Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Топаем по лесенке, разыскивая песенку» для детей старшей подготовительной групп
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Куликова Лариса Владимировна

Формировать ритмические и певческие способности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад « Берёзка» р. п. Новые Бурасы Новобурасского района  

                                         Саратовской области»

         Конспект непосредственной образовательной           деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие .Музыка.»

        На тему: «Топаем по лесенке, разыскивая песенку»      

           для детей старшей - подготовительной группы                                                     

                     

                                                   

                                               Музыкальный руководитель: Куликова Л.В.

 

                                               

                                                   2021 год

Тема: «Топаем по лесенке, разыскивая песенку»

Цель занятия:

Формировать ритмические и певческие способности детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

1. Знакомить с особенностью музыкальной речи (фразировкой), ритмического построения фраз, слышать начало и конец музыкальной фразы.

2. Учить детей вступать в музыкальное сопровождение, используя опорный сигнал.

3. Закреплять правильное положение рта при пропевании гласных, учить петь естественным голосом, без напряжения.

4. Упражнять детей в различении ритмических рисунков, соотносить звуки по высоте.

Развивающие задачи:

1. Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.

2. Развивать у детей ритмическое и темповое восприятие.

3. Развивать координацию, переключаемость движений.

Воспитательная задача:

1. Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.

Наглядные: слайдовые фрагменты.

Практические: музыкальные игры, творческие задания.

Материалы и технологии:

Мультимедийная презентация , аудиозаписи, видеослайдшоу; детские музыкальные инструменты (ложки, треугольник, дудочка, маракасы, металлофон, бубен); нотки двух цветов красные и синие.

Ход занятия

Слайд 1

Музыкальный руководитель детей встречает у входа, в самом зале приглушен свет, тихо, музыкальный руководитель с детьми здоровается и говорит тихо, шёпотом, создавая таинственную обстановку.

Музыкальный руководитель: Ребята, как вы во время подошли, ничего не понимаю, в зале не горит весь свет, стало тихо, нигде не слышно ни музыки, ни песен… как – будто музыка исчезла из нашего зала. А ведь именно сегодня, я пригласила в зал гостей, хотела чтобы исполнили знакомые песни. Что же могло случиться?

Звучит сигнал о помощи.

Музыкальный руководитель: Ребята, слышите, это сигнал о помощи, кто – то попал в беду, давайте посмотрим на экран. Для этого пройдите на стульчики и внимательно послушайте.

Слайд 2

Появляется изображение Феи Музыки

Голос феи Музыки: Здравствуйте мои друзья,

О помощи прошу вас я!

Феей Музыки меня зовут,

Дарю добро я всем вокруг.

Но, со мною случилась беда,

Исчезла песенка любимая моя.

Это проделки колдуньи,

Ужасной коварной Скрипуньи.

Песенку от зависти украла,

И её она сломала.

Нотки спрятала неизвестно где,

Помогите скорее найти их мне.

Музыкальный руководитель: Ну что, ребята поможем фее Музыки найти нотки и вернуть песенку. Ведь без музыки мы не сможем петь, танцевать, встречать праздники, да просто жить.

Дети отвечают, что помогут.

Слайд 3

На экране изображена лесенка, состоящая из 7 ступеней.

Музыкальный руководитель: А мне кажется, я знаю, где находится песенка…

Посмотрите, на экране изображена лесенка, но лесенка не простая, а музыкальная. И я думаю, что песня прячется на самой высокой ступени. Но чтобы до неё добраться, нужно пройти все музыкальные ступеньки и на каждой будет для нас задание. Если справимся с ними – найдём любимую песенку феи Музыки.

Музыкальный руководитель: Фея Музыки говорила что Скрипунья спрятала все нотки…Вот смотрите, кажется это одна из них (на стене врассыпную прикреплены нотки) Педагог берет нотку, на которой написано задание.

1 –е задание:

Лишь вспомните правила пения,

Нотка появится тут, без сомненья.

Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь

Спину выпрями скорей ноги в пол и пой смелей

Раз, Два и запел, чистый звук полетел

Руки, плечи всё свободно

Петь приятно и удобно

Музыкальный руководитель: Ребята, а какие правила пения вы знаете?

Как вы думаете, мы справились с заданием? Если нотка появится на ступеньке, значит задание мы выполнили верно.

Слайд 4

В это время, на слайде появляется музыкальная лесенка с первой ноткой.

Музыкальный руководитель: Справились, молодцы! Продолжаем?

Педагог берет 2 нотку, читает задание:4

Песню надо петь со словами,

А какими – подумайте сами.

На экран Вы посмотрите

Слова дружно повторите.

Музыкальный руководитель: Песенка чтобы понятной была, язычок и губки будить пора. Я предлагаю разбудить их с помощью чистоговорок. Слушайте внимательно и четко повторяйте за мной

Слайд 5

 на слайде появляются картинки, иллюстрирующие чистоговорки.

Музыкальный руководитель: Молодцы!

Слайд 6

В это время, на слайде появляется вторая нотка.

