Методическая разработка учебного занятия по хореографии
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сахартова Раиса Герцевна

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность ребёнка.

Методическая разработка рассчитана для детей 3-7 лет, так как именно в этот период ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В дошкольном возрасте внимание детей ещё неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене движений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие по хореографии30.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга

Структурное подразделение отделения дошкольного образования детей «Лукоморье»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия по хореографии

Разработала:

Сахартова Раиса Герцевна, педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2021

  1. Аннотация

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность ребёнка.

Методическая разработка рассчитана для детей 3-7 лет, так как именно в этот период ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В дошкольном возрасте внимание детей ещё неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене движений.

  1. Содержание

1. Аннотация

2. Введение

3. Основная часть

4. Заключение

5. Список использованных источников

6. Приложения

  1. Введение:

Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества. Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.

Хореография в детском саду - это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности предпочитают ту, где нужно двигаться. Поэтому и урок хореографии в детском саду, который обычно проходит под веселую музыку, кажется малышам заманчивым и привлекательным. Хореография в детском саду имеет довольно обширную программу - детей обучают базовым движениям, развивается пластика, грация, координация движений.

Разработанная методика вводит детей в большой и удивительный мир хореографии, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями танцев. Помогает им влиться в огромный мир музыки – от классики до современных стилей, и попытаться проявить себя посредством пластики близкой детям. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение передать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике.

Цель методической разработки: приобщить детей к танцевальному искусству, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.

Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.

Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.

4         Общая часть:

4.1. Объем нагрузки.

Методическая рекомендация рассчитана на четыре года обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

Занятия проводятся согласно расписанию. С целью сохранения здоровья и исходя из требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.

Продолжительность занятий для детей дошкольного возраста:

- во II младшей группе - 15 минут;

- в средней группе - 20 минут;

- в старшей группе - 25 минут;

- в подготовительной группе - 30 минут

Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие - это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.

I. Подготовительная часть занятия занимает 5-15% от общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения); ритмика; музыкально – подвижные игры; танцы (танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы); танцевально- ритмическая гимнастика.

II. Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят: ритмические и бальные танцы, гимнастика.

III. Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в группу.

Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям детей, которые позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.

2.2. Этапы обучения.

В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения. Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа:  

Начальный этап

Этап углубленного разучивания

Этап закрепления и совершенствования

- название упражнения;

- показ;

- объяснение техники;

- опробования упражнений.

- уточнение двигательных действий;

- понимание закономерностей движения;

- усовершенствование ритма;

- свободное и слитное выполнение упражнения.

- закрепление двигательного навыка;

- выполнение упражнений более высокого уровня;

- использование упр. в комбинации с другими упражнениями;

- формирование индивидуального стиля.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения. Дети пытаются воссоздать увиденное. При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках.

При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.

Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.

Первостепенную роль на занятиях по хореографии играет музыкальное сопровождение. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия очень разнообразны: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения доступны пониманию детей, музыкальны, выразительны, пробуждают у детей фантазию и воображение.

Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.

Чтобы учебный процесс у детей 3-7 лет был эффективным, на занятиях по ритмике, максимально используется ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника - игра. Используя игровые упражнения, имитационные движения, сюжетно-творческие зарисовки усиливают эмоциональное восприятие музыки детьми и помогают полнее и всестороннее решить поставленные задачи. Отдельные игровые упражнения могут быть использованы на занятиях в качестве динамических пауз – физкультминуток – в том случае, если достаточно большая часть занятия проводится сидя на стульях; или же наоборот – для отдыха – если всё занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много движений.

Комплексы игровых упражнений включаются в различные части занятия: в разминку или в занятие целиком. Комплексы объединяются сюжетом, темой или предметом.

В работе над выразительностью движений, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа, включаются на занятиях имитационные движения, которые очень ценны для дошкольного возраста.

Занятия по хореографии способствуют развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально- двигательный образ. Формируется эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребёнка. Движения под музыку рассматриваются как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом.

Заключение.

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным и всесторонне развитым. Поэтому необходимо развивать ребенка многогранно, не останавливаясь не перед какими трудностями.

Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ, определяется через выбор хореографического направления.

Хореография в детском саду - это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности предпочитают ту, где нужно двигаться. Поэтому и урок хореографии в детском саду, который обычно проходит под веселую музыку, кажется малышам заманчивым и привлекательным. Хореография в детском саду имеет довольно обширную программу - детей обучают базовым движениям, развивается пластика, грация, координация движений.

Разумеется, занятия хореографией в детском саду не ставит целью превратить детей в профессиональных танцоров и балерин – методические рекомендации предполагают только обучить детей базовым движениям, объяснить понятия танцевальных позиций и обучить первичному пониманию сути танца, разработаны с учётом принципов: систематичности, психологической комфортности, учёта возрастных особенностей, деятельностного подхода к развитию детей и ориентирована на развитие личности ребёнка

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.

2. Фирилева Ж.Е.Сайкина Е.Г. СА-ФИ-ДАНСЕ Танцевально – игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: «Детство-пресс», 352 с., ил. 2003

4. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. М.: Издательство НЦЭНАС, 2004. – 144 с.

5. Кузнецов В.С. Колодницкий Г.А. Физические упражнения и подвижные игры: Методическое пособие. – М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2005. – 152 с.

6. Быкава А.И. и Осокина Т.И. Развитие движений у детей в детском саду. М., Академия пед.наук РСФСР, 1968.

7. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 272 с.

