Консультация для родителей: "Развитие вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста посредством песенного народного творчества"
консультация по музыке

Кононова Ирина Игоревна

Народный фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, творчества, музыкального фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности и т.д. особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Что такое детский фольклор? 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 города Нефтеюганска

«Детский сад №14 «Умка»

Консультация для родителей

Развитие вокально-певческих навыков детей старшего дошкольного возраста посредством песенного народного творчества

Подготовила: музыкальный руководитель

Кононова Ирина Игоревна

Развитие вокально-певческих навыков детей старшего дошкольного возраста посредством песенного народного творчества

Народный фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, творчества, музыкального фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности и т.д. особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Что такое детский фольклор? Это народные песни, хороводы, игры, загадки, скороговорки, пословицы, потешки, прибаутки. Хочется отметить, насколько важны различные жанры фольклора для развития и становления речи ребенка. Произведения фольклора детям легко запомнить, ведь маленький отрезок мелодии, называемый мотивом, часто повторяется в песне, не изменяясь, да и по объему они не велики. Они как бы заранее рассчитаны на быстрое запоминание. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить его к народной поэзии.

Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения. Связь поэтического слова и движения идет от народной педагогики. Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.

Первое направление — это установление и формирование доверительных, добрых отношений между взрослым и ребенком (тактильные взаимодействия, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах)

Второе направление — выполнение детьми различных движений при проговаривании или пропевании народных потешек, прибауток, приговорок и так далее.

Какие конкретно движения дети выполняют? Прежде всего - это мелкая моторика. Движения самомассажа:

– потирание ладоней;

– образное движение «моем руки»;

– круговые движения, шевеление пальчиков, хлопки ладонями и т.д. Развитие мелкой моторики и руки непрерывно связано с развитием речи детей. Помимо потешек, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, мы учим его на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям. Например, ребенок показывает, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты играют на разных народных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке). Материал детского фольклора дает детям большой опыт в навыках правильной речи и выразительных движений, помогает развивать чувство ритма, творческие способности.

Одним из любимых дошкольниками фольклорных жанров является народная песня. Мелодии народных песен отличаются простотой и ясностью. Исполнять их не сложно: мелодии состоят из двух-пяти нот. Петь их можно легко, не напрягая голос, не надо брать ни очень высоких, ни слишком низких звуков. Эти мелодии не затрудняют дыхание исполнителя. Такие песни легко исполнять в движении. Ведь давно доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп и формирует правильное произношение.

Дети в детском саду неравнодушно относятся к народной музыке. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Она формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь народными поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, рассыплюсь яблонькой, Ваня-простота и др.). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст.

Народные песни хороши ещё и тем, что их можно инсценировать. Пение напевных песен, удлиняя вдох и углубляя выдох, активизирует главную дыхательную мышцу – диафрагму – и вырабатывает при  этом постепенное расходование воздуха.

В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются такие важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой для развития внутреннего слуха.

Необходимо привлечь внимание к народной педагогике, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу. Основной путь воспитания общечеловеческих качеств – это приобщение ребёнка к своей национальной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Основные виды развития мелкой моторики рук. Пальчиковые игры. Графические упражнения....

План самообразования воспитателя средней группы на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

quot; Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества 4-5 лет ".Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.Задачи. Рабо...

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»...

Укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества и художественного слова

укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества и художественного слова...