Методическая разработка открытого занятие «Развитие речедвигательной сферы детей дошкольного возраста через обучение игре на ложках»
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Александрова Татьяна Викторовна

Музыкальное занятие  в игровой форме с детьми дошкольного возраста старшей группы на развитие чувства ритма движений и синхронизации речи с движением, совершенствование общей и мелкой моторики, координации движений, быстроты реакции. Обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных инструментах (ложках).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_zanyatiya.docx337.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого занятие

«Развитие речедвигательной сферы детей дошкольного возраста через обучение игре на ложках»

Провела: музыкальный работник ГБДО д.с №5 и №24  Калининского района Санкт- Петербург Александрова Татьяна Викторовна

Дети : старшей группы

Время проведения занятия – 25 минут

Место проведения- музыкальный зал Детского сада

Цель: Развитие чувства ритма движений и синхронизации речи с движением, совершенствование общей и мелкой моторики, координации движений, быстроты реакции. Обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных инструментах (ложках).

Задачи образовательные:

  • Развивать музыкальные способности и творческий потенциал детей;
  • Учить детей согласовывать движения со словом и музыкой, слышать и чувствовать начало, конец  музыкальной фразы.
  • Продолжать развивать память, мышление, слуховое внимание.
  • Расширить знания про музыкальным инструмент – ложки деревянные музыкальные
  • Обучать основам техники игры на ложках;

Воспитательные задачи:

  • Приобщать детей к русской национальной культуре
  • Воспитывать умение сотрудничать, с уважением относиться к друг другу и окружающим.
  •  Способствовать созданию условий для  самовыражения ребенка и развитию его исполнительских, артистических качеств.
  • Воспитывать у детей гордость за свой  народ, формировать уважение к  традициям и обычаям страны, края.

Оборудование:

Стульчики, , коврики для сидения на полу, магнитофон, фортепиано, флешка с записями,  барабан со стрелкой в виде колобка и 4 картинками-( игра, танец, песня, сказка) , шапочки- маски   (лягушки, зайчик, дятлы, ежики) , музыкальные инструменты: ,ложечки деревянные, ложечки деревянные спаренные, маракасы, стукалочки. Раздаточный материал (картинки с животными) , «бейджики» в виде ложек, раскраски  деревянных ложек с хохломской роспись.

Ожидаемый результат:

-сформированы знания об истории возникновения, технологии изготовления деревянной ложки их росписи, их использовании в различной  творческой деятельности ( игра, пение, танец, сказка)

-проявил интерес к народному творчеству

-обогатился словарь ребенка по теме занятия

-обучился новым приемам игры на ложках

-появилось желание играть на ложках не только на музыкальных занятиях, но и дома

-проявил самостоятельность в творческой деятельности

-совместная роспись деревянных ложек с родителями (раскраска)

Ход занятия

  1. Этап организационный. (3минуты)

Цель- познакомиться с ребятами, настроить их на совместную деятельность. Привлечь внимание к инструменту , через сюрпризный момент.

Под народную  музыку дети входят в зал и садятся на стульчики

- Доброе утро, ребята!  Присаживайтесь в кружок на полу..

Зовут меня , Татьяна – затейница. Мы сегодня с вами настоящая команда, давайте возьмемся за руки. И каждый кто хочет, может что то пожелать своим друзьям . Пожелания от детей

  - Очень важно в команде  поддержка друга. На нашей встрече будут встречаться задания, где нужно будет выбирать ведущего. Важно не кричать я хочу, а уметь предлагать своего друга для выполнения какого либо задания. Ведущими будут у нас все по очереди.

- Ребята, давайте поближе познакомимся. Расскажите , как у вас есть увлечения.( Дети рассказывают о своих увлечениях)

 А хотите узнать про мои увлечения?

Я очень люблю играть. Люблю разгадывать  сложные  загадки, выполнять задания. А кто из вас не боится сложных заданий?

 Сморите, здесь на полу что то стоит. ( корзина с ложками, прикрытая народным платком) Наверное, это первая загадка. Как вы думаете, что там может быть?

 

- Я слышу из корзинки, какие то звуки, прислушайтесь. Что это?  ( звучит музыка в исполнении оркестра ложкарей) Это ложки играют, настроение поднимают. Это ложки не простые, это ложки расписные, деревянные. ( достаю ложки из корзины) Вот малиновый листок, вот зеленый лопушок. Красны ягодки вокруг издают  веселый стук.

(Садимся на стульчики)

Посмотрите, да здесь в корзинке  именные ложечки есть для каждого из вас! Ребята, предлагайте, кто поможет мне раздать эти ложечки? Теперь вы красивые стали, и я буду знать как величают вас. Эта ложечка для Машеньки….

