Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.
методическая разработка по музыке

В данной публикации предпринимается попытка обосновать игру на детских музыкальных инструментах, как наиболее действенную форму работы как для общего, так и для музыкального развития ребёнка в условиях ДОУ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.

  Цель: развивать творческие способности ребёнка.

  Задачи освоения детьми шумовых инструментов:

  1. Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
  2. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
  3. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.
  4. Исполнять не сложный аккомпанемент.
  5. Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или музыкальными инструментами.
  6. Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.
  7. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.

  8.Развивать тонкость и чуткость тембровый слух, фантазию в звукотворчестве,    

    ассоциативное мышление и воображение.

  9.Развивать чувство ритма.

  10.Развивать у детей чувство уверенности в себе.

  11.Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников

  12.Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

  13.Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

Ведущая педагогическая идея:

  Современные дети, безусловно, отличаются от детей, с которыми я начинала работать. Информационное пространство, в котором они находятся, значительно расширяет их кругозор, развивает познавательный интерес, но, зачастую, не может в полном объеме удовлетворить  духовные потребности и раскрыть индивидуальность

Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.

Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

На протяжении нескольких лет я веду углубленную работу по теме “Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование с элементами концепции Карла Орфа”.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:

  • музыкальные занятия
  • театральная деятельность
  • выступления на праздниках
  • кружковая работа.

В разных видах деятельности:

  • пение
  • слушание музыки
  • движение.

Чтобы дать детям возможность более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки, я организовала в нашем детском саду кружок “Веселый оркестр”.

В своей работе я использовала авторскую программу Т.Э. Тютюнниковой “Элементарное музицирование с дошкольниками”, учебно-методические пособия “Бим! Бам! Бом! Игры звуками”, “Уроки музыки по системе обучения К.Орфа”.

Мне понравилось в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей.

Еще мне импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает – “Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

  Доступность учебного материала, основанного на широком привлечении жизненного опыта детей и примеров из окружающей действительности, работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности, служит источником развития музыкально – эстетического воспитания детей.

  Эффективность опыта подтверждается выступлением на различных мероприятиях.

Система заданий, которые входят в эту программу позволяют:

  1. Поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке
  2. Привить навыки игры на музыкальных инструментах
  3. Знакомить с произведениями детской классической музыки на практике.
  4. Овладевать простейшими элементами музыкального языка.
  5. Формировать у детей такие качества как творческая индивидуальность, самостоятельность и свобода мышления
  6. Развивать навыки общения и сотрудничества.

Основными видами деятельности на занятии кружка по элементарному музицированию являются активные формы:

  1. Пение
  2. Игра на детских музыкальных инструментах
  3. Речевые упражнения и движения ребенка.

  Чтобы взаимодействовать с современными детьми, педагогу самому необходимо быть современным. Не отрицая традиционные приемы и методы, все же находить новые способы сотрудничества.

  Как помочь детям дошкольного возраста войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике?

  Ответы на эти вопросы нужно искать в такой «педагогике», которая не ребенка приспосабливает к методике, а методику к ребенку, имея в виду его интерес к игре и творчеству, как внутренней сути детского познания мира.

  Такой «педагогикой» и стало для меня «элементарное музицирование» система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом

  Дошкольники очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хотя бы раз дал в руки детям незатейливые инструменты. «А мы будем сегодня играть в оркестре?» Устоять перед натиском детей просто невозможно. Так было со мной в самом начале педагогической работы. Дети на занятиях очень любили играть в шумовом оркестре, и я им часто оставляла  такую «конфетку» на десерт.  Желание детей играть на инструментах и моё желание их хорошо и правильно учить – соединились вместе. Так появился  кружок «Детский оркестр».

  Придя работать в детский сад, я подумала: «Как должна быть организована работа по обучению игре в шумовом оркестре, чтобы она соответствовала четырём важным для меня условиям:

  • Быть лёгкой для детей и педагога;
  • Быть интересной для них;
  • Быть систематической.                                                                                                         

 Эти  четыре  пункта за время работы  превратились в методику. Учение для дошкольников должно быть не только лёгким и приятным времяпровождением, но и интересным. Когда-то я думала, что само применение детских шумовых инструментов на занятиях достаточно. Но, оказалось, что дети с огромным удовольствием посещают мой кружок «Детского  оркестра». Главное слушать своё собственное сердце, помогающее  правильно понимать детей. Оно заставляет отбросить любые  догмы, когда скука поселяется в глазах ребёнка. Этот  метод «сердечной диагностики»  и есть самая точная методика и лучшая технология.

