Конспект музыкального занятия с детьми средней группы «В гости к Машеньке» и анализ
план-конспект занятия по музыке (средняя группа)

Щелкунова Анна Германовна

Конспект музыкального занятия с детьми средней группы

«В гости к Машеньке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_muz_zanyatiya.docx20.2 КБ
Файл zachyotnaya_rabota.docx31.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкального занятия с детьми средней группы

«В гости к Машеньке»

Цель. Приобщение детей к ценностям традиционной русской культуры, поддержание интереса к различным видам музыкальной деятельности.

Задачи.

Учить активно воспринимать музыку посредством использования музыкального фольклора;

Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;

Развивать песенную творческую фантазию, умение сочинять свою мелодию для песенки птенчиков;

Формировать звуковысотный, ритмический слух, умение передавать через движения характер музыки, менять движения в соответствии с музыкальными фразами;

Продолжать учить свободно ориентироваться в пространстве.

Материал и оборудование.

Техническое оснащение: мультимедийный экран и компьютер, музыкальный центр;

Музыкальный материал (аудиозаписи): песня «Осень наступила», шум дождя, песни из м/ф «Маша и медведь»;
Демонстрационный материал: карточки, изображающие матрешек для ориентировки в зале (врассыпную, парами, в колонну, в круг);

карточки с изображением мам птиц и их птенцов по количеству детей, музыкальная лесенка;

металлофон;
молоточек – собачка;

магнитная доска.

Ход занятия

Дети под музыку заходят в зал, садятся на стульчики, здороваются друг с другом и педагогом песенкой-приветствием.

Песня-приветствие «Здравствуйте»

(по усмотрению музыкального руководителя)

Слайд 2. Маша в деревне.

Музыкальный руководитель. Ребята, вы знаете, кто нас сегодня приглашает в гости? Девочка Маша из мультфильма «Маша и Медведь». У нее дома живут разные домашние животные и птицы, и она хочет нас с ними познакомить.

Рис. 1.  Маша.

Музыкальный руководитель. На чем можно поехать в гости в деревню? (Ответы детей.) Соня предлагает на поезде. Согласны? Встаньте точно так же, как Матрешки на карточке

Рис. 2.  Матрешки.

Музыкальный руководитель. Садитесь в вагончики, а машинистом будет Егорка

Рис.3. Егорка

Слайд 3. Паровозик едет по лесу.

Музыкально-ритмическое упражнение «Поезд».

Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящему и топающим шагом двигаются по залу под музыку «Паровоз» Л.Компанейца.

 Слайды 4 — 5. Маша встречает детей.

Музыкальный руководитель. Вот мы  и приехали.

 Слайд 6. Домик Маши с домашними животными.

Музыкальный руководитель. Посмотрите на экран и скажите, кто живет у Маши дома. (Дети отвечают, что это кошка, собака, курочка с цыплятами и утка с утятами.)

Кот Васька – это первое домашнее животное, с которым хочет познакомить нас Маша.

 Слайд 7. Кот Васька.

Музыкальный руководитель. Как он мяукает? (Дети отвечают.) У каждого из вас кота получился свой голос и свой характер. А сейчас покажите, пожалуйста, как мяукает кот Васька, когда он находится в добром настроении, например, греется на солнышке. (Дети ласково и нежно мяукают).

Музыкальный руководитель. А каким станет голос Васьки, когда он расстроен. Представьте, например, что у него закончилось молоко или убежала мышка.

Обратите внимание, что голос у кота изменится. А каким он станет, если Васька злится? (Дети мяукают резко и грубо).

Музыкальный руководитель. Вы уже знаете, что человек, который пишет музыку, называется … (композитор). А еще есть народная музыка, которую сочинили люди, жившие очень-очень давно. Каждый, кто слушал такую музыку, добавлял в нее что-то свое. И поэтому первоначальное авторство забылось. Сегодня я хочу познакомить вас с русской народной песней «Ходит Васька серенький». Слушайте  ее внимательно и услышите, как меняется характер и поведение кота (Рис. Кот Васька)

Слушание русской народной песни «Ходит Васька серенький» («Со двора, со дворика» Русские народные игры-хороводы для детей младшего возраста. Сост. М.Медведева. Москва, 2005 г.)