Вешаем «бейджики»- хохломские ложки с именами детей на ленточке

2 этап- Информационный (5 минуты)

Цель- дать нужную информацию о музыкальном инструменте, проверить знания детей по этой теме.

- Давайте рассуждать, что мы знаем о ложках?

Из какого материала он сделаны, как украшены, где можно использовать этот инструмент? ( в игре, танце, песне, как музыкальный инструмент)

                         Презентация

2 слайд

В старину ложками только ели. У каждого была своя ложечка. Часто ложки носили с собой за поясом или в голенище сапога. И если вы бы пришли в гости без своей ложки, могли остаться и без обеда. Так и говорили- "Запасливый гость без ложки не ходит»

          Ну что, рассказать вам дальше про ложечки?

3 слайд

Рубили, то есть вырезали   их из березы, липы, осины, ольхи.

4 слайд

а потом каждую ложечку вручную украшали.

5 слайд

Так появились расписные Хохломские ложечки

 6 слайд

Резные Хотьковские, Псковские..

А как вы думаете, откуда появились эти названия? Вот если бы ложечки вырезали и  украшали в Смоленске?. Они называются?

А в городе Вятка?  Вятские,

          Правильно. Так и называются- Хохломские, Псковские, Тульские ,  

          Загорские, Вятские, Смоленские- ложки деревенские.

7 слайд

Самый главный город, который прославился своими ложками- это Семенов, нижегородской губернии. Про семеновские ложечки ходили легенды, их, как сувенир увозили в разные страны. А что такое сувенир?

Вырезать ложки- не простая работа, здесь сноровка нужна, да умение.

А уж как получатся ложки веселые да звонкие- руки так сами и заиграют.

А хотите с ними поиграть?

 Да.  Итак давайте возьмём в руки наши чудесные  ложки

(Раздаю ложки)

Ложечки, которые у нас - это ложечки с  Хохломской росписью. Посмотрите, какой на   них затейливый рисунок. Здесь  цветочки и ягодки. Хохломские росписи бывают на черном, красном и золотом. Все ложечки расписаны мастерами вручную.

3 этап – Основной ( 15 минут )

Цель- В  игровой форме  научить детей правильно играть на ложках, , используя при этом потешки, стихи и сказки ( движения с речью), применяя различные приемы  игры . Использование музыкального инструмента в различных сферах творческой деятельности- танец, песня, игра и сказка.

- Ребята, я вижу у нас здесь на столе лежит необычный предмет. Как вы думаете что это, а что с ним нужно делать? Мне кажется, подсказка лежала   в  корзинке. Значит задание связано с музыкальными ложечками. Предлагайте, кто сейчас будет крутить барабан с заданиями? Предлагайте, кто будет крутить барабан? Крутим и выбираем задания.

                                         1Картинка с задание.   Песня ( на стульчиках)

            Только, чтобы красиво играть, нужно научиться  еще и правильно сидеть. Сядем с  вами прямо, плечи опустили, руки должны быть свободными и расслабленными. Главные в игре, это наши кисти рук, чтобы они не зажимались нам надо их размять, как говорится разогреть. 

                                                         Упражнения                                

         Раз, два, три, четыре – вот мы

ложечки купили.

Раз, два, три – ты на ложки

посмотри,

Раз, два, три, четыре, пять –

будем мы на них играть.

Смотрите, ложка состоит из деревянной ручки и спинки- горбинки. Их нужно держать друг на против друга

 Ударяя ложкой об ложку, получается характерный красивый звук.

 Как можно играть на ложках?

 Правильно, используя разные приемы. Сейчас я вас покажу, а небольшие потешки  нам помогут их разучить .

 Давайте встанем поудобнее, руки на ширине плеч, спина прямая, плечи и голова свободно опущены.

А это упражнение называется «Солнышко». Ведем руки вверху по кругу и часто ударяем ложками друг о друга

 Здравствуй солнышко- колоколнышко

Часы.( держим ложки за черенки и ударяем спинками)

Вот часы пробили час

Вот часы пробили два

Вот часы пробили три

Ты на ложки посмотри.

А часики наши постоянно иду и идут.

                                                      Тик-  Так, тик- так

                                                      Не догонят нас никак.

Печем «Оладушки»

Как у нашей бабушки

Вкусные оладушки.

                                            Давайте еще раз повторим движения

Солнышко

Часики

Покажем ложечки

Оладушки

А теперь, так и хочется песенку про ложки спеть. Поможете мне?

