ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: "Музыкально – игровая деятельность с детьми дошкольного возраста". Подготовила музыкальный руководитель Якубовская Елена Александровна
презентация

Якубовская Елена Александровна

Цель: помочь сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью общения, творчества.

Предложенные игры помогут педагогам обеспечить интегрированный подход к реализации образовательных программ; познакомят воспитанников с особенностями музыкального языка; помогут приобщить к музыкальному искусству, развивать музыкальные способности; расширить кругозор детей; научат обобщать, анализировать, сравнивать.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкально – игровая деятельность с детьми дошкольного возраста музыкальный руководитель Якубовская Елена Александровна ГБОУ « Школа № 460 имени дважды героев Советского Союза А. А. Головачёва и С. Ф. Шустова»

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Музыкально-игровая деятельность: этапы освоения игр дошкольниками 2. Основное назначение дидактических игр: н а развитие у детей звуковысотного слуха н а развитие ритмического чувства на развитие тембрового слуха 3. Музыкально – сенсорные задачи дидактических игр 4 . М узыкально – дидактические игры в младшем дошкольном возрасте 5 . Музыкально – дидактические игры в старшем дошкольном возрасте 6. Организация и руководство музыкально – дидактическими играми 7. Создание условий: музыкальная среда в группах 8. Настольные дидактические игры с нотным приложением 9. Настольные дидактические игры без нотного приложения 10. Ссылки на видеоматериал по использованию дидактических игр 11. Список литературы 12. Интернет - ресурсы

Слайд 3

Цель: помочь сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью общения, творчества. Предложенные игры помогут педагогам обеспечить интегрированный подход к реализации образовательных программ; познакомят воспитанников с особенностями музыкального языка; помогут приобщить к музыкальному искусству, развивать музыкальные способности; расширить кругозор детей ; научат обобщать, анализировать, сравнивать.

Слайд 4

1. Музыкально-игровая деятельность Освоение детьми музыкально-дидактических игр в течение учебного года № игры сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май 1-я игра 1-й этап 2-й этап 3-й этап 4-й этап 2-я игра 1-й этап 2-й этап 3-й этап 4-й этап 3-я игра 1-й этап 2-й этап 3-й этап 4-й этап 4-я игра 1-й этап 2-й этап 3-й этап 4-й этап 5-я игра 1-й этап 2-й этап 3-й этап 4-й этап 6-я игра 1-й этап 2-й этап 3-й этап 4-й этап 7-я игра 1-й этап 2-й этап 3-й этап 4-й этап

Слайд 5

2. Основное назначение дидактических игр - формирование у детей восприятия четырёх важных свойств музыкальных звуков: Высота : развитие звуковысотного слуха; ритмическое отношения: развитие ритмического чувства; тембровая окраска: развитие тембрового слуха; - динамические оттенки: развитие динамического слуха.

Слайд 6

Игры, развивающие у детей звуковысотный слух: средняя группа «Птица и птенчики» «Качели» «Эхо» «Курицы» с таршая группа «Узнай песенку по двум звукам» «Труба» «Весёлые гармошки» «Кто скорее уложит кукол спать» подготовительная ГРУППА «Узнай песенку по двум звукам» «Бубенчики» «Маленькие лесенки» «Цирковые собачки»

Слайд 7

Игры, развивающие ритмическое чувство: средняя группа «Кто как идёт» «Весёлые дудочки» старшая группа «Петушок, курочки и цыплёнок» «Ритмическое лото» (1-й вариант) подготовительная группа «Ритмическое лото» (2-й вариант)

Слайд 8

Игры, развивающие тембровый слух: средняя группа «Узнай свой инструмент» старшая группа «Угадай, на чём играю» подготовительная ГРУППА «Музыкальные инструменты»

Слайд 9

Игры, развивающие динамический слух: СРЕДНЯЯ ГРУППА «Громко - тихо» старшая группа «Узнай звучание своего аккордеона» подготовительная ГРУППА «Кто самый внимательный»

