Комплексно-тематическое занятие с элементами театрализованной деятельности: «Лучшая мелодия для мамы» конспект музыкальной, творческой деятельности в подготовительной группе
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Сафаулина Ольга

Предлагается конспект занятия и методические материалы к нему.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №65 «Лесная полянка»

Комплексно-тематическое занятие с элементами

театрализованной деятельности:

«Лучшая мелодия для мамы»

конспект музыкальной, творческой деятельности

в подготовительной группе

                                                           Подготовила:

                                                                                   музыкальный руководитель

                                                                                                    Сафаулина О.Ю.

Нижний Новгород 2021 г.

Ход:

(Муз. рук. в роли Феи музыки исполняет спокойную инструментальную мелодию,

дети одеты в костюмы разных эпох, проходят в зал, садятся)

Муз. рук. Я Фея музыки, друзья! Меня, конечно, вы узнали,

                 Все эти годы, день за днем встречались с вами в этом зале.

                 Эту встречу ждали все, вы пришли во всей красе.

                 Сюда гусары отпускные спешат явиться, прогреметь,

                 Блеснуть, пленить и улететь!

(В центр зала выходит первая часть группы детей - гусары и барышни с веерами)

Выполняют перестроения в колоннах под музыку

«Военного марша» Г. Свиридова

Гусар.      Любимой матушке мы встречу посвятим, наполнив зал, мы песнями,

                 стихами. Мы от души её благодарим и пригласим повеселиться с нами.

Фея.         Собирайся, народ, всех вас музыка зовёт!

Звучит вступление к опере: «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова

(гусары и барышни садятся, в центр зала выходит вторая часть группы - дети в русских костюмах)

Богатырь. Ничего нет на свете чудесней и сильней материнской любви

                  С чем сравнить ее? Может быть с песней, что поют на заре соловьи?

(под музыку вступления выходит третья часть «современные» дошколята, все дети занимают специально отведённые места)

Реб.          Мама у нас как солнце согревает своей теплотой.

                 И в душе вдруг рождается песня, окрыляя своей добротой.

       Фея.     Ребята, давайте попробуем украсить тембрами ваших голосов песню о маме.

Исполнение песни: «О самом лучшем человеке» муз. Евтодьевой

Фея.         Сегодня рано поутру я в музыкальный зал вошла:

      Услышала лишь тишину, которая кругом жила.

      Ни шума детских голосов, ни смеха, ни тепла.

      Не слышно песен и стихов. Всё тихо.… Как я вас ждала…

      Но слышу, чьи-то голоса вдруг рядом зазвучали,

      И у меня от волшебства мурашки побежали.

(Звучат голоса в аудио записи: мамы по очереди читают стихотворение «Что такое счастье?» Дети слушают, узнают своих мам по голосу)

1 мама:   Что такое счастье? Счастье - это просто.

                Начинается оно, с полуметра  роста.

                Счастье - это мягкие тёплые ладошки,

                За диваном - фантики, на диване - крошки.

2 мама:   Счастье - это пяточки босиком по полу,

                Градусник под мышкой, слезы и уколы.

                Ссадины и раны, синяки на лбу, это постоянное «что?» да «почему?»

3 мама:   Это теплый носик из-под одеяла, заяц на подушке, теплая пижама.

               Что такое счастье? Проще нет ответа. Оно есть у каждого –

Мамы вместе: Это наши дети!

Фея.       Откуда повсюду так много тепла?

Дети.      От маминых голосов.

(Снимается вуаль, за которой спрятана выставка детских рисунков

 с портретами мам)

Фея.      Какая необычная картинная галерея! Наряду с картинами великих

              художников, я вижу много ваших рисунков. О чём вы думали, рисуя мамин

              портрет. Чем вам дорога мама?

Дети.    Мы думали о маме, какая она добрая, ласковая. Это самый близкий и родной

             человек, который подарил нам жизнь, заботится о нас.

Фея.     Вы так старательно рисовали своих мам, что портреты ожили и заговорили.

             Всмотритесь в лица. Что в них общего? Почему хочется на них смотреть

             бесконечно?

Дети.    Мамин взгляд излучает доброту, нежность, любовь, ласку, радость, счастье.

Фея.      А чем отличаются эти картины и рисунки?

Дети.    Художники рисовали мам в разные времена. Мамы в разных обстановках, с

             разными  причёсками, в разных платьях…

Фея.     Попрошу вас, ребята, украсить выставку картин необычными цветами из

             разноцветных лепестков вашего настроения.

(Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит

к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в несколько цветов – многоцветиков)

Фея.    Сегодня я смогу воспользоваться своей волшебной силой Феи музыки и с

            помощью этого волшебного колеса вместе с вами совершить путешествие в

            прошлые века. Вам интересно посмотреть, какие мамы были раньше. Тогда в

            путь!

Звучит музыка «Колесо истории» (муз. рук. крутит колесо)

Фея.   Закрутилось колесо истории, и мы очутились в XIX веке, в многодетной семье

            П.И.  Чайковского. Помните, что я вам рассказывала про П.И. Чайковского и

            его маму? Вот и они.

(Звучит музыка П.И. Чайковского, девочка в роли мамы-дворянки и мальчик Петя,

разыгрывают ситуативный этюд)

Фея.    Однажды, когда в комнату к Пете вошла мама, он не спал, а плакал. (Петя

            плачет)

Мама – дворянка. Что с тобой, сыночек?

Петя (отвечает, указывая на голову): Музыка звучит у меня здесь (герои садятся).

Фея.    Ребята, как вы думаете, где можно услышать рождение музыки?

Дети.  Музыка звучит вокруг нас, она рождается в нашей душе, в сердце.

Фея.    Краски музыки – это её звуки. Так же как краски художника они соединяются

            друг с другом и превращаются в звучащие рисунки - мелодии. Хотите

            попробовать сами сочинить мелодию любви к маме? Я предлагаю записать

            вашу музыку на видео и подарить мамам. Согласны? Какое мамино

            настроение вы хотели бы выразить в своей музыке? Оно ведь бывает разным?

            Выбирайте.

Дети.  Солнечное, весёлое, задорное; спокойное, задумчивое, мечтательное.

Фея.    Какой характер музыки подходит для музыкального портрета мамы?

Дети.  Радостный, танцевальный; напевный, песенный.

Фея.    Кто из вас готов сыграть свою мелодию? В каком ладу будет ваша мелодия?

Дети.  - Я хочу сочинить весёлую, звонкую песенку о маме, поэтому я выбираю

           мажор.

           - Мне хочется своей музыкой показать мечтательную и задумчивую маму,

           поэтому я буду сочинять песенку в миноре.

Импровизации детей на металлофоне, ксилофоне

Фея.   Молодцы, ребята, замечательные мелодии у вас получились. Все со мной

           согласны? Потому как нежно звучали инструменты, можно было легко

           представить ваших заботливых мам с улыбкой на лице. Скажите, если бы вы

           были настоящими композиторами, какой из музыкальных инструментов

           симфонического оркестра, вы бы выбрали, чтобы исполнить свою мелодию

           для мамы?

Дети (показывают рисунок) Фортепиано, потому что мама такая яркая, заботливая;

           скрипку – так как мамочка – светлый и нежный человек;

           виолончель может изобразить грустное, задумчивое настроение мамы;

           флейта изображает маму весёлой, смешливой.

Фея.   Хотите послушать, как Пётр Ильич нарисовал музыкальный портрет своей

           мамы? Сейчас прозвучит знакомая вам пьеса из «Детского альбома», кто

           помнит её название?

Дети.  Она так и называется «Мама».

Слушание пьесы «Мама» из цикла П.И. Чайковского «Детский альбом»

Фея.    Какую маму нарисовал своими музыкальными красками Петр Ильич? Какой

            характер мелодии у пьесы?

      Дети.  Музыка очень нежная, лиричная, ласковая, тихая, неторопливая. В этой пьесе

                 мама не всегда только ласковая, она бывает и озабоченной, грустной.

                 Мелодия второй части звучит тревожно и взволнованно, становится

                 жалобной, в ней слышны вздохи, печаль. У мамы ведь столько забот,

                 беспокойств. В третьей части переживания у мамы снова сменяются

            нежными чувствами. Музыка начинает светлеть, и звучит как в начале –

            ласково и задумчиво. Мама снова улыбнулась и приласкала.

Фея.    Кто исполнял произведение? Какие инструменты вы узнали?

Дети.  Симфонический оркестр. Звучали скрипка, виолончель, фортепиано.

      Фея.  Хотите послушать эту музыку ещё раз посмотреть на «маму»

                П.И. Чайковского?

