методические рекомендации «Подготовка детских танцев для праздников в в дошкольных образовательных организациях»
методическая разработка по музыке

Тюшева Татьяна Александровна

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Основные задачи этой области:

— развитие творческого потенциала ребенка;
— развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— развитие восприятия музыки;
— реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_detskih_tantsev.docx25.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Подготовка детских танцев для праздников в

в дошкольных образовательных организациях»

Подготовила: музыкальный руководитель Тюшева Татьяна Александровна.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Основные задачи этой области:

— развитие творческого потенциала ребенка;
— развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— развитие восприятия музыки;
— реализация самостоятельной 
творческой деятельности детей.

Содержание музыкального образования (воспитания и обучения) включает в себя музыкально-эстетическое сознание и опыт творческой деятельности ребенка в этом направлении.

 Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад № 18» реализует примерную основную образовательную программу дошкольного образования «Детство» (авторы Т. И. Бабаева и др.), региональный образовательный  модуль программы  дошкольного образования  «Мы в Мордовии живем» (авторы О. В. Бурляева и др.), парциальную программу музыкального воспитания «Ладушки» (авторы И.М. Каплунова, И.А.Новоскольцева).

 Задачами образовательной деятельности в разделе «Музыкально-ритмические движения» являются:

-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений

-обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок

-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения

-развитие художественно-творческих способностей.

Танцевальные номера являются  неотъемлемой частью любого музыкального праздника в дошкольной образовательной организации.

Хронометраж программы сценариев показывает достаточность следующего количества танцевальных номеров:

Младшая группа:

2 танца общих;

Средняя группа:

2 танца общих

1 танец для девочек;

Старшая группа:

1 хоровод + 1 для девочек+ 1 для мальчиков + 1 индивидуальный;  

Подготовительная к школе группа:

танцы – 1-2 общих + 1 для девочек + 1 для мальчиков + 1 для одаренных или слабых.

Танец позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей. Танец является один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Когда мы танцуем мы двигаемся, что уже само по себе хорошо. Но двигаемся мы не просто так, а под музыку, а значит координируем свои движения с ритмом музыки, тем самым развивая крупную моторику, координацию, мышечную память, чувство ритма, ориентацию в пространстве. Физиологи уже давно доказали, что движение тесно взаимодействует с памятью речью, обучением, эмоциями и стимулирует мозг. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Как уже было сказано - основой является музыка. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (в отношении музыкального оформления занятий танцами), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии. Выбирая музыкальное произведение, я досконально изучаю его в целом, варьирую его в разных сочетаниях для различных педагогических целей.

Работа под фонограммы музыкальных произведений дает возможность мне наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом. И, конечно, приятно видеть результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность, - все эти качества достигаются с увлечением, и главное - всеми детьми. Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку, показать, на что он способен.

Веселая музыка возбуждает нервную систему, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами. Музыкально-ритмические движения способствуют формированию моторики, улучшает осанку. Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. Благодаря музыке движения дошкольников становятся более четкими, выразительными и красивыми.

Замечено: если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально “выплескивают” свои эмоции. Ритм можно “переживать”. И детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

Следующая составляющая при постановке танцев- технические возможности детей.

Детский танец должен быть очень концентрированным, компактным. Не рекомендуется в него включать большое количество разных фигур - это утомляет детей. Я учитываю психофизическую особенность детей-дошкольников, тщательно лимитирую и осуществляю контроль физической нагрузки.

Танец для детей должен иметь четкий рисунок движений. Необходимо помнить о сохранении точности и законченности танцевальной формы, только в этом случае танец будет удобен для многократного повторения. Необходимы органическая взаимосвязь движений с музыкой, учет не только общего характера музыки, но и основных средств музыкальной выразительности (динамических, темповых, метроритмических, гармонических особенностей, регистровой окраски, формы построения данного произведения). Важно также разнообразие репертуара детского танца (по содержанию, настроению). Интересным для детей моментом может явиться смена партнеров в танце, элемент игры, шутки, необычных атрибутов, костюмов.

В работе над танцем большое значение имеют подготовительные танцевальные упражнения. Вначале я разучиваю с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные фигуры. Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога (никто не стоит к нему спиной или боком), это помогает мне контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.

