Перспективное планирование занятий по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по музыке (старшая группа)

Комиссарова Светлана Александровна

Задачи, тематическое планирование, учебно-тематический план занятий по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_zanyatiy_v_st.gr_._po_logoritmike.doc97.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

Перспективное планирование

 занятий по логоритмике

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                 

Разработала: Комиссарова Светлана Александровна

 музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Дорогобуж, 2020

ЗАДАЧИ

 

1.Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.

2.Проведение активной работы по организации детского коллектива.

3.Осуществление коррекционной работы:

- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности;

- формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;

- научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения,   самомассаж;

- развивать музыкальные и творческие способности детей;

- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;

- развивать правильное дыхание;

- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;

- развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память.

4.Воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к природе, животным.

 

 

Тематическое планирование

 

Месяц

Недели

Тема занятий

 

 

Сентябрь

1

Обследование

2

Обследование

3

Времена года. Ранняя осень в городе и в лесу.

4

Осенью в лесу. Деревья.

 

 

Октябрь

1

Осенние грибы.

2

Осенью в саду. Фрукты.

3

Осенью в огороде. Овощи.

4

Собираем урожай в саду и в огороде.

 

 

Ноябрь

1

Перелетные птицы.

2

Домашние птицы.

3

Домашние животные

4

Времена года. Поздняя осень.

 

 

Декабрь

1

Времена года. Зима в городе и лесу.

2

Дикие животные леса.

3

Одежда. Обувь. Головные уборы.

4

Новогодние праздники.

 

 

Январь

1

Каникулы.

2

Каникулы.

3

Мебель.

4

Посуда и продукты питания.

 

Февраль

1

Животные жарких стран.

2

Моя страна и мой город.

3

Праздник дедушек  и пап

 

 

Март

1

Времена года. Весна в городе и в лесу.

2

Праздник бабушек и мам.

3

Профессии.

4

Инструменты.

 

 

Апрель

1

Транспорт.

2

Освоение космоса.

3

Речные и аквариумные рыбки.

4

Насекомые.

 

 

Май

1

День победы

2

Весенние работы в саду и в поле. Травы, злаки и цветы.

3

Садовые и лесные ягоды.

4

Времена года. Лето в городе и в лесу.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Обследование.

Обследование.

«Времена года. Ранняя осень в городе и в лесу»

Закреплять знания детей о временах года.

Развивать слух на неречевых звуках.

Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.

Развивать силу голоса в упражнениях и играх.

 

«Осень: деревья»

Углубить знания детей о временах года, об осени, об изменениях в жизни деревьев, их многообразием, познакомить с народными приметами.

Закрепление артикуляции звука [А] в фонематических упражнениях.

Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

 

 

«Осенние грибы»

Закрепить знания по теме.

Развивать слуховое восприятие на речевых звуках.

Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных.

Развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух.

 

«Осенью в саду фрукты»

Закрепить знания детей о фруктах и ягодах в дидактической игре.

Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласного [У].

Выучить с детьми комплексы оздоровительных упражнений.

Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.

Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата.

 

«Осенью в саду овощи»

Закрепить знания детей об овощах в дидактической игре.

Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласного [У, А].

Выучить с детьми комплексы оздоровительных упражнений.

Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.

Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата.

 

«Собираем урожай в саду и в огороде»

Закрепить знания детей о фруктах, овощах и ягодах в дидактической игре.

Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АИ], [ИА], [АУ], [УА].

Выучить с детьми комплексы оздоровительных упражнений.

Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.

Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата.

 

 

«Одежда, обувь, головные уборы»

Дать знания детям о многообразии материалов, из которых сделаны одежда, обувь, головные уборы.

Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АИ], [ИА], [АУ], [УА].

Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.

Развивать слуховое внимание.

 

«Перелетные птицы»

Закрепить знания детей о перелетных птицах, приметах, связанных с ними.

Закреплять умение различать на слух гласные звуки [А – У - И], определять последний согласный звук в словах.

Развивать коммуникативные навыки детей в подвижной игре.

