Статья по теме "Методы и приемы в разделе музыкально-ритмических движений и танцев с детьми с ЗПР"
статья по музыке

Ткаченко Анна Павловна

В статье освещаются основные особенности развития детей с задержкой психического развития, условия для успешной работы с детьми с ЗПР, методы и приёмы, используемые при работе с детьми в коррекционных группах в разделе музыкально-ритмических движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методы и приемы в разделе музыкально-ритмических движений и танцев с детьми с ЗПР

Музыкальное воспитания в детском саду – воспитание благородного человека путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей и эстетического отношения к музыке.

Основная задача музыкального руководителя – воспитание музыкально развитого слушателя и исполнителя, способного чутко, эмоционально воспринимать окружающий мир, переживать различные явления и события, осознавать и выражать свое отношение ко всему происходящему.

Задержка психического развития, сокращенно ЗПР, являет собой отставание в развитии от принятых для определенного возраста норм. При ЗПР страдают отдельные когнитивные функции – мышление, память, внимание, эмоциональная сфера.

Задержка психического развития у дошкольников характеризуется:

  • отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы;
  • отставанием в развитии высших психических функций;
  • отставанием в развитии двигательной сферы;
  • недостаточностью сенсомоторной координации;
  • общей моторной неловкостью;
  • импульсивностью;
  • эмоциональной неустойчивостью;
  • повышенной утомляемостью;
  • снижением знаний и представлений об окружающем мире.

Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Среди музыкальных видов деятельности большое место занимают музыкально - ритмические движения. Дети с задержкой психического развития часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях (устремленная или пружинная ходьба, широкий или высокий бег, поскоки и т.д.) Выполняя музыкально-ритмические движения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх. Чтобы помочь детям справиться с выполнением движений используем ассоциативную музыку для облегчения понимания образов (бег под быструю переборочную музыку, марш под бодрую и активную и т.д.)  Гораздо легче дети понимают песенную музыку.

Принципы отбора музыкально-ритмических упражнений:

  • доступность (основным условием является преемственность и постепенность усложнения задач);
  • индивидуализация (задача: улучшить врождённые способности и задатки);
  • постепенное повышение требований (условие: чередование нагрузок с отдыхом);
  • систематичность (непрерывность, регулярность занятий);
  • повторяемость материала (при многократных повторениях образуется двигательный стереотип);
  • наглядность (показ и объяснение педагога)

Итак, основные наглядно-слуховые приемы включают:

  • Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (маракасов, барабана, бубенцов, погремушек и т.д.).

Из наглядно-зрительных приемов целесообразно использовать следующие:

  • Показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах…). Особенно важно использовать этот прием в начале учебного года, когда навыки у детей недостаточно сформированы или отсутствуют вообще. Важно помнить о «зеркальности» показа некоторых движений. Так, например, при выполнении наклонов вправо-влево, когда само движение требует предварительной подготовки двигательного аппарата ребенка и сочетания движений с музыкой, педагог должен показывать их в «зеркальном» изображении – стоя лицом к детям во время исполнения.
  • Показ приема детьми, которые хорошо его освоили. Отмечают, что показ какого-либо приёма ровесником дети воспринимают лучше и после такого показа быстрее выполняют задания.
  • Для развития внимания и умения анализировать, можно использовать «сравнительный показ». В этом случае педагог дает правильный и неправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети отмечают хлопками, а неправильно – топаньем.
  • Иногда используется показ педагога с утрированными ошибками.

Кроме вышеуказанных наглядно-зрительных приемов используются всевозможные наглядные пособия: иллюстрации, картины, музыкально-дидактические игры, видеофильмы, игрушки, всевозможные пособия и атрибуты (султанчики, листочки, платочки и т.д.).

Практический метод или метод упражнений, связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Дети с ЗПР в большинстве своем требуют гораздо большего количества повторений при освоении какого-либо движения, поэтому роль упражнений здесь очень велика.

Очень полезны упражнения без музыки под счет или в своем темпе в течение одной - двух минут. Они помогают овладеть своим телом, лучше почувствовать само движение, его технику, избежать ошибок при разучивании. Эти упражнения учат принимать правильное исходное положение, способствуют осознанной работе двигательного аппарата. Нужно использовать предварительную проработку трудных мест до начала разучивания, танца, хоровода или игры.

Используя те или иные приемы, работая над навыками выразительного движения, а также решая какие-то коррекционные задачи, желательно фиксировать для себя, какие из этих приемов помогают достичь хороших результатов, создавая своеобразную «копилку полезных приёмов».

Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают музыкальный опыт и начало творчества. Приобретение первичных умений ритмико-двигательных навыков, умения правильно и художественно точно двигаться приносят ребятам истинную радость. При этом у ребят раздвигаются рамки художественного видения мира. А простые и привычные действия преображаются в танцевальные, становятся имитацией поведения нужного художественного образа, который воплощается в том или ином виде музыкальной деятельности. Обычные, всем хорошо знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получая соответствующее музыкальное оформление, приобретают требуемую поведенческую окраску и тем самым трансформируются в воодушевленные эмоциональные процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по разделу музыкально - ритмических движений по методике А. И. Бурениной: «В волшебной стране детства». .

Программное содержание:- Развивать способность передавать в пластике музыкальный образ.- Развивать динамическую сторону общения, лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовность к общению.- Ф...

«ТАНЦУЕМ ИГРАЯ, ИГРАЕМ ТАНЦУЯ» (музыкально-ритмические игры на занятиях ритмикой с детьми дошкольного возраста)

В статье «Танцуем играя, играем танцуя…» раскрываются возрастные особенности детей-дошкольников; описываются виды танцев, наиболее часто используемые на утренниках и развлечениях в ...

«Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение педагогического опыта «Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»....

Методическая разработка раздела образовательной программы детский сад комбинированного вида №54 Образовательная область «Музыка» Раздел «Музыкально – ритмические движения»

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитие музыкально - ритмических способностей: таблица-диагностика + критерии итд....

«Нетрадиционные приемы в развитии музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Буклет мастер-класса на ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК«ЯНТАРНОЕ СОЗВЕЗДИЕ»-методические рекомендации для педагогов ДОУ...

"ЯНТАРНОЕ СОЗВЕЗДИЕ"«Нетрадиционные приемы в развитии музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста»-мастер-класс «Музыкальное приключение»

Презентация к мастер-классу на фестивале педагогических практик " Янтарное созвездие"-2023«Нетрадиционные приемы в развитии музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошколь...

«Применение игровых приемов в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»

Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.Систему музыкально-ритмическог...