Конспект открытого музыкально-экспериментального занятия "Красота стеклянных звуков"
опыты и эксперименты по музыке (подготовительная группа)

Шелундова Светлана Геннадьевна

Исследования и импровизация с предметами из стекла и детскими музыкальными инструментами.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Адрес:142718 Московская область, Ленинский городской округ, пгт. Дрожжино, Новое шоссе, д.4, к.1

        

Конспект открытого НОД 

по музыкальному воспитанию

детей подготовительной группы -

«Красота стеклянных звуков»

(Исследования и импровизация с предметами из стекла и

детскими музыкальными инструментами)

 

Составила:

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Шелундова С. Г.

Январь 2022

Пгт. Дрожжино

НОД «Красота стеклянных звуков»

Цель: привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков в процессе экспериментальной и музыкальной деятельности.

Задачи:

развивающие:

  • развивать логическое, образное мышление и память;
  • побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами;
  • развивать тонкость и чуткость тембрового слуха и изобретательность в звуко творчестве;
  • развивать ассоциативное мышление и воображение.

образовательные:

  • расширять и систематизировать элементарные музыкальные знания дошкольников;
  • продолжить знакомство детей с способами игры на бытовых предметах из стекла;
  • продолжать знакомить с выдающимися примерами музыкальной классики.

воспитательные:

  • формировать умение работать в коллективе, маленьком оркестре;
  • воспитывать умение внимательно слушать музыку, свою игру и товарищей;
  • Учить использовать стеклянные звуки, соотносить образ и исполнительский прием.

Виды деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательная, исследовательская, творческая, исполнительская.

Методы и приемы:

Наглядный: просмотр, показ, исследование, игра.

Словесный: беседа, объяснение, вопросы.

Практический: поведение экспериментов со способами извлечения звуков из стеклянных предметов, озвучивание стихотворения, исполнительство. 

Предварительная работа. Беседы с детьми по темам: «Музыкальные инструменты», разучивание песни «Зимушка хрустальная» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Бойко), знакомство с шумовым оркестром на песню «Саночки» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной), с ритмопластикой «Наступили холода» Т. Тютюнниковой.

Средства обучения:

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные стаканы, бокалы, фужеры, бутылочки разных размеров и величины, детские музыкальные инструменты, емкость с водой, деревянные, пластмассовые и металлические палочки для звукоизвлечения, карточки с колокольчиками.

Демонстрационный материал: видео «Танец Феи Драже» П. Чайковского в исполнении стеклянной арфы, картинка «Стеклянный замок», презентация «Музыкальные инструменты из стекла», презентация -мнемотаблица на стихотворение «Хрустальные спицы» (автор Л. Николаенко) с изображением озвучиваемых предметов, видео-мнемотаблицы на песню «Саночки» (муз. А. Филиппенко).

Аудиозаписи: П. И. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик», фоновая музыка- Концерт А. Вивальди "Времена года» - «Зима» II часть, песня «Зимушка хрустальная» (муз. А. Филиппенко, сл. Т Бойко).

План НОД

Раздел

Орг. моменты

Технические приёмы и музыкальные номера

Вступительная часть

Вход,

приветствие

В сопровождении - музыка А. Вивальди II часть концерта «Зима».

Слушание – знакомство с новой музыкой и новым музыкальным инструментом.

Постановка вопроса

Просмотр видео «Танец Феи Драже» П. Чайковского в исполнении стеклянной арфы.

Основная часть

  1. Привлечение внимания,

путешествие – упражнение по показу.

Металлический колокольчик приглашает на посадку.

Ритмопластика Т. Тютюнниковой – «Наступили холода».

  1. Прибытие, описание замка с помощью определения характера музыки.

Фото – Стеклянный замок, музыка – «Танец Феи Драже» П. Чайковского (традиционные исполнение).

  1. Эксперименты со стеклянными звуками:

а) ударяем металлическими, пластмассовыми и деревянными палочками;

б) регулируем звуки от количества воды в стекле;

в) превращаем стеклянные сосуды в шумовые и духовые инструменты

Попевка «Я шагаю вверх, я шагаю вниз»

  1. Продолжение знакомства и исполнительство (оркестровая импровизация, пение)

Презентация «Стеклянные музыкальные инструменты»;

Озвучивание стиха «Хрустальные спицы» Л. Николаенко;

Песня «Зимушка хрустальная», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Бойко.