Музыкальный руководитель. Ребята, подскажите мне, какая звучала музыка? (Исполняет фрагменты музыкального произведения).

Сначала музыка была спокойная, плавная – это Васька ходил, умывался.

Потом кот неслышно обходил дом – и музыка зазвучала осторожнее, тише.

А в конце песни кот Васька грозил мышкам – и музыка стала смелая, храбрая, решительная.

Понравилась вам песня? Давайте я еще ее спою для вас на следующем занятии.

 Слайд 8. Домик Маши, кот и собачка.

Музыкальный руководитель. Вот прибежала к крыльцу собачка. Ее зовут Дружок.
Слайды 9, 10. Собачка Дружок.

 Музыкальный руководитель. Дружок просится в дом, потому что собирается идти дождь, а Маша собачку в дом не пускает. Давайте покажем, как Дружок поднимается на крылечко по лесенке и спускается с него. Посмотрите, у меня есть маленький молоточек – с наконечником в виде собачки Дружка. Пусть он ходит по лесенке на магнитной доске вместе с воспитателем, а мы будем показывать движение мелодии рукой.

 Слайды 11, 12. Собачка на лесенке.

Распевка «Лесенка» (Н.А.Ветлугина «Музыкальный букварь», Москва, «Музыка», 1985 г.)

Музыкальный руководитель. Как называется этот музыкальный инструмент? (Демонстрирует металлофон.) Давайте загадывать музыкальные загадки про собачку, как она двигается по лесенке: вверх, вниз или стоит на одном месте. Напомню, как нужно правильно держать молоточек.

Загадки на металлофоне.

Один ребенок играет мелодию на металлофоне, а другой – показывает молоточком на магнитной доске движение собачки по лесенке (см. фото 2

Фото 2. Загадки на металлофоне «Куда идет собачка».

Раздается шум дождя в звукозаписи.

Слайд 13. Домик Маши, дождь. Все животные  спрятались.

Музыкальный руководитель. Вот и дождь начался, все домашние питомцы Машины разбежались. Дети, давайте споем песню про осенний дождик.

Дети исполняют песню «Осень наступила» Музыка и слова С.Г.Насауленко (сборник «Осенью в лесу»,  «Колокольчик» №19, 2000 г.).

См. Приложение 1.

 Слайд 14. Домик Маши. Нет птенцов.

Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята, хорошо песню исполнили.  Дождик закончился. Ой, посмотрите, кого-то не хватает  на рисунке после дождика? (Дети отвечают, что нет птенчиков). Да, ребята, птенцы, наверное, испугались дождя и спрятались. Давайте позовем их.

 Слайды 15-17. Курица, утка, гусыня.

 Музыкально-дидактическая игра «Где мои детки?»

Воспитатель предлагает каждому ребенку взять  карточку с изображением цыпленка, утенка или гусенка. Музыкальный  руководитель демонстрирует слайд с изображением мамы-курицы и поет на ноте «до» первой  октавы: «Где мои ребятки? Ко-ко-ко». Дети, у которых карточки с цыплятами, поют на ноте «соль» первой октавы: «Мамочка, мы здесь. Ко-ко-ко». Дальше  своих птенцов ищет мама-утка и мама-гусыня (см. рис. 3).
Рис 3. Васнецов Ю. Курочка.

Музыкальный руководитель. Ребята, а кто хочет придумать свою новую песенку для ваших птенчиков?

Песенное творчество. Дети импровизируют в исполнении несложных мелодий.

Слайд 18. Домик Маши. Все домашние животные на месте.

