Авторский учебный материал музыкального руководителя Якубовской Елены Александровны. Тема:«Воспитание у детей дошкольного возраста любви к Родине с учётом требований ФГОС»
учебно-методический материал

Якубовская Елена Александровна
Проработав с детьми – дошкольниками музыкальным руководителем вот уже более 25 лет, я поняла, что большие возможности для воспитания у детей любви к Родине представляет знакомство моих воспитанников с различными музыкальными произведениями. Так, русская народная песня, например, воспитывает у ребёнка любовь к народному творчеству, уважение к народу. Также народное музыкальное творчество Н.Г. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Я использую народное музыкальное творчество в разных видах музыкальной деятельности детей, как на занятиях, так и вне их.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

"Школа № 460 имени дважды Героев Советского Союза А.А. Головачёва и С.Ф. Шутова",
Дошкольная группа - 6

Из опыта работы:

авторский учебный материал

музыкального руководителя

Якубовской Елены Александровны

Тема:  

«Воспитание  у детей дошкольного возраста

любви к Родине с учётом требований ФГОС»

Москва

2020 год

        Проработав с детьми – дошкольниками музыкальным руководителем вот уже более 22 лет, я поняла, что большие возможности для воспитания у детей любви к Родине представляет знакомство моих воспитанников с различными  музыкальными произведениями. Так, русская народная песня, например, воспитывает у ребёнка любовь к народному творчеству, уважение к народу. Также народное музыкальное творчество Н.Г. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

         Я использую народное музыкальное творчество в разных видах музыкальной деятельности детей, как на занятиях, так и вне их. Работая с детьми дошкольниками очень важно отобрать такие музыкальные произведения для пения и слушания, которые идут в соответствии с требованиями ФГОС. Например, народные песни «Во поле берёза стояла», «Я с комариком плясала», «Прялица», «Из –под дуба», «Коровушка», «Ой, вставала я ранёшенько» и др.

     Ещё очень важно на музыкальных занятиях, начиная с младшего дошкольного возраста не только использовать различные распевки - считалочки, потешки и приговорки: «Бай качи-качи», «Чики – чики – чикалочки», «Лиса по лесу ходила», «Две тетери», «Заяц», «Яблоко», «Гуси – гуси» и др., но и подобрать различные музыкальные игры на мелодии народных песен. Например, «Как на тоненький ледок», «Пойду ль я, выйду ль я», «Горелки», «Как у наших у ворот», «Из – под дуба», «Поулице мостовой» и др.

      При  драматизации литературных произведений, я всегда использую народную музыку. Так, в инсценировке сказки «Теремок», «Гуси – лебеди» у меня звучали мелодии «Скок – скок – поскок, молодой дроздок», «Как пошли наши подружки» и др.

        При обучении детей игре на детских музыкальных инструментах я также использую народные мелодии.В детский репертуар я всегда включаю такие музыкальные произведения, как «Светит месяц», «Ах вы сени», «Во поле берёза стояла», «Калинка». Особый колорит звучанию детского оркестра придаёт игра музыкального руководителя на аккордеоне, а в арсенал детских инструментов включены ложки, трещотки, дудочки, бубенцы и колокольчики.

       Когда я разучиваю с детьми песни, то я сразу обращаю внимание детей на характерную для народного языка напевность, на смысловые ударения,на то, что мелодия усиливает выразительность и значимость слов.

       После такого подбора музыкального репертуара, я заметила, что русские народные песни обогатили речь детей, познакомили с образностью родного русского языка.  Например, «Со добра коня упал», «Умывалась я белёшенько», «Красные девушки» и т.д.Такого рода народные песни научали моих воспитанников различать русские народные песни по характеру их звучания. Например, исполнения колыбельной песни, подчёркивало медленный, спокойный характер мелодии, и наоборот, жизнерадостность, бодрость, чёткость, яркость ритма передавались в таких произведениях, как: «Пойду ль я, выйду ль я», «Земелюшка – чернозём», «Как на тоненький ледок», «Калинка», «Из – под  дуба», «Ах ты, берёза». Понять особенности русской песни помогла их драматизация, при которой дети сочетали передачу образа игрой, пением, ритмическими движениями. Особенно любят дети шуточные игры «Я по лугу ходила», «Как у наших у ворот» и др. Ко многим шуточным играм я всегда веду большую подготовительную работу, чтобы заинтересовать детей. Перед разучиванием игры «Я по лугу ходила» показала видео материал красоты наших русских лугов, а  также обратила внимание на раздолье жизни их обитателей: порхающих бабочек, жучков греющихся на солнышке, жужжание пчёл, красивых луговых цветов. Перед разучиванием песни «Земелюшка – чернозём» я показала ребятам видео материал о прогулках в лес: как собирали ароматные цветы, отдыхали под кудрявой берёзкой. Одна моя воспитанница сказала мне, что эту песню надо петь нежно: в лесу красиво, а  о красивом хочется петь тихо, ласково». Готовясь с ребятами к игре «Как на тоненький ледок» я сшила кушак для Вани, попросила своего мужа сделать макет саней, упряжку для коня. В нашем детском саду я очень часто провожу музыкальные гостиные и игровые сеансы, посвящённые народной музыке. На таких вечерах дети слушают музыкальные произведения, исполняемые на народных инструментах: баяне, балалайке, домре. Особой популярностью у детей стали пользоваться такие концерты, как «Наша Родина в музыке», «Весенние напевы», Осень в родном краю». Вот примерная программа вечера музыкальной гостиной: в исполнении взрослых звучала народная песня «Как пошли наши подружки». Дети спели «Во поле берёза стояла». Группа ребят драматизировала знакомую песню «Прялица». Учащийся музыкальной школы исполнял на аккордеоне песню «Поёт, поёт соловушка», затем все вместе играли в игру с пением «Ворон».

