Статья по теме: «Арт-терапевтические упражнения в структуре музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста»
статья по музыке (старшая группа)

 Арт-терапевтические упражнения в  структуре музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat.docx25.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья по теме: «Арт-терапевтические упражнения в  структуре музыкальных занятий для детей в старших и подготовительных группах»

О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности.  

Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Одни мелодии великий ученый использовал «чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя», другие мелодии - «против ярости и гнева, против заблуждений души».

Платон придавал музыке важное государственное значение, так как считал ее мощным средством воздействия на сознание и чувства людей.

 Сегодня музыкальную терапию применяют во многих странах мира: в Америке, Великобритании, Германии, Швеции и др.

В России наиболее известны исследования Л.С. Брусиловского, В.И. Петрушина, М.Л.Лазарева. В работы этих авторов входят конкретные музыкально-терапевтические упражнения, рекомендуемые не только для лечения, но и для профилактики психосоматических заболеваний.  

 Не секрет, что в последнее время увеличился рост психических расстройств, повышенной тревожности и агрессивности  у детей.

 Использование различных элементов арт-терапии в детском саду призвано содействовать духовно-нравственному воспитанию детей, открывая перед ними все новые пространства для самопознания и свободного творческого самовыражения. Свободное самовыражение необходимо или желательно, чтобы помочь ребенку устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить имеющиеся психологические проблемы и т.д. Возможности арт-терапии позволяют сдерживать «выплескивание» негативной агрессивной энергии на окружающих или «внутрь себя», а также снимать нервно-психические перегрузки. Именно поэтому, наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на разных этапах музыкалоьного занятия возможно использовать арт-терапию.

 

 Существует несколько видов арт-терапии - это музыкальная терапия, сказкотерапия, ритмотерапия, цветотерапия, драматерапия.

Обратимся подробнее к каждому из видов арт-терапии, и проанализируем какой вид арт-терапии более всего будет пригоден и полезен в работе музыкального руководителя.

Музыкальная терапия.

Музыкотерапия используется как в процессе слушания музыки, так и в процессе непосредственно самих упражнений.  

 С помощью музыки можно учить ребенка чувствовать ритмы природы и человеческой жизни. Для этого я использую музыку для релаксации, а также записи звуков природы (шум моря, леса, дождя, пение птиц и т.д.).

Также составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапия. Ведь известно, что когда человек поет, лишь 20% звука уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Такой своеобразный вибрационный массаж может прекрасно стимулировать их работу. (В этом состоит одно из положительных свойств пения для здоровья).

 Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах (дудочка, флейта), дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.   Правильное дыхание является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни.

«Грибной дождь»

Дети встают, легким потряхиванием плечей и рук освобождают их от напряжения, слегка закидывают назад голову, подставляя лицо под «моросящий теплый дождь», и слушают запись шума дождя (или музыку)

  • Звучит музыка.

Мышцы лица расслабляются, легонько улыбаются губы, полуприкрыты глаза. Нет никакого напряжения. Дождик теплый и приятный. Лицо выражает удовольствие.

«Шум моря»

Воспитанники слушают звуки моря, а затем я предлагаю им «подышать», изобразить море. Делаем тихий, мягкий вдох животом и плавно поднимаем вверх руки. А потом выдыхаем «Ш». Выдыхаем долго-долго, втягиваем живот, чтоб вышел весь воздух. Мягко опускаем руки и снова вдыхаем.

Вокалотерапия

«Буря»

На выдохе низким голосом дети длительно тянут звук \у\ с усилением громкости в середине и ослаблением в конце: (по дирижерскому жесту музыкального руководителя). Одновременно с усилением звука дети слегка разводят руки в стороны и приподнимаются на носочках, с ослаблением звука они возвращаются в исходное положение. Затем дети садятся на колени, расслабляются, прислушиваются к ощущениям в теле.

 

«Дятел»

Дети исполняют вслед за музыкальным руководителем на одной ноте разные ритмические рисунки на повторяющийся слог [тук-тук]. Другой вариант упражнения — на те же слоги дети сочиняют и поют под аккомпанемент деревянных ложек свои ритмические рисунки.

«Цапля».

Дети поют любой звук в унисон как можно дольше, стоя на одной ноге и разведя руки в стороны, как крылья.

Сказкотерапия.