Музыкальный руководитель. Все птенчики вышли из укрытий. А два веселых гуся никак не хотят выходить из канавки. От кого же они спрятались? От Машиной бабушки? Давайте покажем инсценировку. Встаньте врассыпную по залу.

Инсценировка р. нар. песни «Два веселых гуся».

(М.Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду». Москва, 2010) 

Слайды 19, 20. Два веселых гуся.

Дети исполняют инсценировку песни «Два веселых гуся».

Рис 4. Два весёлых гуся.

 Музыкальный руководитель. Все птицы нашлись. Обрадовалась Маша, и ей захотелось вместе с вами поплясать. Выходите, ребята, на «Парную пляску».

Дети исполняют «Парную пляску» лит.нар.мел. обр.Т. Попатенко (Сб. «Музыка в детском саду: песни, игры, пьесы для детей 4-5 лет» Сост. Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Москва, 1967 г.)

 Слайд 21. Кот Васька.  

Музыкальный руководитель. Машин кот Васька очень хочет, чтобы вы поиграли с ним. А кто будет котом – поможет определить считалка. Да не простая, а её придумали в старину в нашей Вологодской области в Кадуйском районе.

— Марфушека, подай ведро.

— На что ведро?

— Коров доить. Тебе водить.

Музыкально-ритмическая игра «Хитрый кот». Музыка и слова С.Г.Насауленко (Сборник «Музыкальные игры» «Колокольчик», №12, 1999 г.).

На вступление выходит кот, присаживается посреди играющих на корточки. Дети-мышки гуляют по залу и поют. С окончанием песни кот ловит мышек. Игру повторить 2 – 3  раза со сменой ведущих.

Слайд 22. Маша с петушком.

Музыкальный руководитель. Очень весело играть во дворе у Маши, но нам пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с Машенькой, спойте ей «До свидания». На чем мы поедем обратно? Встаньте друг за другом — наш поезд отправляется в детский сад.

 Слайд 23. Паровозик едет по лесу.

Музыкально-ритмическое упражнение «Поезд».

Дети, как в начале занятия, встают друг за другом, кладут руки на плечи впередистоящему и топающим шагом идут по залу под музыку «Паровоз» Л.Компанейца.

песня «Паровоз» муз. З. Компанейца, сл. О. Высотской, исп. Юлия Степанова-Пинус.

 Слайды 24, 25. Детский сад.

Музыкальный руководитель. Мы вернулись в детский сад. Давайте встанем в круг,  и вы скажете: понравилось ли вам наше путешествие к Маше? А может быть, в следующий раз Маша нас позовет в гости к самому медведю Мише. Давайте на прощание все вместе  негромко скажем: «Мы молодцы». (Дети произносят фразу.) А теперь скажите ее чуть громче, и еще громче. Вы, действительно, молодцы!

(Дети уходят из зала под музыку из мультфильма «Маша и медведь»).

Макарова Юлия Игоревна, музыкальный руководитель,

МБДОУ «Судский детский сад комбинированного вида «Светлячок»,

поселок Суда, Вологодская обл.



Предварительный просмотр:

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

Институт педагогики и психологии

Кафедра дошкольного образования

ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА

«ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Исполнитель: 6355 группа

Сметанина Анна Германовна

Руководитель:

к.пед.н,доцент

Шабанова  Елена Николаевна

Сыктывкар,2018

ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МАША, 3 ГОДА

1.Источниками  музыкальной деятельности  являлись музыкальные занятия, на которых Маша при звучании музыки моментально выполняла различные танцевальные движения такие, как пружинка, хлопки в ладоши, кружение вокруг себя. Также на занятии она выразительно, попадая в ноты, исполняла произведение «Осенняя песенка» муз. Ан. Александровой, при этом пританцовывала.

В самостоятельной  музыкальной деятельности Маша исполняла русскую народную песню «Зайчик».

2.Характер музыкальной деятельности ребенка.