Слайд 10

3. Музыкально – сенсорные задачи дидактических игр Возрастная группа Игры на различение свойств музыкальных звуков высота ритмические качества тембровая окраска динамические оттенки Средняя группа (4 – 5 лет) «Птица и птенчики» – различать звуки септимы (до1 – до2) «Качели» - различать звуки септимы (до1 – ре2) «Эхо» – различать звуки сексты (ре2 –си1) «Курица» – различать звуки квинты (фа1 – до2) «Кто как идёт» – различать акцент в трёх ритмических рисунках, состоящих из четвертных длительностей; «Весёлые дудочки» – различать три контрастных рисунка, состоящих: 1) из половинных и целых длительностей; 2) из четвертных и половинных; 3) из восьмых и четвертных длительностей «Узнай свой инструмент» – различать контрастные тембры трёх инструментов: колокольчика, дудочки, пианино «Громко – т ихо» - различать громкое и тихое звучание музыки Старшая группа (5 – 6 лет) «Труба» – различать звуки кварты (соль1 – до2); «Кто уложит кукол спать» - различать терции (ми1 – соль1); «Весёлые гармошки» – различать звуки секунды (соль – ля); «Узнай песенку по двум звукам» – различать интервалы: квинту, кварту, терцию, секунду «Петушок, курочка и цыплёнок» – различать ритм, состоящий из четвертных и восьмых длительностей; «Узнай песенку по ритму» – различать неконтрастные ритмические рисунку песен Е. Тиличеевой: «Мы идём с флажками», «Небо синее» «Смелый пилот», «Месяц май», состоящих из четвертных и восьмых длительностей «Угадай, на чём играю» – различать тембры пяти инструментов: флейты, ксилофона, металлофона, цитры, маракаса «Узнай звучание своего аккордеона» – различать громкое, умеренно громкое и тихое звучание Подготовительная группа (6 – 7 лет) «Узнай песенку по двум звукам» – различать интервалы: октаву, септиму, сексту, квинту, кварту, терцию, секунду, приму; «Бубенчики» – различать звуки мажорного трезвучия; «Маленькие лесенки» – различать поступенное движение мелодии, состоящей их 3- 5 ступеней звукоряда, вверх и вниз «Ритмическое лото» – различать неконтрастные ритмические рисунки песен Е. Тиличеевой: «Мы идём с флажками», «Небо синее», «Месяц май», «Смелый пилот», «Петушок», состоящих из четвертных и восьмых длительностей «Музыкальные инструменты» – различать звучание семи инструментов: виолы, аккордеона, барабана, бубна, цитры, домры, металлофона «Кто самый внимательный» – различать громкое, умеренно-громкое, тихое и очень тихое звучание

Слайд 11

4. Основная задача музыкально – дидактических игр в развитии музыкальных способностей в младшем возрасте : помочь детям активно войти в мир музыки используя доступный дидактический материал ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: отсутствие соревновательного элемента, так как дети только учатся взаимодействовать друг с другом; музыкально-дидактические игры у малышей вызывают интерес и желание участвовать; учатся различать музыкальные звуки с активной помощью взрослого

Слайд 12

5. Основное назначение музыкально – дидактических игр для развития музыкальных способностей в старшем возрасте : заинтересовать основами музыкальной грамоты, привлечь детей к творчеству, содействовать формированию музыкальных представлений и интересов ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ : усложнение задач и способов познавательной деятельности; обогащение содержания представлений о свойствах и качествах воспринимаемых явлений; изменение характера игрового общения детей и педагога; появление направленности на сверстника как на партнёра по игровой деятельности; активное использование моделей взаимодействия педагога и ребёнка: как взрослый – ведомый, взрослый – консультант, взрослый – наблюдатель; старшие дошкольники самостоятельно используют умения, полученные в повседневной жизни.

Слайд 13

6. О рганизация и руководство музыкально – дидактическими играми ПЕРВЫЙ ЭТАП ВТОРОЙ ЭТАП ТРЕТИЙ ЭТАП ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП 1-е занятие Знакомство с песней или пьесой музыкально-дидактического упражнения, выделяя дидактическую задачу. Использование наглядного материала, с пояснением. 1-е занятие Знакомство содержанием игры. Направить детские эмоции на восприятие музыки в единстве с игровыми действиями. При коллективной игре создавать у детей желание действовать осознанно. Игра в свободное от занятий время. Количество участников определяется правилами каждой игры. Включение музыкально – дидактической игры в самостоятельную деятельность детей. Педагог создаёт условия для детской игровой деятельности 2-е занятие Выделяются характерные слуховые дифференцировки для каждой песни или пьесы, подчёркивается их звучание. Разучивание музыкального материала и дидактического упражнения с использованием наглядного материала. 2-е занятие Дальнейшее с овершенствование восприятия свойств музыкальных звуков. Заинтересованное отношение к игровым персонажам, вызывающих детскую симпатию. Создание игровой ситуации в соответствии с правилами игры. Обращать внимание детей на игровые моменты, которые связаны с выполнением дидактической задачи Автоматизация в восприятии свойств музыкальных звуков, их основных отношений. Возрастает объём самостоятельных действий детей 3-е занятие Уточняются свойства звуков на основе целостного восприятия музыкального произведения. Используется двигательный опыт детей: выполнение движений, связанных с музыкально - сенсорным заданием. 3-е занятие Появление у детей определённых навыков в решении дидактической задачи игры. Дети начинают критически оценивать свои ответы и ответы товарищей. Роль педагога активная, он участник всех игр Следует продумать момент включения игры в музыкальное занятие 4-е занятие Активизация самостоятельного действия детей при восприятии музыкальных звуков. Формирование музыкальных представлений детей. 4-е занятие 2-я проверка уровня различения детьми свойств звуков, формирования сенсорной основы музыкального восприятия у каждого ребёнка. Взаимодействие слова и наглядности , осознанное развитие наблюдательности, активности, самостоятельности. Педагог находит приёмы для индивидуального воздействия на каждого ребёнка Освоение игр на з вуковысотное и ритмическое восприятие проводить в первую очередь, а в конце года знакомство с играми, формирующими тембровое и динамическое восприятие