Повторное слушание пьесы «Мама» П.И. Чайковского

(пантомима мамы-дворянки и сына, изображающих смену настроений музыки)

Фея. Уносит музыка нас в прошлые века, ведь нам туда другой дороги нет.
           Нас ждет чудес там много, а пока прошу исполнить вас старинный танец –

           менуэт. Пусть этот танец будет подарком для мам.

Исполняется: «Осенний менуэт» муз. А. Олейниковой

(исполняет первая группа детей – гусары и барышни)

Фея.   Спасибо, ребята, вы подарили замечательный бальный танец. Все движения

           были легки и грациозны. Думаю, мамам очень приятно было получить такой

           музыкальный подарок. Снова закрутилось колесо истории, и мы очутились в

           XX веке, в деревне.

(Звучит русская народная колыбельная песня. Перед детьми, возле домика, стоит люлька. Появляется девочка в русском сарафане с «ребёнком», укладывает его в люльку, качает)

           Перед нами мама - крестьянка со своим младенцем. Послушайте как

           задушевно она напевает ему свою колыбельную.

Исполняет русскую народную колыбельную песню

Фея.   Кто из вас, ребята, первым догадается и ответит на мой вопрос: чем все

           колыбельные отличаются от обычных песен?

Дети. Колыбельные песни поются нежным, ласковым, тихим голосом. Все они

          звучат в миноре.

Фея.  А кто из вас хотел бы сегодня сочинить свою колыбельную для мамы? С

          удовольствием послушаем ваши сочинения.

Песенное творчество: «Сочиним для мамы колыбельную»

«Колыбель мою, качая, ты мне пела, дорогая.

А теперь спою и я эту песню для тебя»

Фея. Молодцы, вы - наши юные композиторы, постарались, и получились

         настоящие колыбельные песни, в которых выразилась и любовь, и нежность, и        

         забота о наших мамочках. Мне очень хочется задать вам вопрос, за что вы так

         сильно любите свою маму?

Дети.  Моя мама – самая лучшая, она очень добрая, заботливая, нежная.

Фея.   Дети вырастают, весело играют, песню русскую споют, хоровод заведут.

Хороводная плясовая: «Русская красавица»

Фея.   А колесо истории возвращает нас обратно в XXI век, в наше время. И вот

          наша современная мама – спортивная, деловая, стильная и самая родная.

(Выходит девочка, изображающая маму-современницу с сыном, читают по ролям)

Мама.  Мне однажды сын сказал:

Сын.    Я хочу, чтоб были, как у птицы, у тебя, вот такие крылья!

Мама.  Стал полёт мне по плечу, ощутила силу. И куда ж я полечу? Я его спросила. Сын ответил:

Сын.    Никуда. Мамы не летают, мамы крыльями всегда деток закрывают.

Фея.     С помощью жестов можно показать своё отношение к мамочке. Хотите

             попробовать? (показ детей) А теперь попрошу вас с помощью жестов

             показать оценку своей работе.

(Дети машут руками  – довольны, голова вниз – не довольны, закрывают лицо – безразлично).

Фея.     А сейчас сюрприз  (в зал входят несколько мам) - следующую песню я

             предлагаю девочкам исполнить вместе с мамами.

Исполняется песня «Вместе с мамой» муз. Кароль Артура Юнелиса

Фея.     Самое удивительное, у нас как у настоящих творцов появились музы. Вот

             они: скромные, близкие и такие родные. Скажите, почему мы с вами любим

             наших мамочек?

Дети.   Моя мама – самая лучшая, она очень добрая, заботливая, нежная.

Реб.     Доброты материнской прекрасной ничего удивительней нет,

            Этот мир, к чьей судьбе мы причастны, добротой материнской согрет.

Фея.    Разрешите спросить у осени чуда в жёлто - красных тонах.

            Новый танец, для мамы, придумайте, чтоб приснился в волшебных снах.

            В помощь я вам приготовила эти чудесные веела, осенние листья и, конечно,

            удивительную «Осеннюю мелодию» современного композитора –

           А. Рыбникова.

Танцевальное творчество с веелами, листьями «Осенняя мелодия»

А. Рыбникова

Фея.    Ребята, в каком удивительном путешествии мы сегодня побывали! Какое

            время вам больше всего запомнилось? (Ответы детей) Вы, наверное,

            обратили внимание, я задавала один и тот же вопрос на занятии: за что мы

            любим своих мам. И все ответы были похожи. Почему?