Заключительная часть

  1. Возвращение – оркестровка

Исполнение с помощью видео оркестра на песню «Саночки», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной

  1. Рефлексия

Закрепление материала с помощью вопросов, оценка занятия с помощью карточек.

Ход НОД

Дети входят в зал под музыку А. Вивальди («Времена года – Зима» II часть Largo) Все стеклянные предметы в зале заранее закрыты тканью. На экране зимний пейзаж.

М.Р. Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

М.Р. А теперь мы с вами поздороваемся с гостями.

Дети и М.Р.: Здравствуйте, гости.

Ответ гостей.

М.Р.: Внимание, у меня есть что-то необычное для вас, располагайтесь поудобнее и посмотрите на экран

Просмотр видео игры на стеклянной арфе (муз. «Танец Феи Драже» П. Чайковского).

М.Р. Скажите, пожалуйста, что вы увидели и услышали на экране? (Ответы детей)

Правильно- мужчина и женщина играют красивую музыку, которая называется «Танец Феи Драже» композитора Петра Ильича Чайковского, на бокалах с помощью касания влажных пальцев.

Вспомните, мы с осени стали с вами знакомиться с необычными музыкальными инструментами, когда из бересты скручивали рожок, а из глиняных игрушек - свистульки (духовые инструменты). К прихвату, с помощью которого из печи доставали горшки с едой, привязывали колокольчики и ударяли им по полу (ударный инструмент). Неужели из стеклянной посуды тоже можно сделать музыкальные инструменты? Помогут ответить на этот вопрос жители Стеклянного королевства – они приглашают нас к себе в гости. Согласны? (Дети: Да)

М.Р. Быстрый поезд, лыжи и коньки с легкостью доставят нас туда. Внимание, сот звоном колокольчика начинается наше путешествие - стройтесь скорее за мной! (Звенит металлическим колокольчиком, дети строятся за М.Р. и двигаются «топотушками» по кругу). 

Ритмопластика «Наступили холода» (Упражнение Т. Тютюнниковой)

1.Ехать в поезде тепло                                 «крутят колёса»

Поглядим- ка мы в окно.                     изобразить руками «окно» 

А на улице зима,                                   «мёрзнут» (потирают свои плечи)

Наступили холода.

2.Да- да- да- да                                             хлопки        

Наступили холода.                                потирают ладошки

Да- да- да- да                                               хлопки

Превратилась в лёд вода.                     раскрыть руки в стороны, замереть

Ду- ду- ду- ду                                               хлопки

Прокачусь я по льду.                           скользящие движения ногами

Ду- ду- ду- ду                                                хлопки

Я на лыжах иду.                                    имитация «на лыжах»

3.Ды- ды- ды- ды                                          хлопки

На снегу видны следы.                            широкие шаги

Ди-ди-ди- ди                                                 хлопки

Ну-ка, заяц, погоди!                               грозят указательным пальчиком.

М.Р. После такого путешествия нам надо отдохнуть – проходите на стульчики.

Звучит музыка «Танец Феи Драже» П. Чайковского (симфонический оркестр), на экране изображение стеклянного замка.

М.Р. Кажется, мы на месте, да и музыка нам уже знакома – «Танец Феи Драже» композитора П. Чайковского -, только исполняется она другими инструментами. Изображённый замок передает характер и настроение этой музыки, и вам нужно подобрать правильные слова при ответе на вопрос – какая эта музыка? (Дети: светящая, хрупкая, таинственная, легкая, прозрачная, летящая, воздушная, сказочная, загадочная.)

М.Р. А сейчас закройте глаза и послушайте, какие красивые звуки у жителей Стеклянного королевства. (М.Р. убирает ткань и тихонько стучит по бокалам палочками.) Они изнеженные, хрупкие и капризные персоны: с ними надо быть очень осторожными. Открывайте глаза и подходите поближе. Давайте с ними поздороваемся. (Здороваются)

М.Р. Вы заметили, что передо мной лежат палочки из разного материала, опишите, пожалуйста, из какого? (Дети: из дерева, металла и пластмассы). Правильно. Как вы думаете, материал палочек будет влиять на качество звука при ударе о бокал? (Ответы детей) Примерим к этому вопросу научный подход - проведем эксперимент. (М.Р. выбирает трёх участников, которым предлагает ударять по бокалу по очереди одной из предложенных палочек. Дети и гости определяют разницу тембрового окраса.)