У Маши направленность отношений –  мир социальных отношений, т.к. в музыкальной деятельности Маша  ориентируется на другого человека-воспитателя, редко на  сверстника (при пении, танце), «примеривает» социальные роли и отношения (певица поёт для зрителей).

Ведущая деятельность у Маши - игровая, а характер музыкальной деятельности - музыкально-предметный. Она под композицию  С. Разареновой  «Колыбельная»  убаюкивала куклу Катю.

3.Структура самостоятельной музыкальной деятельности:

1)Маша  выбирает певческую деятельность совместно с музыкально-ритмическими движениями, напевает знакомые ей песни (русская народная песня «Зайчик», песня «Тише, тише», муз. М. Сребковой) и подбирает под них соответствующие движения (пружинка, поскок, кружение вокруг себя, разведение рук в стороны, повороты, поочерёдное выставление ножки на пятку) редко привлекает сверстников к участию, а если и привлекает, то в  распределение ролей отводит себе главную роль «певица», а сверстникам второстепенные роли - «зрители». При исполнении песни иногда использует расчёску вместо микрофона.

2) Применяет адекватные способы действия – Маша исполняет знакомую ей песню («Тише, тише», муз. М. Сребковой), которую ранее изучали на музыкальных занятиях, и составляет танец из различных музыкально-ритмических  движений (пружинка, повороты, кружение вокруг себя), которые также изучались на музыкальных занятиях.

3) Маша совершенствует  (Во время танца передвигается по чёткому кругу, при повороте поворачивает только туловище, а полностью тело) свои  действия по ходу развития деятельности, а также  высказывает предположения  по ее дальнейшему ходу и окончанию. Например:  «в конце танца буду кружиться».

4.Содержание самостоятельной музыкальной деятельности. 

У Маши наиболее ярко выражена исполнительская деятельность. Ей очень нравится петь и подбирать музыкально-ритмические движения под ту или иную песню. Маша очень эмоционально исполняет песню, умеет подбирать соответствующие движения под грустную, весёлую, медленную и быструю  песню. Например, при исполнении  русской народной песни «Петушок» Маша медленно кружится вокруг себя, плавно разводит руки в стороны, может прокомментировать свои движения.

Если педагог просит показать тот или иной образ в пении или танце, то Маша с легкостью справляется. Например, при исполнении танца под произведение Л. Банниковой;  «Птички летают»  педагог просит показать Машу как летают птички. (Маша разводит  руки в стороны, плавно поднимает и опускает их, свободно передвигается  по группе).

5.Виды руководства самостоятельной музыкальной деятельностью.
В самостоятельной музыкальной деятельности  
воспитатель косвенно руководит деятельностью. Она старается повлиять на музыкальные впечатления, создаёт благоприятные условия, способствующие развертыванию деятельности и творчества, соучаствует в музыкальной деятельности Маши, поощряет самостоятельную музыкальную деятельность (Воспитатель предлагает Маше атрибуты: маску зайки, птички. При убаюкивании куклы Кати отмечает, то как Маша ласково поёт и плавно качает куклу Катю).

    6.Модели взаимодействия воспитателя с ребенком, способствующие формированию и развитию навыков самостоятельной музыкальной деятельности.

 Воспитатель в самостоятельной музыкальной деятельности Маши выступает, как взрослый — «партнер», то есть она вместе с Машей определяет варианты совместного участия, прогнозируя предполагаемый результат. Например, в убаюкивании куклы Кати воспитатель предлагает Маше уложить куклу в кроватку для того чтобы кукла Катя спокойно спала.

7.Ребёнок-субъект музыкальной деятельности

В музыкальной деятельности Маши наблюдаются  эмоциональные  субъектные  проявления.

Они выражаются в интересе к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Маша участвует в разных видах музыкальной деятельности таких, как пение, музыкально-ритмическая деятельность. Она избирательно относится  к музыке, может скучать во время слушания, но оживляется в ходе музыкальных игр, пения, музыкально-ритмической деятельности.