Слайд 14

7. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ: МУЗЫКАЛЬНАЯ СРЕДА В ГРУППАХ ЦЕНТР МУЗЫКИ – МУЗЫКАЛЬНЫЕ УГОЛКИ В ГРУППАХ

Слайд 15

8. Настольные дидактические игры с нотным приложением

Слайд 16

Настольные дидактические игры с нотным приложением Средняя группа Д ля развития звуковысотного восприятия Птички и птеньчики Качели Эхо Угадай звуки (для игры «Курица») Д ля развития ритмического восприятия Кто как идёт Весёлые дудочки Д ля развития динамического восприятия Громко и тихо Д ля развития тембрового восприятия Узнай свой инструмент

Слайд 17

Настольные дидактические игры с нотным приложением Старшая группа Для развития ритмического восприятия 1. Петушок, курочка и цыплёнок 2. Ритмическое лото Для развития динамического восприятия Узнай звучание своего аккордеона Д ля развития тембрового восприятия Угадай, на чём играю Угадай звуки ( «Труба», «Кто скорее уложит кукол спать», «Весёлые гармошки!») Узнай песенку по двум звукам

Слайд 18

Настольные дидактические игры с нотным приложением Подготовительная группа Для развития звуковысотного восприятия Цирковые собачки Д ля развития ритмического восприятия Кто самый внимательный Для развития тембрового восприятия Музыкальные инструменты

Слайд 19

8. Настольные дидактические игры без нотного приложения

Слайд 20

Картотека настольных дидактических игр без нотного приложения Средняя группа БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм. В ЛЕСУ Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки. ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ Учить передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка. ТИХО – ГРОМКО Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо, громко , не слишком громко. УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ Учить детей воспринимать и различать на слух различные звукоподражания. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДОМИКИ Развитие слухового внимания, умения различать звуки по высоте, расширение музыкально-слухового багажа, тренировка памяти. КТО В ДОМИКЕ ЖИВЁТ? Расширение музыкально-слухового багажа, совершенствование умения воспроизводить звукоподражания птиц и животных.

Слайд 21

Картотека настольных дидактических игр без нотного приложения Старшая группа ВЕСЁЛАЯ ЛЕСЕНКА Закрепление знаний детей о постепенном движении мелодии вверх и вниз, развивать память, мышление. ПРИДУМАЙ РАССКАЗ Развивать ритмический слух, память, речь, творческие способности. УГАДАЙ И ПОВТОРИ Развитие тембрового слуха, музыкальной памяти, внимания В ЛЕСУ Развивать у детей звуковысотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки. ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ Учить передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка. ТИХО – ГРОМКО Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо, громко , не слишком громко. УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ Учить детей воспринимать и различать на слух различные звукоподражания. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДОМИКИ Развитие слухового внимания, умения различать звуки по высоте, расширение музыкально-слухового багажа, тренировка памяти.

Слайд 22

Картотека настольных дидактических игр без нотного приложения Подготовительная группа Игры для развития музыкальной памяти и слуха: Составь оркестр; Музыкальное лото по памяти; Какой инструмент лишний?; Сколько нас поёт?; Волшебный волчок; Назови композитора Игра для развития тембрового слуха и чувства ритма Угадай на чём играю? Игры для развития чувства ритма Зонтик; Воздушные шары; Придумай имя и животное; Ритмическое эхо; Переводчик; Угадай мелодию; Долгие и короткие звуки; Ритмическое лото; Определи по ритму; Прогулка в парк Игры для развития звуковысотного слуха Три поросенка; Звуки разные бывают; Домик – крошечка; Птичий концерт ; Игры для развития детского творчества Музыкальные птенчики; Музыкальный телефон; Музыкальная шкатулка; Весёлый маятник; Музыкальная карусель Игры для развития тембрового слуха Музыкальный магазин; Музыкальный паровоз Игра для развития восприятия музыки Вертушка Игры на определение характера музыки Снеговики настроения; Ромашки настроения; Разноцветная гусеница Игра на развитие слухового восприятия Колобок