М.Р. После проведения научного эксперимента обязательно нужно сделать вывод – тембр звука зависит от качества материала! Вам понравилось экспериментировать? Продолжим? (Ответы детей)

М.Р. Эксперимент номер 2. Посмотрите внимательно на эти пять стеклянных бутылок: размер одинаковый, форма, цвет? (Дети: одинаковый.) Но есть в них какие-то различия? (Ответы детей) А давайте послушаем, как они звучат – я буду ударять одной и той же палочкой. (Дети: звуки отличаются по высоте.) И с чем же это связано? (Дети: налито разное количество воды) Вы уверены? Чтобы подтвердить ваше предположение, предлагаю взять 2 пустых бокала, послушать их звучание, а потом во второй налить воды и послушать еще раз. (Дети: из-за воды звук стал ниже) Итак, эксперимент показал, что высота звука в стеклянных предметах зависит от количества воды и воздуха в них. А вы заметили, что бутылочки звучат как наша музыкальная лесенка – поступенным звукорядом вверх и вниз? (Дети: да.)

Исполняется попевка «Я шагаю вверх, я шагаю вниз» под сопровождение игры на бутылочках (по желанию детей).

М.Р. Дети, вы заметили, что мы с вами извлекали все звуки с помощью удара? (Дети: заметили.) Когда мы ударяем, как мы называем такие инструменты? (Дети: ударные.) Может быть есть другие способы воздействия на стеклянные предметы, чтобы получить звук? (Ответы детей.) Предлагаю провести третий эксперимент по способам звукоизвлечений из стеклянных предметов, готовы? (Дети: да.) Для этого нам нужно вспомнить, какие виды инструментов бываю и как на них играют? (Дети: шумовые – шумят, трясут, ударные - ударяют, струнные – дергают и водят по струнам, духовые - дуют, клавишные – нажимают на клавиши.) Клавиш, как и струн, на наших стеклянных предметах не обнаружено, зато в стеклянные пустые предметы можно что-то положить. Есть у меня морские камушки, попробуем насыпать в стеклянную бутылочку и потрясти её– что получится? (Дети: будет шум, шумовой инструмент.) а сейчас попробуем подуть.

М.Р. показывает, как это нужно делать сбоку на нескольких примерах сосудов с разной формой и обращает внимание детей на форму предметов и их размер, наполненность воздухом и водой, и как от этого зависит высота звука. Дети рассматривают сосуды в виде стеклянной трубы, арфы и домры, а руководитель напоминает их названия. Предлагает определить – у какого сосуда самый низкий звук? (Дети: самой большой бутылки.)

М.Р. Итак, делаем вывод по результатам третьего эксперимента – к стеклянным предметам в зависимости от их формы можно применять разные виды звукоизвлечения. И в подтверждение этих слов я приготовила для вас презентацию про стеклянные музыкальные инструменты.

Просмотр презентации «Стеклянные музыкальные инструменты».

М.Р. А еще я знаю одно стихотворение про стеклянные спицы, и для его исполнения мне понадобится ваша помощь. Готовы? (Дети: да.) Вам нужно поделиться на две команды – команда стеклянных и команда детских музыкальных инструментов (дети второй команды подходят ко второму столу, где расположены музыкальные инструменты). Ответьте на вопрос, какие металлические музыкальные инструменты тоже имеют нежные, прозрачные, звонкие голоса? (Дети: колокольчики, металлофоны, треугольники.)

Внимательно смотрите на экран – сначала идут слова, которые я зачитаю, а внизу картинка с изображением звучащего после слов инструмента. Будьте внимательны, начинайте и заканчивайте игру на стеклянных предметах и музыкальных инструментах по показу дирижёрской палочки. Проверим, чья команда самая внимательная!

Озвучение стиха с помощью мнемопрезентации.

Хрустальные спицы (автор Л. Николаенко)

Однажды у старой царицы

Разбились хрустальные спицы.

http://craftkids.ru/uploads/4/6/3/Ksilofon_46330.jpg     http://craftkids.ru/uploads/4/6/3/Ksilofon_46330.jpg       http://craftkids.ru/uploads/4/6/3/Ksilofon_46330.jpg

Посыпался звон из окон, из окон…

http://1.bp.blogspot.com/_1coQbWv1R0c/TP1J1eq0-DI/AAAAAAAAAFg/jMzcczx2Foc/s1600/cocktail.jpg       http://1.bp.blogspot.com/_1coQbWv1R0c/TP1J1eq0-DI/AAAAAAAAAFg/jMzcczx2Foc/s1600/cocktail.jpg       http://1.bp.blogspot.com/_1coQbWv1R0c/TP1J1eq0-DI/AAAAAAAAAFg/jMzcczx2Foc/s1600/cocktail.jpg

Его подхватили синицы.