Для поддержания субъектности  Маши в самостоятельной музыкальной деятельности педагогу необходимо использовать методы:

  • Художественно-практический, с помощью которого педагог  побуждает ребёнка к передаче различных переживаний в самостоятельной музыкальной деятельности. Также педагог  может ставить проблемную ситуацию («Кукла Катя не умеет танцевать», давайте научим её и придумаем движения. Какие движения вы знаете? Покажите и т.д.);
  • Метод создания композиций (Машенька, покажи  какие движения подойдут под весёлую мелодию и т.д.);
  • Метод моделирования художественно-творческого процесса (Петрушке грустно, что можно сделать, чтоб его развеселить? Давайте превратимся зайчиков и потанцуем и споём с ним. Как  мы Маша будем танцевать? Какие движения? А как мы будем петь? и т.д.);
  • Метод активизации творческих проявлений ребенка.

Анализ содержания музыкального уголка

Показатели:

  1. В группе есть музыкальный  уголок. Музыкальный уголок не доступен для детей, т.к. располагается на верхней полке шкафа, по просьбе ребёнка педагог даёт тот или иной музыкальный инструмент.
  2. Перечень музыкального оборудования:
  • Пластмассовые погремушки (на количество воспитанников и воспитателя)
  •  Пластмассовые бубны (5 штук);
  •  Пластмассовые игрушечные синтезаторы (2 штуки);
  •  Пластмассовые дудочки(10 штук);
  •  Деревянные ложки (по 2 штуки на каждого ребёнка);
  •  Металлофон (1 штука);
  •  Различные музыкальные пособия.
    Оборудование  качественное, без повреждений.
  1.  Содержание музыкального уголка соответствует  возрастным особенностям детей.
  2. Содержания музыкального уголка соответствует интересам и предпочтениям детей. (Когда воспитатель предложила детям потанцевать с погремушками и в центр ковра выложила корзинку с погремушками, дети моментально подбежали за погремушкой и  под музыку начали исполнять танец, при этом активно используя погремушку)

Характерные проявления ребенка-слушателя

Показатели

Варианты детских реакций, поведения

Интерес к слушанию
музыки

Сама не просит послушать музыку, но когда педагог включает композицию, то Маша слушает её, сопровождает  различными танцевальными движениями и охотно рассуждает по завершению прослушивания. Например, при прослушивании произведения Т. Попатенко; «Листопад». Маша плавно разводила руки в стороны и выполняла ножками пружинку. После прослушивания Маша сказала: «музыка грустная, потому что она про дождик».

Эмоциональность и активность восприятия музыки

Не всегда сосредоточивается на музыкальном произведении и погружается в него.

После прослушивания произведения, пытается прокомментировать его (После прослушивания произведения Т. Попатенко; «Листопад» Маша сказала: «музыка грустная, потому что она про дождик».Расстраивается или радуется при прослушивании музыки.

Вчувствование

в музыкальное произведение,

 сопереживание, сочувствие музыкальному образу

Чувствительность Маши выражается в улыбке или её отсутствии, в движениях которыми она сопровождает музыку. В беседе с педагогом, после прослушивания грустной композиции  Маша говорила, что зайка грустит.

Впечатления о музыке, суждения и эстетические оценки о ней

Когда педагог спросила, какая это музыка, то Маша сказала, что музыка красивая и грустная.

Идентификация с музыкальным образом

При прослушивании музыки отражала музыкальный образ и говорила «зайки прыгают, им весело».

Творчество

Маша самостоятельно придумывала различные плавные танцевальные движения после прослушивания и обсуждения композиции (Маша плавно разводила руки в стороны и выполняла ножками пружинку)

Характерные проявления ребенка-исполнителя

Показатели

Варианты детских реакций, поведения

Общие исполнительские умения

Художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа

Маша эмоционально реагирует на характер музыки. Иногда уже во время звучания музыки начинает придумывать и показывать какие-либо движения( пружинка, поскок, кружение вокруг себя, разведение рук в стороны, повороты, поочерёдное выставление  ножки на пятку. Если звучит песня, то пытается подпевать, еще не зная слов. Несмотря на внешнюю непоседливость, слушает музыку внимательно.