  У всех ребят, записавшихся в кружок, уже имелись первоначальные навыки и умения игры на шумовых ударных инструментах, т.к. знакомство с музыкальными инструментами на занятиях я начинаю уже в группах раннего возраста.  Тем не менее, чтобы выявить способности детей,  в начале учебного года я провела индивидуальную диагностику, по результатам которой можно было судить о возможностях каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу с детьми. На  основании диагностических исследований я песенок, попевок. Ребята сначала проговаривают текст, затем добавляют прохлопывание ритмического рисунка и лишь, затем воспроизводят его на музыкальных инструментах.

  Для осознания соотношений длительности звуков мелодии применяла моделирование их с помощью широких и узких полосок, которые дети выкладывают на фланелеграфе. С этой же целью использовала дидактические игры на определение длительности звуков. Чтобы закрепить появляющееся у детей чувство ритма,  музыкальные инструменты использовались в повседневной жизни детского сада. В каждой группе  имеется музыкальный уголок с необходимым набором детских музыкальных инструментов, музыкальных игрушек.  Чтобы играть слаженно и согласованно, слышать не только свою игру, но и игру всех своих товарищей, требовалась не одна репетиция.

  Венцом наших занятий  стали выступления оркестра на утренниках и развлечениях, которого всегда ждали с большим нетерпением, ведь игра маленьких музыкантов – украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях ребята учились быть ответственными, дисциплинированными,  внимательными.  А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствовалась вдвойне. На занятиях кружка  ребята учатся не только играть на инструментах, но и знакомятся с великими композиторами-классиками, слушают музыку, изучают  различные музыкальные термины и понятия, овладевают элементарной нотной грамотой в игровой и доступной форме.

  В конце учебного года я провела итоговую диагностику,  результаты которой позволили отследить результативность выполнения годовых задач, выявить проблемы, пути и способы их решения, обозначить  перспективы работы кружка на следующий учебный год. Считаю, что за  второй год обучения в кружке ребята добились неплохих результатов.   На занятиях был  создан благоприятный эмоциональный климат, что позволило обеспечить довольно высокий уровень продуктивности в усвоении знаний и приобретении навыков и умений в игре на детских музыкальных инструментах.

  Исходя из этого, на следующий год планирую  организовать кружок для детей старшего дошкольного возраста. Конечно,  нельзя однозначно сказать, что всё запланированное удалось. Конечно же,  были определённые трудности и проблемы, часть из которых я старалась решать в течение года и которые ещё предстоит решить в дальнейшем.  Тем не менее,  считаю, что кружок в детском саду – важное и очень полезное дело.

составила перспективный план работы на 3 года и соответственно ему разработала календарное планирование занятий, на основе программы Кононовой  Н.Г. «Обучаем игре на детских  музыкальных инструментах». На занятиях кружка ребята закрепляли навыки игры на детских музыкальных инструментах, не имеющим звукоряда, таких, как бубны, маракасы,  муз. треугольник, ложки. Основная задача на этом этапе – научить детей передавать простые ритмические рисунки небольших

Результативность опыта

 Главный критерий  в  оценке  результатов  творчески опытов детей       для меня   не  только  правильность  выполненных  заданий,  а  возникли  у  них  интерес  к  этому  занятию,  стремится  ли  каждый  к              самостоятельной деятельности к совершенствованию  своих  поисков.  Лучшая  награда  за  мою  работу сияющие  глаза  детей,  всегда  ожидающие  чуда,  их  быстрый              изобретательный  ум,  раскрепощённость,  неиссякаемый  интерес  к   музыке,  умение  включаться  спонтанно  в  любое  музицирование.

  Проблема  развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста  – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование детских музыкальных инструментов  содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности,  создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.

Консультация  для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  через игру на музыкальных инструментах....

ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам....

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.

Материал представляет собой обобщение творческого и педагогического опыта по освоению игры на различных детских (шумовых) музыкальных инструментах....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...