           

Прислушайся к песенке, если случится,

Что рядом с тобой распевает синица-

http://1.bp.blogspot.com/_1coQbWv1R0c/TP1J1eq0-DI/AAAAAAAAAFg/jMzcczx2Foc/s1600/cocktail.jpg       http://1.bp.blogspot.com/_1coQbWv1R0c/TP1J1eq0-DI/AAAAAAAAAFg/jMzcczx2Foc/s1600/cocktail.jpg         http://1.bp.blogspot.com/_1coQbWv1R0c/TP1J1eq0-DI/AAAAAAAAAFg/jMzcczx2Foc/s1600/cocktail.jpg

И сразу услышишь тот звон из окон.

http://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e75/0004c964-b4b9b8eb/2/hello_html_m8fdafa0.jpg      http://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e75/0004c964-b4b9b8eb/2/hello_html_m8fdafa0.jpg       http://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e75/0004c964-b4b9b8eb/2/hello_html_m8fdafa0.jpg

Звон, звон, звон…

http://1.bp.blogspot.com/_1coQbWv1R0c/TP1J1eq0-DI/AAAAAAAAAFg/jMzcczx2Foc/s1600/cocktail.jpg        http://1.bp.blogspot.com/_1coQbWv1R0c/TP1J1eq0-DI/AAAAAAAAAFg/jMzcczx2Foc/s1600/cocktail.jpg         http://1.bp.blogspot.com/_1coQbWv1R0c/TP1J1eq0-DI/AAAAAAAAAFg/jMzcczx2Foc/s1600/cocktail.jpg

М.Р. Молодцы, обе команды поработали слаженно. Среди стеклянных звуков есть королевские особы- это звуки хрустальные. Их нежные и переливающиеся голоса так красивы, что их хочется долго слушать. Кажется, что они рождаются из тишины и создают нежную, волшебную сказку. Послушайте звучание хрустального колокольчика.

Давайте вспомним, в какой песне нам встречается слово хрустальная? (Дети: «Зимушка хрустальная») Правильно, исполним её для наших дорогих зрителей и попрощается со стеклянным королевством.

Исполнение песни «Зимушка хрустальная» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Бойко).

М.Р. Ну а теперь, пора нам возвращаться назад. Помогут нам в этом саночки и детские музыкальные инструменты.

Исполнение оркестровки на песню «Саночки» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) с помощью ритмического видео.

М.Р. Дети, где вы сегодня побывали? (Дети: в стеклянном королевстве.) Что вы нового узнали? (Ответы детей.) Что влияет на звучание стеклянных инструментов? (Дети: из чего сделано, от количества воды и воздуха, от формы и размера.)

У меня есть для вас карточки с изображением большого хрустального и маленького металлического колокольчиков. Если вам понравилось наше занятие, то выберите хрустальный колокольчик, а если не понравилось, тогда выбирайте металлический. Посмотрим, сколько окажется хрустальных.  Покажите выбранные карточки нашим зрителям, и попрощаемся с ними. Споём: «До свиданья, гости!» «До свидания!»

Спасибо вам за оценку и активное участие, эти карточки можете взять себе на память.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж

Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...

Конспект открытого занятия "Весёлые гости. Автоматизация звука "л"."

Конспект открытого индивидуального занятия по автоматизации звука (по заданию логопеда). Целью данного занятия является закрепление произношения звука "л" в прямых слогах, словах и фразах На занятии п...

Конспект открытого занятия по логопедии.Тема : « Звуки С , З . Буквы С и З »

Конспект открытого занятия на Тему : « Звуки  С , З .  Буквы  С и З »  в подготовительной логопедической группе...

Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»

Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель: Уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепит...

Конспект открытого логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах. День Рождение Мишутки»

Цель: автоматизация звука [ш] в слогах, словах.Задачи:1. Коррекционно-образовательные:- формировать правильное произношение звука [ш];- закреплять знания о механизме образования звука, его акустически...