Дети.  Мама во все времена – самый главный человек для своего ребёнка, его муза.

Фея.    Согласна с вами. Проходят годы, столетия, но единственной, родной и

            незаменимой была, есть и будет для всех нас наша мама. Будем беречь,

            заботиться и радовать наших мамочек. А нашим мамам, в какое путешествие

            хотелось бы отправиться с ребятами?

Мама. Мне бы очень хотелось хоть одним глазком заглянуть в будущее и

            посмотреть, какой мамой станет моя дочка.

Фея.   Может быть, сыграем вместе в оркестре нашу общую нежную мелодию. О

           чём она может быть, пофантазируем?

Игра в оркестре с мамами «Фея серебра»

из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского

(дети играют на муз. инструментах, мамы играют на хрустальной посуде)

Фея.    Посмотрите, какой перед вами необычный поезд из вагончиков.

             Прошу вас, ребята, подойдите к тому вагончику, который указывает на

            задание, которое вам было интересно выполнять.

Фея.    Мир музыки такой прекрасный. Мы вместе потрудились не напрасно,

            Заглянули мы в прошедшие века, мам разных показала музыка.

            Мы научились танцы исполнять, не только слышать, но и видеть звуки,

            Нам довелось и песни сочинять, мы инструменты сами брали в руки.

            Что унесём с занятия с тобой? Звенящую мелодию души?

            Иль песню лучшую для самой дорогой, пусть прозвучит она в тиши.

            Родную маму за руку возьмём, тепло сердец своих, вложив в ладошку.

            По жизни вместе рядышком пойдём: пусть счастье, и любовь не понарошку!

(Муз. рук. садится за фортепиано, дети уходят из зала под музыку,

взявшись с мамой за руку)



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Музыкальная творческая деятельность

Тема: «Лучшая мелодия для мамы»

Главной целью музыкальной деятельности является создание условий для  личностного развития, самореализации детей в различных видах творческой деятельности, эмоционального постижения дошкольниками культурных ценностей и традиций русского народа. Содержание музыкальной деятельности данной ОД разработано для детей подготовительного к школе возраста на основе программы «От рождения до школы», под редакцией    Н.В. Вераксы и др.,  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по основному направлению – «Художественно-эстетическое развитие».

Одним из основных направлений модернизации общего образования является его деятельный характер, направленность содержания образования на формирование общих умений и навыков, обобщенных способов учебной, коммуникабельной, практической и творческой деятельности. Особую тревогу вызывает растущее утомление и переутомление современных детей. Ребенок не натренировал и не реализовал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения» игры. Как показывает опыт, самый короткий путь к развитию эмоциональности, раскрепощения ребенка, снятия «зажатости», обучения чувствованию и развитию художественного воображения – это путь через игру, импровизацию, театр, сочинительство.

Основная идея работы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины. Всё более актуальной проблемой становится повышение роли семьи в жизни общества. Красной нитью проходит тема любви и воспитания заботливого отношения к маме. Согласно требованиям ФГОС ДО, занятие построено в специально созданной социальной ситуации развития детей, при непосредственном включении родителей в образовательную деятельность, посредством создания единого образовательного проекта.

           Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь помогает вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство. Повышается их компетентность в вопросах музыкального воспитания посредством активного участия в образовательном процессе. Это верное средство, связывающее детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять нам, верить – значит можно творить, фантазировать, воображать.

Музыкально - творческая деятельность создает положительную, эмоционально благоприятную атмосферу во время сотворчества взрослого и детей, что побуждает их к нахождению своих неповторимых способов самовыражения не только в организованной деятельности, но и в праздничных досугах, и в повседневной жизни.

          Данная музыкальная познавательно – исследовательская деятельность проводилась в форме путешествия в специально организованной предметно – пространственной среде: это и обстановка детской комнаты XIX века, и уголок крестьянской избы, и часть современной квартиры. Содержательно насыщенная атрибутами, костюмами, доступная и безопасная, уютная и просторная среда дает детям возможность свободно действовать с предметами, музыкальными инструментами; поразмышлять над ответами, своими действиями, в чем-то утвердиться, в чем-то усомниться, а значит проявить исследовательскую и творческую активность. С помощью интонации, мимики, движения, этюдов, дети по-своему выражали свои чувства, это помогало им понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Не случайно и включение в содержание занятия примеров классической и современной музыки, рисующей образ мамы. Исполнение старинных колыбельных - одно из эффективных средств воспитания преемственности поколений и традиций.

          Работа с дошкольниками по формированию интереса к музыкальной творческой деятельности, умению самостоятельно или с помощью взрослого получить ответы на интересующие вопросы проходит через все виды музыкально-художественной деятельности. Использование ситуативных этюдов, просмотров познавательных презентаций, дают возможность детям вместе с педагогом погрузиться в волшебный мир музыкальных звуков.

          Шедевры мировой классической, народной и современной музыки помогают развивать у них художественный вкус, познавательный интерес, формировать желание быть активными, любознательными, творческими, вступать в диалог и поддерживать его, делясь своими фантазиями и идеями.

            Формирование и развитие творчества ребенка рассматривается на занятии во всех трех позициях музыкальной деятельности: ребенок - слушатель, ребенок - исполнитель, ребенок - сочинитель: осуществлена интеграция задач всех видов музыкальной деятельности, обусловленная тем, что для ребёнка реально существует одна музыкальная деятельность, представленная лишь различными ее видами; как результат - в основе самостоятельной музыкальной деятельности появляется побудительный мотив – огромное желание поделиться своими музыкальными впечатлениями и переживаниями, стремление продлить общение с музыкой.

И не менее важный мотив самовыразиться, самореализоваться через взаимодействие с музыкальным искусством.

Данная музыкальная деятельность создает положительную, эмоционально благоприятную атмосферу во время сотворчества взрослого и детей, что побуждает их к нахождению творческих способов самовыражения не только в организованной деятельности, но и в повседневной жизни.



Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое занятие с элементами театрализованной деятельности:

«Лучшая мелодия для мамы»

Цель: обогатить представления детей о взаимосвязи различных видов искусства и

особенностях выразительных и изобразительных средств.

Задачи:

1.Формировать у детей умение использовать средства выразительности и

   изобразительности разных видов искусства для создания образа мамы.

2.Развивать музыкальные способности: поэтического и музыкального слуха.

3.Активизировать самостоятельную творческую деятельность детей и

   удовлетворить потребности в самовыражении и фантазии в поиске песенной

   интонации на заданный текст, в инструментально-игровой деятельности и в

   выборе танцевальных движений с предметами.

4.Воспитывать эстетические чувства, любовь и заботливое отношение к маме через

   приобщение к произведениям искусства; потребность создавать художественные

   и музыкальные образы.

Общепедагогические методы в музыкальном воспитании дошкольников имеют свою специфику. Словесный метод понимается как образно-психологический настрой, направленный на духовное общение ребёнка с музыкой. Речь становится образной, с использованием художественного слова. Наглядные и практические методы трансформированы в наглядно-слуховой, наглядно-выразительный и художественно-практический методы.

        Метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире стимулировал детей к сознательной творческой деятельности. На занятии дети были разделены на три творческие группы и одеты (по их выбору) в костюмы разных эпох. За счёт создания в музыкальном зале разного интерьера, элементов декораций, они «проживали» созданную педагогом, проблемную ситуацию каждый в своей обстановке и с особым увлечением и желанием.

           Методы убеждения, педагогической поддержки в процессе формирования эстетического восприятия, эмоционального воздействия активизировали отношение детей к музыке, воспитывали любовь к маме, способствовали созданию увлеченности и интереса к разным видам искусства. Пример: прекрасная женщина в окружении детей на картине К.Е. Маковского, это не только одна из многочисленных иллюстраций к занятию, но и поэтический, зрительный образ. Это нежная и заботливая мама на портретах художников, на детских рисункахи пьеса «Мама» из цикла «Детский альбом» П. И. Чайковского. В этой связи дети сравнивают разные авторские интерпретации одного и того же образа.

Метод контрастного сопоставления произведений, метод сравнения: речевой и музыкальной интонаций, их выразительных и изобразительных возможностей; выявление сходства и различия музыкального материала активизировали познавательную активность детей.

Метод уподобления характеру звучания музыки помогал детям окунуться в гармонию музыкальных мелодий и выразить с помощью движений своё отношение к ней.

