Самообразование 2021-2022
статья по музыке

«Использование здоровьесберегающих
технологий на уроках музыки в работе с детьми с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx31.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих
технологий на уроках музыки в работе с детьми с ОВЗ"

Детей с ограниченными возможностями здоровья, так называемых «проблемных детей», «особенных детей» можно встретить в каждом классе и, к сожалению, с годами их меньше не становится.

Кого же можно отнести к детям с ОВЗ?

По классификации В.А.Лапшина и Б.П. Пузанова выделяют следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья:

1.Дети с нарушением слуха

2.Дети с нарушением зрения

3.Дети с нарушением речи

4.Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

5.Дети с задержкой психического развития

6.Дети с нарушением поведения и общения

7.Дети с умственной отсталостью

8. Дети с комплексными нарушениями.

Одни нарушения могут полностью преодолеваться, другие - корректироваться .

В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий.

Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? Да, если на уроках музыки использовать не только музыкально-педагогические, но и музыкально-терапевтические методы обучения.

Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.

Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

Цель: здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья школьников.

Уроки музыки могут дать уникальную возможность реализовать в школе здоровьесберегающие технологии:

Дыхательная гимнастика

Педагог по постановке голоса Александра Николаевна Стрельникова изобрела систему «одностороннего дыхания» и разработала комплекс упражнений, лечебный эффект которых заключается в том, что голосовой аппарат и органы дыхания получают помощь от мускулов всего тела. В результате голосовой аппарат не перенагружается при интенсивной работе.

Гимнастика зарегистрирована Государственным Институтом патентной экспертизы в 1972 году - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

В настоящее время дыхательная гимнастика А.Стрельниковой получила широкое распространение в нашей стране. Она популярна не только как методика оздоровления, но применяется также в качестве способа профилактики различных заболеваний. Нужно отметить, что высокая эффективность методики известна и за рубежом. Иностранные специалисты сегодня включают в терапевтические комплексы упражнения на дыхание, разработанные Стрельниковой Александрой Николаевной.

Сотни учителей музыки и хормейстеров в России и за рубежом используют фонопедический метод развития голоса. Десятки тысяч детей, подростков и взрослых ежедневно поют необычные, кажущиеся кому-то забавными, а кому-то странными упражнения системы Емельянова Виктора Вадимовича (

вокалист, врач - фониатр, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского государственного университета, является основателем нетрадиционного метода развития голоса, который получил название фонопедический. Его метод упражнения голосовых мышц более 30 лет используется на всех уровнях - от детского сада до консерваторий и оперных театров. Методом пользуются академические, эстрадные, джазовые певцы, исполнители народной музыки.

Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании.

Точечный массаж

одновременно обладает расслабляющим действием, снимая перенапряжение и готовит мышцы лица к воспроизведению звуков-пению.

Точечный массаж – простая и безопасная терапия.

Массирование производится надавливанием

на определённые точки. При простудных

заболеваниях и для повышения иммунитета

массировать определённые точки на лице

( №1, №2,№3 ),

Артикуляционная гимнастика

  • направлена на оздоровление голосового аппарата;
  • вырабатывает правильные движения и положение органов речевого аппарата;
  • помогает развитию фонематического слуха;

способствует формированию качественного произношения (4 раза прикусить кончик языка, покусайте язык правыми и левыми боковыми зубами, пощёлкайте языком и т.д.)

Интонационно-фонетические упражнения

  • Активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающегося от обычного речевого.

(рот открыт, губы расслаблены, пальцами ощущаем провалы щёк- Упражнение «Страшная сказка» произношение последовательности гласных:

У УО УОА КОАЭ УОАЭЫ Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭОУ

Арт-терапия-это лечение искусством

Фольклорная арт- терапия

В народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Диапазоны их охватывают примерные тоны детского голоса и складываются из достигнутых каждому ребенку секундовых, терцовых и квартовых интонаций. Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на точности интонирования. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Все – кости рук, ног, мышцы, кровь – все до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.

В ходе проведения нетрадиционных форм урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветными сочетаниями, характером узора. В ходе занятий у младших школьников неизбежно повышается художественная компетенция, но помимо этого совершенно неоспоримым фактом психотерапевтической направленности становится надевание самого костюма и пребывание в нем. Работа над собственным имиджем сводится, как и любая другая психотерапевтическая работа, к смене стереотипов, к попытке увидеть привычное иным взглядом.

«Эффект Моцарта»

Исследования учёных показали, что произведения В.А.Моцарта благотворно воздействуют на развитие детей. Под влиянием его музыки дети быстрее развиваются, лучше учатся. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали «эффект Моцарта». Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации всему миру стало известно, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.

Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то духовная музыка-анальгетик, она облегчает боль.

