Конспект интегрированного занятия по музыкально - образовательной деятельности «Природа осени в музыке, живописи, поэзии»
план-конспект занятия (старшая группа)

 Бунина Елена Викторовна

      Интегрированное занятие «Природа осени в музыке, живописи и поэзии» актуально и направлено на развитие духовно-эмоциональной сфере чувств в области художественно-эстетического воспитания дошкольников. В сочетании трех видов искусства, его образность можно наиболее полно и доступно передать дошкольникам, используя современные методики, технологии, ИКТ в условиях  реализации ФГОС ДО:  в стихотворениях, музыкальных произведениях, живописных иллюстрациях русских поэтов, композиторов, художников.

       Занятие имеет практическую значимость в   выражении своих впечатлений словесно, в рисунках, поделках т.е. проявить творческую активность дошкольников, умение коллективно работать.

    Инновационное направление данного занятия направлено на    познавательный  интерес к данным видам искусства, приобщить детей к поэтической, живописной и музыкальной культуре, разбудить творческую инициативуи проявить любовь к природе, через изобразительное искусство, музыку и поэзию.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Конспект интегрированного занятия по музыкально - образовательной            деятельности - «Природа осени в музыке, живописи, поэзии»

Тип образовательной деятельности: интегрированное.

Цель: 
• Закрепление понятия о возможности передачи образов осени в различных видах искусства;

Задачи.

Образовательные:

• Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки и передавать настроение, характер музыки в пении, движении, танце.

• Закреплять представления об изменениях, происходящих осенью в природе; 
• Обобщать представления о пейзажной живописи, поэзии и музыки,    произведениях великих русских художников, поэтов и композиторов на осеннюю тематику; 
Развивающие:
• Продолжать развивать творческую активность детей в музыкальной исполнительской деятельности: игра на музыкальных инструментах.

• Развивать воображение, фантазию, умение активно воплощать свой творческий замысел в музыкальных импровизациях;

• Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии;

Воспитательные:

• Воспитывать познавательный интерес, эстетический вкус, чуткость к восприятию красоты окружающего мира; 

Виды детской деятельности. Коммуникативная, игровая, познавательная, музыкально-художественная.

Предварительная работа: 

- Чтение и заучивание стихов на осеннюю тематику.

  -Разучивание осенних песен и танцев.

- Индивидуальная работа с детьми.

- Наблюдение и беседа за осенними явлениями в природе.

- Слушание музыкальных произведений русских классиков.

- Беседы с детьми о времени года осень.

- Рассматривание репродукций русских художников.

- Рисунки детей  на тему «Музыка в осеннем рисунке».

-Разучивание мелодии на на музыкальных инструментах.

Планируемый результат.

Закрепление понятия о возможностях передачи образов осени в различных видах искусства.

Материал и оборудование к занятию.

- Музыкальный зал оформлен в виде осеннего леса.

- Выставка рисунков на осеннюю тематику.

-Листочки для импровизации танца.

- Музыкальные инструменты. (металлофоны, колокольчики, бумага, треугольники)

- Мультимедийная аппаратура, ноутбук.

- бумага ,краски ,кисточки.

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку становятся полукругом

Ребёнок:

Станем рядышком, по кругу,
Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся – 
Утро доброе начнётся.

Ведущая:

Здравствуйте!!! Я желаю вам ребята и нашим гостям хорошего настроения на целый день.

В золотой карете,

Что с конём  игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Всё переиначила:

Ярко – жёлтым цветом

Землю разукрасила!

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? ( Ответы: осень)

Ребята, а вы хотите совершить осеннее путешествие? (Ответы детей)

Тогда отправляемся на  прогулку в осенний лес. Мы по лесу вместе сегодня пойдём, Красавицу – Осень, конечно найдём. Пойдем по тропинке и посмотрим вокруг, полюбуемся красотой.

Раз-два-три-четыре-пять —

В лес отправимся гулять 
  (под марш ходьба по залу обычной ходьбой) 
  По извилистым тропинкам 

                                               Потихоньку мы пойдем. 
                                          Может быть, и под листочком 
                                                 Сыроежку мы найдем. 
                  (ходьба «змейкой» между листьями, лежащими на полу) 
                                                  На носочки встали, 
                                            По дорожкам поскакали. 
                            (под музыку бег поскоками вокруг зала)

 И на каблучках пойдем, 
Через лужи перейдем.

(ходьба на пяточках) 
Лес осенний увидали 
И к нему все побежали 
       (под музыку легкий бег на носочках) 
     Праздник осенью в лесу — 
   И светло и весело.   Вот какие украшенья 
  Осень здесь развесила.

Ведущая:

Осень бывает разная. Одна - осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая - грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут в России поздней осенью. А ещё у осени бывает разное настроение. Настроение осени можно выразить музыкой, стихами, живописью.

Ребята, давайте послушаем пьесу П И Чайковского  « Осень» (дети слушают)

Какое настроение у этой мелодии? (Певучее, напевное, грусное, плавное)

 Стихотворение «Осень»

По характеру это стихотворение можно сравнить с пьесой Чайковкого?

А сейчас мы с вами попробуем показать настроение осени в распевки и песенки.

«Вот и осень к нам пришла»

Песня « Осенний букет»

Ну а мы продолжаем своё осеннее путешествие.

Ребята, а теперь посмотрим, какую осень изображали русские художники (И. Левитан, В.Д. Поленов, И.С. Остроухов) в своих картинах. (просмотр картин)

Вопросы к картинам:

Ребята посмотрите, какая осень изображена на этой картине?

Ребята, а вот эта картина вам нравится?

Какие краски использовал художник?