        Более глубокому восприятию музыкального и художественного материала способствуют театральные зарисовки – ситуативные этюды. Игра сверстников вызвала у детей целую гамму чувств: удивление, восхищение, наслаждение от увиденного.

Метод создания художественного контекста обеспечивал наличие межпредметных связей; обращение к жизненным ситуациям; связь музыки с жизнью; перекодирование содержания музыки в другой вид искусства. Метод создания композиций способствовал включению в процесс творчества детей любого уровня развития музыкальности.

Метод музыкальных обобщений помог становлению у ребят системы знаний, развитию осознанного отношения к маме и к искусству, как средству воспитания и развития личности ребёнка.

           Методы пластического интонирования и моделирования художественно-творческого процесса способствовали формированию творческой личности ребенка, развитию способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации; подводил ребят к самостоятельному решению поставленных проблем.

Вся деятельность выстроена на реализации технологии сотрудничества – взаимодействия на основе равенства, партнерства в отношениях педагога и детей, направленных на целостное и гармоничное развитие личности  дошкольника. Игровые технологии и технологии развития творческих способностей придавали заданиям развивающий смысл. Психологические механизмы игровой деятельности, опираясь на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации, способствовали развитию мыслительной и речевой деятельности. У детей, увлечённых игрой, повысилась способность к непроизвольному вниманию, обострилась наблюдательность. Творческие задания личностно-ориентированного обучения мобилизовали мыслительные и волевые качества детей.

Здоровьесберегающие технологии (речевое музицирование) позволили детям овладеть всеми выразительным средствами музыки. Пластика внесла в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Слушание правильно подобранной музыки способствовало повышению иммунитета детей, снижению напряжения и восстановлению дыхания. Стимулированию познавательного интереса дошкольников к музыке, активизации детского внимания, способствует использование информационно-коммуникационных технологий,  так как у детей появились новые мотивы к усвоению предложенного материала. Эмоциональная  насыщенность занятия была достигнута и в совместном обсуждении музыкального произведения, и при игре в оркестре вместе с мамами.

           Музыкальная деятельность с использованием красочных презентаций стала более содержательной, гармоничной и результативной.        

Оборудование, методические материалы к занятию:

1. Фортепиано. Мультимедиа, ноутбук, записи симфонической музыки.

3. Презентация. Картинная галерея из детских рисунков - «Портреты любимых

    мам» и репродукций картин русских и современных художников на тему:

    «Материнство»

4. Веера – веела, осенние листья

5. Детские музыкальные инструменты: металлофоны, ксилофоны, треугольники,

    гусли, бубенцы.

6. Хрустальная посуда и палочки для игры в оркестре для мам.

7. Костюмы и декорации. Наборное полотно с вагончиками этапов занятия.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о Дне матери, о важной роли мамы в жизни ребёнка, разучивание песен, стихов о маме. Рассматривание репродукций картин русских художников, иллюстраций книг, рассказывающих о маме. Разучивание с детьми текстов колыбельных песен.
  • Активизация словаря. Беседа на тему: «Что такое музыка?», понятие «музы»
  • Проектная деятельность с родителями: «Мамочка моя».
  • Разучивание музыкально-дидактических игр: «Что такое оркестр», «Музыка и живопись», «Цвет и музыка», «Мажор и Минор»
  • Просмотры и беседа по презентациям песен о маме. Рисование маминых портретов в самостоятельной художественной деятельности.


Предварительный просмотр:

Организация деятельности детей

Комплексно-тематическое занятие 

«Лучшая мелодия для мамы»

Для организации и реализации поставленных задач музыкальной творческой деятельности выбрано тематическое занятие с элементами театрализованной деятельности.

  1. Ведущая деятельность – музыкальная познавательно исследовательская игра

 «Путешествие в прошлые века», сложные интегративные виды заданий: инструментальное, песенное и танцевальное творчество; переход к учебной деятельности, ситуационные этюды и задачи поискового характера, их широкая вариативность, проблемность.

     2. Формы организации детей на занятии: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

3. Содержание разных видов музыкальной деятельности обеспечивает развитие детей в возрасте 6-7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основному направлению – «Художественно-эстетическое развитие».

4. Педагогический процесс для реализации поставленных задач строится на принципах ФГОС ДО:

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- уважение личности ребенка; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;    

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенкав различных видах деятельности;

5. ОД предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Все виды деятельности строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса.