Разучивается первый куплет песни « Ложки деревенские»

                           

Крутим барабан. Картинка с изображением танца  

                            2 Задание.     Танец

 ( встали парами на точки)

А еще ложечки нам помогут в танце. Вставайте парами. Пробуем движение парой. Повторяйте за мной.

Отрабатываем два движения

- Стук ложечками ритмического рисунка под текс песни-Тук, тук, перестук.

- кружение парами под музыку проигрыша песни.

                    Танец с ложками- Тук тук перестук

                                               

                                    3 задание   Сказка 

Дети садятся на полу

Вы знаете, а мои ложечки знают много сказок. Хотите послушать одну, про зайчишку- трусишку? Только мне будут нужны помощники. Выбирайте себе героя. А для того, чтобы получилась сказка яркой, нам нужно выбрать шапочки- маски на этом столике. А я вам дам музыкальные инструменты.

 

                                 

C:\Users\Танечка\Desktop\сказки- шумелки\5GcaB3_dRwU.jpg

 4 задание . Игра ( встаем в круг)

Чтоб, ребята не скучать, предлагаю поиграть.

Игра – Заморожу ( встаем в круг) Выбираем ( предлагаем) ведущего Морозку( шапочку)

Ребята,  в каждой игре есть правила. А какие правила в нашей игре?

А на нашем барабане появилась еще она картинка. Что в ней зашифровано? Слово оркестр. Наш оркестр называется Ложкари.

А у моей ложечки  подружка есть. Вместе они- звонкая парочка. Эти ложки так и называются- спаренные.

Хотите на так поиграть?

                                              Оркестр( на стульчиках)

Давайте вспомним «Сказку про колобка»

Испекла бабушка колобка, да и положила на окно остужаться.

Сделаем окошечко- держим ручку, ладошкой вверх, недалеко от коленок.

Скачет горячий колобок но окошечку.- движение Колобок ( на ладошке)

На окошке я сижу

И на улицу гляжу

Надоело колобку на окошке сидеть, вот он на скамеечку и спрыгнул.- движение Прыг- скок( ладошка, коленочка)

Прыг- скок, колобок

Колобок – румяный бок

А потоми по полу поскакал- Движение По полу( по коленочкам)

Прыгать мне совсем не лень-

Буду прыгать целый день.

 

Закатился он под стол- Под стол ( об коленку и ладошку)

Ой, ой ,ой

Я хочу скорей домой

 Запрыгнул он снова на окошко, а еще раз прыгнуть не решается- трусишка( два раза по ладошке и коленка)

 Раз, два, три

Ну-ка повтори

 А потом как кубарем скатиться- прием Вжик( скользим с руки и по коленкам)

Вжик

Сидит колобок на окошке, потом прыгнул на  скамейку, затем на пол и в лес покатился-  прием В лес.( Ладошка, одна коленка, вторая коленка и боковая часть ноги)

 Скок, скок и в лесок

побежал колобок

  Ну а сейчас садимся правильно, давайте  устроим настоящий  концерт. Я буду сказку рассказывать, а вы ее на ложечках сыграете, и гостей наших попросим нам помочь( даем ложки и гостям)

                                         Номер Оркестр  « Ой, вы гости».

4 этап- Подведение итогов ( 2 минуты)

Цель- выявить что запомнили дети с занятия, что им показалось интересного. Домашнее задание - подарок.

Ой, спасибо, ребята , порадовали.  Ну что, как вы думаете, мы справились с заданием? Что было самое сложное, а что было самое веселое? Что вы узнали интересного? А кто помнит, как называется роспись на наших ложках? Хохломская. А здесь в корзинке еще и подарки  есть для вас- это раскраски. Можно  будет разрисовать ложечку  Хохломской росписью. Справитесь? А где можно посмотреть каким цветом нужно рисовать? Правильно на ваших именных ложечках.

Ну, что ж очень мне было с вами приятно играть и петь и отгадывать сложные загадки. До свидания. Всем хорошего дня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

Методическая разработка "Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста при обучении игре пионербол"

       ФГОС определяет, что условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, а именно в сферах ...

Методическая разработка на тему " Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки"

Методическая разработка на тему « Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки »Работа выполнена по образовательной программеКоролева Наталья...

Методическая разработка на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через систему дидактических игр и пособий»

В методической разработке вы сможете ознакомиться с различными развивающими дидактическими играми и пособиями, сделанными своими руками и с тем, как активно они применяются в коррекционно-развивающей ...

Методическая разработка на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проект «Лаборатория исследований»

Методическая разработка на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  через проект  «Лаборатория исследований» написана воспитателем первой квалификацио...