      Использование музыкальных произведений, раскрывающих природу родного края и общественно – политические события, способствует углублению патриотических чувств дошкольников. Детям близка тематика музыкальных произведений советских композиторов. В этих произведениях запечатлены конкретные образы действительности, на основе которых и составляются представления о нашей великой Родине. В песне «Наш край» Д. Кабалевского звучит восхищение русской природой, её берёзами, рябинами. Детям полюбилась мелодия этой песни. Её я использовала в постановке танца с листьями. В репертуаре детей – песня «О Родине» Е. Тиличеевой. Она пробуждает у дошкольников чувство гордости своей страной и своим народом, его трудовыми делами и подвигами. Моя авторская песня «Наша Родина – Россия!» (музыка и слова Е. Якубовской), звучит в детском исполнении восторженно и воодушевлённо. Ребята поют о могуществе нашей Родины, о том, что когда они подрастут будут славить и беречь своё отечество.

      Русская классическая музыка, произведения П. И. Чайковского, Н. А. Римского – Корсакова, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова обогащают впечатления дошкольников, приобщают их к духовной культуре родного народа.

     Когда на одном из вечеров нашей музыкальной гостиной я познакомила ребят с «Песней жаворонка» П. И. Чайковского, дети очень внимательно слушали музыку от начала до конца, потому что перед прослушиванием этой музыки мною был подготовлен видео материал, который передавал весенней природы: «Раннее весеннее утро, лазурное небо, яркое солнце, кругом поля, над ними тонкий прозрачный бор. В лугах золотого солнца просыпается лес, а между небом и землёй в сияющей голубизне – маленькая серенькая птичка – жаворонок. Она радостной песней встречает весну». После такого вступления дети слушали пьесу, а затем определяли характер музыкального звучания. Ребята говорили: «Жаворонок поёт красиво, звонко, нежно. Летает легко и быстро». Я старалась, как бы сблизить непосредственные наблюдения детей с впечатлениями об услышанном произведении,  уловить в самой музыке.

      Чтобы дети глубже поняли содержание народных песен о природе, я познакомила своих воспитанников с картинами «Берёзовая роща» А. Куиджи, «Золотая осень» И. Левитана, «Лес» Л. Бродской. По мере того, как дети обогащались музыкальными впечатлениями, у них развивалось умение замечать особенности произведений. Так, например, о песне П.И. Чайковского «Крестьянин играет на гармошке» Саша сказал: - «Когда слушаем эту песню, то представляем себе, как взял крестьянин в свои руки гармонь. Идёт по дороге и играет одну и ту же мелодию, которая ему понравилась. Музыка звучала громко, а потом тише и тише. Кажется, что крестьянин куда – то ушёл».

       В результате проведения работы ребята научились внимательно слушать музыку, находить связь между содержанием музыкальных произведений и действительностью, усвоили программу. Музыка заняла значительное место в жизни детей. Работая со старшими дошкольными группами, я стараюсь научить каждого воспитанника слушать музыку, понимать её настроение и характер. Музыкальные произведения, которые звучат на занятиях не оставляют детей равнодушными и способствуют формированию у них чувства любви е народу и нашей великой Родине.  

Список используемой литературы:

  1. Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман – Теория и методика музыкального воспитания в детском саду – Москва, 1984 г.
  2. Н.А. Ветлугина – Музыкальное воспитание в детском саду – Москва, 1981 г.
  3. И. Л. Дзержинская – Музыкальное воспитание младших дошкольников – Москва, 1985 г.
  4.  Н. А. Ветлугина.  Музыкальный букварь – Москва, 1989 г.
  5. Д. М. Кабалевский  –  Как рассказывать детям о музыке? – Москва, 1977г.
  6. Д. Б. Эльконин  – Психология игры – Москва, 1985 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС"

Статья на тему "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС"...

Консультация "Воспитание в детях дошкольного возраста любви к Родине»

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, сво...

Сообщение к родительскому собранию на тему: «Воспитание у детей дошкольного возраста любви к Родине»

Чувство любви к Родине  зарождается у детей в первые годы жизни  под влиянием патриотической  атмосферы в семье, в детском саду, во всей окружающей действительности. Внимание детей рано...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: "Музыкально – игровая деятельность с детьми дошкольного возраста". Подготовила музыкальный руководитель Якубовская Елена Александровна

Цель: помочь сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью общения, творчества.Предложенные игры помогут педагогам обеспечить интегрированный подх...

Педагогическая статья. Название: "Толерантность в музыке. Возможна ли она?". Автор составитель: Музыкальный руководитель Якубовская Елена Александровна

     В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности.       В наше время прогресса и компьютеризации може...

План работы методического объединения музыкального руководителя с воспитателями ДОУ:«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности»

План работы методического объединения«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности»2022-2023 учебный год№п/пСодержание основной де...

«Формы работы по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС»

        Одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способносте...