Применение ритмо-техники Bоdy percussiоn на музыкальных занятиях
статья по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кирдеева Марина Николаевна

Развитие музыкально – ритмических способностей  детей старшего дошкольного возраста с использованием эффективных инновационных методов (ритмо-техника Bоdy percussiоn) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_body_percussion.docx22.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение ритмо-техники  Bоdy percussiоn на     музыкальных занятиях

       Развитие музыкально – ритмических способностей  детей старшего дошкольного возраста с использованием эффективных инновационных методов (ритмо-техника Bоdy percussiоn)

      Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога.

      Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

      Чувство ритма — это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Своеобразие ритма заключается в том, что ритм не только является выразительным средством музыки, но и выразительным средством искусства в целом, которое встречается и во вне искусства, следовательно, ритм можно выделить как отдельная художественная категория. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще».

    В начале ХХ века музыкальное искусство начало претерпевать глобальные изменения.  Ритму, несомненно, принадлежит особая роль. Музыкальные правила прошлого нашли новые, смелые ритмы и новые способы их выражения. Это музыка Стравинского, Прокофьева, Шостаковича. Но настоящим прорывом стало появление новых молодежных движений  рок- и поп-музыки, а также музыки различных этнических культур. Все это демонстрировало возросшую роль ритма, а иногда и приоритет в звучащей вокруг популярной и бытовой музыке. Утвердились на концертной эстраде ансамбли и оркестры ударных инструментов.

    В начале первой половины ХХ века в музыкальной педагогике появляется сразу несколько ярких имен педагогов-новаторов - Карл Орф, Бела Барток, и Пауль Хиндемит - каждый по-своему - шли к обновлению системы начального музыкального образования, в том числе и через ритмическое воспитание. Переосмысление роли ритма в творческом детском музицировании вернуло к жизни новые методические приемы, специальный репертуар и, как результат, новые прогрессивные современные программы обучения.

   Наряду с задачей воспитания «музыкально-ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще». Вопросу ритмического воспитания уделяется много внимания. Ритмические упражнения систематизированы по темам и связаны с последовательным изучением различных ритмических групп - чтение заданий ритмослогами, прохлопывание одно- и двухполосных примеров двумя руками, с различными движениями — хлопками, шлепками, притопами и т. д., исполнение ритмического аккомпанемента к специально подобранным произведениям.

Все это стало результатом возникновения нового жанра в исполнительстве «Body percussion»

       В наше время музыкальная перкуссия тела – это искусство, объединяющее в себе мелодию, танец и пение. Современные виртуозы-перкуссионисты выступают как под аккомпанемент музыкальных инструментов, так и сольно. Они дополняют базовые техники растиранием ладонь, свистом, разнообразным бренчанием, возгласами и прочими звуками, задействуя все части человеческого тела.

Теоретическая часть

     Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Всё окружающее нас живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, тиканье часов, биение сердца – все ритмично. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов создает хаотичность и от того, насколько мы восприимчивы к этим пульсациям – зависит наше физическое и психическое самочувствие, мировоззрение и эмоциональная гибкость.

     «Самым первым инструментом человека было и есть его тело» - говорил Карл Орф. Слушать и слышать свое тело, играть на нем, как на перкуссии – это значит пропускать музыку, ее ритм непосредственно через себя. Так родилась система “body percussion” (с лат. звучащие жесты) это хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей.

Техника Body percussion широко используется в музыкальной педагогической практике по всему миру.

          Актуальность и практическая значимость применения ритмо-техники заключается в том, что она помогает детям не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя, развивает навыки слушания и взаимодействия в ансамбле через ритмические композиции, улучшает умение детей импровизировать.

Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляется костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом. Это главное условие развития творческих способностей ребенка. Это гениально и очень подходит современному человеку. Развивает музыкальность, снимает стресс и налаживает связь ума с телом.

        На музыкальных занятиях, при пении применяются ряд упражнений с применением ритмо-техники Body percussion.

       Основной формой в этом виде песенной деятельности является «эхо», когда дети за педагогом повторяют предполагаемую серию жестов, либо  обучающий метод «делай как я», когда за одним ребеноком повторяют все остальные дети.

