Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации
статья по музыке (младшая группа)

Шумакова Александра Петровна

ГБДОУ Детский сад № 23 Центрального района Санкт-Петербурга

Шумакова А. П., музыкальный руководитель

 

«Главной ценностью образования является возможность завоевания внутренней духовной свободы отдельным человеком»

Жак Маритен

 

В настоящее время в педагогической среде много внимания уделяется проектной деятельности, проектированию – педагогическому и детскому. Проектная деятельность, как никакая другая поддерживает детскую познавательную  инициативу в условиях детского сада и семьи. Метод информационного проекта актуален и очень эффективен. Он помогает связать обучение жизнью, дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки. 

Информационная проектная деятельность помогает ребёнку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных задумок. Если то, что значимо для ребенка представляет интерес еще и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его развитие, личностный рост и самореализацию. Кроме того все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений требует поиска новых, нестандартных действий в  самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. Проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры, что является познавательной инициативой. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Проектная деятельность, как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между детьми-сверстниками и  между взрослым и ребенком. Все участники информационной проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умения слышать другого и  выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

Используя в своей работе с дошкольниками методические разработки по организации информационно-проектной деятельности реализуется личностно-ориентированный, компетентный и развивающий подход к обучению и воспитанию детей. 

«Проект – цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них тема, это детская самостоятельность, это конкретное и практическое творческое дело, поэтапное движение 

к цели, это метод педагогически организованного освоения  ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания, в цепи программы, развивающей личности»

М.В. Крупинина

 

Основная цель проектного метода: развитие творческой личности ребенка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Проекты бывают исследовательско-творческие, с осуществлением исследовательского поиска, информационно-практико-ориентированные, куда включается социальный интерес, творческие, где результат оформляется в виде детского праздника или выставки. Продолжительность проекта может быть краткосрочной (несколько занятий, одна-две недели), средней продолжительности (от одного до трех месяцев),  и долгосрочной (от нескольких месяцев до года). Следует помнить, что главным видом деятельности ребенка является игра. И любой проект должен опираться именно на игровую деятельность детей. Можно выделить и другие виды проектов: исследовательские, творческие, комплексные, межгрупповые, групповые, индивидуальные. Проектная деятельность в деском саду имеет огромное значение. 

В ходе проектной деятельности у дошкольников формируется комплекс умений. Важное значение имеет взаимодействие с родителями. Одним из положительных веяний информационно-проектной деятельности является желание большинства родителей помочь своему ребенку реализоваться. Таким образом, отмечаются позитивные изменения в отношении самих родителей к воспитанию, развитию и обучению детей не только в детском саду, но и дома. 

Проектная деятельность в детском саду является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Это работа, основанная на сотрудничестве детей, педагогов и родителей, которая помогает стать детям более самостоятельными. У детей развиваются познавательные способности, творческое воображение, мышление. Дети становятся более коммуникабельными. 

Отличительной особенностью информационных проектов является сбор анализ информации о каком-то конкретной объекте или явлении,  ознакомление с данной темой участников – в первую очередь детей, а так же воспитателей, родителей, анализ и обобщение всех знаний и фактов. Благодаря детской любознательности, ребята с удовольствием включаются в информационные проекты, особенно если им близка тема, лежащая в основе проекта.

Одним из самых интересных информационных и вместе с тем социально-ориентированным проектом в моей практике был «Мой любимый город». Актуальность проекта была обусловлена необходимостью расширения знаний детей о родном городе,  Санкт-Петербурге. Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей на каждом этапе деятельности, а так же рост самоорганизации и навыков познавательной творческой деятельности.

Вторым тоже очень интересным опытом в моей практике был среднесрочный, трехмесячный информационный, исследовательски-творческий проект «Здравствуй, Зимушка Зима». Целью проекта было расширить, систематизировать и творчески применить представления детей младшего возраста о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей. В проекте учувствовали дети 4 групп, их родители и воспитатели. Мы проводили открытые музыкальные занятия, выставки работ, связанные с зимой и обитателями леса, сделали картотеку стихотворений о зиме, книгу сказок, провели конкурс «Мастерская Деда Мороза», конкурс семейных елочных игрушек. За три месяца реализации проекта нам удалось осуществить все поставленные цели и задачи. Мы обогатили опыт детей новыми впечатлениями, знаниями и положительными эмоциями. Познакомили детей с характерными признаками зимы, помогли заметить красоту природы, сформировали навыки исследования предмета. Мы сформировали у детей представления о зимних явлениях, празднике «Новый год», а так же умение у детей принимать воображаемую ситуацию, научили сравнивать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по цвету. Так же мы развили интерес к музыке, эмоциональность во время выполнения движений под музыку. Мы наполнили повседневную жизнь групп интересными делами, идеями. Развили творческий потенциал детей средствами информационно проектной деятельности, а так же повысили эффективность детско-родительских отношений и самооценку родителей в воспитании ребенка. Дети активно участвовали в проекте, взаимодействовали друг с другом, что обогатило содержание деятельности и способствовало достижению нового качества совместной творческой работы. 

 

«Откроем же двери навстречу фантазии, дадим детям новую игру –

упражнения должны быть игрой для детей»

Э.Жак-Далькроз

 

Список литературы: 

1) Киселева Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ». Моква, Аркти, 2006

2) Морозова Л.Д. «Метод проектов деятельности ДОУ / Детский сад от А до Я», Москва, 2006

3) Морозова Л.Д «Педагогическое проектирование в ДОУ», Москва, Сфера, 2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnyy_proekt.docx24.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБДОУ Детский сад № 23

Центрального района Санкт-Петербурга

Шумакова А. П., музыкальный руководитель

Методическая разработка

Тема: Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)

«Главной ценностью образования является возможность завоевания

внутренней духовной свободы отдельным человеком»

Жак Маритен

В настоящее время в педагогической среде много внимания уделяется проектной деятельности, проектированию – педагогическому и детскому. Проектная деятельность, как никакая другая поддерживает детскую познавательную  инициативу в условиях детского сада и семьи. Метод информационного проекта актуален и очень эффективен. Он помогает связать обучение жизнью, дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки.