 Педагог берет 3 нотку, читает задание:

Нужен аккомпанемент,

Чтобы песня зазвучала,

Инструменты нужно взять

Сказку ими обыграть.

 Музыкальный руководитель: Интересное задание! Я знаю одну забавную сказку, послушайте её.

Рассказывает сказку, на Слайд 7 появляются изображения инструментов в соответствии с текстом. 

Элементарное музицирование «Зимнее рондо» (Т.Тютюнникова)

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней гладкой:

Скок, скок, скок. (ложки)

Скок, скок, скок.

Санки скрипят, (металлофон))

Бубенчики звенят. (бубен)

Дятел стучит (ложки)

Вьюга свистит (дудочка)

Белка на ёлке орешки всё грызёт: «Цок-цок» (треугольник)

Рыжая лисичка зайчика стережёт (маракасы)

Холод, холод, стужа, стужа. …( металлофон)

Снег пушистый кружит, кружит

Ехали мы, ехали, наконец, доехали: (ложки)

С горки «у-ух!». В ямку «бух!» (металлофон)

Приехали!

Музыкальный руководитель: Ребята, а для чего на слайдах появлялись инструменты, когда я рассказывала сказку? Ответы детей.

Стрелочкой назад убрать все инструменты

У себя под стульчиками вы найдете инструменты, возьмите их. Я расскажу сказку ещё раз, а вы помогите озвучить её музыкальными инструментами. Будьте внимательными, нужно начать исполнять свою партию как только на слайде появится ваш инструмент. Чтобы сказка получилась красивой, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструментах.

Слайд 7 

Повторно звучит сказка, но в сопровождении музыкального оркестра.

Музыкальный руководитель: Молодцы! (собрать инструменты)

Слайд 8

 В это время, на слайде появляется третья нотка.

Музыкальный руководитель: А вот и ещё одна нотка на лесенке появилась. Значит, мы и с этим заданием справились.

Берёт 4 нотку. 5

Долгий звук и звук короткий

Есть у песни непременно.

На экране их найдите,

По рисунку спойте верно.

Слайд 9

 Предлагаю вспомнить что обозначают эти схемы.

Как вы думаете, чтобы это значило?

 Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Большие кружочки обозначают долгий звук, а маленькие круги – короткий звук. Долгий звук обозначаем слогом «ТА», а короткий «ТИ-ТИ»

Музыкально-дидактические игры «Пуговки», «Веселые овощи»

Дети все вместе проговаривают и прохлопывают ритмические рисунки, появляющиеся на экране, в соответствии с музыкой.

Слайд 10

Появляется лесенка с 4 ноткой.

Музыкальный руководитель: А вот и следующая нотка нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились.

А теперь давайте немного отдохнем и проведем небольшую физминутку.

 Физминутка: «Танец маленьких утят»

Ну что, ребята, хотите узнать, какое задание нам приготовила следующая нотка?

Давайте присядем на стульчики и послушаем задание.

Берет 5 нотку, читает задание

Начало есть у песни,

Начало есть у фразы,

Услышать вы сумеете

Начало и конец?

Музыкальный руководитель: Вы все знаете, что у каждой песни есть музыкальные фразы. У каждой музыкальной фразы есть начало и конец. Послушайте музыку и скажите что вы себе представляете! (звучит Вальс-шутка)

Очень похоже на полёт бабочки. На начало музыкальной фразы бабочка взлетает, а на конец музыкальной фразы садится на цветок. Сейчас ваша ладошка превратится в легкую бабочку и будет то взлетать, то опускаться. В соответствии с музыкальной фразой. Чтобы услышать начало и конец музыкальной фразы, что нужно делать? (Ответы детей) Да, нужно очень внимательно слушать мелодию, чтобы вовремя взлетала и садилась ваша бабочка.

Игровое упражнение «Музыкальный полёт» (Т.Рогаткина)

У каждого ребёнка на тыльной стороне ладони – бабочка, которая с помощью резиночки крепится на одном или нескольких пальцах. На ковре лежат бумажные цветы, на которые будут опускаться бабочки. Дети поднимают руку в начале музыкальной фразы и опускают на цветок в конце музыкальной фразы.

Слайд 11

Вальс-шутка муз. Д.Шостаковича Видеослайдшоу

Слайд 12

 Появляется нотный стан,5 нотка.

Музыкальный руководитель: А вот и пятая нотка нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились.

Берет 6 нотку, читает задание

Зазвучала песня в ритме,

А теперь – с движением,

Вы на месте не сидите,

В танце весело кружите!

Ритмопластика «Весна-красна»  Слайд 12

Слайд 13

 Появляется лесенка и 6 нотка.

Музыкальный руководитель: А вот и нота нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Мы дошли до 7-й ступени.

Берет 7 нотку читает задание

Вы дошли до вашей песни,

Молодцы, вы справились! 6

Угадайте, что за песня

На ступени спряталась?

Слайд 13

Звучит мелодия вступления и дети отвечают.