      Начиная работать по технологии Body percussion,  предлагается  детям сопоставить движение и звуки (Body звук):

Щелчки пальцами – Чики-чики

Хлопки по груди – Токо-токо

Хлопки по животу – Тэкэ-тэкэ

Хлопки по бедрам – Така-така

Притопы ногами – Тум-тум

Хлопок в ладошки – Хлоп.

Для того чтобы изобразить определенный ритмический рисунок сначала предлагается  детям выполнить ряд упражнений, применяя Body звук в разной последовательности (размер 2/4; 4/4):

  1. Така-така (хлопки по бедрам) Тэкэ-тэкэ (хлопки по животу)

Токо-токо (удары по груди) Па (хлопок в ладоши);

  1. Тум (один притоп ногой) 

Па (один хлопок в ладоши) Тум-тум (притопы ногами) 

Па (один хлопок в ладоши);

3.Чики-чики (щелчки пальцами) 

Така-така (хлопки по бедрам) Тум-тум (притопы ногами) 

Па (хлопок в ладоши) Тум-тум (притопы ногами) Па (хлопок в ладоши)

     Ритмические упражнения можно использовать на всех этапах музыкального занятия, например, применить в форме активного слушания музыкальных произведений. В видеоряде представлены ритмические композиции произведений В.А. Моцарта «Турецкое рондо» и Л. Бетховена «Контраданс».

 

Заключение.

Этот метод и использования упражнений ритмо-техники Body hercussion применяется на всех этапах музыкального занятия. Практическая польза применения таких игр и упражнений-это воспитание метроритмических навыков

  • проработка ритмических трудностей;
  • воспитание двигательной координации в различных последовательностях движений;
  • равномерное, симметричное владение правой и левой руками.

Применение данной техники влияет на всесторонее развитие способностей детей: познавательных процессов, зрительно-мотороной координации, воображения.

 Эта технология, безусловно, интересна и продуктивна, т. к. позволяет сделать музыкальные занятия интересными и динамичными. Исполняя и создавая музыку вместе, дети познают ее в реальном действии. Ребенок - соавтор и создатель собственного музыкального мира. В этом заложена успешность в развитии и воспитании активной творческой личности. Дети естественны, раскованы и искренне увлечены всем происходящим. Здесь нет места скуке и однообразию, зато всегда желанны фантазия и выдумка.

 

Литература:

  1. Новоскольцева И.А., Каплунова И.М. программа «Ладушки»/ «Этот удивительный ритм»
  2. Тютюнникова Т.Э. / Т.Э. Тютюнникова «Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа» М. «Астрель» 2000г.
  3. Дмитриева Л.Т., Черноиваненко Н.М / Л.Т. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания» М. “Академия”2000г.
  4. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду 1983.
  5. Кирнарская Д. Психология музыкальных способностей
  6. Теплов Б.М. Психология музыки и музыкальных способностей: хрестоматия.

Звучащие жесты (Body percussion) http://meta-music. ru/method/zvuchashchie-zhesty-body-percussion


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение сказкотерапии в ДОУ на музыкальных занятиях.

В статье "Применение сказкотерапии в ДОУ на музыкальных занятиях" я пишу о том, как средствами сказкотерапии заинтересовать и повысить внимание детей на музыкальных занятиях. Для этого во всех музыкал...

Применение сказкотерапии в ДОУ на музыкальных занятиях» и ее актуальность

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывал...

Применение здоровье сберегающих технологий на музыкальных занятиях

В мастер-классе показаны игры и упражнения, которые можно использовать на музыкальных занятиях...

Отчет по самообразованию «Применение современных информационных технологий на музыкальных занятиях».

Одним из путей модернизации в образовании является информатизация. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в кото...

Сообщение для родителей на тему: «Применение информационно-коммуникационных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Сообщение для родителей на тему:«Применение информационно-коммуникационных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»...

Статья "Применение сказкотерапии в ДОУ на музыкальных занятиях"

Тема статьи "Применение сказкотерапии в ДОУ на музыкальных занятиях" будет интересна музыкальным руководителям, воспитателям и психологам ДОУ. Описывается, как используя различные методы и п...

Применение разных видов упражнений на музыкальных занятиях

Разные виды резонаторных массажей, фонопедические и артикуляционные упражнения....