Физкультминутки

направлены:

  • на снятие усталости, напряжения;
  • способны ослабить утомление
  • на уроке;
  • на профилактику нарушения осанки;
  • на поддержание работоспособности,

активного внимания;

Терапия творчеством (арт-терапия) Арт-терапия-это лечение искусством

Форма самовыражения через творчество:

  • импровизация на детских музыкальных инструментах;
  • вокальные импровизации;
  • творческие проекты.

Релаксация ( с лат. означает-ослабление напряжения, снятие психического напряжения)

направлена:

  • на снятие мышечного и нервного напряжения, помогает преобразить отрицательный очаг возбуждения в положительный.

(звуки природы)

Улыбкотерапия

Оптимизация психического состояния направлена:

  • на снижение эмоционального дискомфорта, страха, агрессивности, замкнутости;
  • поднятие настроения детей;
  • адаптацию к окружающей среде.

Детям предлагается прослушать произведение, вызывающее весёлое настроение и улыбку. (И.С.Бах «Шутка»; Д.Кабалевский «Клоуны»; Д.Шостакович «Вальс-шутка»; Р.Щедрин «Юмореска»). Прослушав произведение, предложить улыбнуться соседу.

Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше.

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.
(Владимир Михайлович Бехтерев)
























Влияние классической музыки уже давно доказано учёными, существует огромное количество экспериментальных подтверждений, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека. При прослушивании маленькими детьми музыки великого австрийского композитора Моцарта, дети быстрее развиваются интеллектуально. Еще в советские временна было замечено, что у коров при прослушивании классической музыки повышались надои.

Моцарт:

  • Произведения Моцарта полезно слушать перед экзаменами/тестами, где требуется творческое мышление, поиск нестандартных решений для этого лучше всего подготовят произведения этого великого композитора.
  • Произведения Моцарта несут в себе очень мощный энергетический заряд, заряжают мозг, словно «будят» его  и пробуждают  смекалку и креативность.  Лучше всего это выполняют  симфонии и концерты для скрипок.
  • Мажорные тона настраивают и заставляют стремиться к победе. Проведённый компьютерный анализ показал, что в произведениях Моцарт предпочитал мажорные тона. Следовательно, слушая этого, поистине великого композитора и музыканта мы подсознательно стремимся к победе.
  • Даёт прилив творческих сил.

 «Соната для двух фортепиано до мажор» Моцарта:

  • Существенно повышает умственные способности студентов при прохождении различных тестов. Моцарт существенно улучшал умственные способности и память животных. Это связано с влиянием музыки на активность определённых генов и образование ряда белков, отвечающих за внимание и память.

Ре-мажорная соната Моцарта для фортепиано:

  • Лечит эпилепсию (останавливает приступы и прекращает эпилепсию)

 Лечебный эффект от музыки

 При головной боли:

  • «Весенняя песня» Мендельсон
  • «Юморески» Дворжака
  • «Венгерская рапсодия» Листа
  • «Фиделио» Бетховена
  • «Колыбельная» Брамса
  • «Аве Мария» Шуберта
  •   Вальсы Штрауса

Улучшает сон, действует успокоительно:

  • Сюита Грига «Пётр Гюнт»
  • «Мелодия» Глюка
  • «Грёзы» Шумана
  • Прелюдии Шопена

Рубцуется язва:

  • «Вальс цветов» Чайковского

Нормализует сердечную деятельность и кровяное давление:

  • «Свадебный марш» Мендельсона

При онкологических заболеваниях:

  • Моцарт
  • Гендель
  • Бах
  • Рахманинов

Для поднятия общего жизненного тонуса:

  • «Шестая симфония» (3ч.) Чайковского
  • «Увертюра Эдмонда» Бетховен
  • «Прелюдия 1» (опус 28) Шопен
  • «Венгерская рапсодия №2» Лист

Музыка в стиле барокко:

  • Улучшает память, запоминание новых и иностранных слов, стихов. Она успокаивает, мобилизует механизмы памяти. Может скрыть или даже нейтрализовать звуки бормашины.

 Музыка Моцарта или барокко:

  • Поможет сознанию обрести чёткость и повысить уровень умственной организации.

 Музыка Моцарта или Вивальди:

  • Помогает концентрироваться в течении большого периода времени.

 «К Элизе» Бетховена, «Маленькая ночная серенада» Моцарта:

  • Расслабляют и успокаивают.

 Медленная часть пьес Генделя, Баха или Вивальди:

  • Поможет запомнить текст.

 Музыка Баха, Генделя:

 

  • Улучшает логическое мышление и повышает математические способности.

 Второй концерт Рахманинова:

  • Учённые ставили воду для исследования в концертном зале, а потом изучали её излучение. Наиболее сильный целебные свойства почему-то приобрела вода, побывавшая на Втором концерте Рахманинова. Несёт в себе колоссальнейший заряд победы!!! Служит сильнейшим духовным и физическим лекарством.