Музыкальный руководитель: Конечно это песенка про солнечного зайчика, когда мы поём её вместе с феей Музыкой, то всем дарим тепло, веселье и конечно всегда только прекрасное настроение. Слайд 14 вот и последняя седьмая нотка музыкальной лесенки появилась.

Давайте споём песню и подарим её нашим гостям.

Слайд 15

Песня «Солнечный зайчик» муз. В.Голикова

Голос феи Музыки: Дети вас благодарю, и спасибо говорю!

Вы меня от зла спасли, песенку вернули вы.

И за это вам друзья, на память музыка моя!

Музыкальный руководитель подводит итог.

Вы справились со всеми заданиями, молодцы, вы смогли дойти до песенки. И Фея Музыки дарит вам музыкальный диск с веселыми песенками.

Ребята, посмотрите, в зале остались две нотки. Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи – подойдите к красной нотке, а если вам было скучно, не интересно, подойдите к синей нотке. (Дети делают выбор)

Я вижу, что вы выбрали красную нотку, а что самым интересным для тебя показалось? Скажите, а что-то новое вы сегодня узнали? А вам было трудно? А какое задание было самое трудное для вас?

Потрудились вы прекрасно,

Вы трудились не напрасно,

Все согласны? Да, согласны!

В следующий раз мы с вами отправимся в гости к феи Танца!

И с весёлым настроеньем

Мы выходим все из зала.

До свидания, ребята!

Дети идут по залу под весёлую ритмичную музыку, уходят из зала в группу.

Список использованной литературы.

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.,1981.

2. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Академия Развития, 2006 г.

3. Макшанцева Е.Д. Скворушка: Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста: - М. : АРКТИ, 1998 г.

4. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1994

5. Тарасова К. В. Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве//«Музыкальный руководитель» 2010 г. - №1. – с. 10

Самоанализ к музыкальному занятию в старшей- подготовительной группе.

«Топаем по лесенке, разыскивая песенку» Данное занятие было запланировано мной с учетом образовательной программы, по которой работаю. Я считаю, что ребята на занятии были внимательны, заинтересованы, эмоциональны в силу своих возможностей. Легко шли на контакт. Справлялись с поставленными задачами. В разных видах музыкальной деятельности они проявляли себя по-разному. Для музыкального занятия мной был подобран музыкальный материал: песни, музыкальные произведения. Также подготовлен дидактический материал: музыкальные инструменты и наглядный материал: нотки, презентация. Целью моего занятия было: Формирование ритмических и певческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

При планировании занятия мной были поставлены следующие задачи:

Образовательные задачи:

Знакомить с особенностью музыкальной речи (фразировкой), ритмического построения фраз, слышать начало и конец музыкальной фразы.

Учить детей вступать в музыкальное сопровождение, используя опорный сигнал.

Закреплять правильное положение рта при пропевании гласных, учить петь естественным голосом, без напряжения.

Упражнять детей в различении ритмических рисунков, соотносить звуки по высоте.

Развивающие задачи:

Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.

Развивать у детей ритмическое и темповое восприятие.

Развивать координацию, переключаемость движений.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом. Поставленные мной задачи соответствуют возрастным особенностям детей и программным задачам образовательной программы. Занятие проходило в игровой форме , игровую ситуацию я взяла для поддерживания интереса детей на протяжении всего занятия и более успешного решения поставленных задач. Усвоение музыкальных знаний происходило через все основные виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, слушание, игра на музыкальных инструментах, пение.

На  занятии были использованы такие методы как, наглядный (презентация), словесный (беседа, пение, художественное слово), практический (игра на музыкальных инструментах, ритмическая работа, музыкально-ритмические движения, и проблемный создание проблемно-игровой ситуации: Фея заколдована. Также на занятии были использованы методы стимулирования, итог подводился после каждой части занятия в виде одобрения и похвалы. Считаю, что музыкальное занятие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной атмосфере, поставленные задачи были мной выполнены на необходимом уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной образовательной деятельности воспитателя и детей старшей – подготовительной группы с нарушениями зрения. Тема: «В семье согласно, так и дело идёт прекрасно».

Цель: Закреплять знания о родословной своей семьи. Задачи:Образовательные:1.     Формировать у детей понятие о семье, как о  людях, живущих вместе, любящих друг друга, за...

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Загадки с грядки (осеннее развлечение для детей старшей подготовительной группы)

Познакомить детей с культурой и традициями своего народа, устным народным творчеством (поговорки, пословицы, припевки, песни и т. д.) и прикладным народным творчеством (вышивка)....

Конспект образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старше - подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) № 5 «Чтобы зубки не болели»

Конспект образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старше - подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) № ...

открытое занятие "Топаем по лесенке, разыскивая песенку"

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Топаем по лесенке, разыскивая песенку»Реализация содержания программы в образовательных областях: «Художественно-эстетическое разви...

Конспект развлечения «1 Апреля — День шуток, смеха и веселья!» для детей старшей/подготовительной групп.

Конспект развлечения «1 Апреля — День шуток, смеха и веселья!»для детей старшей/подготовительной групп....