Я использую и показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение. Без овладения техникой движения невозможно добиться и его выразительности.

Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом. Хороший показ вызывает у детей желание поскорей научиться так же красиво танцевать. Я готовлюсь к этому показу, выполняю отдельные танцевальные элементы перед зеркалом. Показ я сопровождаю словесными пояснениями, указаниями. Это помогает сделать процесс обучения более сознательным и доступным.

Педагог заранее анализирует, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем или иным движением, находит точные слова для объяснения отдельных деталей, продумывает образные сравнения, четкие краткие указания.

Существует два пути в работе над созданием детских танцев. Первый путь – это работа над облегченным, доступным для детей вариантов уже существующих бальных танцев для взрослых с использованием той же музыки. В них сохраняются движения танца для взрослых, его рисунок, но сокращается количество фигур, упрощается композиция, исключаются наиболее трудные для детского исполнения элементы.

Другой путь – это создание нового детского танца на понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы включаются обязательные для дошкольников программные танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические хлопки и др.), многие из которых исполняются в новой современной манере. Одновременно вводятся и новые элементы.

 Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов:

танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;

свободные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;

комбинированные танцы, включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;

народные танцы и пляски, построенные на подлинных элементах народного танца;

характерные танцы, исполняемые различными персонажами;

детские бальные танцы, включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и другие.

Эстетической составляющей каждого танцевального номера являются яркие, красочные костюмы и атрибуты. Мною разработаны и изготовлены следующие атрибуты»Крылья бабочек», Звезды на веере», «Звезды в обруче», султанчики «Радуга», эскизы костюмов «Льдинка», «Капельки», «Краски» и др.

Немаловажную роль играют возрастные особенности дошкольников. У детей младшей группы координация движений развита недостаточно. Они ходят переваливаясь, тянут ноги, опускают голову, тяжело бегают и прыгают. Особое внимание в младшей группе я уделяю умению детей различать начало и конец музыкального произведения и в соответствии с этим начинать и заканчивать движения. Во время разучивания танца следует соблюдать определенную последовательность. Вначале дети слушают музыку, затем – пояснения педагога о ее характере, форме произведения и т.д. Можно показать танец вместе с воспитателем или заранее подготовленным ребенком. Затем воспитатель пляшет вместе с детьми, внимательно наблюдая за ними и помогая им, например, найти правую ножку или ручку, покружиться в нужную сторону и т.п.

У детей средней группы в результате обучения, воспитания и приобретения непосредственного опыта, накапливается большой запас конкретных представлений, вырабатывается хорошая осанка. Они ходят спокойнее, ровно, бегают ритмично и довольно легко, умеют делать простые движения с атрибутами, легче и увереннее исполняют танцевальные движения, более осознанно меняют движения в соответствии с характером музыки. Все это создает предпосылки для успешной дальнейшей работы по развитию танцевальных навыков. Танцы для детей отличаются более сложным построением, танцевальные движения более детально отражают изменения характера музыки.

Характерной особенностью детей старшей группы является их стремление к большей самостоятельности в танцах, к точности выполнения движений, заинтересованность в исполнении. Поэтому в старшей группе обучение танцам имеет более целенаправленный характер, например, изучение определенного движения, необходимого в танце. Дети этого возраста способны проявить творческую инициативу, внести в танец свое дополнение. Совершенствуется умение отображать эмоционально-выразительный характер музыки, так как дети глубже и сознательнее воспринимают музыкальное произведение, и у них лучше развита координация движений. Музыкальный материал и движения детей усложняются. Так, дошкольники учатся отмечать движениями форму музыкального произведения (двух - и трехчастную, вариационную), а также музыкальные предложения. Продолжается работа по обучению детей воспринимать темповые изменения (замедление, ускорение). В танцах старшие дошкольники выполняют более сложные танцевальные движения. Нужно добиваться, чтобы дети выполняли движения ритмично, выразительно, красиво, чтобы умели точно останавливаться с окончанием музыки.