Понимание (декодирование) музыкального образа

Маша вслушивается в характер музыки, сопереживает. Выражает (При исполнении русской народной песни «Зайчик» Маша улыбается) эмоции по поводу услышанной музыки, делиться эмоциональным впечатлением с другими детьми и педагогом

(Говорит, что зайке весело, он радуется).

Деятельностное выражение эмоционального отношения к музыкальному образу

Маша активно стремится к исполнению (Напевает знакомые ей песни)Не дожидается показа педагога. Чувствует себя уверенно, настроена на успешность исполнительства. Часто говорит, что она певица.

Интерпретация и создание музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности

В поведении Маши  сочетаются  стремление следовать указаниям педагога    по    созданию    музыкального    образа    с    обязательным собственным эмоциональным отношением к изображаемому герою (При исполнении русской народной песни «Зайчик» Маша улыбается, изображая радостного зайку ).

Специальные исполнительские умения

Выраженная продуктивная успешность: 
- в пении; 

Маша качественно поёт на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности. Говорит, что очень любит петь.

- в музыкально-ритмических движениях;

Маша всегда сопровождает певческую деятельность различными музыкально-ритмическими движениями, подходящими под то или иное произведение. (При исполнении русской народной песни «Зайчик»

Маша использует  пружинку, поскок)

- в игре на детских музыкальных инструментах

Маша не обращается  к игре на музыкальных инструментах.

Характерные проявления ребенка-сочинителя

Показатели

Варианты детских проявлений, реакций, поведения

Интерес к сочинительству, творчеству

Маша постоянно что-то напевает, болтает, комбинирует известные движения в новый танец. (Напевает песенку про ёлочку, про мишку)

Направленность мотивов художественной деятельности на ее результат (относительно новый продукт)

Помимо интереса к самому творческому процесс, огромный интерес у Маши  вызывает его результат: она всегда знает, что получится в конце новая  мини-песенка, новый  мини-танец  и с легкостью готова рассказать об этом.

Качество способов творческих действий

 Танцевальные движения и пение Маши всегда ярко отличается от результатов музыкальной деятельности других детей

Качество продукции

Каждый день Маша исполняет  различные  песни и подбирает им подходящие танцевальные движения.(Напевает песенку «про ёлочку» и кружится вокруг себя, «про мишку» имитирует ходьбу мишки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия для детей средней группы "В гости к Гномику"

Конспект музыкального занятия для детей средней группы, направленного  на развитие звуковысотного и ритмического слуха....

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Цель занятия:1. Продолжать знакомить детей с жанром - песня; учить детей слушатьпроизведение до конца, способствовать развитию навыков выразительной передачи движений, отображающих характеризображаемы...

Методическая разработка плана-конспекта музыкального занятия с детьми средней группы «Здравствуй, зайчик!»

Цель:Формирование музыкальных способностей детей посредством музыкально-дидактических игр.Задачи:«Художественно-эстетическое развитие»развивать умение слушать и называть музыкальные произведения;закре...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «В гости к Машеньке».

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «В гости к Машеньке».Цель: Формировать у детей представление об элементарных этических нормах.Задачи: - Овладение детьми правил х...

Конспект музыкального занятия с детьми средней группы «Зимние забавы».

Данный конспект может быть использован музыкальными руководителями и воспитателями для детей средней группы...

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы «В гости к нам пришла Матрешка»

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности....

Технологическая карта музыкального занятия с детьми средней группы «Путешествие в цирк. Развитие ритмического и динамического слуха на основе интеграции различных видов музыкальной деятельности», составил музыкальный руководитель Наприенко Е.В.

За Цель: развитие эмоциональной сферы в процессе овладения музыкально – ритмическими движениями дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:Слу...