Развивать общую и мелкую моторику.

 

«Птицы (домашние)»

Закреплять знания детей о домашних птицах, их птенцах, условиях их обитания.

Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.

Упражнять детей в выделении звука [М] в слогах и словах.

Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.

 

«Домашние животные, их детеныши»

Совершенствовать знания детей о домашних животных, их детенышей; их жизни возле человека и их пользе.

Уточнение артикуляции звука [Н], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.

Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.

Развивать мимику детей и пантомимику.

Воспитывать правильное речевое дыхание.

 

 

 

«Времена года.  Поздняя осень»

Систематизировать знания детей об осени.

Уточнить артикуляцию звуков [А – О – У - И], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [ИУО], [УОИ].

Уточнить артикуляцию звука [П], учить выделять его из слогов и слов.

Уточнить артикуляцию звука [Т] в коротком пропевании.

Разучить с детьми комплекс игрового массажа.

Формировать правильное речевое дыхание.

Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру.

 

«Времена года. Зима в городе и в лесу»

Закрепить знания детей о зиме.

Закрепить умение использовать в речи простые предлоги.

Учить детей выделять звук [К] из ряда согласных звуков.

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкальных инструментах.

Воспитывать у детей любовь к природе, животным.

 

«Дикие животные, их детеныши. Подготовка диких животных к зиме»

Закреплять знания детей о диких животных, их детенышах.

Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений.

Уточнить артикуляцию звука [Т] в коротком пропевании.

Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях.

 

«Одежда и обувь. Головные уборы»

Систематизировать знания детей о теме.

Уточнить артикуляцию звуков [К - Т] и закрепить их чистое произношение в речевых играх.

Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.

Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.

 

«Хвойные деревья»

Расширить знания детей о хвойных деревьях.

Закрепить правильную артикуляцию звуков [П - Т] в пропевании слоговых рядов.

Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.

Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.

 

«Новый год»

Закрепить знания детей по теме «Новый год».

Учить детей правильно пропевать звуки [П – Т - К] в логопедических распевках.

Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла, для формирования правильной осанки.

Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.

 

Каникулы

Каникулы

 

«Мебель»

Закрепить знания детей о мебели, о ее производстве и назначению разных видов мебели.

Закрепить правильное произношение звука [Х] в дыхательных играх.

Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.

Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.

 

«Посуда и продукты»

Систематизировать знания детей о посуде.

Закрепить умение детей выделять звук [О] из ряда гласных звуков.

Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи.

Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.

Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.

 

« Животные жарких стран»

Познакомить детей с животными разных стран.

Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.

Учить детей дифференцировать звуки [К - Х] в речевых играх.

Развивать у детей устойчивое слуховое внимание, слуховую и двигательную память.

Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием чистоговорок.

                 «Моя страна и мой город»

Расширить знания детей о своем городе.

Закрепить навыки правильного диафрагмального дыхания, правильной артикуляции гласных [А], [У], [И], [О], согласного [Х’].

Учить детей двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального произведения.

Развивать мелкую моторику пальце рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.

 

«День Защитника Отечества. Праздник дедушек и пап»

Закрепить знания детей о празднике «День Защитника Отечества».

Формировать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.

Уточнить артикуляцию звука [П’], учить детей находить позицию этого звука в словах.

Развивать чувство ритма, метра, темпа, умение слышать сильную долю такта.

Развивать фантазию и творческое мышление детей, умение сочинять сказки, мелодии, последовательности простейших танцевальных движений.

 

«Времена года. Весна в городе и в лесу»

Расширить знания детей о зиме, приметах зимы.

Закрепить правильную артикуляцию звука [Т], учить детей пропевать прямые и обратные слоги с данным звуком.

Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений.

Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса.

 

«Весна. 8 Марта. Праздник бабушек и мам»

Закрепить знания детей о весне, празднике «8 Марта»

Учить детей выделять звук [К’] в речевых играх.

Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук.

Формирование длительного плавного ротового выдоха.

Воспитывать у детей любовь к своей малой родине, ее культуре.

