Методические рекомендации "Работа над дикцией и артикуляцией с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях"
учебно-методический материал по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Артикуляционный аппарат ребенка несовершенен и нуждается в развитии. Здесь важно все:

- умение открывать рот при пении;

- правильное положение губ;

- освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти;

- свободное расположение языка во рту.

Все это влияет на качество исполнения песенного репертуара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktsiya_i_artikulyatsiya.docx45.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Работа над дикцией и артикуляцией с детьми

дошкольного возраста на музыкальных занятиях

(Методические рекомендации)

Пение – самый доступный исполнительский вид музыкальной деятельности ребенка. Пением дети начинают заниматься в детским саду на музыкальных занятиях с раннего возраста. Малыши любят петь. Поют охотно, с удовольствием, особенно коллективно, все вместе, хором.

При работе с дошкольниками мы сталкиваемся с разным уровнем готовности детей к певческой деятельности. Одни обладают прекрасным слухом и замечательно интонируют, у других при регулярных занятиях, очень быстро налаживается координация между слухом и голосом, но встречаются и сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы преподавателя.

Неумение петь может быть вызвано разными причинами:

-  первая – неумение ясно и точно представить мелодию;

- вторая - неумение ее воспроизвести голосом (ребенок слышит правильно, но поет неверно, хотя и слышит свои ошибки);

- третья - неумение оценить свое пение (ребенок не замечает своих ошибок);

 - четвертая - перенос манеры «разговорного голоса» в пение.

Встречаются дети, поющие очень низкими голосами («гудошники». Им необходимо почувствовать правильную высоту звука. В таких случаях можно

использовать пение звуков верхнего регистра - си первой октавы – ми второй. Преподаватель, благодаря своим пояснениям, путем создания образных представлений, должен помочь детям (надо спеть высоко, как птичка, комарик,  как мышка пищит и т. д…) Используя в упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться за сравнительно малый срок регулярных занятий прекрасных результатов.

Для преподавателя очень важно точно определить причины неумения

петь, чтобы правильно направить работу над развитием слуха. И эта очень важная работа требует пристального внимания к каждому воспитаннику,

выяснения его индивидуальных особенностей, а иногда и отдельной, индивидуальной работы с ним.

При этом нужно обязательно заботиться о том, чтобы дети со слаборазвитым слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно. Следует стимулировать и поощрять их каждый успех.

Процесс работы с детьми дошкольного возраста над песенным репертуаром всегда связан с кропотливой работой над формированием

основных певческих навыков:  дыхание, звукообразование, дикция и артикуляция.  

ДИКЦИЯ И АРТИКУЛЯЦИЯ

Понятия дикция и артикуляция тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика.

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и легкое произношение,

чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и

фраз в целом. Работая над дикцией, преподаватель обычно старается научить, как можно чётче и яснее произносить согласные. Это совсем неплохо потому, что именно ясность согласных помогает, понять текст песни. Но работа над правильным формированием гласных и произношение их первостепенна и так же необходима. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных

слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата

певца (рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо). Поэтому при работе над дикцией необходимо тренировать артикуляционный аппарат. 

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы,

зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от «архитектуры» которого зависит качество звука.

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и

активность. Добиваться активной естественности можно через снятие

различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов.

Конечно, очень просто сказать: «снятие зажатий», - но ведь их надо сначала

обнаружить и только после длительной работы  и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе помогут простейшие упражнения, которые активно используются на музыкальных занятиях.

Активная естественность или активная свобода - это нормальная

жизненная манера произношения звуков, активизированная с расчётом «на

последний ряд зрительного зала». Активизация не должна создавать новых

зажатий. Она возникает через удобство, естественность и свободу. Даже Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Эта фраза говорит о том, как ценил большой мастер гармонию и естество в процессе творчества. Зеркало - большой помощник в работе над приобретением этой гармонии и естества, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего и говорящего.