Структура занятия: вводная часть.

Цель: включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы.

В качестве сюрпризного момента используется: картинная галерея из детских рисунков с портретами мам и репродукций картин известных художников на тему «Материнство». Обращение к опыту детей как к художникам. Создание поисковой ситуации (в чём сходство и различие мам на портретах) Рефлексия настроения и эмоционального состояния: «Цветик - многоцветик». Проблема: как узнать, какие мамы были раньше – отправиться путешествовать в прошлые века.

  1. Основная часть.

Цель: вызвать интерес детей к разным видам искусства; продолжать развивать ассоциативное мышление, воображение. Выполнение поставленных задач с учётом здоровьесберегающих методов. Стимулирование потребности сочинить лучшую мелодию для мамы. Ситуативные театральные  этюды с мамами разных эпох (мама-дворянка, мама – крестьянка, современная мама), записи симфонической музыки и использование мультимедиа позволили значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми; расширили возможности в преподнесении музыкального и дидактического материала. Переход к решению заданий, направленных на развитие музыкальных творческих способностей, закрепление имеющихся у детей вокальных навыков, навыков игры на музыкальных инструментах; представлений о выразительных и изобразительных средствах искусства.

  • Пение. Тембры детских голосов рассматриваются педагогом как украшение песни о маме, которую поют дети ещё с большим старанием и желанием.
  • Символичное разделение на три эпохи. Дети в разных костюмах «проживают» разное время.

Каждый ребенок смог найти аналоги в собственном внутреннем опыте, познавая и развивая свою душу, испытывая сопричастность к творчеству сверстников.

XIX век.

- Проектная деятельность музыкально-инструментального творчества:

1 этап: беседа о маме, её роли в жизни детей;

2 этап: выбор выразительных музыкальных средств для сочинения своей мелодии о маме: её характер, настроение; лад, динамика, ритм, тембр; выбор музыкального инструмента для исполнения своего сочинения.

3 этап: инструментальное творчество: игра-импровизация. Мотивация детей на создание своих музыкальных продуктов.

     - Интегративная деятельность.

Слушание пьесы «Мама» П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом», чтение стихотворения о маме, создание театральной композиции к произведению. Выразительно и эмоционально исполнен ситуативный этюд, изображающий диалог маленького Пети Чайковского с его мамой.

Как итог – вопрос к «живущим» вXIX веке: «Что значит для вас мама?»

      - Исполнение гусарами и барышнями старинного танца «Менуэт».

XX век.

- Проектная деятельность песенного творчества:

1 этап: слушание старинной колыбельной песни в а/узаписи, в исполнении сверстницы;

2 этап: выбор выразительных музыкальных средств для сочинения колыбельной для мамы на заданный текст: её характер, настроение; лад, динамика, ритм, тембр.

3 этап: исполнение своей колыбельной для мамы. Продолжается дополнительная мотивация детей на создание своих музыкальных продуктов.

Как итог – вопрос к «живущим» в XX веке: «Что значит для вас мама?»

      - исполнение русской заводной пляски «Русская красавица»

XXI век.

- Сюрпризный момент – появление на занятии мам, их пение (по ролям) с дочками.

- Проектная деятельность танцевального творчества:

1 этап: слушание «Осенней мелодии» А. Рыбникова в а/у записи, оценка исполнения танцевальных движений с предметами сверстников;

2 этап: выбор знакомых выразительных танцевальных движений для сочинения танца для мамы;          

3 этап: исполнение своего танца в подарок мамам, используя веела-веера и осенние листья. Удовлетворение потребности в создании своих музыкальных продуктов.

Рефлексия деятельности: «Пантомима». Дети с помощью жестов показывают результаты своей работы: машем руками над головой  – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

3. Заключительная часть.

  • Совместная игра с мамами в оркестре. Дети исполняют на детских музыкальных инструментах тему «Феи серебра» из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского, мамы сопровождают игру звучанием хрустальной посуды.

         Подведение итогов, формулировка выводов по занятию. Рефлексия содержания учебного материала занятия: «Поезд». На наборном полотне - вагончики, на которых изображены этапы занятия. Детям предлагают подойти к тому вагончику, который указывает на задание, которое им было интересно выполнять.



Предварительный просмотр:

Результативность деятельности

Комплексно-тематическое занятие 

«Лучшая мелодия для мамы»

        В организованной музыкальной деятельности обогатился запас полученных ранее музыкальных впечатлений по теме: «Музыка в семье искусств», решена задача закрепления и развития, приобретенных детьми умений и навыков. Систематизированы понятия о выразительных и изобразительных возможностях музыки. Музыкальными средствами для этого послужили знакомая пьеса из «Детского альбома» П.И. Чайковского, песни современных композиторов и восприятие нового для детей произведения А. Рыбникова «Осенняя мелодия».

        Эта музыкальная, творческая деятельность стимулировала детей выражать собственные мысли и чувства. Для наиболее полного раскрытия нового учебного материала на занятии использовались:

  • фронтальная деятельность, в которой одновременно участвовала вся группа:

«посещение выставки» картин; просмотр презентации, исполнение песен; слушание музыкальных произведений и художественно – поэтических текстов; анализ произведений искусства, проектная деятельность. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята почувствовали, что успех и неудача каждого - успех и неудача всей группы. Это позволило детям быстро включиться в заданную ситуацию, моделировать, используя разные формы, которым старшие дошкольники придают новый смысл. Воображаемая ситуация полностью разворачивается во внутреннем мире ребенка.

  • Самостоятельная работа.

Получив знания о выразительных и изобразительных средствах музыки, уловив суть создания музыкальных образов, старшие дошкольники стали их использовать в собственных творениях. Самостоятельная деятельность на занятии явилось эффективным средством самообучения, самореализации и самовыражения детей. Ребята искали средства выразительности и изобразительности; читали стихи для составления словесного портрета характера и настроения мамы; выбирали слова, характеризующие мелодию; предлагали музыкальные инструменты для раскрытия образа.

      Складываясь в игре, воображение перешло в другие виды музыкальной деятельности дошкольника. Им стало доступно сочинение колыбельной на готовые стихи. Наиболее ярко воображение проявилось в сочинении танца. Дети использовали знакомые движения и движения, только что выдуманные самими.

      Данное занятие помогло развитию произвольного воображения, когда ребенок начинает планировать, проектировать свою игровую или продуктивную деятельность, в основе которой лежит создание воображаемых образов, музыкальных сочинений. При этом дети удерживали предложенный замысел и насыщали его все более новыми и необычными деталями. На занятии дети легко включаются в игровую, проблемную ситуации. Использование разных форм и средств педагогического воздействия, на мой взгляд, повлияло и на индивидуальное развитие каждого ребенка опосредованно через весь коллектив группы. Данное занятие подтверждает необходимость дифференцированного подхода к детям.

      У детей сформирована потребность в занятиях музыкальной деятельностью, они с интересом и желанием создают свои музыкальные и художественные образы.

      Подобная структура занятия помогла в реализации поставленных задач, а также в эффективном использовании современных образовательных технологий и методических приёмов, поскольку не разрушалась психологическая цепочка деятельности: «мотивация - восприятие - осмысление».

     Увлеченность музыкальной деятельностью выражалась в положительных эмоциях: хорошем настроении, заинтересованности в активных музыкальных и творческих проявлениях воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование музыкальной совместной деятельности в подготовительной группе

Перспективное планирование музыкальной совместной деятельности в подготовительной группе (сентябрь - май)....

Конспект музыкальной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Путешествие осеннего листочка»

Задачи:1.Создание мотивации и личностного смысла у детей и предстоящей музыкальной образовательной деятельности2.Воспитание чувства любви к своей Родине, ее природе, людям, обычаям3.Развитие музыкальн...

Музыкальный досуг для детей подготовительной группы "Угадай мелодию"

Досуг содержит веселые музыкальные задания для детей подготовительной группы...

Конспект открытой музыкальной образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие по музыке Зимы»

Конспект открытой музыкальной образовательной деятельности в подготовительной группе. Кустовое методическое объединение воспитателей ДОУ восточного-территориального округа г.Южно-Сахалинска...

Музыкально-образовательная деятельность в подготовительной группе «В гости к Митрошке»

Цель: обобщать знания детей о русском  фольклоре: пословицах, народных песнях, русских народных инструментах, хороводах,  частушках – небылицах.Задачи:Образовательная область «Му...

Музыкально-образовательная деятельность в подготовительной группе "В гости к Митроше"

Музыкально-образовательная деятельность в подготовительной группе "В гости к Митроше"...