Музыкальная терапия сплетается со сказкотерапией прежде всего через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке. Сказкам свойственны тайны и волшебство, что помогает ребенку более открыто и заинтересованно вживаться в предложенные образы.

Сказки с хорошим концом дают ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо, добро побеждает зло.

  

«Богатырская сила».

Дети изображают с помощью движений, как богатыри выходят из морской пучины, сопротивляясь натиску огромных волн, тяжелым шагом идут, друг за другом по берегу, а затем уставшие ложатся навзничь, расслабляются.

«Снегурочка и Снеговик».

Я читаю детям отрывок из русской народной сказки «Снегурочка». После этого предлагаю им «превратиться» в Снегурочек и Снеговиков. Они стоят, не двигаясь, с закрытыми глазами, прислушиваются к ощущениям в теле. Затем, по моему сигналу, дети начинают чуть-чуть моргать ресничками, открывают глаза, водят ими вправо-влево. Затем делают глубокий вдох носом, наблюдают за тем, как они дышат. Затем «снегурочки» улыбаются, медленно поворачивают головы, разводят в стороны руки, делают шаги.

Ритмотерапия

Включаемые в музыкальные занятия разнообразные движения, пластические импровизации, ритмические движения под музыку также могут быть средством арт-терапии. Танцевальные движения непосредственно влияют на эмоциональное состояние человека, и не только развивают фантазию и творческое воображение детей, но и снимают и физическое напряжение.

 

«Вверх — вниз»

 – это гимнастика для глаз. Дети выполняют движения глазами вверх-вниз и под звуки восходящего и нисходящего звукоряда. Движения выполняются очень медленно и плавно, только глазами. Голова при этом совершенно неподвижна.

«Облачко». 

Звучит пьеса К. Дебюсси «Облака», дети двигаются под музыку, представляя себя легкими и прозрачными облаками, плавно плывущими по небу. Изменяя музыкальное сопровождение, можно предложить детям изобразить облака, которые плывут в разном темпе — то быстрее, то медленнее, то сливаются в одно большое облако, то превращаются в грозовые тучи, стремительно несущиеся по небосводу, и т. д.

 

Цветотерапия и терапия изобразительным искусством.

Еще в древности люди заметили, что цвет, как и музыка, может быть индикатором и регулятором эмоциональных состояний человека. Именно поэтому произведения изобразительного искусства, используемые  на музыкальных занятиях, могут иметь не только образовательный, но еще и арт-терапевтический характер.

«Ковер-самолет»

В этом упражнении я предлагаю детям полетать на ковре-самолете вместе с Иваном Царевичем. Дети рассматривают репродукции картин В.М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке». Под спокойную музыку они закрывают глаза и представляют себя Иваном Царевичем или Царевной, дети «летят» в воздухе на ковре-самолете, по очереди они рассказывают, что видят внизу, под собой, вверху, не страшно ли им лететь, холодно или тепло, легко ли дышится, хочется взлететь еще выше или спуститься на землю. 

Арт-терапия - наиболее естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Задача музыкального руководителя  - помочь детям  научиться использовать музыку для саморегуляции эмоциональных состояний с помощью арт-терапевтических упражнений.

 Думаю, вы обратили внимание на то, что очень многие виды арт-терапии перекликаются между собой. В этом и состоит особенность арт-терапии - интегрируя виды искусства, помогать детям снимать психологическое напряжение на занятиях, повысить интерес детей к музыке.

Таким образом, изучение и использование музыкальным руководителем основ различных видов арт-терапии является важным фактором повышения психолого-педагогической эффективности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возрастаКаждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольнико...

«Магазин музыкальных инструментов». Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Т.Тютюнниковой

Цель. Знакомство детей с шумовыми инструментами и способами игры на них. Создание условий для самостоятельных му­зыкальных импровизаций детей....

Статья "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Целью статьи является выявление педагогических условий, способствующих развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и лексических упражнений...

Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с использованием ИКТ "Музыкальное путешествие в зимний лес"

Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с использованием ИКТ "Музыкальное путешествие в зимний лес"...

Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Всё про музыку мы знаем, поём, танцуем и играем»

Цель занятия:Выявить уровень развития музыкальных способностей детей через совместную музыкально-игровую, певческую, коммуникативную деятельность с использованием распевок, музыкально-игровых движений...