Слайд 23

10. Ссылки на видеоигры Музыкально – дидактическая игра « Ритмический рисунок» https://youtu.be/AgmKXK4G0S4 Музыкально – дидактическая игра « Птичка, зайка и лошадка» https://youtu.be/pKyZQv2zDrU Музыкально – дидактическая игра « Квак и Кряк» https :// youtu.be/KwGphuKcFuA Музыкально – дидактическая игра «Петушиное семейство » https:// youtu.be/4QGhLGDaN7Y Музыкально - дидактическая игра «Чудесная лесенка » htt ps:// youtu.be/23xNwjWhB8s

Слайд 24

11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников . Старшая и подготовительная группы/ Г.И. Анисимова. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 96с.; ил. 2. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь . Изд. 5-е. М., 1989 3. Деркунская В.А. Детство с музыкой . Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С-пб ; Детство-Пресс, 2010, - 650с. 4. Зимина А.Н . « Музыкально - дидактические игры »: М. - 1999 г. 5. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников : Из опыта работы музыкального руководителя. - М.: Просвещение, 1985. - 96с. 6. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для детей 4-7 лет , предназначенные для развития музыкально-сенсорных способностей. Феникс, 2010 -216с. 7. Костина Э. П. Роль наглядных средств в музыкально-сенсорном развитии дошкольников . - В кн.: Психолого-педагогические проблемы дошк . воспитания и подготовки детей к школе.- М.: Педагогика, 1980 8. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей / Т.Н. Образцова. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»», ООО « Этрол », ООО «Гама Пресс 2000», 2005. - 277с. 9. Роот З.Я. Музыкально - дидактические игры для детей дошкольного возраста . Методическое пособие. Издание второе. Айрис - Дидактика. Москва, 2007 10. Скопинцева О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников . Волгоград, Учитель 2010 - с. 111 11. Тютюнникова Т.Э. Сундучок с бирюльками . Музыкальные игры . М-2009 12. Ходонович Л.С Музыкально-творческое развитие дошкольников : планирование, учёт и контроль. - М.: Академия, 2005 13. Школяр Л. Ребёнок в музыке и музыка в ребёнке . // Дошкольное воспитание, 1992, №7. - С. 39-41

Слайд 25

12 .ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ Музыка и дошкольники Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/muzyka-i-doshkolniki http://dohcolonoc.ru/cons/1026-konsultatsiya-na-temu-rol-didakticheskoj-igry-v-razvitii-doshkolnika.html http://www.maaam.ru/detskijsad/muzykalno-didakticheskie-igry-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html Практический материал «Планирование музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста» https :// drive.google.com/drive/folders/10hhkusc8Ks8DlErVyvJLRcIEGMM699Ze?usp=sharing Ссылка на образовательные ролики: Музыкально-дидактическая игра «Кто скорее уложит куклу спать» https :// youtu.be/Dz6iGIZ9nmE Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста https :// youtu.be/U-vPj3Hhgxo

Слайд 26

Музыкальный руководитель Якубовская Елена Александровна elena.jackubovsckaja-elena@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель: развитие эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями.Задачи:-Усиление способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального конта...

Методика организации музыкально-игровой деятельности с детьми дошкольного возраста

Основной формой реализации задач музыкального воспитания выступают занятия. Смысл этих занятий в том, чтобы продвинуть вперед творческое и музыкальное развитие детей, реализовать потенциальные возможн...

Содержание образовательно - игровой деятельности с детьми дошкольного возраста на основе игрового набора «МИР ГОЛОВОЛОМОК»

Игры-головоломки учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию....

Авторский учебный материал музыкального руководителя Якубовской Елены Александровны. Тема:«Воспитание у детей дошкольного возраста любви к Родине с учётом требований ФГОС»

Проработав с детьми – дошкольниками музыкальным руководителем вот уже более 25 лет, я поняла, что большие возможности для воспитания у детей любви к Родине представляет знакомство моих воспитанн...

Педагогическая статья. Название: "Толерантность в музыке. Возможна ли она?". Автор составитель: Музыкальный руководитель Якубовская Елена Александровна

     В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности.       В наше время прогресса и компьютеризации може...