Какое настроение хотел передать художник? Какая осень изображена на этой картине? Ответы детей: Золотая, багряная, лиловая, разноцветная.

Какое настроение передал художник в своём произведении? ( радостное)  Какие краски использовал художник для передачи радостного настроения? (Яркие, светлые, жёлтые, красные, коричневые, голубые).

Ведущая:

Настроение  осени можно выразить не только звуками музыки, но и цветом. Ребята, давайте встанем, и посмотрим, сколько у нас  листочков на поляне. Какие они по цвету? (ответы).

Игра « Собери осенний листочек»

Ведущая:

Мы листочки возьмем,

С ними танцевать пойдем.

«Танец с листочками»

Ведущая:

Я листочек поднимаю и загадки загадаю:

Тучи нагоняет, 
Воет, задувает.
По свету рыщет, 
Поет да свищет.
(Ветер)

На дороге — вот дела! —

Появились «зеркала».

Кто наступить захочет,

Тот ноги все промочит.
(Лужи)

 Кто всю ночь по крыше бьёт 
Да постукивает, 
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(Дождь)

Песня «Долго долго во дворе»

Вед:  Какой бывает дождь? ( тёплым, грибным, а осенью-холодным, моросящим) Молодцы!

Вед:

А теперь мы передадим характер осеннего дождика в танце .

Танец «Капельки»

А можно ли передать шум ветра и дождя   музыкальными инструментами? (можно)

Давайте изобразим осеннюю погоду, музыкальными инструментами.

Ведущий:  Да наше осеннее настроение стало теперь совершенно другое. Осень предстала перед нами серой, унылой, грустной, с тихим плачем дождя и нотками тоски.

«Осенняя мелодия» -слушание, какой характер мелодии передаётся в этом произведении? (Грустный, печальный, хмурый, тоскливый, унылый)

Характер музыки передаётся в стихотворении  А. Пушкина « Осень»

Ведущая: Ребята, сегодня мы с вами увидели и почувствовали, что осень может вызывать разное настроение. Чем же выражали своё настроение композиторы- (музыкой), художники- (красками) и поэты- (стихами)? (Ответы детей) Молодцы!

Песня « Осень в золотой косынке»

Ну а теперь детвора ,возвращаться в садик нам пора.

Ну что, ребята, вам понравилось наше  осеннее путешествие? Что для вас было самым интересным? (Ответы детей)

Ребята а сейчас мы с вами нарисуем осенние картинки .(дети садятся за столы и рисуют красками )

Картинки детей вывешивают на стенд для родителей.

(Под музыку дети выходят и зала)

Используемая литература:

1. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. Подготовительная к школе группа». Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2002г. 
2.  М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Праздники и развлечения в детском саду, методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей», для работы с детьми 3-7 лет, «Мозаика-Синтез», Москва 2008г. 
3.  Е.А. Алябьева «Природа» Сказки и игры для детей, Творческий центр «Сфера», Москва 2012г. 
4.  О.П. Радынова Музыкаьные шедевры: Природа и музыка.-М.: ТЦ Сфера, 2009г.

5.  Музыкальный руководитель. Иллюстрированный методический журнал

№ 6 2012г. ООО Издательский дом.

Аннотация

Интегрированное занятие «Природа осени в музыке, живописи и поэзии» актуально и направлено на развитие духовно-эмоциональной сфере чувств в области художественно-эстетического воспитания дошкольников.

В сочетании трех видов искусства, его образность можно наиболее полно и доступно передать дошкольникам, используя современные методики, технологии, ИКТ в условиях  реализации ФГОС ДО:  в стихотворениях, музыкальных произведениях, живописных иллюстрациях русских поэтов, композиторов, художников.

Занятие имеет практическую значимость в   выражении своих впечатлений словесно, в рисунках, поделках т.е. проявить творческую активность дошкольников, умение коллективно работать.

Инновационное направление данного занятия направлено на    познавательный  интерес к данным видам искусства, приобщить детей к  поэтической, живописной и музыкальной культуре, разбудить творческую инициативуи проявить любовь к природе, через изобразительное искусство, музыку и поэзию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего возраста с жанрами живописи и по изобразительной деятельности детей тема: «Я помню чудное мгновенье» . Портрет прекрасной дамы.

В ходе данного занятия совершается небольшой экскурс в историю русской культуры прошлого века. На занятии вызывается у детей эмоциональный отклик на красоту русской речи, выраженной стихами А.С. Пушки...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению детей с живописью и музыкой

Представленный конспект интегрированного занятия по ознакомлению дошкольников с живописью и музыкой художников и композиторов, уроженцев мордовской земли, направлен на углубление знаний детей о средст...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимнее путешествие» (экология, музыка, развитие речи)

Конспект интегрированного занятия в старшей группе«Зимнее путешествие»(экология, музыка, развитие речи)Цель:1. Закрепить знания детей о времени года – зиме, о явлениях природы, которые происходят в эт...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Конспект интегрированного занятия по музыкальному развитию в средней группе «Музыкальный теремок»

Конспект интегрированного занятия по музыкальному развитию в средней группе «Музыкальный теремок» ...

Конспект интегрированного занятия по музыкальному воспитанию и художественному творчеству (аппликация) "Осенняя сказка". Старшая группа

Самой простой и естественной формой объединения художественного материала различных видов искусств, а также организации различных видов художественно-творческой деятельности дошкольников являются инте...

Конспект интегрированного занятия по музыкальному развитию «Разное настроение осени»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕСоздавать условия для развития восприятия художественного образа в музыке.Закреплять певческие навыки, умение интонировать мелодию песни чисто, подстраиваясь к голосу взрослого.З...