Информационная проектная деятельность помогает ребёнку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных задумок. Если то, что значимо для ребенка представляет интерес еще и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его развитие, личностный рост и самореализацию. Кроме того все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений требует поиска новых, нестандартных действий в  самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. Проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры, что является познавательной инициативой. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Проектная деятельность, как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между детьми-сверстниками и  между взрослым и ребенком. Все участники информационной проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умения слышать другого и  выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

Используя в своей работе с дошкольниками методические разработки по организации информационно-проектной деятельности реализуется личностно-ориентированный, компетентный и развивающий подход к обучению и воспитанию детей.

«Проект – цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них тема, это детская самостоятельность, это конкретное и практическое творческое дело, поэтапное движение

к цели, это метод педагогически организованного освоения  ребенком окружающей среды,

это звено в системе воспитания, в цепи программы, развивающей личности»

М.В. Крупинина

Основная цель проектного метода: развитие творческой личности ребенка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Проекты бывают исследовательско-творческие, с осуществлением исследовательского поиска, информационно-практико-ориентированные, куда включается социальный интерес, творческие, где результат оформляется в виде детского праздника или выставки. Продолжительность проекта может быть краткосрочной (несколько занятий, одна-две недели), средней продолжительности (от одного до трех месяцев),  и долгосрочной (от нескольких месяцев до года). Следует помнить, что главным видом деятельности ребенка является игра. И любой проект должен опираться именно на игровую деятельность детей. Можно выделить и другие виды проектов: исследовательские, творческие, комплексные, межгрупповые, групповые, индивидуальные. Проектная деятельность в деском саду имеет огромное значение.

В ходе проектной деятельности у дошкольников формируется комплекс умений. Важное значение имеет взаимодействие с родителями. Одним из положительных веяний информационно-проектной деятельности является желание большинства родителей помочь своему ребенку реализоваться. Таким образом, отмечаются позитивные изменения в отношении самих родителей к воспитанию, развитию и обучению детей не только в детском саду, но и дома.

Проектная деятельность в детском саду является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Это работа, основанная на сотрудничестве детей, педагогов и родителей, которая помогает стать детям более самостоятельными. У детей развиваются познавательные способности, творческое воображение, мышление. Дети становятся более коммуникабельными.

Отличительной особенностью информационных проектов является сбор  анализ информации о каком-то конкретной объекте или явлении,  ознакомление с данной темой участников – в первую очередь детей, а так же воспитателей, родителей, анализ и обобщение всех знаний и фактов. Благодаря детской любознательности, ребята с удовольствием включаются в информационные проекты, особенно если им близка тема, лежащая в основе проекта.

Одним из самых интересных информационных и вместе с тем социально-ориентированным проектом в моей практике был «Мой любимый город». Актуальность проекта была обусловлена необходимостью расширения знаний детей о родном городе,  Санкт-Петербурге. Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей на каждом этапе деятельности, а так же рост самоорганизации и навыков познавательной творческой деятельности.

Вторым тоже очень интересным опытом в моей практике был среднесрочный, трехмесячный информационный, исследовательски-творческий проект «Здравствуй, Зимушка Зима». Целью проекта было расширить, систематизировать и творчески применить представления детей младшего возраста о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей. В проекте учувствовали дети 4 групп, их родители и воспитатели. Мы проводили открытые музыкальные занятия, выставки работ, связанные с зимой и обитателями леса, сделали картотеку стихотворений о зиме, книгу сказок, провели конкурс «Мастерская Деда Мороза», конкурс семейных елочных игрушек. За три месяца реализации проекта нам удалось осуществить все поставленные цели и задачи. Мы обогатили опыт детей новыми впечатлениями, знаниями и положительными эмоциями. Познакомили детей с характерными признаками зимы, помогли заметить красоту природы, сформировали навыки исследования предмета. Мы сформировали у детей представления о зимних явлениях, празднике «Новый год», а так же умение у детей принимать воображаемую ситуацию, научили сравнивать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по цвету. Так же мы развили интерес к музыке, эмоциональность во время выполнения движений под музыку. Мы наполнили повседневную жизнь групп интересными делами, идеями. Развили творческий потенциал детей средствами информационно проектной деятельности, а так же повысили эффективность детско-родительских отношений и самооценку родителей в воспитании ребенка. Дети активно участвовали в проекте, взаимодействовали друг с другом, что обогатило содержание деятельности и способствовало достижению нового качества совместной творческой работы.

«Откроем же двери навстречу фантазии, дадим детям новую игру –

упражнения должны быть игрой для детей»

Э.Жак-Далькроз

Список литературы: 

1) Киселева Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ». Моква, Аркти, 2006

2) Морозова Л.Д. «Метод проектов деятельности ДОУ / Детский сад от А до Я», Москва, 2006

3) Морозова Л.Д «Педагогическое проектирование в ДОУ», Москва, Сфера, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Статья. «Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации».

Статья знакомит с новыми видами инновационных технологий  в работе педагогов ДОУ. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов)....

Статья на тему "Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"

Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего  сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители....

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продукти...

"Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)".

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...