Великие учителя вокала всегда обращали внимание на то, что гласные -

«носители»  вокального звука, они занимают почти всю длительность

интонируемого звука. Согласные максимально укорачиваются, произносятся

предельно четко и ясно. В этом кроется один из секретов кантилены. Гласные

являются как бы оболочкой, в которую облекается певческий звук, поэтому

воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием

вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные

качества голоса. От правильного формирования вокальных гласных зависит

художественная ценность певческого голоса. Артикуляционные упражнения на музыкальном занятии выполняются перед пением беззвучно или с участием голоса по показу педагога. Преподавателю нужно помнить:

- в работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, сознательный контроль, внимание;

- в работе над «активной свободой»  надо быть к себе очень требовательным, чтобы не пропустить никаких зажатий типа «кривого рта», «бровей домиком» или «вытаращенные глаза».

- при тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы неудобных движений до ощущения комфорта.

Не надо бояться усталости мышц, но надо избегать новых зажатий. Рот поющего должен быть свободен, эстетичен, это зависит от челюстей, языка, губ. Певческое, красивое открывание рта помогает правильному положению языка, глотки, гортани и должной «установки» всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот, и через подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх гортань, что может явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения языка, а он - главный «артикулятор» гласных. Положение языка - изменяет форму ротового резонатора и существенно влияет на тембр голоса. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи пассивной, она все же не должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Она должна удерживаться мышцами щек и углами губ, самими губами, активно произносящими согласные.

Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и

являются основными формирователями губных согласных. Положение губ

влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра.

Мягкое небо играет исключительно важную роль в голосообразовании,

его положение существенно влияет на резонаторные свойства

ротоглоточного канала, форму ротоглоточного рупора. Исследователи

указывают на его связь с гортанью и носоглоткой, что влияет на окраску

звука. По этим причинам мягкое небо должно быть в пении постоянно в

активном состоянии. Воздействуя в нужном направлении на подчинённые

нашему сознанию артикуляционные органы, мы можем существенно влиять

на весь голосовой аппарат.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Четкая артикуляция звуков речи зависит от степени тренированности

активных речевых органов — губ, языка. Поэтому отработка четкой дикции

всегда начинается с мышечной тренировки — артикуляционной гимнастики,

Для того чтобы дети не потеряли интерес на упражнениях необходимо

облачить их в игровую  форму.

Разработка мягкого неба:

«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом

«Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.

Произносить гласные звуки с позевыванием

Имитировать полоскание горла (звук)

Разработка нижней челюсти:

«Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.

Разработка щёк: 

Надувание и втягивание обеих щек попеременно

«Полоскание» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю

«Шарик» – напрягаем губы и щёки, пытаемся пальцами рук преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание)

«Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

Разработка губ:

«Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10

«Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты

«Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.

«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

«Лошадка» – пофыркали.

«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.

слайд 17 Разработка языка:

«Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).

«Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.

«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.

«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.

«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).

«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.

«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.

«Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.

«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.

«Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.

«Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.

«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.

«Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.

«Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».

«Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

«Печем пироги»

«Месим тесто» – размять язык зубами,

«Лепим пирог» – похлопать губами по языку,

«Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.

«Качели» – Рот открывается, а язык поочередно дотягивается кончиком до носа и до подбородка.

«Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.

«Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.

«Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазываться, все делать точно и четко.

«Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, затем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точные и чистые.

«Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.

«Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рот. Закончить щелканьем языка.

«Болтушка» («Индюк» )– бла-бла-бла- Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.

«Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-», затем ТД-ТД-ТД.. Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.

«Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3-3.

«Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.

В качестве примера можно привести озвученную артикуляционную гимнастику, упражнение «Ручеёк»:

- быстрые движения вправо-влево  кончиком языка по вытянутым губам, интонируя или один звук или звуки тонического трезвучия вниз, таким образом имитируя журчание весёлого ручейка.

Ещё одно упражнение «Мотоцикл»: заводим мотор (Р!Р!Р!). Поехали на мотоцикле (Р..Р.,.-пропевая глиссандо вверх и вниз). Мотоцикл уезжает всё дальше(Р-р-рь..Р-р-рь..-затихая).

Игра «Язычок». Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за педагогом  все движения.

 «Влево- вправо

(протыкаем языком щеку слева),

(теперь щеку справа),

Раз, два 

(опять слева)

(опять справа).

Вверх- вниз

(протыкаем языком верхнюю губу),

(нижнюю),

Вверх — вниз

Язычок, не ленись!

(еще по разу верхнюю и нижнюю губу).

Губы, просыпайтесь!

Ротик, открывайся

(вибрируем губами)

(очень широко открываем рот)!

Язычок, покажись,

и зубов не страшись

(кусаем кончик своего языка),

(высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)!

А зубы-то, а зубы кусают даже губы

(кусаем нижнюю губу).

Кусаются, кусаются и не унимаются.

(кусаем верхнюю губу)

А губы то хохочут, то сильно обижаются

(в улыбке открываем верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).

То весело хохочут, то снова обижаются

(в улыбке открыть верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу).

Зубам надоело кусать — стали язык жевать

(жуем язык боковыми зубами).

Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь

(проводим языком между верхней губой и зубами).

Не сердитесь, не кусайтесь, а вместе с нами улыбайтесь!

(проводим языком между нижней губой и зубами) (улыбаемся)

Работая над дикцией детей, можно придумывать различные сказочные истории. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия языка.

Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями

речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, с небом.

В этой работе достигается главное: детям интересно, понятно, нетрудно.

Артикуляционная гимнастика помогает:

- устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;

- разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечить им

наибольшую подвижность;

- развить мимику, артикуляционную моторику;

- развить выразительную дикцию.

Артикуляционная гимнастика (в форме сказки «Путешествие язычка»)

Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно.- рот закрыт (губы сомкнуты)

И страшно стало...Стал выход искать. – проткнуть языком одну щеку,

В одну щеку постучал, в другую - потом другую.

Не открываются. « Толкну-ка я посильнее!» - Подумал Язычок и стал толкать снова сначала – проткнуть языком одну щеку,

Одну, потом другую щечку.-  потом другую.

Выхода не было.

 Решил тогда язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю, – проткнуть языком верхнюю губу.

а затем нижнюю губу. – проткнуть языком нижнюю губу.

В это врем Ротик зевнул и открылся. -зевнуть .

Язычок увидел выход и направился к нему, но Зубки не выпустили его,

а стали тихонько покусывать. - покусать кончик языка

«Что делаете? Почему вы меня кусаете?»-

Возмутился язычок. А Зубки ответили: »Мы

Сегодня еще ничего не жевали… - пожевать язык боковыми зубами

И стали жевать Язычок сначала с одной стороны,

А потом с другой. - пожевать язык с другой стороны

И с правой, - пожевать язык справа

и с левой стороны оказался не вкусным. - пожевать язык слева.

Язычок снова попытался протиснуться между – покусывая всю

поверхность языка

Зубками, но они продолжали его покусывать. – высовывать вперед и

убирать назад

Язычок спрятался за зубками. А Зубки не уни мались и продолжали жевать. Они пожевали нижнюю губу, - покусать нижнюю губу

 а затем – верхнюю. – покусать верхнюю губу

Нижняя губка обиделась, - оттопырить нижнюю губу, придав лицу

обиженное выражение

а верхняя - улыбнулась, - поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы

и придав лицу выражение улыбки

(ей было немного щекотно)

А Зубки все не успокаивались -закусить щеки изнутри боковыми

зубами

Они пытались откусить кусочек Щечки

Язычок смотрел на Зубки и думал:

«Почему они такие сердитые?

Может, оттого что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?» - провести языком между губами и, верхними зубами, как бы очищая их

Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом нижние зубки. - провести языком между губами и нижними зубами

Зубки посмотрели в зеркальце и сказали: обнажить зубы, растянув

губы в улыбке

«Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать!».

Сказка «Зоопарк»

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с

Язычком отправимся и мы. Будем изображать всех животных, которых

Язычок встретит.