Приложение

ПЛАН УРОКА

На примере «Ритмика»

Тема урока: Музыкально-ритмические игры. Движение по кругу в различных темпах.

Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного материала.

Вид урока: тренировочное занятие-игра.

Цель урока: Развитие танцевальных способностей у детей дошкольного возраста средствами игры.

Обучающие цели:

-закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;

-умение слушать музыку и выполнять движения в соответствии с ритмом.

Развивающие цели:

- развитие координации движений;

- укрепление опорно-двигательного аппарата;

- развитие выносливости и постановки дыхания;

-психологическое раскрепощение учащихся на уроках;

-развитие механической памяти;

-развитие  физических данных воспитанников;

-развитие исполнение танцевальных движений;

Воспитательные цели:

воспитание положительных качеств личности;

-воспитание силы воли, выносливости и целеустремленности;

-воспитание умения вести себя в коллективе;

-воспитание чувства ответственности;

-воспитание умения творчески взаимодействовать на уроках с педагогом;

-воспитание умения  работать в группе;  

Методическое оснащение:

- методы обучения: словесный метод (объяснение, беседа, диалог), наблюдение, практический, игровой.

Особенности занятия:

- структурная гибкость и подвижность занятия;

- сформированная мотивация на получение знаний, умений и навыков;

- обязательность непосредственного взаимодействия обучающихся между

собой и с педагогом.

План:

I этап: организационно-подготовительная часть

- вход в танцевальный зал;

- поклон педагогу;

- обозначение темы и цели урока;

Организация рабочего пространства, создание эмоционального настроя.

- подготовительные упражнения (различные виды шагов и бега)

II этап: основная часть

-игра «Танцуем сидя»;

- партерная гимнастика;

- танцевальные композиции;

III этап: Заключительная часть

-упражнения для рефлексии;

- основное построение для выхода из зала;

-подведение итогов занятия;

- поклон педагогу.

Материально-техническое обеспечение урока:

Хореографический класс с зеркальным оформлением стен;

Специальное помещение для переодевания;

Аппаратура для озвучивания занятий (магнитофон);

Гимнастические коврики.

Особенности занятия:

-  подвижность занятия;

-  мотивация на получение знаний, умений и навыков;

-  взаимодействие обучающихся между собой и с педагогом.

Способы организации деятельности педагога и учащихся: коллективный.

Выполнение детьми групповых упражнений под музыку требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективистских качеств личности. Твердый регламентированный порядок занятий дисциплинирует детей, приучает их внимательно относиться к процессу музыкально-ритмического воспитания.

Приложение 2

Пример сценария занятия на примере игры на внимание.

1. Вводная часть 

- мотивация детей, положительный эмоциональный настрой, подведение к основной части занятия.

2Основная часть 

-разминка по кругу, партерный экзерсис.

- Игра

- Основные этапы занятия – выполнение танцевальных движений, танец «Моряков и морячек».

3Заключительная часть 

- Обобщение, итог занятия

- положительная педагогическая оценка

Ход занятия:

Дети заходят в зал друг за другом, образуя круг.

Разминка по кругу:

«Марш по кругу».
«
Ходьба на полупальцах».

«Ходьба на пяточках».

«Шаг с высоко поднятыми коленями».

«Галоп».

«Легкий бег на полупальцах».
«
Бег ножки в захлест».

Упражнения на полу

«Утюжок-иголочка» - упражнение для стопы.

«Свечка» - упражнение для ног и спины.

«Коробочка с секретом» - наклоны корпуса к натянутым ножкам.

Игра на внимание.

«Топающая ходьба на всей стопе» - взяли в руки руль и поехали, но при этом соблюдаем ПДД. Стоп, красный свет, дороги нет, желтый подожди, а зеленый в путь спеши. (Педагог называет цвета, а дети в зависимости от цвета выполняют команду).

«Пружинка» - Расправили руки в стороны как крылья, выполняем пружинку, затем с наклонами вправо и влево, затем с поворотом вправо и влево.

Рефлексия.

Обобщение. Итог занятия.

Поклон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия "Первые шаг8и в космос"

методическая разработка предназначена для детей 5-7 лет с целью ознакомления с первоткрывателями космоса. Направлена на развитие речи детей и расширение кругозора....

Методическая разработка учебного занятия "Лекартсвенно-травяная косметика, растение Алоэ"

Педагог Свирина Татьяна Всеволодовна, педагог дополнительного образования, ЦДОД «Подросток» п. Междуреченский. Программа: Образовательная модифицированная программа по дополнительному образованию...

Методическая разработка учебного занятия по математике во второй младшей группе

ЦЕЛЬ: Тренировать умение различать и правильно называть геометрические фигуры, развивать мыслительные операции. ...

Методическая разработка учебного занятия на тему: "Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности".Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО.

В данном материале указана актуальность выбранной темы, система средств к технической ситуации, технологическая ситуация по теме, список используемой литературы....

"Методическая разработка итогового занятия по хореографии для детей 4-5 лет «Чудеса в Цирке»"

Цель: Закрепление знаний, умений и навыков детей по комплексу изученных упражнений, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движ...

Методическая разработка итогового занятия по хореографии для детей 4-5 лет «Чудеса в Цирке»

Методическая разработка итогового занятияпо хореографии для детей 4-5 лет«Чудеса в Цирке»...

Методическая разработка итогового занятия по хореографии (1 год обучения)

Цели:показать положительные результаты в освоение элементарной лексике русского народного танца;показать положительные результаты в умение строить простейшие рисунки танца (круг, линия, колонна, диаго...