 – Как Вы думаете, почему именно Второй концерт Рахманинова  оказывает самое сильное лечебное воздействие?

– Я не могу привести точных доказательств, но думаю, что разгадка феномена кроется в истории создания этой музыки. Из сильнейшей депрессии композитор вышел победителем. После провала его первой симфонии он был раздавлен критикой и клеветой. Очень тяжело переживал, не мог ни играть, ни писать и просто умирал. Но его вернул к жизни талантливый врач-психотерапевт Владимир Даль, он смог убедить композитора снова заняться творчеством, потому что ему суждено написать великую музыку, которая будет нужна всему человечеству. Это была битва за жизнь.

И Сергей Рахманинов действительно написал великую музыку. Он посвятил свой Второй концерт врачу Владимиру Далю. Ведь в некотором смысле они были соратниками в этой битве за жизнь. И неудивительно, что их произведение имеет целебные свойства. Второй концерт Рахманинова несет в себе колоссальнейший заряд победы!

– Вы полагаете, что Сергей Васильевич сумел выразить в музыке высокое состояние победы над смертью, торжества жизни, творческого восторга, которое он испытывал после выхода из тяжелейшей депрессии?

– Да, он закодировал это состояние в звуках. Во время исполнения концерта оно передаётся музыкантам и слушателям.

Ведь Сергей Рахманинов по своей сути благороднейшее существо – жизнелюбивейшее и добрейшее, очень высокого элитарного духа. И когда из бездны отчаяния он выходил на великую победу, фиксируя это в звуках, получилось гениальное произведение, которое служит сильнейшим духовным и физическим лекарством для его исполнителей и слушателей.

Звуком можно убивать и воскрешать из мёртвых. Что это за энергия и как она действует, надо изучать физикам и медикам. И они уже начали эти исследования. Например, генетики открыли, что в клетке есть особый механизм, регулирующий происходящие в ней процессы, реагируя на внешние звуки...

Мы, музыканты, не знаем этих законов, но пользуемся ими на практике. Возьмите и уберите из церкви песнопения, колокольный звон, акустику, которая усиливает и облагораживает звуковую среду, – и храм завянет. Перестаньте играть народную и классическую музыку – люди одичают, начнут болеть иистреблять друг друга.

Зона агрессивного «хэви металл», «панк-рока» и тому подобных, примитивной, морально распущенной «попсы» – это вообще не музыка в точном понимании этого слова. Людей загоняют в неё с помощью отравленной звуковой среды, которая формирует определенное состояние души и тела. Зона – это состояние организма: развращенное, преступное, одичалое. Такое состояние уже десятки лет кодируется электронными СМИ с помощью тотальной агрессивной рекламы: на телевидении и радио, в сфере быта, поездах и самолетах, на курортах, в ресторанах и столовых, магазинах и концертных залах, шоу-бизнесе – везде и всюду.

Конечно, не вся современная музыка отравлена. Например, некоторые барды создают хорошие песни, если следуют Божественным законам красоты. Бывает и джаз здоровой и полезной музыкой. Я убеждён, что настоящая музыка – это нечто неземное. Такую музыку, как и научные законы, не создают, а только открывают. Эта музыка существует вечно.  По материалам журнала «Природа и человек».

 Народная и классическая музыка:

  • Повышает иммунитет.

Григорианские песнопения, современные оркестровки, народная музыка:

  • Углубляется и замедляется дыхание, успокаивается мозг.

Звон колоколов или бубенцов, духовное и церковное пение, органная музыка и воскресная Святая Литургия в храме.

  • Обладают оздоровительным эффектом. Лечебное воздействие таких звуков заключается в настройке вибрации больных клеток организма на вибрации абсолютно здоровых, нормально функционирующих, а также в освобождении от гнева, очищении биополя, повышении иммунитета.

 Chill-out, ambient (медленная, спокойная и обволакивающая музыка):

  • Используется для релаксации. Достаточно третья – четвёртая  композиция, чтобы придти в норму!!!

Вывод из всего вышесказанного:  Влияние классической музыки неоспоримо, и научно, и экспериментально, и на собственном опыте доказано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год

годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2021 - 2022 учебный год. «ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕСОЧНИЦА – КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Интерактивная песочница – самый современный и эффективный инструмент для детских учреждений, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрывать в...

Индивидуальный план работы по самообразованию 2021-2022 уч.г. «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ, с применением нетрадиционных техник – правополушарного рисования»

Для детей естественно любить рисование красками.Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность делать...

План самообразования 2021 - 2022

Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования...

Самообразование 2021-2022 г. «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»

Данная тема моего самообразования очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры....

Программа самообразования 2021-2022 год

Программа самообразования 2021-2022 год...