                                                                                           

«Профессии»

Расширить знания детей о профессиях.

Уточнить артикуляцию звука [Ы], вырабатывать силу выдоха в речевых и оздоровительных играх.

Формировать устойчивое слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.

Развивать чувство ритма, умение согласовывать речь с движением.

Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.

 

«Инструменты»

Систематизировать знания детей об инструментах.

Закрепить умение дифференцировать звуки [Ы - И] в речевых играх.

Развивать правильное речевое и физиологическое дыхание.

Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных звуков в логопедических распевках и песнях.

 

«Транспорт»

Закреплять знания детей видах транспорта.

Закрепить умение детей выделять звук [Л’] в оздоровительных и подвижных играх.

Учить детей петь выразительно, слушать друг друга.

Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх.

Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей.

 

 

«День космонавтики»

Систематизировать знания детей о космосе, о первом космонавте, о празднике.

Уточнить артикуляцию звука [Л’ - Й], учить детей выделять эти звуки из ряда согласных звуков.

Развивать способность детей изменять голос по тембру, динамике, высоте.

Формировать слуховое внимание, учить детей начинать и заканчивать пение вместе с музыкой.

Закрепить правильную артикуляцию звука [В] в речевых играх.

Формировать правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.

Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах.

 

«Рыбы»

Систематизировать у детей знания о рыбах, о месте их обитания.

Учить детей определять позицию звука [Ф] в словах.

Развивать общую, ручную, мелкую моторику в общеразвивающих и оздоровительных комплексах упражнений.

Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи.

 

«Насекомые»

Дать детям знания о посуде.

Закрепить умение детей выделять звук [Ф’] в пальчиковых играх.

Формировать выразительность и эмоциональную окрашенность речи в играх-диалогах.

Развивать правильное речевое дыхание, длительный плавный выдох.

 

 

«День Победы»

Расширить знания детей по данной теме.

Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории страны, к старшему поколению.

Формировать артикуляционную моторику и дыхательную мускулатуру.

Развивать двигательное внимание детей, координацию движений в подвижных играх.

Развивать певческие навыки, укреплять голосовой аппарат с помощью оздоровительных упражнений.

                                                  

«Весенние работы в саду и в поле. Травы, злаки и цветы»

Закрепить знания детей о весне.

Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со сменой музыкального материала.

Развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза, цветовосприятие.

 

«Времена года. Лето в городе и в лесу»

Уточнить знания детей о лете, насекомых.

Развивать слуховое внимание и память.

Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа.

Развивать певческие навыки детей, умение выразительно передавать характер песни.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Сформированность знаний по лексическим темам.

Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.

Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.

Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.

Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.

Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

Положительные результаты мониторинга музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети  внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).

Улучшение результатов мониторинга развития речи.

Воспитание бережного отношения к природе, животным.

Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
  2. Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
  3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
  4. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
  5. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
  6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  7. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
  8. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
  9. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
  10. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
  11. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
  12. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
  13. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
  14. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. -  М.: ВАКО, 2005;
  15. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;
  16. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
  17. Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  18. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
  19. Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000;
  20. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  21. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. -  М.: Просвещение Владос, 1994;
  22. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
  23. Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;
  24. Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;
  25. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
  26. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
  27. Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
  28. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
  29. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;
  30. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007;

 

 

 

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний теремок" конспект занятия по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста

Логоритмическое занятие для детей  с общими нарушениями речи. Ребята попадают в осенний лес: играют с листочками, деревьями, встречают теремок с лесными зверятами, которые очень любят музыку....

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований

  Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию   детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований...

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Данное планирование выполнено в личностно-ориентированной модели образования культурологического типа и предполагает создание дидактических условий для развития интеллектуально-познавательных сп...

Перспективное планирование по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование дополнительно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Школа мяча"

Планирование деятельности детей старшей возратсной группы по обучению детей игре в волейбол по упращенным правилам и активной работе с мячом....

Занятие по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ФНР на тему "Путешествие в страну снов"

В данной методической разработке представлено авторское интегрированное занятие по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста....