Статья-рекомендация для воспитателей. Тема: "Использование музыки в "Утреннем круге" как средство развития позитивного самоощущения
статья по музыке (подготовительная группа)

Зюзина Ольга Николаевна

Вызывать положительные эмоции на начало дня. Развивать координацию движений, внимание, певческие  и коммуникативные навыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnyy_utrenniy_krug_1.doc 47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №20 комбинированного вида

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Статья - рекомендация для воспитателей

Тема: Использование музыки в «Утреннем круге» как

                         средство развития позитивного самоощущения

                                     Музыкальный руководитель:

Зюзина Ольга Николаевна

Санкт-Петербург

2021

   

Использование музыки в «Утреннем круге» как

                         средство развития позитивного самоощущения

Рекомендации для воспитателей

Цель. Включение музыкальных игр и элементов слушания в «Утренний круг».

Задачи.

1. Составить представление о новых режимных моментах.

2. Рассмотреть варианты использования музыки в «Утреннем круге», предложить игры для его проведения.

Одно из нововведений инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой и Э.М.Дорофеевой (М.: «Мозайка-Синтез»,2019) – внесение новых элементов в режим дня. Они получили название «Утренний круг», «Вечерний круг». Какова их основная цель?

«Утренний круг» - это начало дня, настрой на комфортное и дружное общение коллектива

«Вечерний круг» - завершение дня, подведение его итогов, рефлексия.

 Во время проведения данных режимных моментов с использованием коммуникативных игр, решается ряд очень важных задач: «Формирование детского сообщества, развитие когнитивных и коммуникативных способностей, умение решать конфликтные ситуации, развитие позитивного самоощущения, раскрепощённости, уверенности в себе,    умение планировать свою деятельность и действовать в соответствии в соответствии с установленными нормативами и правилами».

В рамках этих форм работы дошкольники учатся активно взаимодействовать, формировать свои мысли и впечатления и обмениваться ими, позитивно оценивать окружающую действительность.

Остановимся на «Утреннем круге», поскольку он задаёт тон всему дню. Как можно привлекать музыку в решение поставленных задач?

Первым вариантом, несомненно будет, ежедневное использование данного режимного момента превращает его в некий ритуал, который призван, прежде всего, вызывать у детей радость и даже, возможно, восторг. С одной стороны, в нём должна присутствовать определённая сюрпризность (приход в гости к детям различных героев или игрушек, использование «волшебных» атрибутов, интересных загадок, необычных заданий и пр.).

С другой стороны необходим какой –то повторяющийся элемент (который дети уже знают и ждут), объединяющий все остальные события утреннего круга. Таким элементом и должна выступать музыка. Прежде всего, она может каждый раз возвещать о начале утреннего круга, служить сигналом к общему сбору. Очень хорошо здесь на мой взгляд использовать классику, которая в процессе регулярного прослушивания станет любимой и узнаваемой. Не одно современное произведение не сможет посоревноваться с классикой по технике исполнения и по красоте звучания. Если не прививать любовь к таким произведениям с детства, то в зрелом возрасте такая музыка может показаться странной, непонятной. Поэтому обязательно включаем классическую музыку для слушания.  Например, «Итальянская полька» С.Рахманинова, «Менуэт» ля-мажор Л.Боккерини, полька «Анна» И.Штрауса, фрагмент «Маленькой ночной серенады»В.А.Моцарта, пьесы из «Детского альбома», «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского, Дивертисмент №17 Моцарта, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

Менять произведение – сигнал нужно не чаще одного раза в месяц, чтобы дети к нему привыкли, а затем регулярно к нему возвращаться. Основное условие для подбора произведений – небольшая продолжительность, подвижный (но не слишком) темп, желательно мажорный лад.

Следующим вариантом использования музыки в «Утреннем круге» является проведение общей музыкальной игры-приветствия «Поздороваемся дружно!». Она позволяет решать сразу несколько очень важных задач. 

Во-первых, способствует психологическому раскрепощению детей, во-вторых, позволяет легче овладеть певческими навыками (желательно, чтобы музыкальный руководитель присутствовал при проведении этой игры и помогал закреплению правильных навыков), в-третьих, развивает чувство ритма, в –четвёртых, помогает освоить навык певческой импровизации и, наконец, в – пятых, формирует навыки взаимодействия и умение действовать по правилам.

Игра- приветствие «Поздороваемся дружно!»

Дети стоят по кругу, подпевают попевку и передают мяч в соответствии с её ритмической пульсацией (на каждую четверть или слог).

Попевка:

Поздороваемся дружно: «Здравствуй, здравствуй, детский сад!»

«С добрым утром! С добрым утром!» – спеть друг другу каждый рад.

Ребёнок, у которого в конце попевки оказался мяч, исполняет музыкальное приветствие («Здравствуйте!» или «Доброе утро!»). Попевку дети разучивают на музыкальном занятии с музыкальным руководителем или ребёнок проявляет в пении свою импровизацию мелодии. Игра проводится несколько раз. В конце дети все вместе исполняют музыкальное приветствие.

У игры могут быть различные варианты проведения в зависимости от поставленных задач.

Игра «Комплименты»

Дети исполняют попевку и передают по кругу любой предмет (мяч, игрушку, цветок, бубен и т.д.), стараясь делать это ритмично на каждую четверть.

Попевка:

«Комплименты я люблю, всем друзьям я говорю…

Ребёнок, у которого в руках оказался предмет, произносит (пропевает, если это старший дошкольник) комплимент любому из детей. Перед началом игры детям объясняют, что нельзя выбирать ребёнка, которого уже кто-то похвалил. Игру нужно проводить динамично, чтобы все услышали добрые слова в свой адрес.

После установления контакта с помощью музыкальных игр педагог вносит любой сюрпризный момент, обсуждает план будущего дня, ставит задачи, путь решения и т.д.

Завершать «Утренний круг» можно попевкой «Здравствуй, день!», оптимистично настраивающей детей на весь день (разучивается на музыкальном занятии)

Попевка «Здравствуй, день!»:

Здравствуй, день! Здравствуй, день! Заниматься нам не лень!

Будем петь, танцевать, рисовать и считать!

Подводя итог, хочется ещё раз подчеркнуть важную роль музыки в проведении утреннего круга. Она не только позволяет решить все поставленные программой задачи, но и помогает в установлении положительного эмоционального фона, достижении психологической раскрепощённости, проявлении детской индивидуальности и инициативы.

Схема включения музыки в утренний круг

Структура

утреннего сбора

Содержание

Время

Цель

1.

Сбор детей

Музыкальный сигнал

1-1,5 мин

Привлечение внимания детей, сбор в круг

2.

Приветствие

Игра «Поздороваемся дружно!»

2 мин

Активизация детей

3.

Коммуникативная

игра

Игра «Комплименты»

2 мин

Установление дружеского контакта

4.

Основная часть

По усмотрению воспитателя

10-15 мин

Планирование дня, обмен новостями, сюрпризный момент

5.

Завершение круга

Попевка «Здравствуй, день!»

1 мин

Закрепление позитивного настроя

Литература:

Методический журнал «Музыкальный руководитель»№8 -2021.-Изд.ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

презентация на тему«Использование нетрадиционной техники аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

формирование художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста в процессе мероприятий по нетрадиционной аппликации....

Методическая тема «Использование народных подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы: Наблюдения за дошкольниками показали, что дети мало и грают в подвижные игры, тем более в русские народные. Дети не умеют действовать в соответствии с правилами, осознанно...

Сборник методических рекомендаций на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста".

Практическая значимость исследования состоит в том, что данные исследования могут быть использованы с целью усовершенствования процесса развития творческих способностей детей на занятиях изобразительн...

Методическая разработка на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГОВ МОНТЕССОРИ – МАТЕРИАЛОВ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Нетрадиционное использование аналогов Монтессори-Материалов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжен...

Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2023 гг

laquo;Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моде...