Обучение детей подготовительной к школе группы двигательным навыкам способствует дальнейшему накоплению представлений и впечатлений, их систематизации и обобщению. В этом возрасте закрепляется умение выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки (бодрая, веселая, подвижная и т.п.). Выполняя задание, дети учатся дифференцировать характер движений – при ходьбе передавать или торжественное настроение праздничного перестроения, или спокойный характер народный пляски и т.п. В этом возрасте дети почти полностью могут управлять своим телом и способны координировать движения. Чтобы заинтересовать их занятием ритмикой, необходимо подбирать более сложные движения и построения, рассчитанные на быструю смену ориентиров. Музыкальные произведения к танцам значительно сложнее по форме и средствам музыкальной выразительности.

Нужно в деталях продумать подачу нового танца. Следует учитывать, что в этом возрасте дети уже свободно выполняют словесные задания. Вполне возможно иная последовательность ознакомления с новым танцем: вначале дети слушают музыку, определяют ее характер, части произведения, а после этого педагог поясняет движения или показывает их. В несложных танцах все движения разучиваются сразу, а в более сложных – постепенно. Когда движения усвоены, педагог направляет внимание детей на точность и выразительность исполнения. В несложных танцах иногда можно ограничиться пояснением или указанием без показа.

Методические приемы

Педагог для каждого танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения, обучения. Интересные методические приемы вызывают у детей желание танцевать.

Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой. Является основным. Разучивание нового движения, упражнения, особенно 1 год обучения, сопровождается точным показом педагога. Педагог обязан выполнять упражнения вместе с детьми.

Словесный   метод. Это  беседа   о   характере   музыки,   средствах   ее выразительности, объяснение методики   исполнения движений, оценка. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Объяснения должны быть краткими, точными, конкретными. Знакомить детей со специальными терминами, в основном 2 год обучения.

Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.

Концентрический  метод по мере усвоения детьми определенных движений, упражнений вновь возвращается к пройденному, но уже усложняя их.

На протяжении нескольких лет я являюсь руководителем кружков дополнительного образования- танцевальных студий «Маленькая страна», «Танцевальная мозаика», где занимаются дети 5-7 лет. Занятия проходят в музыкальном зале согласно расписанию. В работе с дошкольниками реализую скорректированную программу Джаллалова И. А.  «Ритмопластика и хореография для детей», использую пособия «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду» (автор – составитель О.Н. Арсеневская», «Танцевальная мозаика» (автор Слуцкая С.Л.), «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей (авторы Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г.). По данному направлению разработана система работы, включающая в себя работу с детьми, родителями, кадрами. Мною разработана дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по хореографии,  перспективное планирование, конспекты занятий,  диагностика уровня развития детей. Подготовленные танцевальные номера включаю в сценарии утренников и развлечений, праздников, концертов в «Дни открытых дверей».

Детский танцевальные коллективы  МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» принимают активное участие в городских конкурсах: фестиваль-конкурс детского творчества «Планета детства» (2015 г.) – танцевальный ансамбль «Маленькая страна» (номинация «Хореография» (эстрадный танец)), II Фестиваль-конкурс детского творчества «Планета детства» (2016 г.) – танцевальный ансамбль «Маленькая страна» (номинация «Эстрадный танец» (вторая возрастная группа)), IV Фестиваль-конкурс детского творчества «Планета детства» (2018 г.) – танцевальный ансамбль «Маленькая страна» (номинация «Эстрадный танец»), этно- культурный смотр-конкурс художественной самодеятельности среди дошкольных образовательных учреждений г.о. Саранска «Созвездие народных талантов» (2017 г.) – танцевальный ансамбль «Маленькая страна» (номинация «Хореография») – Диплом победителя,  международный конкурс «Радужные облака» (2017 г.) – танцевальная студия «Маленькая страна» (номинация «Хореография») – Диплом победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Организации и руководство детской деятельностью в рамках группы дошкольной образовательной организации"

Проведение самоанализа по теме "Сопровождение педагога в организации и в руководстве детской деятельностью в рамках дошкольной организации". Самоанализ может проводиться как составная часть фронтально...

Профессиональная подготовка педагогов для работы в инклюзивной дошкольной образовательной организации

Первичным и важнейшим этапом создания образовательной среды  обеспечивающей  доступность, качество образования и социализацию лиц с ОВЗ в дошкольной  образовательной  организации я...

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Родители и педагоги – это две мощные силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ о сопровождении ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИо сопровождении ранней профориентациив условиях дошкольной образовательной организации...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ о сопровождении ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации

Одна из основных задач дошкольного образования — формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.Актуальнос...