Родины, символом величия государства. И только в России можно услышать завораживающий красотой звучания колокольный звон. Слово "колокол" означает - зов, шум, крик. Церковные колокола большие и тяжелые, их размещают на высоких колокольнях храмов.

Колокол, как человек, он имеет строение: уши – это отверстия, за которые поднимают колокол, плечи, туловище и язык – металлический стержень, без которого колокол, не сможет издавать звук. Колокольный звон появился на Руси очень, давно. Он звучал в будни и в праздники. А какой самый большой православный праздник отмечают весной?

Ответ детей.

Правильно, Пасха. И в этот праздник, колокольный звон звучит особенно – празднично, весело и торжественно.

Слушание с просмотром видеоролика «Пасхальный звон».

Этот колокольный звон называется БЛАГОВЕСТ, то есть звон, который несет в себе благую весть или можно сказать: добрую весть. (Закрепление слова и его значение) .

Ребята, вы обратили внимание, что колокола сами по себе не звучат. Ими управляет человек, и его называют «Звонарь». Колокольня с колоколами – это музыкальный инструмент, а звонарь - исполнитель.

В день Светлого Христова Воскресенья в колокола могут позвонить все, кто захочет! Даже вы, ребята, можете!

Играть на колоколах не просто, искусству колокольного звона нужно учиться. Настала пора поиграть вам детвора.

Но, сначала покажите, где у колокола уши, плечи, туловище и язык.

Игра "Звонарь".

Я иду, иду, иду, звонаря себе ищу.

Ты играй, не отставай,

Точно ритм передавай.

Игра:

В колокол мы поиграли

Очень громко постучали.

Бом, бом, бом, бом

Раздается всюду звон.

Колокольчик в руки взяли

И за мною побежали.

Динь, динь-дон,

Динь, динь-дон,

Колокольчиков трезвон.

Дети побежали по кругу. Обращаю внимание на сундучок.

Сундучок, сундучок

Разукрашенный бочек,

Ну- ка, крышку подними,

Что лежит, нам покажи.

(Дети садятся на стульчики) .

Да, здесь лежат колокольчики разной формы, размера и изготовлены из разного материала. Вот из дерева, глины, металла и стекла. К какой группе музыкальных инструментов относится колокольчик. Я думаю, к духовой? Или к струнной? Правильно к ударной группе.

Игра"Отгадай, какой колокольчик звучит".

А, у вас нет инструментов? Ну-ка, сундучок выручай. Ой, ребята, посмотрите хрустальный колокольчик, какой у него волшебный звон. С ним нужно обращаться осторожно!

(Дети берут колокольчики, отрабатывают прием игры на инструменте) .

Раз у нас у всех ударные инструменты, наш ансамбль можем назвать "ударным".

Дети играют на колокольчиках и треугольниках.

Музыка В. Кикты, песня «Веселый колокольчик».

Складно, ладно вы играли,

Мне сегодня помогали,

И скажу: «Вы – музыканты, настоящие таланты! »

Рефлексия:

Вот и закончилась наша увлекательная игра. Скажите, ребята, что особенно вам сегодня запомнилось? Что, вы можете рассказать своим родителям?

Ребята, скажите, как называют человек, умело звонящего в колокола?

Во время, какого праздника, могут позвонить в колокола все желающие?

Как называют «благую весть», «добрую весть» языком колокольного звона?

Я желаю вам ребята и всем взрослым, чтоб в жизни каждого из вас звучал колокольный перезвон “благовест”. Спасибо. До свидания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе: "Когда семья вместе, так и душа на месте"

Цель: Расширять представления дошкольников о семье, о важности любви, добра и уважения в семейных отношениях....

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «ПРИДИ, ВЕСНА, С РАДОСТЬЮ!» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание) (старший дошкольный возраст)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:«ПРИДИ, ВЕСНА, С РАДОСТЬЮ!»ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание)(старший дошкольный возраст)...

Сценарий развлечения "Чудный звон колоколов".

Сценарий для детей среднего и старшего возраста. Летнее развлечение "Чудный звон колоколов!" подготовила и провела музыкальный руководитель Фомина Светлана Викторовна 07.08.2020г....

Конспект развлечения в старшей группе "Пасха радость нам несёт"

Формировать устойчивый интерес к традициям празднования Светлого праздника Пасха....

Конспект развлечения в старшей группе "Пасха радость нам несёт"

Формировать устойчивый интерес к традициям празднования Светлого праздника Пасха....

Конспект занятия в старшей группе на тему "Храмовые колокола".

На занятии даю начальные сведения о колоколах, колокольном звоне, их значениии в русской истории и литературе. Учимся украшать колокольчики узорами....

Конспект ОД в старшей группе по аппликации с использованием элементов пластилинографии «Берёза – символ русской души»

Конспект ОД  в старшей группе по аппликации с использованием элементов пластилинографии«Берёза – символ русской души»Интеграция образовательных областей: познавательное раз...