Система упражнений для развития вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
статья по музыке (подготовительная группа)

В данной статье будет рассмтариваться ряд упражнений, помогающих в постановке и развитии как речевого, так и певческого голоса. Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, распевание, фонопедические упражнения  - необходимы набор для развития голоса и певческих навыков у детей. Рассамтриваются сами упражнения и их примеры, объясняется для чего они нужны и на что благотворно влияют. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_peniem_u_doshkolnikov.docx17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                  Занятия пением у дошкольников

Формирование и постановка речевого и певческого голоса – основная и важная задача музыкального руководителя, педагога. Этот непростой вопрос требует определенной подготовки, изучения и рассмотрения систематизированных знаний, накопленного опыта, наличия игровых методов и разнообразных приемов.

В статье предлагается материал из ряда упражнений, помогающих в развитии вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Главной целью и задачей артикуляционной гимнастики является тренировка мышц речевого аппарата. Благодаря этой работе улучшаются показатели развития речи детей и певческих навыков.

Задачи артикуляционной гимнастики в музыкально-образовательной деятельности:

– развитие певческих способностей у детей;

– формирование артикуляции различных звуков;

– совершенствование дикции;

– развитие музыкальной памяти.

                                    «Слоник».

Дети вытягивают губы трубочкой вперед и растягивают затем на широкую улыбку. Повторяют 3 раза по 3 подхода.

                                     «Щетка».

Дети проводят языком сначала по верхнему ряду зубов, затем по нижнему ряду зубов. Повторяют 3 раза по 3 подхода.

                                     «Чупа-чупс».

 В положении закрытого рта по кругу дети водят языком: по часовой стрелки и против. Повторяют 3 раза по 3 подхода.

                                     «Котик».

Раз-два-три-четыре-пять, (широко раскрыть рот и подержать несколько секунд)

Будем с Рыжиком гулять! Раз-два-три-четыре,

Рот откроем мы пошире,

Пожевали, (жевательные движения)

Постучали, (стучат зубами)

И с котенком побежали. (движения языком вперед-назад)

Скучно Рыжику, ребятки, (втягивать губы внутрь рта, высовывать вперед узкий напряженный язык)

Поиграем с ним мы в прятки.

Рыжик прятаться устал, (выгибание вверх спинки языка)

Рыжик-ух-сердитым стал.  (кончик языка прижимается к нижним зубам)

Котик, котик, не сердись, лучше деткам улыбнись! (растянутая улыбка)

  1. Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика состоит из ряда упражнений, которые имеют большое значение в системе оздоровления и развития дошкольников. Особого внимания требуют дети, часто болеющие, и дети, имеющие различные нарушения речи.

Основными задачами дыхательной гимнастки в музыкально-образовательной работе являются:

– укрепление физиологического дыхания детей;

– формирование правильного певческого дыхания (короткий вдох-длинный выдох);

– тренировка силы вдоха и выдоха.

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:

– положительно влияет на процессы обмена, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

– способствует восстановлению центральной нервной системы;

– улучшает дренажную функцию бронхов;

– восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

                                  «Часики».

Тик-так, тик-так, стучат часы,

 И маятник качается.

У наших добрых малышей

День новый начинается!

Дети стоят ровно, ноги воль туловища. На счет «раз» опустить голову вниз-выдох, на счет «два» откинуть голову вверх-вдох.

                              «Кошка».

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

Ты погладь ее немножко – сразу замурлычет кошка.

Дети стоят ровно, руки согнуты в локтях, кисти расслаблены, как кошачьи лапки. На «раз» - поворот тела вправо-вдох, на «два» - поворот тела-выдох. На «три», «четыре» - поворот, 4 раза по 4вдоха.

  1. Распевание.

Простые тексты, легкие и запоминающиеся мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению, развивают его.

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)

Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)

И весь день сегодня (хлопают в ладоши)

Будет веселее!

Мы погладим лобик, (движения по тексту)

Носик и щечки.

Будем мы красивыми, как в саду цветочки!

Разотрем ладоши,

Сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем

Смелее, смелее,

Ушки мы теперь потрем,

И здоровье сбережем,

Улыбнемся снова,

 Будем мы здоровы!

                                       «Цветочек».

На полянке между кочек (дети сидят на корточках, опустив голову)

От травы зеленой

Потянулся вверх цветочек, (медленно поднимают голову)

Хрупкий, несмышленный.

Он от ветра задрожал («дрожат»)

И листочки вверх поднял, (выпрямляются, поднимают ручки вверх, «умываются»)

Вот росой умылся,

А потом раскрылся! (встают и руки в стороны)

                                     «Баба Яга».

Вот сидит Баба-Яга,

Очень страшная она! (сидят сутулятся)

Быть такими не хотим! (грозят пальчиком)

Очень прямо мы сидим! (выпрямляются и садятся ровно)

  1. Фонопедические упражнения.

Фонопедические упражнения проводятся для укрепления еще не окрепших голосовых связок. подготовки их к пению профилактике заболеваний верхних дыхательных путей, способствуют развитию типов дыхания: диафрагмального, брюшного. Основная цель упражнений – активизация фонационнного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающемся по энергетическим затратам от речевого.

                            «Каприза».
Я не буду убирать! Я не буду кушать!

Целый день я буду ныть, никого не слушать!

затем дети кричат сначала: «ААААА», воют «УУУУ», визжат «ИИИИИ». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры

Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке;  обогащаются переживания ребенка, эмоциональная отзывч...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

Развитие музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Методика развития музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение является важным средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка....

ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают  большие  трудности  при  овладении графическими навыками, и  это  значительно осложняет начальный этап их о...