Д.Б. Кабалевский "Клоуны" комплексное занятие в подготовительной группе
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Лаукарт Ирина Владимировна

н

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d._b._kabalevskiy_klouny_muzyka_i_applikatsiya.docx15.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                               КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ «КЛОУНЫ»

Программное содержание: знакомить детей с творчеством композитора Д.Б. Кабалевского; развивать творческое воображение, пробуждать эмоциональный отклик на музыкальное произведение; формировать у детей положительные эмоции при слушании музыки; учить различать структуру произведений и передавать характер музыки через движение;

развивать у детей навыки аппликации, учить составлять изображения по частям; воспитывать стремление сделать работу аккуратно, красиво, правильно, располагая по объемной форме; развивать пространственное представление (в середине, вверху, внизу и т. д.); развивать эстетическое восприятие.

Материал и оборудование: портрет Д.Б. Кабалевского, музыкальные шумовые инструменты, кубы мягкие — 4 шт., 2 костюма клоунов, колпачки и ножницы по количеству детей, кисточки и подставки, клей, классики, цветная бумага для аппликации.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Дети, скажите, пожалуйста, кто изображен на этой иллюстрации? (Клоуны.)

Где выступают клоуны? Кто из вас был в цирке? (Ответы детей.)

Сегодня на занятии вы послушаете музыку, которая так и называется — «Клоуны», а написал ее композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Но, прежде чем мы начнем слушать музыку, я хочу вам немного рассказать о Д.Б. Кабалевском. Родился он в Петербурге. Еще мальчиком любил играть на фортепиано, но жизнь сложилась так, что с 16 лет Дмитрию пришлось самому зарабатывать себе на хлеб. Он служил почтальоном, рисовал плакаты. Одновременно учился в школе живописи и рисования. Но все-таки любовь к музыке оказалась сильнее, и Дмитрий начал серьезно заниматься музыкой. Он очень любил писать музыку для детей, и юные пианисты с удовольствием исполняют его произведения. Так, в 1973 году в США состоялся фестиваль, на котором более 200 детей и подростков играли сочинения композитора.

Д.Б. Кабалевский передает в своих произведениях различные чувства, настроения, образы, знакомые и близкие детям. В пьесе «Клоуны» вы услышите рассказ о цирковых артистах. Внимательно прослушайте ее и скажите, какая по настроению музыка этой пьесы. (Прослушивание пьесы.)

Дети. Веселая, задорная, озорная.

В. Правильно, эта музыка шутливая, бойкая, забавная. Послушайте еще раз и скажите, меняется ли характер музыки? (Вначале музыка веселая, задорная, в середине звучит тихо, неуверенно, а потом опять весело, как в начале.)

Сколько частей вы услышали? (Три.)

Я думаю, что музыка этой пьесы рассказывает о двух разных клоунах, ведь пьеса так и называется «Клоуны», а не «Клоун». Какие это клоуны? (Веселый и грустный.)

Правильно, музыка 1-й и 3-й частей звучит шутливо, игриво и изображает веселого клоуна, а музыка 2-й части — клоуна, у которого ничего не получается, клоуна-неумеху. Он пытается все делать так, как первый, но каждый раз терпит неудачу. Даже интонация музыки подчеркивает это. Посмотрите, у меня в руках вот такой инструмент. Как он называется? (Металлофон.)

Он называется так потому, что звуки получаются от удара молоточком по этим металлическим пластинкам. Сейчас я на нем сыграю вам интонации веселого клоуна. Звуки все время идут вверх, звучат весело, мажорно. А теперь послушайте интонацию второго клоуна. Звуки идут вниз, как бы спотыкаясь, робко, минорно. Давайте попробуем озвучить музыку этой пьесы на наших детских музыкальных инструментах. Как вы думаете, какие инструменты помогут нам подчеркнуть веселое праздничное звучание музыки первого клоуна? (Музыкальные молоточки, бубны, колокольчики.)

На них мы будем играть громко и весело. А для 2-й части возьмем погремушки и сыграем тихо, осторожно. Они хорошо передадут образ клоуна-неумехи. Итак, приступаем. Первый раз я буду дирижировать и показывать вам смену инструментов, а второй раз вы попробуете сами услышать и передать смену частей музыки.

Знакомьтесь, верные друзья: их разлучить никак нельзя!

(Выводит двух одетых клоунами детей.)

Перед вами клоун Том,

Ходит он из дома в дом,

День и ночь смешит людей —

С Томом жить нам веселей.

А вот это — клоун Тим,

Целый день сидит один:

То он плачет, то молчит,

То вздыхает, то грустит.

Сейчас представим на мгновенье —

Даем мы в цирке представление.

В группе будем веселиться,

В цирк здесь все вдруг превратится.

(Воспитатель расставляет ярко украшенные мягкие кубы.)

В. А артистов где ж нам взять

Представление начать?

Придумала!

Дружно мы в ладоши хлопнем

И ногою вместе топнем,

Вокруг себя перевернитесь —

И в артистов превратитесь!

В. Давайте попробуем стать клоунами и передадим в движениях их характер. Начинает представление веселый клоун! Двигаемся радостно, легко, все у нас получается, мы ловкие и смелые, сильные, умелые.

Звучит музыка. Теперь звучит средняя часть: второй клоун смешно и неловко пытается повторить все движения первого.

В. Но вот снова первый клоун с еще большим блеском и смелостью демонстрирует свое мастерство! Хорошо мы повеселились! А наш Тим почему-то все грустит и грустит. Давайте подумаем, почему же у него ничего не получается, и чем мы можем помочь Тиму. (Ответы детей.)

Обратите внимание, как одет Том. У него разноцветный смешной костюм и колпачок, потому что в цирке всегда красиво, ярко, празднично! От этого и настроение у людей улучшается. А какой костюм у Тима? Неяркий, колпачок вообще не украшен. Наверно, поэтому у него ничего не получается, и он такой грустный. Давайте поможем Тиму и украсим аппликацией его колпачок и костюм.

Дети украшают колпачок и костюм клоуна.

Какой красивый стал наш Тим и даже заулыбался, повеселел. Наверно, теперь у него все будет хорошо и удачно. Как вы думаете? Ой! Убежал наш Тим! Давайте догоним его и поиграем с ним.

Дети еще раз вспоминают название пьесы и автора музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Занятие для подготовительной группы. " Обучение пению в подготовительной группе".

Занятие в подготовительной группе "Пение в подготовительной группе"...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе с ОНР по физическому развитию и развитию речи в подготовительной группе. «12 апреля – День Космонавтики. Покорение космоса».

Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе с ОНР по физическому развитию и развитию речи в подготовительной группе.«12 апреля – День Космонавтики.Покорение космоса&r...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...