«Бегемотики»

Вот пришел язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит огромный, как

гора, и рот широко открывает. Это был…бегемот. Давай и мы превратимся в

бегемотиков и будем широко открывать рот. Открыли род как можно шире,

удержали его в таком положении до счета «пять». Закроем рот. Повторим 4

раза.

Рот пошире открываем

в бегемотиков играем:

Широко откроем ротик,

как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

«Лягушки»

Посмотрел язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться,

как слышит: ква-ква. Это были Лягушки. Давай изобразим, как лягушки

улыбались. Улыбнемся, покажем сомкнутые зубы. Удержим губы в таком

положении до счета «пять», затем вернем губы в исходное положение.

Повторим 4 раза.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губки прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу Ваши зубки.

Мы потянем-перестанем

И нисколько не устанем.

«Слон»

Идет Язычок дальше. Ой! Кто это такой большой с линным носом? Да

это же…слон! Давай покажем, какой у слона хобот!

Сомкнутые губы вытянем вперед и удержим в таком положении до счета

«пять», вернемся в исходное положение.

Буду подражать слону!

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

«Змея»

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого

нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг

зашевелился, и язычок увидел, что это…змея! Давай изобразим змею.

Улыбнемся, откроем ротик, высунем острый язычок изо рта, затем спрячем.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне.

Высунем язык и спрячем.

Только так, а не иначе.

«Лошадка»

Понаблюдал Язычок за змеей и пошел дальше. Видит, лошадка детей

катает. Захотел прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка

отвечает: «Конечно!». Сел Язычок на лошадку, крикнул: «Но!», и поскакал.

Давай покажем, как Язычок катался на лошадке. Улыбнемся, широко

откроем рот, щелкнем языком громко и энергично. Стараемся, чтобы нижняя

челюсть была неподвижна и «прыгал только язычок.

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко-

стук копыт услышишь звонкий.

«Расческа»

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах!

Какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо

причесаться!». Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай

покажем, как он это делал. Улыбнемся, закусим язык зубами.

«Протаскиваем» язык между зубами вперед-назад, как бы причесывая его.

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня расческа.

«Часики»

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли идти

домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики! Улыбнемся,

откроем рот. Тянем язык попеременно то к левому углу рта, то к правому.

Повторим 10 раз.

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часок.

Ты в часы играть готов?

«Шарики»

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора

возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных

шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались.

Покажи, как Язычок надувал шары. Надуй одну щеку-сдуй. Затем надуй

другую щеку и сдуй. Надувай попеременной 4-5 раз.

Я надул Воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик-не беда!

Новый шар надую я!

Зарядка для язычка (тренировка артикуляционного аппарата)

Погулять язык собрался: (открыть рот)

Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними

зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся, (провести языкам по губам – «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)

Артикуляционная гимнастика народного целителя И.А.Васильевой

Упражнение 1 «Лошадка».

Поцокайте языком громко и быстро. Не менее 10-30 секунд.

Упражнение 2 «Ворона».

Произносите «Ка-аа-аа-аар». Посмотрите при этом, в зеркало. Постарай-

тесь как можно выше поднять мягкое небо и маленький язычок. Повторите

не менее 6 раз. Попробуйте делать это беззвучно с закрытым ртом.

Упражнение 3 «Колечко».

Напряженно скользя кончиком языка

по небу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте

это с закрытым ртом. Повторите несколько раз.

Упражнение 4 «Лев».

Дотянитесь языком до подбородка. Повторить 6 раз.

Упражнение 5 «Зевота».

Зевоту очень легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько

раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевните несколько

раз с закрытым ртом (как бы скрывая зевоту от окружающих).

Упражнение 6 «Трубочка».

Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против

часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем — до подбородка.

Повторите все это 6 раз.

Упражнение 7 «Смех».

Нажмите на кончик носа и произносите «хохательные звуки» - «ха-ха»,

«хи-хи», «гы-гы» .

Упражнения для нижней челюсти

Зажатие нижней челюсти и скованность артикуляционного аппарата

относятся к наиболее характерным недостаткам начинающих певцов,

поэтому приемы, связанные с освобождением этого зажатия, следует

всячески рекомендовать. Как временная мера могут быть полезны и широко

открытый рот, и работа с зеркалом, и другие приемы, заставляющие ученика

проверять, свободна ли у него челюсть или скована. Движения челюсти

книзу сами по себе не обеспечивают открытия зева, но активная и свободная

нижняя челюсть является обязательным, предопределяющим условием

создания ротоглоточного рупора и «полузевка» в пении.

Упражнение 1

Движения нижней челюсти вперед, вправо, влево, вниз и круговые

обеспечивают умение хорошо открывать рот, а также облегчают и развивают

подвижность нижней челюсти. Движения выполняются медленно, мягко,

округло, порознь. Только после успешного освоения каждого движения в

отдельности можно переходить к их комплексному выполнению.

Упражнение 2

Проделайте жевательные движения 1–2 секунды, широко открывая рот,

а затем с закрытым ртом.

Упражнение 3

Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не

будет промежуток в два пальца. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе)

произнесите гласные звуки (Ааааа), (Оооо), (Яяяя),(Ииии),(Ееее) беззвучно.

Затем произнесите эти гласные звуки с голосом.

Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

Аааааэээээ, Аааааеееее, Аааааиииии

Иииииааааа, Ооооояяяяя

Аааааииииииооооо, Иииииээээээаааааа

Аааааиииииэээээоооооо

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было

достаточно полным.

Упражнение 4

Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены

гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Например:

Мал, да удал.

Два сапога – пара.

Нашла коса на камень.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень вода не течет.

У ужа ужата, у ежа ежата.

Упражнение 5

Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, я.

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите

немного подчеркнуто.

Важно помнить, что:

1.Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.

2.Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.

3.При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

Переход к следующему упражнению осуществляется только после того,

как будет достаточно четко отработано предыдущее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дикция и артикуляция является важной частью вокально- исполнительской работы и требует постоянного самосовершенствования. В

 дошкольном возрасте еще преобладает непроизвольное внимание, поэтому детей можно заинтересовать и увлечь данной темой, если преподнести все ярко и красочно. Используя данный методический материал, можно добиться хороших результатов.

Характер певческой дикции зависит от характера музыкального произведения. В спокойных произведениях важно мягко пропевать текст, в

произведениях маршевого характера - произносить нарочито четко. В

быстрых произведениях слова произносятся легко, активно и близко, в торжественных произведениях слова должны быть подчеркнуто весомыми.

В результате, дети смогут самостоятельно работать со словом, иметь правильную вокальную артикуляцию, дикцию в соответствии с характером произведений.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.О.В.Кацер « Игровая методика обучение детей пению» учебно-

методическое пособие «Музыкальная палитра» Санкт – Петербург 2005г.

2.Косинова Е.М. К 71 Уроки логопеда: игры для развития речи/Елена

Косинова.-М.: Эксмо: ОЛИСС,2011.-192с.:ил.

3.Аникеева 3 П., Аникеев Ф. М. Как развить певческий голос.Отв. ред. д-р

мед. наук, проф. Д. И. Тарасов. Кишинев,«Штиинца», 1981, 124 с. с ил.

Аннот. на англ. яз. с. 120 (МЗО МССР, Кишиневский гос. мед. ин-т).

4 Билль А.М. Чистый голос нотное приложе-ние/Электронный ресурс.

Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/361770/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация процессов восприятия музыки детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ.

Работа написана для занятий с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ, с целью активизации процессов восприятия музыки детьми....

Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ Методические рекомендации для музыкальных руководителей

Высокую эффективность в улучшении двигательной активности на музыкальных занятиях показали физминутки и речёвки-попевки, созданные автором данных методических рекомендаций. Они снимают напряжение...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: "Музыкально – игровая деятельность с детьми дошкольного возраста". Подготовила музыкальный руководитель Якубовская Елена Александровна

Цель: помочь сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью общения, творчества.Предложенные игры помогут педагогам обеспечить интегрированный подх...

Методическая разработка «Индивидуализация развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»

Методическая разработка «Индивидуализация развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»...